ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ (ОПЫТ РАБОТЫ)
статья

Ознобихина Ирина Владимировна

 К.А.Тимирязев

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

                                                    

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ (ОПЫТ РАБОТЫ)

Ознобихина И.В.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад №136

detstvo136@mail.ru

 

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. А мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий и переживаний.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения.

Это прописано в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, который выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности» (ФГОС ДО п.1.4.)  и нацеливая содержание образовательной области «Познавательное развитие» на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формируя первичные представления об … объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира ...» (ФГОС ДО п. 2.6).

В педагогической практике я столкнулась с проблемой интеллектуальной пассивности детей.  Изучила литературу по данной теме, особенно заинтересовали исследования академика Н.Н. Поддьякова.  Выяснила, что причины интеллектуальной пассивности детей лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений и интересов ребенка. Наряду с этим, удивили   выводы исследований, доказывающие, что лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности приводят к серьезным психологическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.

Организация познавательно-исследовательской деятельности (особенно самостоятельной) в моей группе характеризовалась раньше эпизодичностью, позицией «воспитателя над ребенком», отсутствием системы в ее построении.  Таким образом, актуальность данной проблемы подтолкнула меня улучшить работу, руководствуясь выбором экспериментальной деятельности как эффективным средством формирования познавательно-исследовательской   активности. Для достижения поставленной цели определила ряд задач:

- Создание условий для опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности детей в группе.

- Развитие   наблюдательности у дошкольников: умение сравнивать, анализировать, обобщать; устанавливать причинно-следственные связи в познавательно-исследовательской деятельности.

- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

Реализуя поставленные    задачи в группе были созданы следующие условия: оформлен необходимый для проведения исследований центр познавательно-исследовательской деятельности «Почемучка», оснащенный специальным оборудованием, разнообразными материалами, художественной литературой и энциклопедиями, а также настольно – печатными играми для детей.

В ходе работы с детьми использовала различные методы и приемы, как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Нельзя не отметить тот факт, что экспериментирование проходит через разные виды деятельности, и в первую очередь это наблюдение и труд: например, наблюдая на прогулке за инеем или изморозью на деревьях, ледяной корочкой, покрывшей лужи осенью, а также появлением снега зимой и уменьшением высоты сугробов весной, дети     узнали об агрегатных состояниях воды и льда, а также об изменениях, происходящих в природе с повышением температуры воздуха и наоборот. Ведь именно с помощью этих представлений осуществлялось восприятие новой информации в экспериментальной деятельности в группе в дальнейшем.  В то же время, чем глубже рассматривался объект наблюдения в процессе ознакомления с природой, тем точнее дети передавали его детали во время художественно-творческой деятельности.

Проанализировав с детьми опыт «Свойства мокрого песка» дети, гуляя на прогулочном участке, с удовольствием    выполняли трудовое поручение воспитателя по смачиванию песка водой, поясняя необходимость данной трудовой операции тем детям, которые не присутствовали при проведении опыта.

После проведения опыта «Свеча в банке», задачей которого было показать, что при горении изменяется состав воздуха и кислорода становится меньше, а для горения нужен именно он, дети узнали, что можно потушить огонь не только водой, но и засыпать его землей, продемонстрировав свои знания   в викторине по пожарной безопасности.

Проведение  занятий в непосредственно-образовательной деятельности, таких как:  «Мой друг – микроскоп», «Волшебные стеклышки» и другие, после  которых воспитанники  узнали  назначение и правила пользования приборами  и приспособлениями  для проведения опытно-экспериментальной деятельности,   которые способствовали   дальнейшему  их использованию  в самостоятельно - игровой деятельности детей, например, в сюжетно-ролевых играх, таких как:  «Экскурсия в НИИ», «Больница» или  «Лаборатория вопросов и ответов». Знакомство с     песочными часами мотивировали дошколят в выполнении, как в спортивных, так и в дидактических играх, каких-либо действий быстрее, чем обычно.  Например, участие в эстафетах «Кто быстрее?», или в игре в шашки, где время на обдумывание следующего хода было ограничено этим прибором и т.п.

Также наблюдается связь экспериментирования с закреплением элементарных математических представлений.  Во время проведения различных исследований с предметами выявляется необходимость считать, измерять, сравнивать и определять форму. Так в процессе экспериментальной деятельности «Секреты мыльных пузырей» дети научились создавать раствор самостоятельно, придавая математическим представлениям реальную значимость и   их осознание.

 Интерес к миру предметов и явлений осуществлялся в том числе, через ознакомление с художественной литературой: «Путешествие капельки» Л. Тарасенко, «Про каплю акву» О. Кургузова и др, где дети обогатили имеющиеся представления о круговороте воды в природе, закрепив полученные знания в подвижной игре «Мы - капельки». В центре появилось много энциклопедий на различные темы, соответственно, количество вопросов у детей увеличилось.

Для лучшего усвоения материала применяю рисунки, схем-карты, алгоритмы, а также созданную мною картотеку.  

Одним из немаловажных    условий было включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей к экспериментированию в домашних условиях, реализуя его в следующих формах:  

- оформление серии наглядной информации в приемные группы для родителей, которым приходилось осуществлять трудовую деятельность во время карантина;

 - размещение подобной информации в групповом чате сети Вайбер, для тех родителей, кто находился на карантине;

- использовала раздаточный материал в виде буклетов и памяток.

После проведения экспериментально-исследовательской деятельности в домашних условиях родители присылали фотоматериалы о проделанной работе с детьми дома, с помощью которых я создала коллаж «Юные исследователи». Хотелось бы отметить, что у детей   прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов, что видно из проведенной диагностики детей и опроса  родителей. Данную работу планирую продолжить, так как детям идти через год в школу.

 В заключение хочется процитировать слова Климента Аркадьевича Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Литература

  1. «Детское экспериментирование» [Дмитриева Е.А., Зайцева О.Ю., Калиниченко С.А., В.А. Деркуская, 2016]  
  2. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. Проектная деятельность дошкольников» [Е.В. Марудова, 2019]
  3. «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» [Горошилова Е.П., Шлык Е.В, 2019]
  4.  «Организация опытно-экспериментальной работы в Доу. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах».  Выпуск 1. [Н.В. Нищева, 2015]
  5. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» [Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов, 2014]
  6.  «Развитие познавательных способностей дошкольников» [Е.Е. Крашевников, О.Л. Холодова, 2017]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»

    В законе «Об образовании в Российской Федерации» в числе основных форм организации образовательного процесса является познавательно-исследовательская деятельность, которая входит ...

Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование( опыт работы)

Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование....

Статья «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментирование»

По своей природе дети дошкольного возраста стремятся к активной деятельности. Задача взрослых -развивать это стремление....

Опыт работы "Развитие поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через экспериментирование"

Экспериментирование - деятельность, которая позваляет ребенку моделировать в своем сознании картину мира....

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с различными веществами»

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с различными веществами»...