Конспект организованной образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию «Необычная гостья» (средняя группа)
план-конспект занятия (средняя группа)

Шульгина Олеся Алксандровна

      Нравственное (социальное) воспитание – это одна из актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Всем известно, что малыши еще не умеют общаться друг с другом.  Герои сказок помогают усвоить непреложные законы духовной жизни, утверждающие, что каждый поступок приводит к тому или иному следствию: за добро воздается добром, за зло – злом; чтобы чего-то достичь, необходимо хорошо потрудиться; относиться к другим следует так, как хотел бы, чтобы относились к тебе другие; помогать другим нужно бескорыстно, и тогда в трудную минуту тебе тоже помогут; любое дело легче делать сообща; надо уметь помнить и ценить доброе отношение к себе.

      В результате ребенок познает мир умом и сердцем, и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания, поддерживается видение мира, свойственное детям, стимулируется познавательная активность, повышается креативность, развивается позитивная социализация детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

по социально – коммуникативному развитию

«Необычная гостья»

(средняя группа)

Воспитатель IКК:

Шульгина Олеся Александровна

 

Актуальность: 

Нравственное (социальное) воспитание – это одна из актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Всем известно, что малыши еще не умеют общаться друг с другом.  Герои сказок помогают усвоить непреложные законы духовной жизни, утверждающие, что каждый поступок приводит к тому или иному следствию: за добро воздается добром, за зло – злом; чтобы чего-то достичь, необходимо хорошо потрудиться; относиться к другим следует так, как хотел бы, чтобы относились к тебе другие; помогать другим нужно бескорыстно, и тогда в трудную минуту тебе тоже помогут; любое дело легче делать сообща; надо уметь помнить и ценить доброе отношение к себе.

В результате ребенок познает мир умом и сердцем, и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания, поддерживается видение мира, свойственное детям, стимулируется познавательная активность, повышается креативность, развивается позитивная социализация детей.

Цель: формирование у детей представлений  о хороших и плохих поступках.

Задачи: 

-  учить детей разбираться в нравственных ситуациях, аргументировать свои ответы;

- развивать умение правильно оценивать поступки с позиции нравственности;

- диалогическую речь, слуховое внимание, мышление, навыки коммуникативного общения;                                                                                        

- воспитывать чувство вежливости, доброты, стремление к дружелюбию, умение разделять радость.

Предварительная работа.

  1. Беседы: «Как поступить?» (с иллюстрациями), «Играть вместе веселее», «Хорошо ли злиться?», «Чужая игрушка», «Хочу быть щедрым» и т.д.
  2. Чтение художественных произведений: «Хорошие манеры» К. Нефёдова, «Лисичка со скалочкой» русс. нар сказка, «Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкин, «Три поросёнка» пер. с англ. С. Михалков,  «Мальчик стерёг овец…» басня Л. Толстой и т.д.
  3. Заучивание стихов: «Мысли о Яге», «В нашем доме» Н. Григорьева
  4. Чтение пословиц, закличек, потешек
  5. Дидактические  игры: «Злые-добрые герои», «Превращение», «Маленький помощник», «Упрямые козлики», «Не поделили игрушку» и т.д.
  6.  Сюжетно-ролевые игры: «В магазине», «Мамины помощники», «Мне нужна помощь», «Пожарные» и т.д.
  7. Игры – драматизации: этюд «Котята», «Узнай себя», «Гуси-гуси» и т.д.
  8. Подвижные игры: «Баба Яга», «У медведя во бору», «Нам не тесно», «Король» и т.д.
  9. Использование мультимедийного оборудования: совместный просмотр мультфильма Бориса Храневича «Сказка о жадности»; просмотр презентации «Что такое хорошо и что такое плохо».

Материалы, инструменты, оборудование: мультимедийное оборудование (проектор, ноутбук), мультфильм «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду» Лилиана Муура; иллюстрации к стихотворению Маяковского «Что такое хорошо…»; 2 стола с изображениями весёлого и грустного смайла; кукла Хорплоша (странное существо); кукла мальчика; игрушечная свинка.

Ход занятия.

-Ребята, посмотрите, сколько сегодня гостей у нас в группе.

-Вы рады гостям?

- Как вы думаете, что нужно сказать нашим гостям, чтобы показать, что мы воспитанные дети?

- Поздороваться.

(Хором) – Здравствуйте!!!

- Ребята, а как вы считаете, у гостей хорошее настроение?

-А у вас?

-Как можно определить настроение человека, только посмотрев на него?

- Человек улыбается.

-Конечно, когда человеку хорошо, он улыбается, светится от счастья.

- Давайте мы с вами подарим нашим гостям свои теплые, добрые улыбки, пусть у них сохранится отличное настроение.

- Сейчас я приглашаю вас сесть на стульчики. Сели удобно, красиво. Покажите мне свои лучистые, добрые глаза. Какие они у вас красивые!

- Ребята, к нам сегодня пришла особенная гостья. Она поможет понять хорошие поступки мы делаем или плохие. (Воспитатель одевает дидактическую куклу. Дальше занятие ведётся от её имени).

- Давайте мы познакомимся с Хорплошей.

Мы вам расскажем гости

О странном существе

Его вы не встречали,

В нем половинки две.

Одна из половинок:

Тепла, добра, мила,

Красива и приветлива,

Веселая она.

Глаза другой прикрыты,

Не видно в них тепла,

Мы видим половинку,

Где только грусть одна.

Веселого и грустного

Нам в ней не сосчитать,

И мы ее Хорплошею

Все будем называть.

За маленькими детками

Хорплоша наблюдает

И знает всех послушных,

И непослушных знает.

-Какой бы вы всегда хотели видеть меня?

-Какие поступки вы должны совершать, чтобы я всегда была добродушной и веселой?

-   Ребята, а вы сами знаете, что такое хорошо и что такое плохо?

  Вот я сейчас это и  проверю. Давайте прочитаем стихотворение    

В. Маяковского, которое так и  называется «Что такое хорошо и что такое плохо». Я буду читать стихотворение, а  вы – поможете мне разместить картинки к нему и прикрепить их на доску с лицом весёлого настроения, либо на доску с лицом грустного настроения.

 

         

Крошка сын (показывает куклу)    к отцу пришёл,

И спросила кроха: (меняет голос, подражая мальчику)

          - Что такое

                      хорошо

           и что такое

                       плохо?

У меня

секретов нет, -

слушайте, детишки, -

папы этого ответ

помещаю в книжке.

  Хорплоша показывает детям картинку в соответствии со стихами.

           - Если ветер крыши рвёт,

            если град загрохал, -

             каждый знает –

            это вот   для прогулок…

Воспитатель делает паузу и жестом предлагает ребёнку выбрать стол и разместить на нём картинку.

Все. Плохо. (ребёнок ставит картинку на один из столов) 

Воспитатель (вызвав другого ребёнка).

            Дождь покапал и прошёл.

            Солнце в целом свете.

            Это очень …

Все    хорошо  

            и большим и детям.

Воспитатель: (вызвав другого ребёнка).

            Если сын чернее ночи,

            Грязь лежит на рожице, -

            ясно, это…

Ребёнок размещает картинку.

Все. Плохо очень

         для ребячьей кожицы.

Воспитатель. Если мальчик любит мыло

                         и зубной порошок,

                         этот мальчик очень милый,

                         поступает…

Все (когда картинка поставлена).  Хорошо.

Воспитатель:  Этот вот кричит:

          - Не трожь Тех,

            Кто меньше ростом! –

   Все.  Этот мальчик  так хорош,

              загляденье просто!

   Воспитатель: Если ты порвал подряд

             книжицу  и мячик,

             про такого говорят:

Все. Плоховатый мальчик.

Воспитатель.   Если мальчик любит труд,

          тычет  в книжку пальчик,

           про такого пишут тут:

Все    Он  хороший мальчик.

Воспитатель. От вороны  карапуз

                        убежал, заохав.

                        Мальчик этот просто трус.

Все. Это очень плохо.

Воспитатель. Этот, хоть и сам с вершок,

                         спорит с грозной птицей.

                         Храбрый мальчик,

Все. Хорошо!

Воспитатель. В жизни пригодится.

                Вызывает другого ребёнка. 

                        Этот в грязь полез и рад,

                         что грязна рубаха.

                         Про такого  говорят:

Все. Он плохой, неряха.

Воспитатель. Этот чистит валенки,

                         моет сам галоши.

                         Он, хотя и маленький,

Все. Но вполне хороший.

Воспитатель обращается к кукле-малышу и к каждому ребёнку.

         Помни

                      это

                             каждый сын.

          Знай

                   любой ребёнок:

          вырастет

                         из сына

                                       свин,

          если сын –

                             свинёнок.

Показывает свинью, вызывая смех.

           

Мальчик  радостный пошёл,

 и решила кроха:

  «Буду делать хорошо,

  и не буду – плохо».

Ну, что ж, вы правильно оценили каждый поступок. А на самом деле каждый сумеет поступить так же?

Дети. Да.

Физминутка

Встретились Бяка и Бука.

(Шагаем на месте)

Никто не издал ни звука.

(Руки в стороны)

Никто не подал и знака -

(Руки на пояс)

Молчали

(Повороты туловища влево-вправо)

Бяка и Бука.

(Наклоны туловища влево-вправо)

И Бука

Думал со скукой:

(Наклон туловища вперед)

Чего он так смотрит - букой?

(Руки в стороны)

И Бяка думал:

(Руки на пояс)

Однако

(Наклон туловища вперед)

Какой он ужасный

(Руки вверх)

Бяка...

(Руки опустили)

- Дети, наша гостья Хорплоша приготовила для вас сюрприз. Это очень необычный мультик. Называется он «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду». (Просмотр и обсуждение мультфильма).

- Ребята, а вы знаете вежливые слова? Давайте проверим! Я вам буду читать стихотворения. А вы поможете закончить их вежливыми словами:

 1. Приятель встретился тебе на пути

Мимо него не спеши ты пройти.

Не стесняйся и не лукавствуй,

А приветливо скажи ему (здравствуй).

2. Не виделись с другом своим много лет

При встрече ему покричи ты (привет).

3. Если вам помог кто-либо

Не забудь сказать (спасибо).

4. Если просишь что-нибудь

Никогда ты не забудь

Быть воспитанным всегда

И говорить (пожалуйста).

5. Ты чихнул? Без лишних слов

Скажем дружно (будь здоров).

6. Вот наступило время прощанья

Скажем мы громко всем  (до свиданья).

7. Друга нужно ценить и беречь.

Расставаясь, скажи (до новых встреч).

8. Если случайно толкнули соседку

Уронила на пол она сетку.

С ответом долго не тяните

Скажите громко (извините).

9. Вечер спать хотим мы очень

Скажем всем (спокойной ночи).        

- Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием. Вот, и подходит к концу наше занятие. Что нового вы узнали сегодня?

- Спасибо и Вам дорогие гости, что пришли к нам сегодня и одарили нас Вашими добрыми улыбками!!!!

Ребята, что мы должны обязательно сказать на прощание, нашим дорогим и таким замечательным гостям???

- До свидания!!!

 Звучит песня «Улыбка»

Список используемой литературы:

  • Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Средняя группа/ авт.-сост. З. А. Ефанова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 307с.;
  • Книга для чтения в детском саду и дома: 5 – 7 лет: пособие для воспитателей детского сада и родителей/ Сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук. – Москва: Издательство ОНИКС-ЛИТ, 2017. – 368с.: ил.
  • Формирование коммуникативных навыков у детей 3 – 7 лет: комплексные занятия на основе игровых технологий/ авт.-сост. Ю.В. Полякевич, Г.Н. Осинина. – Изд. 3 – е, испр. – Волгоград: Учитель. – 157 с.
  • Шпицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П. Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.- 384 с.
  • https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/11/10/konspekt-otkrytogo-zanyatiya-chto-takoe-khorosho-i-chto-takoe


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по социально – личностному развитию для детей средней группы на тему «Дорогой добра»

Дошкольное детство- это важный период, когда формируются основные представления об окружающем мире, добре и зле в нём, представления о семейном укладе, о родной земле....

Конспект организованной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию для детей средней группы Тема: «Уроки этикета»

Цель: Обобщение знаний ребят о правилах поведения принятых в обществе.Задачи:·              учить находить правильные решения в ...

Конспект организованной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитиюв младшей группе «Мойдодыр в гостях у нас!»

Данное занятие способствует формированию культурно-гигиенических навыков у детей, положительному отношению к здоровому образу жизни....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию "Сплюшка" в средней группе.

формирование у дошкольников взаимопонимания, дружелюбного отношения ко всем окружающим.Перед началом занятия рекомендуется просмотреть мультфильм Сплюшка....

Конспект организованной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию для детей средней группы "ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ"

                       Занятие  направлено  на  закрепление  правил дорожного движения, повторение правил безопас...

Конспект организованной образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию «День Матери» для детей средней группы.

День матери празднуют в России в конце ноября. И это замечательно: сколько бы хороших, добрых слов мы не говорили нашим мамам, сколько бы поводов для этого ни придумали, лишними они не будут. Осо...