Развитие познавательной активности дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность
статья по окружающему миру

Стрельцова Валерия Валентиновна

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti_doshkolnikov_.docx15.62 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности дошкольников через

опытно– экспериментальную деятельность.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

Экспериментирование вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: высоко - низко – далеко - близко, мягкий - твёрдый – тёплый - холодный и прочее). В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков).

Исследовательская деятельность дошкольников включает следующие этапы:

- выделение и постановка проблемы;

-поиск и предложение возможных вариантов решений (гипотеза);

-сбор материала;

-обобщение полученных данных, формулировка выводов.

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Педагогу необходимо:

- создавать условия для исследовательской активности детей;

- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность;

- развить умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни;

В работе необходимо следовать следующим принципам;

работа небольшими группами;

создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;

включение игровых упражнений;

активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;

выполнение нетрадиционных заданий;

решение проблемных ситуаций;

моделирование и анализ заданных ситуаций;

показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;

инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;

пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;

вопросы к детям.

В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут: -- представления о свойствах веществ;

- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования;

- навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать;

Список литературы

Дыбина О. В «Ознакомление с предметным и социальным окружением» средняя группа. Для занятий с детьми 4-5 лет Издательство МОЗАИКА- СИНТЕЗ Москва, 2014г.

Дыбина О. В «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

Иванова А. И. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова – М.: ТЦ «Сфера», 2004.

М. Султанова: «Простые опыты с водой (с воздухом, с бумагой)».

Н. Е. Вераксы, О. Р. Галимов: «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников».

Е. А. Алябьева «Природа» (сказки и игры для детей).

С. Н. Николаева «Юный эколог» (для работы с детьми 3 – 5 лет).

 «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2008.

«Ребенок в мире поиска» Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста /Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: ТЦ «Сфера», 2005.

В. В. Москаленко «Опытно – экспериментальная деятельность».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности дошкольников, через опытно-экспериментальную деятельность.

Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации; дети становятся в ней субъектами - носителями предметно-практической деятельн...

Развитие познавательной активности дошкольников, через опытно-экспериментальную деятельность.

Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации; дети становятся в ней субъектами - носителями предметно-практической деятельности и познания, "активными делателями", эт...

Развитие познавательной активности дошкольников через опытно- экспериментальную деятельность.

Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного  дошкольного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательско...

«Развитие познавательной активности дошкольников через опытно- экспериментальную деятельность».

Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать самих дошкольников в познание реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений...