Рекомендации воспитателям по планированию занятий по экономическому воспитанию дошкольников
консультация
Предварительный просмотр:
Рекомендации для педагогов по планированию работы по экономическому воспитанию в детском саду
Экономика — это особый мир. Он сложен, интересен и загадочен и открыт для всех. Существовать вне экономики невозможно.
Ввести дошкольника в мир экономики необходимо. Детей интересуют очень многие вопросы такого характера. И чем чаще они соприкасаются с социальной действительностью, тем больше вопросов возникает у них.
Самыми распространёнными среди них являются: потребность — возможность, товар — цена, работа — заработная плата, банк — валюта. Самыми «непонятными» — всё ли можно купить за папину зарплату, почему мама не может купить понравившуюся игрушку, почему дома нет денег.
Очень часто в речи детей можно слышать слова: «реклама», «валюта», «обмен», «бизнесмен», «рынок» и другие, смысл которых дети не понимают и поэтому употребляют не по назначению. Их экономическая любознательность закономерна, ведь экономические отношения пронизывают все сферы жизнедеятельности людей и прежде всего — быт семьи. Вместе с родителями ребёнок ходит в магазин, а иногда и сам делает покупки, приобретая тем самым определённый экономический опыт.
Таким образом, повседневная жизнь дошкольника, семья, общение со сверстниками, образовательная деятельность в детском саду формируют тот опыт, который становится основой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию.
Важно научить детей понимать и ценить окружающий материальный мир как результат труда, учить уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.
Грамотно организованная работа по экономическому воспитанию поможет ребёнку развить свои способности и пополнить знания о жизнедеятельности современного общества.
Сложившаяся экономическая ситуация сама указала на объективную необходимость формирования у дошкольников элементов экономических знаний, умений и навыков, что послужило основой правильного мировоззрения и организации эффективного взаимодействия с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, педагоги решают задачи всестороннего развития личности.
В дошкольных учреждениях целесообразно регулярно проводить тематические досуги и развлечения по данной тематике. Современные методы приобщения дошкольников к ценностям экономической культуры включают беседу, рассказ, проблемные ситуации, игры, поиск, исследования, эксперимент, поощрения, примеры, убеждения, личный опыт, метод воспитывающей ситуации с нравственно-экономическим содержанием.
Работа по экономическому воспитанию дошкольников была бы неэффективна без участия родителей. На всех этапах работы требуется поддержка ребёнка дома, в семье.
Цель планирования: раскрыть ребёнку-дошкольнику окружающий его предметный и природный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры.
Задачи планирования:
- первоначальное ознакомление дошкольников с экономикой как сферой жизнедеятельности людей;
- формирование правильного отношения к деньгам, воспитание начал разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами;
- приобщение к домашней экономике: экономии электричества, тепла, воды;
- воспитание потребности в социально значимой и содержательной деятельности;
- воспитание экономного отношения к продуктам труда, личным вещам, материальным ценностям дошкольного учреждения.
Блок «Потребности и возможности»
Сентябрь
- Занятие-беседа «Экономика и мы».
Задачи: познакомить детей с понятиями «экономика», «золотое правило экономики»; формировать представление об экономических категориях; воспитывать вежливость, культуру общения.
- Чтение и обсуждение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Задачи: расширить представление детей о главной проблеме экономики — постоянно возрастающих потребностях человека и ограниченных возможностях для их удовлетворения; формировать отрицательное отношение к трусости, глупости и жадности; развивать память, мышление, речь; воспитывать отрицательное отношение к жадности.
- Познавательное занятие «Потребности. Какие они?».
Задачи: учить ребят различать виды потребностей; устанавливать взаимосвязь между потребностями и возможностями; воспитывать отрицательное отношение к корыстолюбию и жадности.
- Развитие речи и общения «Мои потребности».
Задачи: закрепить представление детей о жизненно важных потребностях человека; воспитывать честность, целеустремлённость.
Октябрь
- Чтение и инсценировка русской народной сказки «Сивка-бурка».
Задачи: формировать представления о взаимосвязи потребностей и возможностей, учить с помощью мимики и пантомимики передавать характерные черты героев сказки; развивать память, мышление, речь; воспитывать настойчивость, стремление добиваться успеха в любом деле.
- Игра-занятие «Заветные желания».
Задачи: закрепить представления детей о понятии «потребности человека», раскрыть значимость жизненно важных; развивать воображение, самостоятельность мышления, связную речь; воспитывать упорство, настойчивость в достижении поставленной цели.
- Дидактическая игра «Собираясь в дальний путь…».
