Развитие коммуникативных навыков дошкольного возраста посредством русской народной сказки
консультация (младшая группа)

Левунина Ольга Викторовна

Сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождая его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы.

     Знакомство с литературным текстом происходит на слух, поэтому особое внимание  следует  уделять умению взрослого выразительно читать текст, делать  логические ударения в нужных местах, соблюдать необходимые паузы, а также подбирать красочные иллюстрации, которые помогли бы воспринимать текст . В дошкольном возрасте все воспринимается практически буквально, значит, предлагаемые иллюстрации должны быть как можно более реалистичными: заяц не выше волка, ворона не должна походить на воробья и т.д.

        Сказка будит любознательность и воображение ребёнка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также эмоции и желания других людей. В ней сочетается не только занимательный сюжет с удивительными героями, но чувствуется присутствие ощущения истинной поэзии, которая открывает слушателю мир человеческих чувств, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

      Нет необходимости каждый раз читать ребенку новую сказку. Дети охотно  встречают , прочитанное  ранее произведения, активно вспоминают и стараются подсказать, что будет дальше, волнуется вместе с героями.

       Так он учится понимать литературные произведения  и посредством этого формируется  как личность. Восприятие детьми литературных произведений в дошкольном возрасте достаточно сложно. Каждый ребенок  проходит большой путь от простого участия в изображаемых событиях до более  сложных форм эстетического восприятия литературного произведения. Восприятие литературного произведения происходит в результате целенаправленного восприятия на определенной ступени развития.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад №42 Приморского района г. Санкт-Петербурга

Консультация для родителей

«Развитие коммуникативных навыков дошкольного возраста посредством русской народной сказки.»

Воспитатель: Левунина О.В.

Санкт-Петербург

2020

      Сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождая его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы.

     Знакомство с литературным текстом происходит на слух, поэтому особое внимание  следует  уделять умению взрослого выразительно читать текст, делать  логические ударения в нужных местах, соблюдать необходимые паузы, а также подбирать красочные иллюстрации, которые помогли бы воспринимать текст . В дошкольном возрасте все воспринимается практически буквально, значит, предлагаемые иллюстрации должны быть как можно более реалистичными: заяц не выше волка, ворона не должна походить на воробья и т.д.

        Сказка будит любознательность и воображение ребёнка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также эмоции и желания других людей. В ней сочетается не только занимательный сюжет с удивительными героями, но чувствуется присутствие ощущения истинной поэзии, которая открывает слушателю мир человеческих чувств, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

      Нет необходимости каждый раз читать ребенку новую сказку. Дети охотно  встречают , прочитанное  ранее произведения, активно вспоминают и стараются подсказать, что будет дальше, волнуется вместе с героями.

       Так он учится понимать литературные произведения  и посредством этого формируется  как личность. Восприятие детьми литературных произведений в дошкольном возрасте достаточно сложно. Каждый ребенок  проходит большой путь от простого участия в изображаемых событиях до более  сложных форм эстетического восприятия литературного произведения. Восприятие литературного произведения происходит в результате целенаправленного восприятия на определенной ступени развития.

       В младших группах знакомство с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте учат слушать стихи, сказки, рассказы.  Также детей учат следить за развитием   действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Малышей также привлекают произведения стихотворного жанра, которые отличаются ритмичностью, четкой рифмой, музыкальностью. Дети начинают запоминать текст при повторном чтении (или многократном повторении), утверждаются   в чувстве рифмы, ритма, усваивают смысл стихотворения.  При этом речь ребенка обогащается наиболее запоминающимися ему словами и предложениями.

       В возрасте 4-5 лет   детей продолжают знакомить с художественной литературой. Воспитатель обращает внимание детей, как на само содержание литературного произведения, так и на некоторых особенности языка (некоторые эпитеты и сравнения, образные слова и выражения).  После прочтения (рассказывания) сказок необходимо приучать детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием произведения, а также на самые простые вопросы по художественной форме. Очень важно после чтения правильно сформулировать вопросы. Это нужно для того, чтобы помочь детям выделить главное - основные события произведения, действия главных героев, их поступки и взаимоотношения.  Заставить ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам может заставить только правильно поставленный вопрос. При чтении стихотворений выделяют музыкальность, ритмичность, напевность стихотворений, подчеркивают образные выражения, развивают у детей способность замечать богатство и красоту  русского языка.

         В старшей группе  при восприятии  содержания  литературных  произведений  детей учат замечать  выразительные  средства.  Дети 5-6 лет способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения, осознавать особенности художественной формы. К этому возрасту, они уже могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. Чтобы дети могли понять и почувствовать художественные достоинства сказки и глубокое идейное содержание, необходимо чтобы им полюбились и надолго запомнились  поэтические  образы.

       При ознакомлении  детей  с  произведениями  стихотворного  жанра, необходимо помочь ребенку почувствовать напевность  и  красоту стихотворения. Глубже осознавать его содержание. При знакомстве с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать взаимоотношения героев, общественную значимость описываемого события, обращать внимание детей на то, какими словами автор характеризует как самих героев, так и их поступки. Вопросы по прочитанному  произведению должны  определять  понимание  ребенком  основного  содержания, а  также  умение оценивать  поступки  и действия героев.

    

         Чтение  художественных  произведений  раскрывает  перед  детьми все богатство  русского  языка.  В этом возрасте  у  детей  развивается  способность  наслаждаться волшебством слова,  закладывается  фундамент  для  формирования  любви  к родному языку.

        Художественная  литература  является универсальным  средством  в познавательном  развитии ребенка, выводя его за пределы  непосредственного воспринимаемого,  погружая  его  в  возможные  мира с широким  спектром  моделей  человеческого поведения  и  ориентируя  в них.             Тексты  различных произведений позволяют  эмоционально схватывать  целостную  картину  мира  во всем  многообразии  связей  вещей, событий, отношений.  Художественная  литература в познавательном развитии  детей  выполняет  следующие  функции: расширяет  представления  о мире (явлениях, не данных  непосредственно в наблюдении  и  практически действенном  опыте);  поможет  осваивать  такие  средства  восприятия мира, как  временные  и  причинно-следственные связи  событий; освоение моделей  человеческого поведения  в  разных  обстоятельствах; формирование  эмоционально-ценностных  установок  по отношению к разным  аспектам действительности (природному  и рукотворному миру, миру человеческих отношений) в сценке с представлениями о них.

       Литература открывает  и объясняет  ребенку  жизнь  общества  и природы, мир человеческих  чувств и  взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского  литературного  языка.

Список литературы:

1. Глебова Л. С. Педагогический энциклопедический словарь. – М. : Большая энциклопедия, 2003.

2. Горбушина Л. А. Николаичева А. П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. – М. : Просвещение. 1983.

3. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М. : Линка-Пресс. 2003.

4. Программа обучения. воспитания и развития ребенка в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой. Т. С. Комаровой // Дошкольное воспитание. № 1-12. 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Сегодня народная сказка - это кладезь мудрости, который необходим маленькому человечку, ведь он только начинает познавать мир....

Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»

Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детств...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Русские народные сказки пришли к нам из глубины времен с важной задачей передать знания детям, которые как губка впитывают буквально всё,  что видят, с чем соприкасаются. Поэтому так важно показа...

"Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки".

Аннотация: в статье описываются особенности использования сказок в работе по развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста.    ...

Педагогический проект «Развитие речевых и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки «Заюшкина избушка» через театрализованную деятельность»

Цель проекта:способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей и формирование эмоционального отношения к сказочным образам через русскую народную сказку «Заюшкина избушк...

Консультация- «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Чтобы ребёнок полостью прожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребёнка....