Формирование познавательно –исследовательской активности детей через опытно-экспериментальную деятельность (анализ собственного опыта)
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кривошеева Жанна Владимировна

Данные разработки могут использоваться и другими педагогами для работы с детьми потому,  что данная работа вполне предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педагога,  а также потому, что описание опыта работы опиралось на исследования ведущих специалистов в данной области,.

     Педагоги всегда могут воспользоваться параметрами разработанной   диагностики, а практический материал,  представленный в разделе «Приложения» поможет педагогам  разнообразить занятия с детьми, принести детям радость и сюрпризы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3_-_analiz_opyta.docx31.61 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование познавательно –исследовательской активности детей через опытно-экспериментальную деятельность 

(анализ  собственного опыта)

Актуальность опыта

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

В Федеральном  государственном образовательном стандарте обозначен ряд видов  детской деятельности ,среди которых и  познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),занимающая значительное место, так как именно в дошкольном возрасте происходит развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира,

Но следует отметить, что детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат эксперимента. В тоже время ,чем глубже ребёнок изучит объект в процессе эксперимента, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает педагогов на то, что содержание работы определяется конкретной ситуацией в группе,а именно :индивидуальными склонностями детей,ихинтересами,особенностями развития и формируется по ходу образовательной деятельности,решая задачи развития детей в зависимости от сложившейся образовательной ситуации и опираясь на на интересы отдельного ребенка.

Основной целью моей работы было  создание таких  условий для развития поисково- познавательной деятельности,которые  бы максимально способствовали  разностороннему развитию личности ребенка ,раскрытию его возможностей и поддержанию его самостоятельности и инициативности,формированию начал базовых ключевых компетентностей.

Анализ теоретических источников положенных в основу опыта

В основу моего опыта легли отдельные аспекты детского экспериментирования,получившие получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой.

Так, Н.Н. Поддьяков в  работах  « Мышление дошкольника», и в более поздней   « НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» ,выделяет два основных пути  ориентировочно – исследовательской деятельности дошкольника:

1) Активность в процессе деятельности исходит от самого ребенка.

2) Организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий.

В своей работе я опиралась на основные принципы и методы в педагогике. Мною была изучена литература по данному вопросу таких известных ученых, как Прохорова Л.Н., Балакшина ТА ,Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афаасьевой и пр.)

Изучение  работ О.В.. Дыбиной«Ребенок в мире поиска», «Неизведанное рядом « и др сориентировало на подбор  содержания  объектов поисково-познавательной деятельности.

Это:

  1. Живая природа
  2. Неживая природа
  3. Физические явления
  4. Человек
  5. Рукотворный мир

Из работ И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгиря почерпнула развивающие технологии(формы организации деятельности,методы и приемы,а также принципы организации пространственно-предметной среды)

На основе характеристик уровней сформированности познавательного интереса,разработанных М.В. Клариным ,я отслеживала как продвигается ребенок в  познавательной и практической деятельности,что давало возможность индивидуализировать педагогический процесс.

Особое внимание хочется уделить  работе Г.Б. Тугушевой и А.Е. Чистяковой «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», так как особое место отводится схемам и чертежам проведения опытов, образцам рабочих листов для  самостоятельной деятельности детей

Описание сущности авторского подхода

Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования, структуризация практического материала именно для старших дошкольников.  

Исходя из собственных наблюдений за детьми группы , из  определения их предпочтений в выборе одних объектов исследования и затруднений при выборе других ,а также исходя из интересов к определенным объектам и видам деятельности, и возникла необходимость в создании условий, способствующих  поддержанию и развитию интереса и развитию познавательно-исследовательской деятельности,как основы для развития инициативности и самостоятельности детей.

Так, в самом начале дети отдавали предпочтение изучению объектов неживой природы (вода,песок,камни и т.д, с удовольствием пересыпали,взвешивали,переливали. Но и не более того) и рукотворного мира ( материалы, некоторые свойства игрушек,бумаги и т.д), частично – живой природы ( знакомые растения,условия для них и т.д.) ,и,в то же время, абсолютно не проявляли интереса к тем или иным физическим явлениям и возможностям человека как объекта исследования.

Вывод напрашивался сам собой  - расширять содержание объектов исследования, разнообразить развивающую среду с тем, чтобы  стимулировать  и поддерживать интерес и инициативность детей.

Первым начал меняться «Уголок Пина», в котором появился новый персонаж -  «Знак вопроса» .Яркий и заметный. Появлялся он утром  И к нему – в виде схемы\картинки  или какого-то  материального объекта – проблемный вопрос.  В процесс рассматривания, выдвижения гипотез и вариантов назначения я

вначале не вмешивалась.

.        На первом этапе ставилась  проблема и намечался  метод ее решения. Само решение ,его поиск предстояло детям осуществить самостоятельно.

Так, например, при проведении опыта с растением на свету и в темноте ,предлагалось несколько  поэтапных схем-наблюдений ,но не было конечного результата. Выбор  варианта действия детьми осуществлялся самостоятельно.

        На втором этапеперед детьми  только ставилась  проблема, но метод ее решения  искался  самостоятельно

При исследовании такого явления, как магнетизм, детям предлагалось отсортировать  одни мелкие  предметы от других .

Как сделать – решали сами,но среди уже знакомых ситечек.весов,ложек появились разные магниты.

        На третьем этапе постановка проблемы, равно как и отыскание метода и разработка самого решения, осуществлялись детьми самостоятельно.

При знакомстве с собственными возможностями в рамках изучения способностей человека, работа началась с модели трех вопросов – «Что знаем о себе», «Что хотим узнать»,и, самое главное «Как узнать».

Я стремилась, чтобы мое участие в ходе опытов было минимальным! Пусть все,что не опасно,делают сами дети,ведь налить в стакан воды,посыпать лед солью,привязать шпагат к скотчу и многое другое дети могут и должны делать сами.Нам,взрослым,нужно лишь организовать экспериментальную деятельность: заинтересовать,предложить,предоставить нужные материалы,а также объяснить опыт,если ребенок затрудняется сделать это сам. Но гораздо полезнее,чтобы объяснение опытов и выводы он делал самостоятельно,с помощью наводящих вопросов.

Реализация поставленных задач осуществлялась  в трех основных формах:

•        непосредственно образовательная деятельность

•        самостоятельная деятельность детей

•        совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка сосверстником

Мне хотелось бы  остановиться на каждой из форм работы подробнее.

Непосредственно образовательная деятельность.

Мы все знаем, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме,  чтобы решить все поставленные задачи.  А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.

Некоторым занятиям дети сами дали необычные названия, если они открыли для себя что-то новое -  «Занятия – открытия» (например,в теме «Звук» появилась «Шумастая копилка», много удивлялись - «Занятия-удивления». (при знакомстве со свойствами воздуха «Многознательные схемы»)

После занятий  у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.. Зазвучало не только «Что это?» и «Зачем?» , а и «Почему?», «Как?», «Кто придумал?», « Как сделать дома?»…

Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды  особую значимость  имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности.

Рассмотрим несколько примеров:

        Наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.

( поэтапная схема «Что за чем..» и зарисованный в итоге результат)

        Проблемная ситуация;

(Есть много мелких и разных предметов в одной коробке,как отделить…)

         «Чудесная коробка» с  предметами

(для чего одновременно  могут быть нужны ленточка,шарф,тапок,веревка,палочка.. и …Стул!)

        Совместное начинание.

(Как достать предмет из воды,не замочив рук…)

        На мой взгляд Совместная деятельность наиболее привлекательная для  детей   форма организации работы в опытно -экспериментальной деятельности,потому что дает возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно)).   Ну и конечно - почувствовать себя равноправным участником ,а не сторонним  наблюдателем.    

Для педагога же это  возможность - закрепление ранее изученного  материала;

- продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;

- свобода действий - возможность отойти от намеченного плана;

- роль носит гибкий характер (ведущий, партнер);

Кроме того ,совместная деятельность может быть и запланированной и возникшей стихийно .(На прогулке увидели незнакомого жука – какой он,на кого похож,что делает…Если нужно – можно обратиться позднее к познавательной литературе)

Помимо запланированных и случайных экспериментов, возможно проведение экспериментов, которые служат  ответом на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи.  

               Выслушав вопрос, не всегда нужно   отвечать  на него, а можно посоветовать  ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение: «А ты сам посмотри, будет ли воробей есть творог!»

 Или: «Ребята, Коля спрашивает, нужно ли сегодня поливать цветы, как проверить?», «Ребята, Женя говорит, что под снегом травы нет, а Лена считает, что есть. Как это узнать?»

Детям старшей группы становятся доступными и двух – и трехчленные цепочки причинно-следственных связей, поэтому им чаще надо задавать вопрос «Почему?» И сами они в этом возрасте становятся почемучками: большинство вопросов начинается с этого слова.

Например, спрашивая у детей, почему на нашем участке не растет трава, мы можем получить  следующую логическую цепочку:

«Раз мы бегаем по участку, почва стала твердой (1 звено), значит, растение не может раздвинуть ее своими корнями (2 звено).

        Сравнительные (позволяющие увидеть сходства и различия предметов и явлений)

Предлагаю вам провести небольшое сравнительное наблюдение двух распространенных комнатных растений – сансевьерии (щучий хвост) и сенполии (фиалки).

Закончите  предложения:

        У фиалки листья опушенные, а у щучьего хвоста…

        Листья у фиалки меньше, а у щучьего хвоста…

        Щучий хвост более теневынослив, чем…

Назовите сходства этих цветов:

        - зеленые;

        - цветут;

        - требуют умеренного полива;

        - размножаются делением куста или листовыми черенками.

Назовите различия:

        - в размерах;

        - в окраске листьев;

        - в форме листьев;

        - в форме и цвете цветов;

        - в отношении к свету.

        Обобщающие наблюдения (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности предметов и явлений, изученных ранее по отдельным этапам).

Опять же, предлагаем  сравнить свойства самых распространенных объектов  для наблюдений – это снег, вода и лед.

Мы  предлагаем  детям рассмотреть внимательно воду, снег и лед и рассказать, чем они схожи и чем отличаются;

Сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед);

Что произойдет, если их соединить (снег и лед растают);

Сравнить, как изменяются в соединении их свойства:

Воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает).

Воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет объем).

Снега и льда (не взаимодействуют).

Как сделать лед непрозрачным? (измельчить его).

Описание эффективности в аспекте сравнения полученного результата и затраченных ресурсных средств

Результаты:

Что же менялось в процессе:

  • Если на начальном этапе к «Знаку вопроса» проявляли интерес только несколько детей, то позднее количество любопытствующих увеличилось.
  • Если сначала в ходе обсуждения тех или иных вариантов решения проблемы участвовали одни и те же дети, то со временем в коллективные поиски втянулось гораздо больше детей.
  • Если сначала индивидуальные спорные вопросы возникали опять же у нескольких детей ,то впоследствии интересующее одного изучали уже сообща.
  • Научились выслушивать мнение другого, работать в парах и небольших группах, пользоваться ранее незнакомыми измерительными приборами.
  • Я старалась подобрать опыты, которые не требуют почти никакого специального оборудования и материальных затрат. Все,что могло понадобиться,обычно имеется под рукой:вода,песок,пластиковые стаканы и стаканчики,баночки из-под йогурта или сметаны,веревки,нитки,бумага,фломастеры,ластик,карандаши,некоторые продукты,а также масса других вещей,предназначенных на выброс. Очень часто хочется попросить взрослых – не торопитесь нести их на помойку,можетбыть,именно они станут незаменимыми пмощниками в демонстрации ребенку различных законов природы.
  • В развивающей среде появились созданные самими детьми схемы, карточки опытов, зарисовки результатов,

Собственные «Книжка о воде», «Книжка о свете», «Книжка о воздухе» и т.д.

Кроме того, появилась картотека опытов и экспериментов по разным темам,разной степени сложности, «Шпаргалки для родителей : маленькие волшебства»

Данные разработки могут использоваться и другими педагогами для работы с детьми потому,  что данная работа вполне предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педагога,  а также потому, что описание опыта работы опиралось на исследования ведущих специалистов в данной области,.

        Педагоги всегда могут воспользоваться параметрами разработанной   диагностики, а практический материал,  представленный в разделе «Приложения» поможет педагогам  разнообразить занятия с детьми, принести детям радость и сюрпризы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для родителей «Познавательная активность детей через опытно-экспериментальную деятельность»

Анкета для родителей «Познавательная активность детей через опытно-экспериментальную деятельность»...

Презентация для родителей "Формирование познавательно-исследовательской активности детей через экспериментальную деятельность в младшем дошкольном возрасте"

Усваивается ребёнком всё прочно и надолго , когда он слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования, взрослым необходимо лишь создать условия для экспер...

Мастер-класс "Развитие познавательной активности детей через-опытно-экспериментальную деятельность"

Мастер-класс "Развитие познавательной активности детей через-опытно-экспериментальную деятельность"...

Презентация мастер-класс "Формирование познавательно-исследовательской активности детей через экспериментальную деятельность в младшем дошкольном возрасте"

}Развитие познавательной активности у детей развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.}  ...

«Формирование познавательно - исследовательской активности детей через экспериментальную деятельность в младшем дошкольном возрасте»

Цель мастер – класса – вовлечение родителей в совместную деятельность по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.Задачи: познакомить родителей с де...

Формирование познавательно - исследовательской активности детей через экспериментальную деятельность в младшем дошкольном возрасте

}Развитие познавательной активности у детей развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.}  ...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ (ОПЫТ РАБОТЫ)

К.А.Тимирязев«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном у...