План по самообразованию Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Блиева Лариса Борисовна

Что дает экспериментальная деятельность?

    Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.

    У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.

    Главное, создать воображение ребенка целостные живые образы разных уголков Земли и окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lara_sam.docx59.68 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

     Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной                      

                    активности дошкольников».

Период работы: один год (2018-2019)

Актуальность:

На протяжении всего дошкольного детства , наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

        Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть  стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро  и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.

        Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Цель:

  1. Повысить свой профессиональный уровень
  2. Помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования
  3. Изучить методическую литературу по данной теме
  4. Пополнять экологический уголок

Задачи:

  1. Углублять представления о живой и неживой природе
  2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов
  3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира
  4. Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни
  5. Создание картотеки экспериментов и опытов

Сроки

Форма работы

Практические выходы

Сентябрь-октябрь

Изучение методической литературы

Подбор книг, статей из журналов

Ноябрь

Разработка плана по теме самообразования.

План по самообразованию

Ноябрь

Сбор необходимого инвентаря и оборудования  

Оформление уголка мини-лаборатории и оснащение ее необходимым материалом

Ноябрь

Поиск интересной информации о явлениях природы

Папка-передвижка для родителей и детей (Приложение №1)

Декабрь

Составление и изготовление картотеки экспериментов

Картотека

Декабрь

Подготовка консультаций для родителей

Материалы консультаций

Декабрь-Апрель

Проведение опытов и экспериментирования с детьми

Зарисовка детьми схем опытов

Май

Анализ работы по самообразованию

Прогноз на будущее

Взаимодействие с родителями:

Подготовка консультация для родителей по следующим темам:

  • «Ребенок- исследователь в детском саду»,( Приложение  №2)
  • «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», (Приложение №3)
  • «Развитие любознательности детей, через детское экспериментирование». (Приложение №4)

Работа с детьми:

Опыты

Материалы

Задачи

Декабрь

№1

«Воздух повсюду»

Воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.

Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость

№2

Почему все звучит?

Бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.

Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета

№3

Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем

Ширма с тремя круглыми прорезями (для рук и носа), газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, футляры от киндер-сюрпризов с дырочками; в футлярах: чеснок, кусочек апельсина; поролон с духами, лимон, сахар.

Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши — слышать, узнавать различные звуки; нос — определять запах; пальцы — определять форму, структуру поверхности; язык — определять на вкус)

№4

Каждому камешку свой домик

Различные камни, четыре коробочки, подносы с песком, модель обследования предмета, картинки-схемы, дорожка из камешков.

Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

Январь

№1

«Песочная страна»

Песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.

Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка

№2

Свет и тень

Оборудование для теневого театра, фонарь.

Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

№3

Тающий лед

Тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки.

Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

№4

Таинственные картинки

Лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши.

Познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением.

Февраль

№1

«Угадайка!»)

Предметы одинаковой формы и размера из  разных материалов: дерева, металла, поролона, пластмассы; 
емкость с водой; емкость с песком; шарики из разного мате- 
риала одинакового цвета, сенсорный ящик.

Показать детям, что предметы имеют вес, который 
зависит от материала.

№2

Что отражается в зеркале?

Зеркала, ложки, стеклянная вазочка, алюминиевая фольга, новый воздушный шар, сковорода, рабочие питы.

Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

№3

Фонтанчики

Пластиковые бутылки, гвозди, спички, вода

Развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение.

№4

Цветной песок

Цветные мелки, песок, прозрачная емкость, мелкие предметы,2мешочка,мелкиетерки,миски,ложки(палочки,)небольшие банки с крышками.

Познакомить детей со способом изготовления цветного песка(перемешав  с цветным мелом);научить пользоваться теркой.

Март

№1

«Свет повсюду

Иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.

Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

№2

Песочная страна

Песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.

Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

№3

Водяная мельница

Игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с кодой, тряпка, фартуки по числу детей

Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы

№4

Солнечные зайчики

Зеркала 

Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Апрель

№1

«Разноцветные шарики»

Палитра, гуашевые краски: синяя, красная, (желая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением (по 4—5 шариков на каждого ребенка), фланелеграф, модели — цветные крути и половинки кругов (соответствуют цветам красок), рабочие листы.

Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой

№2

Волшебное сито

Совки, различные сита, ведерки, миски, манная и рис, песок, мелкие камешки

Познакомить детей со способом отделения к; ков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью развить самостоятельность

№3

Ловись, рыбка, и мала, и велика

Игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы.

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

№4

Что растворяется в воде?

мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой, ложки или палочки, подносы.

Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

Что дает экспериментальная деятельность?

Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.

У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.

Главное, создать воображение ребенка целостные живые образы разных уголков Земли и окружающего мира.

В ходе работы в специально подготовленной среде, дети:

  • Проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации;
  • Задают вопросы: почему? Зачем? Как?;
  • Стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…»;
  • Проявляют интерес к познавательной литературе;
  • Умеют выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях;
  • Пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты;
  • Применяют свои знания в жизни.

Оснащение детской лаборатории:

  • Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, песочные часы, компасы и магниты;
  • Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;
  • Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;
  • Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы и деревянные катушки;
  • Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, нождачная;
  • Красители: ягодный сироп, акварельные краски;
  • Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки;
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, стейки , нитки.

Заключение:

Изучив методическую литературу по данной теме, я значительно повысила свой профессиональный уровень. Посредством опытов и экспериментов дети смогли раскрыть перед собой удивительный мир экспериментирования. Также мне удалось привлечь родителей к процессу создания мини-лаборатории.

Для развития познавательной активности детей в свободной деятельности я использовала опыты. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:

• бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.

• дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.

• пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.

• ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.

• вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться, менять цвет и т. д.

• воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д

Во время проведения опытов дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать? », обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет если, учатся сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций.

Трудности, с которыми я столкнулась по данной теме:

  • Создание лаборатории.
  • Очень труден этап лабораторных записей. Дети не любят записывать.
  • Заинтересованность родителей по данной теме очень мала.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме: «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста», я пришла к выводу, что опыт  работы в данном направлении  эффективен для развития познавательной активности детей в процессе опытно – экспериментальной  деятельности. 

  Список литературы 

  1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.
  2. Виноградова Н.Ф«Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
  3. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
  4. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
  5. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
  6. Иванова А.ИМетодика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
  7. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
  1. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
  1. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию. Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности  дошкольников»...

Перспективный план по самообразованию. Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Материал полезен для воспитателей.На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная ...

САМООБРАЗОВАНИЕ Тема: Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Что я слышу - забываю,Что я вижу – помню,Что я делаю – понимаю.Конфуций. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности...

План по самообразованию Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».

План по самообразованиюТема:«Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»....

План по самообразованию по теме «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».

Методическая разработка для развития познавательной активности детей 5-7 лет  . Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает активизировать познавательную деятельность, строить от...

План самообразования по теме: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников»

Современному обществу нужны образованные, нравственные, отличающиеся мобильностью люди с конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их во...