Главные вкладки

    План самообразования:«Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»
    методическая разработка (младшая группа)

    Ляпунова Инна Напаевна

    План по самообразованию:«Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tema_samoobrazovani1.docx21.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема самообразования: «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»

    Цель:

    повышение педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития детей младшего возраста.

    Задачи: 

    - расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста.

    - обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение  новых игр при участии родителей)

    - повысить компетентность  родителей по данной  теме, подготовка  консультаций «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры», проведение бесед.

    Актуальность:

    Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка  в раннем возрасте выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Тема актуален, т.к. ее реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего  окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работа в данном направлении поможет мне:

    - научить детей различать основные цвета;

    - познакомить детей с величиной и формой предметов;

    - сформировать навыки самостоятельной деятельности;

    - повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

    - развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

    - сплотить детский коллектив.

    - развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

    - совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

    * произвольное внимание;

    * логическое мышление;

    * зрительное и слуховое восприятие;

    * память;

    * речь детей.

    Ожидаемые результаты:

    - Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

    - Сформировать сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

    - Сформировать представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.

    - Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста..

    - Заинтересовать родителей актуальностью сенсорного развития детей.

    - Повысить уровень знаний по сенсорному развитию. Научить создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.

    Формы работы с родителями и детьми:

    - Родители:

    - сотрудничество через консультации,

    - родительские собрания,

    - беседы,

    - совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

    - Дети:

    - специальные занятия по сенсорному воспитанию

    - сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию

    - Дидактические игры на развитие тактильных ощущений

    - Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

    - Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

    - Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета

    Работа по данному направлению началась с изучения педагогической литературы , анализа исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.

    В ходе реализации  была разработана подборка дидактических игр:

    - Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:

    - Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

    - Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

    - Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

    Методическая  работа

    Формы работы

      Сроки

       Фома отчета

    Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой . мониторинг .

    Сентябрь 2018 г

    Список использованной литературы

    создание предметно-развивающей среды по сенсорике окружающей ребенка.

    В течение года.

    Наличие игр по сенсорному развитию

    Проведение консультации для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

    Январь 2019г.

    Конспект консультации

    Работа с детьми

    Формы работы

      Сроки

       Фома отчета

    специальные занятия по сенсорному воспитанию

    В течение года

    занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки)

    В течение года

    Фотоотчет

    сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, (использование нетрадиционных техник рисования) 

    В течение года

    Работы детей и фотоотчет

    Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

    - «Чудесный мешочек»

    - «Определи на ощупь»

    - «Узнай фигуру»

    - «Найди пару»

    -«Сенсорные шарики»

    Сентябрь – ноябрь 2018г.

    картотека

    Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

    - «Найди предмет указанной формы»

    - «Найди предмет такой же формы»

    - «Какая фигура лишняя?» 

    - «Назови фигуры»

    Декабрь 2018г

    картотека

    Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

    - «Сравни предметы по высоте»

    - «Самая длинная, самая короткая»

    - «Разноцветные кружки»

    - «В какую коробку?»

    - «Дальше – ближе»

    - «Больше- меньше»

         Январь -  

    Февраль 2019 г.

    картотека

    Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

    - «Какого цвета не стало?»

    - «Какого цвета фигура?»

    - «Собери  яблоки»

    - «Какие цвета использованы?»

    - «Уточним цвет»

    - «Цветовой спектр»

    - «Разложи по цветам»

    Март 2019г.

    картотека

    Отчет по самообразованию

    Май 2019г.

    Ну и конечно же, реализация данного проекта не обошлась без участия родителей. С родителями проводились индивидуальные беседы («Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», консультации) («Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей», родительские собрания.) Были оформлены папки - передвижки (например, «Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет», а также родители привлекались к изготовлению и приобретению дидактического материала.)

    Работа с родителями

    Формы работы

      Сроки

    Фома отчета

    Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

    В течение года

    Проведение индивидуальных консультаций  и бесед с родителями.

    В течение года

    Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

    Март 2019г.

    консультация

    Отчет по самообразованию за 2018-2019 учебный год по теме:

         Именно использование дидактической игры помогло повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно, полно воспринимать свойства предметов, научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.

    Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра.

    Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей.

                             Список использованной литературы:

    1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2014.
    2. Петрова И.В., Лиханова Т.И. «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста»

    3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

    4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

    5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г

    6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.

    7. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

    8. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова

    9. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.

    10. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.

    11. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.

    12. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста».    М., 1996.

    13. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.

    14. Венгер В.А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка» 1998

    15. Громова И «Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук» 2014


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    план по самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»

    план по самообразованию "Сенсорное развитие  детей раннего возраста через дидактические игры" воспитателя Ворониной Юлии Владимировны...

    План по самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»

    Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка  в раннем возрасте вы...

    План По самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»

    - расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста.- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение  новых игр при участии родителей)- образовани...

    план по самообразованию педагога по теме "Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры"

    Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном во...

    План по самообразованию педагога на тему «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»

    Тема самообразования: «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»         (2018 - 2019 учебный год), (дети раннего возрас...

    Самообразование. Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры.

    Цель: Повышение своего педагогического уровня, профессионального  мастерства и компетентности....