План работы по самообразованию по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет».
материал

Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_na_2018-2019g.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Новохоперский детский сад общеразвивающего вида

 "Ласточка"

План работы по самообразованию

воспитателя Каляпиной Ю. С.

по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет»

2018-2019 учебный год.

2018г.

Пояснительная записка

Раннее детство - сенситивный период для усвоения речи. Почему же именно в этом возрасте речь имеет наиболее благоприятные условия для развития? Развитие предметной деятельности создает мощный стимул к усвоению речи. Именно речевое общение с взрослым по поводу действий с предметом становится необходимым как орудие организации взаимодействия, делового сотрудничества. Предметная деятельность, кроме того, создает основу для получения разнообразных впечатлений, усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира.

В раннем детстве продолжается совершенствование понимания речи взрослых и происходит переход к собственной активной речи ребенка. Однако стоит отметить, что даже умственно и психически здоровые дети могут испытывать сложности в овладении речью. Большое количество детей к трем годам еще недостаточно хорошо умеют говорить. И здесь детям необходима помощь в развитии и формировании речи. Так как воспитание у детей речевого развития в раннем возрасте – сложный процесс, то огромная роль в этой работе принадлежит художественной литературе, а именно знакомству и приобщению детей к устному народному творчеству.

В этом году, набирая малышей в первую младшую группу, я четко определилась с темой самообразования ««Влияние устного народного творчества на развитие речи  детей 2-3 лет».

Я считаю, что данная тема достаточно актуальна и перспективна.  Несомненно, устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. Общаясь с вновь поступившими в детский сад детьми, я обратила внимание на то, что  многие дети  из моей группы плохо разговаривают, у них нарушено звукопроизношение, у некоторых разговорная речь практически отсутствовала, общение со сверстниками и взрослыми велось в основном односложными словами или  на неречевых средствах (мимике, жестах, интонации). 

Речь, как мы знаем, занимает центральное место в процессе психического развития, развитие речи связано с развитием мышления и с развитием сознания в целом. И поэтому целью моего самообразования стали:

- изучение влияния малых форм фольклора на развитие речи детей младшего дошкольного возраста;

- формирование правильной устной речи детей средствами устного народного творчества.

Задачи для педагога:

- повысить собственный теоретический  уровень знаний путём  изучения необходимой литературы по теме самообразования;

-применить изученное на практике в педагогической деятельности;

- разработать перспективный план работы с детьми;

- пополнить в группе предметно-развивающую среду наглядным и дидактическим материалом.

Ожидаемый результат: работа по самообразованию на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет» поможет мне повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство.

План работы на год

Раздел 1. Изучение методической литературы по теме.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) Д О.

2. Александрова Т. В. Сказки на кончиках пальцевПальчиковые игры по мотивам народных песен и сказокДошкольная педагогика. 2008.

3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры М.: Просвещение, 1986.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

7. Криницина Н. Дети любят потешки // Дошкольное воспитание. – 1991. - №11.

8. Изучение интернет ресурса.

Раздел 2. Методическая работа по самообразованию.

1. Участие в методических объединениях на уровне ДОУ, муниципальном уровне (Сентябрь - май).

2. Просмотр форм работы образовательной деятельности на уровне ДОУ, муниципальном уровне (Сентябрь - май).

3. Просмотр вебинаров по теме самообразования (Сентябрь – май).

4. Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет» (Март).

5.Отчет  по теме самообразования за год (Май).

План работы по самообразованию на 2018-2019 учебный год

Сроки

Работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь-май

Подбор и изучение методической литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) Д О.

2. Александрова Т. В. Сказки на кончиках пальцевПальчиковые игры по мотивам народных песен и сказокДошкольная педагогика. 2008.

3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры М.: Просвещение, 1986.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

7. Криницина Н. Дети любят потешки // Дошкольное воспитание. – 1991. - №11.

Сентябрь

Составление плана работы.

Октябрь

Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка».

Знакомство с русскими народными потешками.

Консультация «Роль фольклора в развитии речи детей».

Памятка « Роль  родителей в процессе формирования речи ребенка»

Ноябрь

Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми».

Создание картотеки потешек для работы с детьми.

Чтение потешек, песенок, прибауток.

Анкетирование родителей «Использование фольклора в семейном воспитании».

Декабрь

Изучение темы: «Роль сказки в развитии речи и воспитании ребенка».

Создание картотеки дидактических игр по рнс.

Чтение рнс.

Дидактическая игра «Узнай потешку».

Консультация «Как выбрать полезную сказку для малыша».

Консультация «Как сделать так, чтобы ребенку понравилось слушание сказки?»

Январь

Изучение темы: «Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Заучивание стихотворных текстов с участием рук и пальцев.

Настольно-печатные игры по мотивам рнс.

Предоставить родителям картотеку пальчиковых игр на основе унт.

Февраль

Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»

Инсценирование рнс «Репка».

Показ театра на фланелеграфе.

Консультация «Играем в домашний театр».

Март

Изучение темы: «Формирование активной речи младших дошкольников посредством народных фольклорных игр».

Знакомство с русскими народными играми.

Буклет «Народные подвижные игры для дошкольников.

Апрель

Подготовка открытого занятия. Открытый показ нод на тему «Котик в гости к нам пришел».

Подготовка открытого занятия.

Консультация:

-  «Роль родителей в возрождении русских традиций»

Май

Отчет о проделанной работе по теме самообразования. Выступление на педсовете.

Повторение знакомых потешек. Хороводные игры.

Презентация «Устное народное творчество в воспитании дошкольников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Возраст от 3 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разгово...

План самообразования на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью п...

План самообразования по теме «Влияние устного народного творчество на развитие речи детей» на 2021-2026 уч. г.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное на...

Программа по самообразованию и кружковой работе в группе «Карапузики» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей с 3-7 лет»

    Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог ус...

План работы по самообразованию по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет» на 202-2023 г.

Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного...