Методическая разработка на тему: «Семейная гостиная как эффективная форма взаимодействия ДОУ и семьи в современных условиях»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Для того чтобы родители могли не только узнавать о том, чем занимается их ребенок в дошкольном учреждении, но и непосредственно участвовать в совместной с ним деятельности, а также получать комплексную поддержку и помощь в вопросах воспитания и развития детей, используются различные формы взаимодействия с семьями воспитанников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Воскресенский детский сад №4 «Рябинка»

Методическая разработка на тему:

«Семейная гостиная как эффективная форма взаимодействия ДОУ и семьи в современных условиях»

Воспитатель высшей категории

Тинакова Е.В.

2018 год

Взаимодействие с родителями - это сложная и важная часть деятельности педагога. В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В статье 44 Закона впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. В ФГОС ДО, утвержденных Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 г., также большое внимание уделяется работе с родителями. Поэтому, важнейшим направлением обеспечения качества дошкольного образования является поиск новых форм сотрудничества педагогов с родителями. Для того чтобы родители могли не только узнавать о том, чем занимается их ребенок в дошкольном учреждении, но и непосредственно участвовать в совместной с ним деятельности, а также получать комплексную поддержку и помощь в вопросах воспитания и развития детей, используются различные формы взаимодействия с семьями воспитанников. Уже традиционными стали такие виды организованной деятельности, как родительские собрания, консультации, беседы. Сегодня, нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники. Эффективнее использовать формы, на которых знания формируются в процессе экспериментальной деятельности, сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребенка.

В сложившейся системе работы по социальному партнерству с семьей в нашей группе используются разнообразные формы взаимодействия детей, педагогов и родителей – это совместные праздники, газеты, выставки поделок, проекты, родительские клубы, спортивные праздники, эстафеты, мастер-классы, «Встречи с интересными людьми».

Команда детского сада находится в постоянном поиске форм работы с семьями воспитанников, которые бы позволили достигнуть реального сотрудничества, включения родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Одной из таких форм стали семейные гостиные, в которых участвуют все – дети, их родители, педагоги. Общение в рамках семейной гостиной создает положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых. Семейная гостиная способствует взаимопроникновению и взаимовлиянию образовательного пространства ДОУ и семьи, созданию оптимально-благополучных условий для воспитания и развития личности ребёнка.

В рамках работы семейной гостиной проводятся совместные праздники, творческие мастерские для детей и родителей. 

Цель данной формы работы: добиться высокого уровня взаимодействия детского сада и семьи путем активного участия родителей в педагогическом процессе; гармонизация детско - родительских отношений.

Задачи: 

 формирование у родителей способности понять потребности ребёнка, сделать его счастливым; умение видеть перспективы его развития;

- формирование у детей уверенности в себе и в своих силах, а так же позитивного отношения к себе, взрослым и к окружающему миру.

-   формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка;

-   поддержание интереса родителей к внутреннему миру своего ребенка.

Работа в семейной гостиной реализовывается через игровую деятельность детей и взрослых, создание комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды. Для активизации воспитательных возможностей родителей используются разнообразные активные формы общения с ними:

-          Семейные игровые программы;

-          Совместный досуг взрослых и детей;      

-          Творческие мастерские;

-          Дискуссионные встречи, практикумы, тренинги.

 «Семейные гостиные» - это модель взаимодействия "родитель – ребенок – педагог", где родителю и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива. Педагог исполняет роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком. В процессе проведения таких программ родители могут вместе с ребенком играть, лепить, рисовать, выполнять упражнения, задавать друг другу вопросы, загадывать загадки, соревноваться, а итогом становится творческая деятельность – создание индивидуальных или коллективных работ.

На заседаниях «Семейной гостиной» педагоги много рассказывают родителям о различных опытах семейного воспитания и привлекают к этому родителей. На аудиторию родителей большее влияние оказывает то, что о положительном опыте жизни и воспитания детей в семье рассказывает не педагог, а другие родители. Их больше убеждает, когда об этом же рассказывают сами родители, реализовавшие в своей семье определенное направление в воспитании и развитии своего ребенка, испытавшие их целесообразность и добившиеся положительных результатов. Родители легче делятся своими успехами, трудностями, сомнениями, маленькими секретами и изюминками семейного воспитания друг с другом, вместе ищут выход из проблемных ситуаций. Выступления родителей с живым интересом просматриваются и выслушиваются на собраниях, вызывают обсуждения, будят мысли и способствуют обмену опытом семейного воспитания.

Отличительная особенность родительских гостиных:

  • Активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.
  • Подготовка каждой семьи к встрече. 
  • Родители делятся своим опытом решения проблем воспитания. 
  • Согласование единых принципов в воспитании между педагогами и родителями

 Результат.
«Семейные гостиные» способствуют формированию у родителей потребности в частом общении с детьми, повышению педагогических знаний у родителей, помогают им осознать важность дошкольного периода детства, как базовой ступени развития личности ребенка.
При проведении регулярных родительских гостиных родители становятся более заинтересованными в воспитании детей, сплоченными с педагогами детского сада, создаются единые установки на формирование у детей ценностных ориентиров. В качестве критерия оценки успешности встреч в семейной гостиной стали позитивные изменения во взаимоотношениях родителей с детьми: понимание и доброжелательность; интерес родителей к совместному творчеству в семье и детском саду; инициативность, находчивость и фантазия детей и родителей в подготовке к встрече; активное участие в семейной гостиной.

Структура встреч в семейной гостиной:

  • Встреча-вступление
  • Выступления родителей и детей с опытом семейного воспитания (театр, песня, стихи, газета, презентация, видеоролик и т.д.).
  • Совместная деятельность детей и взрослых.
  • Ритуал расставания, совместная фотография

Мероприятия планируются с учетом интересов и запросов родителей.

Вот некоторые из тем наших семейных встреч:

  • «Играем пальчиками, развиваем речь» (развитие мелкой моторики через разные виды деятельности)
  • Совместный досуг взрослых и детей - Семейная гостиная ко Дню Матери «Всё для мамы!»

В конце ноября прошлого года мы пригласили в нашу Семейную гостиную мам, чтобы отпраздновать замечательный праздник - День матери. Наш вечер был посвящен самым дорогим, самым чутким, самым нежным, заботливым, трудолюбивым и, конечно же, самым красивым – нашим мамам. Мамы услышали поздравления от детей, играли вместе в увлекательные игры, танцевали. Ничто так не сближает нас, как совместное дело. В старину, чтобы уберечь дитя от дурного взгляда, слова, мамы делали для своих детей обереги. Вот и на нашей встрече в семейной гостиной мамы вместе с детьми изготовили замечательных куколок из ниток. Сколько было радости у детей, когда они вместе трудились. А когда мамы дарили им свои поделки, говоря при этом свои одним им известные слова защиты, было приятно видеть добрые и нежные улыбки мамочек, счастливые глаза детей. И мамы тоже не остались без подарков.

А какой подарок маме мы подарим в этот день?

Было для этого немало фантастических идей!

Ведь сюрприз готовить маме – очень интересно.

И цветочек на открытке выглядел чудесно!

Вечер закончился чаепитием.

Эта встреча  вызвала у детей много положительных эмоциональных переживаний от совместного проведения праздника; способствовала установлению дружеских отношений между родителями и детьми группы; развитию творческого сотрудничества; воспитанию у детей любви и нежного чувства, доброго, внимательного, уважительного отношения к маме, стремления ей помогать, радовать ее.

Таким образом, использование разнообразных форм взаимодействия с семьями воспитанников детского сада дает положительные результаты, позиция родителей становится более гибкой. Своей работой мы доказываем родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Теперь они не только зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы взаимодействия МАДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО

Семья для ребенка-это источник общественного опыта , здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то до...

Методическое пособие "Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

В предлагаемом методическом пособии представлены механизмы реализации эффективных форм взаимодействия с родителями.В пособии представлены практические материалы из опыта работы педагогов Муницип...

Эффективные формы взаимодействия ГБДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Деятельность родителей и педагогических работников , направленная на воспитание, развитие и обучение детей, может быть успешной только в том случа, если и родители, и дошкольное учреждение станут союз...

Презентация. Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования....

Презентация опыта работы "Эффективные формы взаимодействия ДОУ и семьи как условие создания социальной ситуации развития детей"

Семья и дошкольная образовательная организация – два воспитательных института, каждый из которых по-своему влияет на социальный опыт, формирование личностных качеств ребенка. Каждый из этих инст...