План по самообразованию педагога на тему «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»
методическая разработка

Тарасевич Любовь Владимировна

Тема самообразования: «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»      

   (2018 - 2019 учебный год),

 (дети раннего возраста)

 

Цель:   

1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме сенсорного развития у детей младшего возраста;

2. Выявить особенности сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста.

3. Выявить систему работы по сенсорному развитию у детей младшего возраста посредством дидактических игр.

4. Выявить, обосновать и создать педагогические условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

Задачи:

1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме сенсорного развития у детей младшего возраста;

2. Выявить особенности сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста.

3. Выявить систему работы по сенсорному развитию у детей младшего возраста посредством дидактических игр.

4. Выявить, обосновать и создать педагогические условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobr._tarasevich_lv_2019.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ушьинская СОШ»

«План по самообразованию педагога»

Тарасевич Любовь Владимировна

Тема:

«Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»

01.09.2018г – 01.09.2019г

Дети раннего возраста

Тема самообразования: «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»      

   (2018 - 2019 учебный год),

 (дети раннего возраста)

Цель:   

1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме сенсорного развития у детей младшего возраста;

2. Выявить особенности сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста.

3. Выявить систему работы по сенсорному развитию у детей младшего возраста посредством дидактических игр.

4. Выявить, обосновать и создать педагогические условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

Задачи:

1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме сенсорного развития у детей младшего возраста;

2. Выявить особенности сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста.

3. Выявить систему работы по сенсорному развитию у детей младшего возраста посредством дидактических игр.

4. Выявить, обосновать и создать педагогические условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

 Актуальность  темы:    

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка трех лет является предметная игра. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны.

Можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного развития являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.

Дидактические игры использую в разных видах деятельности детей: в непосредственно-образовательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, свободной деятельности детей, в режимных моментах, включая все виды восприятия.

Определённые знания по сенсорике дети получают и при проведении подвижных игр, во время которых одновременно решаются сразу несколько задач сенсорного развития.

Таким образом, дидактическая игра у детей младшего возраста является средством для сенсорного развития, что является актуальным.

Предполагаемый результат:

- Повышение уровня педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития дошкольников; совершенствовать знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;

- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.

- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.

- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.

- У родителей повысился уровень знаний по сенсорному развитию детей. Благодаря этим знаниям, родители создали дома условия для сенсорного развития ребёнка с подбором дидактических игр, игрушек и материалов.

Форма самообразования:    индивидуальная

Литература:

1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.

2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;

3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г

6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е.

7. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

8. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова

9. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.

10. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.

Формы работы

С детьми

С педагогами

Самообразование

С родителями

Сентябрь

Пальчиковые игры в разных видах занятий, физминутки, в свободную деятельность детей.

Обсуждение и создание в группе  раннего возраста предметно - развивающей среды  по теме:

«Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»      

Изготовление картотеки игр и физминуток для развития мелкой моторики рук.

Оформление папки-передвижки для родителей на тему: «Сенсорные игры малышей»

Октябрь

Упражнения и занятия по сенсорному воспитанию детей.

Презентация книги:  Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» -  «Мозаика-Синтез»

Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры »

Ноябрь

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

- «Чудесный мешочек»

- «Определи на ощупь»

- «Узнай фигуру»

- «Найди пару»

Совместное оформление «сенсорной зоны»

Создание предметно-развивающей среды по сенсорике окружающей ребенка.

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Декабрь

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

«Найди предмет указанной формы»

«Найди предмет такой же формы»

«Какая фигура лишняя?»

Сообщение на МО «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры» (из опыта работы)

  Изготовление дидактической игры: «Божья коровка», «Паровозик»

Проведение индивидуальных консультаций  и бесед с родителями.

  Январь

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины:

- «Сравни предметы по высоте»

- «Самая длинная, самая короткая»

- «Разноцветные кружки»

- «В какую коробку?»

- «Дальше – ближе»

Оформление фотовыставки: «Страна сенсорики»

Изучение статей в журналах по данной теме, знакомство с передовым педагогическим опытом других педагогов в данной теме.

Анкетирование родителей

Февраль

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

- «Какого цвета не стало?»

- «Какого цвета предмет?»

- «Собери  гирлянду»

- «Какие цвета использованы?»

- «Уточним цвет»

Памятки для педагогов « Зачем нужны пальчиковые

игры?», «Как организовать

пальчиковые игры?»

Изготовление карточек-схем и подбор картотеки по возрасту.

Консультация для родителей «Формирование цветовосприятия и цветоразличия у детей младшего дошкольного возраста».

Март

Специальные занятия по сенсорному воспитанию.

Консультация для педагогов: «Для чего необходимо сенсорное развитие?»

Изучение научно-методической литературы;  Дидактические игры по математике, обучающие карточки, геометрические фигуры, дидактические игры по экологии. Математика для детей 3-4 лет Е. В. Колесникова ФГОС ДО «ТЦ Сфера», 2015г.

Мастер-класс для родителей «Развиваем математическое представление через цветовое восприятие»

Апрель

Развитие речи детей раннего возраста через дидактические игры.

Совместная работа:  Подбор потешек, чистоговорок, стихотворений соответствующих возрасту.

Альбом устного народного творчества.

Презентация для родителей: «Один день из жизни нашей группы»

Май

Творческие сенсорные игры. Игры с логическими блоками Дьенеша.

Проведение викторины для педагогов: «Дети в возрасте 2-3 лет»

Знакомство с блоками Дьенеша. И подбор схем -карточек по данной теме.

Проведение родительского собрания «Путешествие в страну Сенсорику»

Июнь, июль, август

Закрепить знания детей полученные в течении года.

Обсуждение плана работы по теме  «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»

Подбор литературы, иллюстраций, игр, бесед, консультаций на следующий учебный год.

Памятка для родителей и родительское собрание на тему «Сенсорное развитие ребёнка дома»

Литература:

1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.

2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;

3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г

6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е.

7. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

8. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова

9. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.

10. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план по самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»

план по самообразованию "Сенсорное развитие  детей раннего возраста через дидактические игры" воспитателя Ворониной Юлии Владимировны...

План по самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка  в раннем возрасте вы...

План По самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»

- расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста.- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение  новых игр при участии родителей)- образовани...

план по самообразованию педагога по теме "Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры"

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном во...

План самообразования:«Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»

План по самообразованию:«Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»...

Самообразование. Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры.

Цель: Повышение своего педагогического уровня, профессионального  мастерства и компетентности....