Задачи: закрепить представления детей о первоочередных нуждах человека; развивать воображение, умение самостоятельно принимать решения; формировать разумное поведение в различных жизненных ситуациях.
- Моделирование произведения В.Катаева «Цветик - семицветик».
Задачи: учить детей по картам-схемам составлять описательный рассказ, помочь им понять значимость жизненно важных потребностей; воспитывать чувство благодарности к тем людям, которые прилагают максимум усилий, чтобы помочь другим.
Блок «Деньги»
Ноябрь
- Драматизация русской народной сказки «Лисичка со скалочкой» (с использованием теневого театра).
Задачи: помочь понять суть натурального обмена (бартера); формировать у детей-дошкольников отрицательное отношение к обману, излишней доверчивости; ввести в словарь детей такие экономические понятия, как: «бартер», «натуральный обмен».
- Беседа «Деньги и их роль в жизни».
Задачи: познакомить детей с историей возникновения денег, денежными знаками разных стран; установить взаимосвязь «труд — деньги»; развивать диалоговую речь; воспитывать бережное отношение к деньгам.
- Рисование «Портрет профессии моих родителей».
Задачи: закрепить знания детей о том, что труд является средством получения денег; формировать уважение к членам семьи, зарабатывающим деньги; развивать художественные способности; воспитывать эстетическое отношение к миру.
- Дидактическая игра «Банк».
Задачи: накопление представлений о смысле хранения денег в банке, о возможности получения кредита; ввести новые профессии «кассир», «консультант», «инкассатор»; развивать коммуникативные умения, речь; воспитывать уважительное отношение к труду работников банка.
Декабрь
- Занятие «Деньги и товары».
Задачи: закрепить знания детей о деньгах и товаре; помочь осознать на доступном ребёнку уровне взаимосвязь «труд — продукт — деньги», зависимость стоимости продукта от его качества; воспитывать правильное отношение к деньгам, уважение к тем людям, которые умеют хорошо трудиться и зарабатывать.
- Дидактическая игра «Супермаркет».
Задачи: познакомить воспитанников с понятием «цена»; показать детям, что каждая вещь стоит денег, научить сопоставлять цену на товар с имеющимися у себя наличными деньгами; ввести в игру проблемные ситуации «на товар не хватает денег», «некачественный товар»; развивать воображение; воспитывать культуру общения, самостоятельность.
- Разыгрывание эпизодов сказки Г.Х. Андерсена «Огниво».
Задачи: расширить представление детей о деньгах и их ценности; развивать способность разумно расходовать деньги; воспитывать бескорыстие, гуманность.
- Дизайн «Реклама товара».
Задачи: раскрыть смысл предназначения рекламы, механизм её создания; развивать конструктивные способности, умение работать с различным материалом; воспитывать аккуратность, эстетический вкус.
Блок «Бюджет семьи. Доходы и расходы».
Январь
- Познавательное занятие «В гостях у семьи экономистов».
Задачи: познакомить с понятием «семейный бюджет»; уточнить представления о правилах ведения домашнего хозяйства; развивать любознательность, исследовательские способности; воспитывать бережное отношение к семейному бюджету, уважение к труду.
- Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр».
Задачи: закрепить представление детей об ограниченности ресурсов, связать это с семейным бюджетом, который тоже ограничен; формировать навыки и привычки культурного поведения, взаимодействия с миром вещей; ввести роли «товаровед», «расфасовщик товара», «рекламный агент»; воспитывать бережливость, толерантность.
- Развлечение «Как три поросёнка хотели стать экономистами».
Задачи: учить детей решать различные проблемные задачи, используя при этом арифметические действия сложения и вычитания, обозначать полученный результат цифрами и знаками (больше, меньше, равенство); развивать элементарное умение планировать расходы; воспитывать целеустремлённость, взаимовыручку.
- Беседа «Мой вклад в бюджет семьи».
Задачи: расширить представление детей о составляющих семейного бюджета; развивать диалогическую речь, активизировать словарный запас; воспитывать у детей бережливость как условие сохранения семейного бюджета.
Февраль.
- Игра-занятие «Накопление и потребление».
Задачи: познакомить дошкольников с такими экономическими понятиями, как: «накопление», «потребление»; показать каким образом эти понятия связаны с доходами семьи.
- Дидактическая игра «Доходы семьи».
Задачи: познакомить детей с понятием «доходы»; расширить их знания об основных и дополнительных доходах в семье; воспитывать ответственность за свои поступки.
- Комплексное занятие «Хочу и надо».
Задачи: учить различать понятия «хочу» и «надо» у ребят; дать им представление с экономической точки зрения о происхождении окружающих нас благ; формировать чувство меры; воспитывать чувство благодарности к тем, кто помогает удовлетворять наши желания и потребности.
- Занятие-лаборатория «Экономим тепло».
Задачи: расширить представления детей о различных способах экономии ресурсов в опытно-экспериментальной деятельности; развивать наблюдательность; уважение к результатам труда людей.
Блок «Труд. Профессии»
Март
- Чтение и обсуждение сказки «Колосок» с использованием проблемных ситуаций и вопросов.
Задачи: формировать представление о последовательности выполнения той или иной трудовой деятельности; показать взаимосвязь различных трудовых процессов, а также зависимость качества продукции от добросовестного отношения к работе; развивать умение характеризовать и высказывать своё мнение о сказочных героях; воспитывать трудолюбие.
- Просмотр видеоматериалов, аудиорассказ о производстве заводов.
Задачи: показать детям производственный цикл изготовления товаров; воспитывать трудолюбие, целеустремлённость, уважение к результатам труда.
- Игровой тематический комплекс «Юный бизнесмен».
Задачи: закрепить у детей знания ранее изученного материала; ввести в словарь новые понятия: «рыночные отношения», «бизнес», «договор».
- Занятие-игра «Путешествие в страну электричества».
Задачи: формировать представление об электричестве; расширить знания детей о правилах безопасности при пользовании электроприборами; воспитывать бережное отношение к электроэнергии.
Апрель
- Занятие-телепередача «Почта гнома Эконома».
Задачи: закрепить представление ребят о труде людей; расширить знания о профессиях, развивать смекалку, сообразительность, логическое мышление, интерес к пониманию окружающего мира; воспитывать у детей умение слушать друг друга
- Лепка «Наши помощники — электроприборы».
Задачи: дать представления о профессиях, относящихся к производству электроприборов; повторить изученные приёмы лепки; развивать мелкую моторику руки, абстрактное мышление, воображение; воспитывать аккуратность, умение доводить дело до конца.
- Ролевая игра «Агентство недвижимости».
Задачи: познакомить воспитанников с работой агентства по недвижимости и профессией риэлтора; развивать коммуникативные способности, творчество, фантазию детей; воспитывать умение согласовывать свои действия друг с другом.
- Занятие-путешествие «На необитаемом острове».
Задачи: формировать представления детей дошкольного возраста о первоочередных потребностях человека; развивать фантазию, воображение; закрепить навыки использования приёмов «включения» и «опредмечивания» в конструктивной деятельности; создавать эмоционально-положительный климат в группе детского сада; воспитывать чувство коллективизма.
Май
- Занятие «Игра-путешествие водяной капельки».
Задачи: систематизировать знания дошкольников о круговороте воды в природе, сложности её добычи, необходимости бережного отношения к ней; уточнить знания о профессии сантехника, её важности для сохранения водных ресурсов; воспитывать уважительное отношение к труду, желание беречь воду.
- Конкурс «Назови профессию».
Задачи: закрепить знания о профессиях; развивать сообразительность, быстроту реакции; воспитывать культуру взаимоотношений.
- Познавательное занятие «Как выращивают хлеб».
Задачи: расширить и конкретизировать знания о процессе выращивания и изготовления хлеба; совершенствовать грамматический строй речи, расширять словарный запас; воспитывать чувство уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу.
- КВН «Путешествие по стране Экономика» (по итогам года).
Задачи: выявить уровень представлений детей о сущности экономических понятий, изученных в течение года; развивать сообразительность; воспитывать интерес к экономике, трудолюбие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/01/picture-1359694-1635759523.jpg)
Рекомендаций для родителей по экономическому воспитанию дошкольников.
В статье предлагаются формы работы для родителей по экономическому воспитанию дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/01/picture-1359694-1635759523.jpg)
Конспект занятия по экономическому воспитанию дошкольников « В тридесятом царстве, Гороховом государстве»
Цель занятия: создание комфортной игровой среды для формирования необходимой мотивации повышения финансовой грамотности старших дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/11/picture-973989-1541931060.jpg)
Планирование деятельности по экономическому воспитанию дошкольников
Планирование по экономическому воспитанию. старший дошкольный возраст....
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/31/picture-1467233-1680286122.jpg)
Конспект занятия по экономическому воспитанию дошкольников « В тридесятом царстве, Гороховом государстве»
Цель: создание комфортной игровой среды для формирования необходимой мотивации повышения финансовой грамотности старших дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/31/picture-1467233-1680286122.jpg)
Рекомендаций для родителей по экономическому воспитанию дошкольников
Рекомендаций для родителей по экономическому воспитанию дошкольников...
План работы по самообразованию воспитателя Бескоровайной А.С Тема: «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»
Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Онузнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «...