Мастер-класс "Развитие познавательной активности детей через-опытно-экспериментальную деятельность"
опыты и эксперименты по окружающему миру

Бикташева Ангелина Сергеевна

Мастер-класс

"Развитие познавательной активности детей через-опытно-экспериментальную деятельность"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский

(МАДОУ д/с «Алёнка»)

Мастер-класс

по теме самообразования

«Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»

Воспитатель: Бикташева А. С.

г. Советский, 2022

Цель мастер-класса: Продемонстрировать  воспитателям некоторые виды экспериментирования.

Задачи: 

1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться  приобретенным опытом с другими людьми.

Материалы и оборудование: таз  водой, заготовки цветов из бумаги, карандаши, два стакана с газированной водой, виноград, спички, плоские тарелочки, 5 стаканов, сахар, вода, краски 4-х цветов, шприц.

Кол. человек: 8

Ход мастер класса

Слайд 2.  Хочу начать свое выступление с китайской пословицы

Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.

 Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе экспериментальной деятельности и экспериментирования.

Слово «эксперимент» происходит от греческого и переводится как «проба, опыт».

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему  через опыт его личных ощущений,  действий, переживаний.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выгодский.

В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность  удовлетворить присущую им любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет…), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.

Чем разнообразнее  и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми.

Дети очень любят играть  и слушать сказки,  поэтому все опыты буду показать в виде сказки и игры. Считаю  это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать  новую информацию в близкой для них форме. Сказка называется «Путешествие  Алисы в мир чудес». 

Воспитатель:  Жила была девочка, Алиса. Уж очень она была любопытная, как и все дети. Однажды Алиса услышала разговор птиц о том, что они   видели в других краях. Ей стало интересно, а что же творится вокруг её дома, ведь она ещё никогда нигде не была. И  Алиса отправилась   в путешествие по родному краю в поисках приключений.    

Выйдя за забор, она увидела небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и  Алиса  увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.

Опыт № 1

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки  на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Воспитатель:  Потом она увидела, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт № 2

Возьмите стакан со свежей газированной водой и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

Воспитатель: Но тут подул ветер, на землю упало несколько сломанных веточек,   появились тучи и пошел дождь. Алиса  увидела, что веточки после того как намокли стали распрямляться.

Опыт № 3  

Вам понадобится 5 спичек.  Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.  Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

ВоспитательПричина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна «толстеют», и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.  

Алиса от дождя  спряталась под  навесом из листьев. Прошло немного времени  и дождь закончился, снова появилось солнце.  Алиса решила идти дальше. Тут она увидела радугу

Опыт № 4«Радуга в стакане»

1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.

2.  В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.

3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.

4.Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.

5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.

ВоспитательВ чем же секрет этого опыта для детей? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.

Воспитатель: Шла, шла девочка и увидела перед собой  огромную каплю, которая была на цветочке и не падала.

Опыт № 5

Накройте стакан с водой (необязательно полный) куском картона. Затем, придерживая картонку рукой, осторожно переверните стакан. Теперь уберите руку. Картонка останется на месте, и вода из стакана не выливается.

Лист бумаги удерживает атмосферное давление, которое с наружи действует с большой силой, чем вес воды в стакане.

Алисе  так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у неё осталось много вопросов:

1. Почему же распускаются  цветы?

2. Почему плавают рыбки?

3. Почему  ветки распрямляются?

4. Почему  можно выйти сухим из воды?

5. Почему вода не выливается.

Обсуждение  экспериментов с воспитателями.

Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов которые  мы проводим  с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по иному.  Он может увидеть новое в известном и  поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Уважаемые, педагоги, надеюсь, что   мастер – класс вам понравился  и вы будете вместе детьми проводить такие же  и другие экспериментирования с различными материалами.

Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я Бикташева Ангелина Сергеевна, воспитатель детского сада «Алёнка» в г.Советский. Темой моего самообразования является «Развитие познавательной активности детей, через опытно-экспериментальную деятельность». С данной темой я работаю уже третий год, в этом году тему я реализую на детях младшего дошкольного возраста (3-4 года).

Целью опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе является формирование и расширение представлений у детей об объектах окружающего мира через практические действия. Экспериментирование способствует активному развитию мыслительных способностей: наблюдая за объектами опыта, ребёнок анализирует, обобщает полученные сведения, сравнивает их, делает элементарные выводы. Исследовательские качества проявляются в различных режимных моментах (на занятиях, во время прогулок, в самостоятельной деятельности), дети 3–4 лет стремительно познают мир.

Для вас я приготовила мастер-класс «Развитие познавательного интереса дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» «Волшебница вода!»

  1. Прозрачность воды

Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой).

Материалы: 3 стакана (1 с прозрачной жидкостью, 2 подкрашенный гуашью, 3 с молоком); камни среднего размера, фартуки.

Ход опыта: По предложению воспитателя один ребенок опускает камень в стакан с прозрачной водой; другой в окрашенную жидкость; третий в молоко. Рассматривают. Отвечают на вопросы. Совместно с воспитателем сравнивают.

Подведение детей к пониманию свойства воды - прозрачная

  1. Запах воды

Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой).

Материалы: 2 стакана с водой, лимон, фартуки.

Ход опыта: По предложению воспитателя дети нюхают воду в первом стакане, затем для сравнения предлагаем понюхать воду во втором стакане, куда предварительно (или в данный момент) был добавлен сок выжатого лимона. Совместно с воспитателем дети сравнивают запахи. Отвечают на вопросы.

Подведение детей к пониманию свойства воды – без запаха.

  1. «Разноцветная вода»

(Окрашивание воды)

Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой).

Материалы: Прозрачные белые пластиковые бутылки (емкостью 0,33 л) (4 шт.) наполовину наполненные водой, крышки для каждой бутылки (на дно каждой бутылки нанесено немного гуаши 4-х основных цветов); поднос; салфетка, фартуки по количеству детей.

Ход опыта: Совместно с воспитателем дети рассматривают жидкость в каждой бутылке, затем воспитатель, взяв одну из бутылок, закручивает на ней крышку, и привлекая внимание детей встряхивает ее. Вода окрашивается в цвет, нанесенной на крышке краски. По предложению воспитателя дети включаются в окрашивание воды, встряхивая свои бутылки. Отвечают на вопрос: в какой цвет окрасилась вода.

Подведение детей к пониманию того, что вода окрашивается в любой цвет, если в нее добавить краску.

  1. «Знакомство со свойствами льда»

Цель: формирование умения экспериментировать с материалами и веществами (водой).

Материалы: посудинки с водой (1 с окрашенной водой, 2 – нет), маленькие пластмассовые игрушки.

Ход опыта: В какой-нибудь посудине заморозьте мелкие игрушки и предметы: фигурки из киндера, монетки, мелкую кукольную посудку и т.п. Из-за того, что все они разной плотности, они будут располагаться в куске льда на разных уровнях: тяжелые лягут на дно, легкие вмерзнут у самого верха. И видны будут не все. 

А дальше можно играть по обычному сценарию для «искалочек». Предложите малышу отыскать спрятанные предметы. Для этого положите получившуюся льдину в небольшой тазик и дайте ребенку чашку с теплой водой - пусть он поливает кусок льда. Фигурки будут постепенно оттаивать и выпадать из ледяной глыбы. Очень завораживающее зрелище.

Подведение детей к пониманию свойства воды – вода может замерзать в лед, лед – это твердая вода.

  1. «Снег»

Цель: формирование умения экспериментировать со снегом; представления о зимних природных явлениях; развитие тактильных ощущений; температурных различий (холодный снег).

Материалы: ванночка со снегом, игрушка – собака.

Ход опыта: В группу вносится ванночка, наполненная снегом. Активизация детей на экспериментирование со снегом: рассматривание, предложение взять в руки, вопросы: Что это? Какого он цвета? Какой снег: холодный или теплый? Почему руки у вас стали мокрыми? Подведение детей к пониманию, что снег от тепла тает, а руки теплые. Организация игровой ситуации: вносится игрушка – собака, с помощью которой на снегу в ванночке появляются следы (воспитатель перемещает игрушку по снегу, вдавливая ее в снег, чтобы следы были хорошо видны). Напоминание детям о наблюдениях за оставленными (животными, человеком) следами на прогулке; уточнение о размере следов: следы могут быть большие от больших ног и маленькие от маленьких. Активизация игровых действий детей под звучащее слово (пальчиковая игра: «Большие ноги шли по дороге»). В конце экспериментирования со снегом обращение внимания детей на то, что снег в ванночке почти растаял, его стало меньше, но появилась вода –грязная вода.

Подведение детей к пониманию элементарных представлений о снеге.

Проведение образовательной деятельности с детьми предполагает отслеживание результатов. Результативность деятельности по развитию познавательной активности у детей представлена в виде достижений по критериям, предложенными Г.П.Тугушевой и рекомендованными примерной основной образовательной программой «Детство». Диагностика на начало учебного года показала низкий уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности дошкольников, через опытно-экспериментальную деятельность.

Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации; дети становятся в ней субъектами - носителями предметно-практической деятельн...

Развитие познавательной активности дошкольников, через опытно-экспериментальную деятельность.

Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации; дети становятся в ней субъектами - носителями предметно-практической деятельности и познания, "активными делателями", эт...

Развитие познавательной активности дошкольников через опытно- экспериментальную деятельность.

Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного  дошкольного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательско...

Формирование познавательно –исследовательской активности детей через опытно-экспериментальную деятельность (анализ собственного опыта)

Данные разработки могут использоваться и другими педагогами для работы с детьми потому,  что данная работа вполне предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педаго...

Анкета для родителей «Познавательная активность детей через опытно-экспериментальную деятельность»

Анкета для родителей «Познавательная активность детей через опытно-экспериментальную деятельность»...