План по самообразованию Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».
опыты и эксперименты (старшая группа)

План по самообразованию

Тема:

«Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_galahovoy_n.v.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – «Детский сад № 239»

(МБДОУ ЦРР – «Детский сад № 239)

План по самообразованию

Тема:

«Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».

Воспитатель: Галахова Н. В.

 

        

Актуальность.

Что я слышу - забываю,

Что я вижу – помню,

Что я делаю – понимаю.

                        Конфуций.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если задание проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго. Современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому. Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства.

 Цель: повышать свой профессиональный уровень, способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, способствовать стремлению к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи самообразования:

- повышать собственный педагогический опыт через изучение специальной литературы;

- создавать условия для исследовательской активности детей через пополнение предметно – пространственной среды;

- повысить заинтересованность родителей в вопросе познавательного развития детей через беседы, консультации, папки-передвижки, родительские собрания;

- разработать перспективный план саморазвития по данной теме;

- развивать умения пользоваться приборами – помощниками при проведении игр-экспериментов;

Задачи:

Образовательные:

- расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей;

- формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основании полученных результатов;

Развивающие:

- развитие стремления к поисково- деятельности;

- способствование овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами;

- развитие мыслительной активности, умения наблюдать, анализировать, делать выводы;

- создание предпосылок формирования практических и умственных действий;

Воспитательные:

- воспитание интереса к познанию окружающего мира;

- стимулирование желания детей экспериментировать;

- формирование коммуникативных навыков;

Формы работы с детьми:

1. Подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей;

 2. Фронтальная работа;

 3. Индивидуальная работа;

Формы работы с родителями:

1. Анкетирование;

2. Консультирование;

3. Совместное проведение конкурсов;

4. Создание продукта деятельности.

Работа с педагогами:

1.Консультация для педагогов: «Организация детского экспериментирования в ДОУ» (октябрь)

2. Мастер-класс для педагогов «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей» (декабрь)

3.Выступление с отчётом о проделанной работе (май)

Предполагаемые результаты:

  1. Коммуникативные: умение слушать, обсуждать визуализировать свою идею;
  2. Манипулятивные: умение пользоваться инструментами и технологиями;
  3. Социальные: совместное обдумывание и обсуждение, способность исполнять разные социальные роли, терпимость друг к другу, самодисциплина;

Формы представления результатов самообразования:

1.Консультации для родителей и педагогов по организации детского экспериментирования;

2.Оформление папок-передвижек;

3.Картотека дидактических игр по познавательно-экспериментальной деятельности;

4.Модификация центра экспериментирования;

5.Презентация проекта;

Перспективное планирование опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе

Подбор и изучение методической литературы, пополнение РППС

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Изучение источника: Рыжова Н.А.  Игры с водой и песком // Обруч, 1997г.-№ 2

Рыжова Н.А. Опыты с песком и глиной

Пополнение РППС: Составление картотеки «Опыты с песком и глиной для детей старшего возраста»

 Опыт: «Откуда берётся песок и из чего  он состоит»

Привлечь родителей к созданию и пополнению экспериментально – развивающей среды в группе и пополнению библиотеки энциклопедиями

Опыт: «Песочная форма»

 Тема: «На песочном острове» (рисование песком).

Октябрь

Изучение источника: Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста

Пополнение РППС: Оформление картотеки «Опыты с солью»

Опыты: «Соль и вода»

Рекомендации родителям: провести дома «Простые опыты с солью».

Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

«Выпаривание соли»

«Сортировка» (разделить соль и перец)

Ноябрь

Изучение источника: Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.

Пополнение РППС

Оформление картотеки «Опыты с воздухом»

Опыты: «»Воздух – невидимка»

Консультация «Экспериментируем с воздухом дома»

Домашнее задание: «Целевая прогулка по городу» (наблюдение за воздухом и водой во время прогулки)

 «Воздух и пустые предметы»

«Воздух и вода», «Лодочки»

Декабрь

Изучение источника: Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. - Детское экспериментирование: Старший дошкольный возраст

Пополнение РППС: Пополнение центра экспериментирования атрибутами для опытов с водой

Опыты: «Откуда берётся иней»

Консультация «Удивительное рядом»,

Папка – передвижка: «Как ответить на вопросы маленького почемучки?»

«Зачем растениям снег»

«Забавные игры со льдом»

Январь

Изучение источника:

Наталья Зубкова: «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет.», «Научные ответы на детские "почему". Опыты и экспер. для детей на свежем воздухе. Набор развив. Карт»  

Пополнение РППС

Пополнение центра экспериментирования атрибутами для опытов с магнитами

Опыты: «Вкус и запах воды»

Памятка для родителей: «Что нужно и чего нельзя делать для поддержания интереса детей к экспериментированию?»

Презентация для родителей «Маленькие учёные»

«Чудеса в стакане»

Наживка для льда»

«Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку)

Февраль

Изучение источника:

Дыбина О.В «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты в детском саду»      Пополнение РППС        Оформление картотеки «Опыты с магнитами»

 Опыты: «Волшебный магнит»

Консультация «Магниты в жизни ребёнка»

Конкурс на проведение лучшего опыта в домашних условиях (фотоотчёт)

«Магия магнита»

 «Как достать скрепку из воды, не замочив рукава»

Март

Изучение источника:

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий Авторы-составители: Мартынова Е. А. / Сучкова И. М.

Пополнение РППС

Пополнение центра экспериментирования вертушками для определения силы ветра

Опыты: «Живая вода»

Консультация «Роль семьи в развитии познавательной активности детей»

«Как питаются растения»

«Для чего корешки»

«На свету и в темноте»

Апрель

Изучение источника:

Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред.Л.Н. Прохоровой

Пополнение РППС

Оформление картотек «Опыты «Зеркало», «Свет и тень»»

Опыты: «Солнечный зайчик“

Памятка для родителей:            Проведите прогулку по зимнему парку с пользой»

Папка-передвижка «Познавательные опыты дома»

«Тайна»

«Как поднять единицу»

«Знакомство с лупой»

Май

Изучение источника:

Стивен У. Мойе «Занимательные опыты с бумагой», 

Пополнение РППС

Опыты: «Почему мы видим разные части Луны»

«Как спутник вращается вокруг земли».

Итоговое открытое занятие для родителей

«Калейдоскоп фокусов»

«Метеориты и метеоритные кратеры».

«Где ночует солнце?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию. Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности  дошкольников»...

Перспективный план по самообразованию. Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Материал полезен для воспитателей.На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная ...

САМООБРАЗОВАНИЕ Тема: Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Что я слышу - забываю,Что я вижу – помню,Что я делаю – понимаю.Конфуций. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности...

План по самообразованию Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Что дает экспериментальная деятельность?    Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.    У...

План по самообразованию по теме «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».

Методическая разработка для развития познавательной активности детей 5-7 лет  . Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает активизировать познавательную деятельность, строить от...

План самообразования по теме: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников»

Современному обществу нужны образованные, нравственные, отличающиеся мобильностью люди с конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их во...