Аналитическая справка «Адаптация детей 1 группы раннего развития детей к условиям детского сада"
учебно-методический материал (младшая группа)

Гукова Марина Викторовна

Цель: выявление уровня адаптации детей раннего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spravka_po_itogam_ranniy_vozrast.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Радуга»

Аналитическая справка «Адаптация детей 1 группы раннего развития детей «Фантазеры» к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Цель: выявление уровня адаптации детей раннего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Задачи адаптационного периода:

1. Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к дошкольному образовательному учреждению.

2. Вырабатывать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.

3. Формировать у ребенка чувства защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.

4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Модель организации адаптационного периода.

1. Индивидуальный подход к ребенку:

а) использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов;

б) учет домашних привычек;

в) использование колыбельных при укладывании детей спать.

2. Игры с воспитателем.

3. Игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки.

4. Побуждение ребенка к общению со сверстниками:

а) игры ребенка рядом со сверстниками;

б) приучение к объединению в игре с другим ребенком;

в) ситуации, общение;

г) использование фольклора;

д) элементы театрализованной деятельности;

5. Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребенка.

6. Контроль за физическим состоянием ребенка.

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития.

Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, необходимо создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду. Поступление ребёнка в детский сад вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых.

Ребёнок в семье привыкает к определённому распорядку дня, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним. Когда ребёнок отделяется от семьи и идёт в детский сад, жизнь и взрослых, и детей значительно меняется. Требуется какое-то время для приспособления семьи к новым жизненным обстоятельствам.

Обычно это время условно разделяют на три периода: острый - частые соматические заболевания, нарушение сна, аппетита, снижение речевой и игровой активности (длится примерно 1 месяц), подострый - все сдвиги первого месяца уменьшаются и регистрируются по отдельным параметрам, но общий фон развития замедлен (длится 3-5 месяцев) и компенсационный - убыстряется темп развития.

Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность.

Применительно к длительности обычно говорят о трёх вариантах адаптации: лёгкой, средней тяжести и тяжёлой.

При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение 10-15 дней. Он начинает адекватно вести себя в коллективе и не болеет в течение первого месяца посещения ДОУ.

При адаптации средней тяжести сдвиги в поведении и эмоциональном состоянии ребенка нормализуется в течение полутора месяцев. На протяжении первого месяца посещения ДОУ у ребенка, как правило, возникает однократное заболевание, ребенок отсутствует по болезни 7-10 дней. Если ребенок не заболевает, но его поведенческие реакции нормализуются только к концу месяца, то, очевидно, и в этом случае выраженность психического стресса позволяет говорить об адаптации средней тяжести.

Тяжелая адаптация может протекать в двух формах. У некоторых детей наблюдаются частые повторные заболевания, как правило, респираторные, в ряде случаев приводящие к осложнениям (отиту, бронхиту, пневмонии). Вес неустойчив – стабильная прибавка веса затруднена в связи с повторными заболеваниями. При этом период адаптации длится свыше полутора месяцев. Тяжелая адаптация отражается и на показателях развития и состояния здоровья. При этом ребенок длительное время находится в фазе патологической адаптации, так как чаще всего сразу после выздоровления вновь заболевает.

Вторая форма тяжелой адаптации выражается в длительном неадекватном поведении. При этом поведение детей не нормализуется иногда в течение полугода.

Задачи воспитания:

1. Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения.

2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:

а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий ребенку физический и психический комфорт;

б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;

в) обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов; г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.

3. Закладывать основы будущей личности:

а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;

б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;

в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу;

г) поддерживать у детей интерес к окружающей действительности;

д) пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности (природа, окружающие предметы, картины, иллюстрации, музыка).

Модель организации адаптационного периода через режимные моменты

Утро Утренний прием Зарядка Игры с элементами фольклора Развивающие игры Формирование культурно-гигиенических навыков Завтрак Игры-занятия, игры-упражнения в группе Игровые ситуации, общение Подготовка к прогулке Прогулка Игры с элементами фольклора Игры: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные Наблюдения, развлечения, беседы Формирование культурно-гигиенических навыков После сна Игры с элементами фольклора Развивающие игры Формирование культурно-гигиенических навыков Полдник Элементы театрализованной деятельности Художественно-творческая деятельность Игры-драматизации, игры-инсценировки Прогулка Вечер Формирование культурно-гигиенических навыков Игры- драматизации, игры-инсценировки Элементы театрализованной деятельности При отслеживании течения адаптации каждого ребёнка удалось достичь следующих результатов: № Ф.И. ребенка Эмоциональное состояние Взаимоотношения с детьми Взаимоотношения со взрослыми Активность в речи Активность в игре Сон Аппетит Общий бал 1 Алешин Лев 3 3 3 3 3 3 3 3 2 Атаманов Никита 3 2 3 2 2 3 3 3 3 Бондарева Ирина 3 3 3 3 3 3 3 3 4 Воронов Саша 2 3 3 3 3 3 3 3 5 Ганюшина Лиза 3 3 3 3 3 3 3 3 6 Гудкова Мария 2 2 2 2 2 3 2 2 7 Демченко Петр 3 3 3 3 2 3 2 3 8 Евсеева Ульяна 2 3 3 3 3 3 3 3 9 Злыгостева Полина 3 3 3 3 3 3 3 3 10 Кованев Макар 3 3 3 3 3 3 3 3 11 Конюшкин Юрий 3 3 3 3 3 3 3 3 12 Лифенцов Гордей 2 2 2 3 2 3 3 2 13 Мясников Аристарх 3 3 3 3 3 3 3 3 14 Новичихин Максим 3 3 3 3 3 3 3 3 15 Огнева Елена 3 3 3 2 3 3 3 3 16 Олейник Никита 3 3 3 3 3 3 3 3 17 Понамарев Егор 2 2 2 2 2 3 2 2 18 Робустова Анисья 3 3 3 3 3 3 3 3 19 Салосина Анна 2 3 3 3 3 3 3 3 20 Титова Ольга 3 3 3 3 3 3 3 3 21 Токарев Евгений 1 2 2 2 1 2 2 2 22 Утицких Варвара 3 3 3 3 3 3 3 3 23 Храпко Кирилл 2 3 3 3 2 2 2 2 24 Чекрыгин Дима 2 3 3 2 2 3 3 3 25 ЧориевЗакирбек 3 3 3 2 3 3 3 3 26 Юдин Кирилл 2 3 3 2 3 2 3 3 27 Юдина Мария 3 3 3 3 3 3 3 3 В результате изучения адаптации детей были получены следующие данные: Формы адаптации Легкая степень Средняя степень Тяжелая степень 82% 18% - 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% Степень адаптации детей Легкая степень Средняя степень Тяжолая степень Таким образом можно сделать вывод о том, что у 22 детей адаптация прошла в легкой форме, т.е. эти дети почти не болели, адекватно вели себя в коллективе. Для таких детей характерен высокий уровень навыков самообслуживания. У 5детей (Гудкова М., Лифенцов Г., Понамарев Е., Токарев Е., Храпко К.) острая фаза адаптационного процесса прошла в степени средней тяжести: у них наблюдались признаки психического стресса: страх, упрямство, плаксивость, капризность. По истечению месяца посещения детского сада поведение у них нормализовалось и самочувствие улучшилось. Детей с тяжёлой степенью адаптации не выявлено.

Отчёт по адаптации детей раннего возраста

19.09.2016 | Автор: Редактор

Во второй группе раннего возраста «Радуга» набор детей начался с 04. 07. 2016 года. С первого же дня родителям была предложена анкета — знакомство. Прием детей проходил постепенно. В первые дни дети находились в группе по 2 часа, затем время постепенно увеличивалось, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. На каждого ребенка заведены листы адаптации.

В результате изучения течения адаптации детей были получены следующие данные:

Кол-во детей

Степени адаптации

Легкая

Средняя

Тяжелая

13

8 детей/62%

5 детей/38%

0 детей

У 7 детей адаптация ещё не завершилась, т.к. еще мало времени посещают детский сад.
У 5 детей острая фаза адаптационного процесса прошла в степени средней тяжести: они переболели по 1- 2 раза; у них наблюдались признаки психического стресса: страх, упрямство, плаксивость, капризность, привыкание проходило от 2х недель до 1 месяца. В это время настроение детей было неустойчиво: они часто плакали, просились домой, звали маму. Разлука с родителями сопровождается слезами, долго не могли отпустить маму, плакали после ее ухода. Нарушался сон и аппетит, которые восстанавливались через 2-3 недели. В первые, дни и недели ребята были несколько пассивны и малоподвижны, в руках у некоторых ребят была игрушка, принесенная из дома. Постепенно дети освоили группу, стали замечать окружающую обстановку. Включались в игру, но довольно быстро теряли интерес. Наблюдались трудности в установления контакта с другими детьми. Но, по истечении 1 месяца поведение у них нормализовалось и самочувствие улучшилось.Таким образом, 8 детей адаптировались в легкой форме, т.е. эти дети почти не болели, адекватно вели себя в коллективе. У детей наблюдалось незначительное расстройство сна и аппетита, которое последующим быстро нормализовалось. Во время приема пищи и отхода ко сну дети капризничали, ели вяло с неохотой. В первые, дни были недостаточно активны, иногда плакали и звали маму. Но, в конце недели у детей быстро стабилизировалось эмоциональное состояние, стали налаживаться взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Для таких детей характерен высокий уровень навыков самообслуживания.

У большинства детей эмоциональное состояние стабильное, во взаимоотношениях со взрослыми проявляют инициативу, в деятельности либо подражают взрослым, либо наблюдают за действиями взрослых и сверстников, стремясь познать новое, у некоторых детей появляются элементы сюжетно – ролевой игры.

Ко всем детям осуществлялся индивидуальный подход. Был налажен тесный контакт с родителями. Проведена беседа и даны рекомендации по облегчению процесса адаптации к детскому саду, подготовлена консультация в раздевалке по теме «Адаптация ребенка к детскому саду» (психологическое просвещение родителей).

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что в целом процесс адаптации в нашей группе проходит успешно. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации.

Таким образом, благодаря совместным скоординированным усилиям адаптация детей в младших группах детского сада прошла относительно благополучно.

 Формы работы с родителями перед поступлением в детский сад

  • Вручение памяток-рекомендаций по адаптации ребенка к ДОУ при получении направления в детский сад
  • Встречи с родителями до поступления ребенка в детский сад
  • Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»
  • Консультативная помощь специалистов

Формы работы с родителями во время адаптации

  • Родительское собрание
  • Индивидуальные беседы
  • Информация в уголке для родителей

Формы работы с детьми:

  • По желанию ребенка – любимая игрушка в тихий час
  • Адаптационные игры с детьми в 1 половину дня
  • Постепенный прием детей

Воспитатель И.Г. Косойкина

Аналитическая справка по адаптации детей раннего возраста к ДОУ 2016-2017 учебный год

На 1 Ноября 2016 года  в ясельную группу поступило 23 ребенка, в первой младшей группе тоже 23 ребенка. Прием детей в группу осуществлялся по индивидуальному графику,  с постепенным увеличением времени пребывания ребенка в ДОУ — с 2 часов до перехода на полный день.

С момента поступления ребёнка в группу раннего возраста старший воспитатель, педагог-психолог, медицинская сестра совместно с воспитателями группы осуществляли наблюдение за протеканием периода адаптации детей к дошкольному учреждению.

Наблюдения анализировались и фиксировались в листах адаптации, заведённых на каждого ребёнка группы. Параметрами наблюдения стали следующие категории:

эмоциональное состояние (настроение)

аппетит во время завтрака, обеда, полдника

характер сна и длительность засыпания

проявления активности в игре, на занятиях, в речи

взаимоотношения с детьми

взаимоотношения со взрослыми

На протяжении всего периода адаптации для детей были созданы благоприятные условия: гибкий режим дня, соответствующая предметно – развивающая среда, учет индивидуальных особенностей детей, лечебно – профилактические мероприятия, организованная игровая деятельность.

Для родителей в период адаптации организованы следующие мероприятия: индивидуальные памятки и стендовая информация по адаптации детей, консультации по организации режима дня в период адаптации, рекомендации по профилактики заболеваемости и дезадаптации, родительское собрание «Адаптация». Ежедневно родители могли получить индивидуальные консультации по лбым интересующим вопросам у воспитателя, педагога – психолога, медицинской сестры и администрации.   

Этапы деятельности в адаптационный период:

Сбор информации о детях группы через беседы с родителями и анкетирование.

Ознакомление детей с пространством группы, с другими детьми и воспитателями, с помощником воспитателя.

Наблюдения за реакциями детей в группе, ведение адаптационных листов.

Определение зон особого внимания,  внесение в группу любимых домашних игрушек для облегчения адаптации.

Оценка педагогами своих действий по работе с детьми и родителями воспитанников.

Планирование работы с детьми.

Выводы:

-Создана эмоционально благоприятная атмосфера в группе, которая обеспечивает психологическую безопасность каждого ребенка.

-Проведение родительских собраний на актуальные темы, размещение актуальной информации в приемной, организация индивидуальных консультаций по запросу родителей.

-Доверие воспитателям, как детьми, так и родителями воспитанников.

-Удовлетворение потребности в физическом, интеллектуальном и эстетическом развитии.

-Систематический учет воспитателями возрастной специфики.

-Выделение в группе зон: игровая с учетом гендерного подхода, уголок природы, место уединения, дидактический стол, спортивный и сенсорный уголок.

В результате проведенных мероприятий и наблюдений можно сделать следующие выводы о процессе адаптации детей к ДОУ: По ясельной группе:

Лёгкая адаптация  – 13 детей -57%

Средняя адаптация – 9 детей— 40%

Низкий уровень  – 1ребенок— 3%

По первой младшей группе:

Лёгкая адаптация  – 20 детей -87%

Средняя адаптация – 3 детей— 13%

Низкий уровень  — 0%

Результаты течения адаптации свидетельствуют об успешном психолого-педагогическом сопровождении детей раннего возраста.

Для 1 ребенка (3%) острая фаза адаптации ещё не завершилась, Основные причиныпротекания адаптации в тяжёлой форме у этих детей: частые заболевания, неподготовленность к режиму и питанию в детском саду (несмотря на рекомендации), сильная привязанность к родителям, отсутствие единства требований в воспитании ребёнка.

С родителями детей, чей адаптационный период протекал в тяжёлой форме, были проведены индивидуальные консультации, а также вывешен наглядный материал на информационном стенде.

Таким образом, благодаря совместным скоординированным усилиям педагогического коллектива детского сада адаптация детей прошла относительно благополучно.