"Мы дружбою сильны"
методическая разработка (подготовительная группа)

Куц Юлия Александровна

"Мы дружбою сильны!" (методические рекомендации по социально-эмоцианольному развитию детей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialno-_emotsionalnoe.docx34.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Мы дружбою сильны»

(методические рекомендации по социально - эмоциальному

развитию дошкольников)

Социально-эмоциональное развитие ребёнка сложный и многоплановый процесс, в котором можно выделить три основных направления: «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды», и «Социальные навыки».

         Первое направление «Уверенность в себе» - предполагает решение следующих задач: помочь ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения и  понять,  что он, как и любой человек, уникален и неповторим. Темы данного раздела предполагают оказание каждому ребёнку необходимой помощи для преодоления  его неуверенности в себе, поддержку его положительной самооценки. Всё это поможет ребёнку лучше понять других людей и самого себя. Становление индивидуальности ребёнка, его «Я», начинается очень рано и происходит постепенно, в том числе - в процессе осознания им собственных интересов и предпочтений. Для этого педагогу важно обсуждать с детьми тот или иной выбор каждого ребёнка в разных жизненных ситуациях и видах деятельности, стараться понять их сокровенные мечты и желания. Важно помочь детям познакомиться со вкусами и предпочтениями друг  друга, увидеть и понять, что они разные. Это закладывает основу для формирования в   старшем возрасте толерантности (терпимости) к другим. При этом дети должны понять, что стремление к удовлетворению собственных желаний не должно ущемлять интересы других людей. Уверенность в себе связана с представлениями человека о его внешних и внутренних особенностях, поэтому в старшем дошкольном возрасте важно формировать у ребёнка достаточно точные представления о своей внешности и семейном сходстве наряду со знаниями о бесконечном разнообразии внешнего облика людей – детей и взрослых. Например, на занятии по изобразительной деятельности дети могут нарисовать свою семью или автопортрет. Данная работа имеет важное воспитательное  значение. Они позволяют не только выяснить, как дети относятся к своей внешности и поддержать их положительную самооценку, но и способствуют становлению у них толерантности по отношению к другим людям независимо от внешних качеств, физических недостатков, расовой и национальной принадлежности. А знание вкусов других людей  поможет детям сделать  для них что-то особенно приятное, например, подарить любимые цветы. Рассказывая о своих друзьях и о том, что именно нравится в друге, каждый ребёнок начнёт понимать, как важно самому быть хорошим другом и что  для этого нужно.

           Второй направление -  «Чувства, желания, взгляды» - поможет научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние  других людей. Педагог  знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; учит пользоваться ими как для выражения собственных  чувств и переживаний, так и для лучшего понимания эмоционального состояния других. Дети учатся соотносить собственные эмоции с состоянием  природы, погодой, а также с соответствующими событиями и индивидуальными предпочтениями.  В старшем дошкольном возрасте предлагается учить детей не только распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния, но и анализировать их причины; не только понимать настроение другого, но и принимать его позицию. Данный раздел предусматривает знакомство дошкольников со словами, обозначающими такие эмоциональные состояния, как спокойствие ( мирно, безмятежно, доброжелательно, невозмутимо), гнев ( грубо, яростно, сердито, свирепо, злобно, люто), радость ( празднично, бодряще, ярко, лучисто). Порой даже взрослому трудно выразить словами свои переживания, так как у каждого человека они бесконечно многообразны. Поэтому необходимо развивать и обогащать соответствующий словарный запас детей. Таким образом, педагог может установить с детьми более доверительные отношения, что облегчит процесс воспитания.

Третье направление - «Социальные навыки» - предполагает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Навыки общения формируются у человека с ранних лет.  Как обеспечить ребёнку комфортное существование в среде сверстников? Как оградить его от горечи одиночества, чтобы он был окружён друзьями не только в детстве, но и в зрелом возрасте? Для этого необходимо формирование коммуникативных навыков, умения устанавливать и поддерживать контакты, кооперировать и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. Педагог обучает детей  нормам и правилам поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения; помогает понять, как легко может возникнуть ссора; способствует осознанию причин конфликтов; обучает способам и приёмам их самостоятельного разрешения. Ряд тем знакомит детей с качествами, помогающими и мешающими дружбе.    Это лживость – правдивость, внимательность – равнодушие, смелость – трусость, щедрость – жадность. Педагог помогает понять, что дружба даёт радость общения и нужно уметь доставлять эту радость другому.

Основные виды деятельности: игра, изобразительная и театрализованная деятельность, ручной труд.

Вместе  с тем данная работа, в силу её особой значимости для развития личности ребёнка, требует строго соблюдения следующих основных принципов.

  • Системность.

Работу нужно проводить систематически, специальные занятия по социально – эмоциональному развитию.  Можно использовать  запланированные занятия по изобразительному искусству, физкультуре, ручному труду, в которые включаются темы данного раздела.

  • Интеграция программного материала.

Интеграция  целесообразна, прежде всего,  с содержанием занятий по изобразительной и театрализованной деятельности, по ознакомлению с окружающим, экологическому и физическому воспитанию, а также с игровой деятельностью. Главное, чтобы работа естественно и органично включалась в целостный педагогический процесс.

  • Координация деятельности педагогов.

Тематические планы педагогов должны быть скоординированы таким образом, чтобы последовательно во времени разворачивать определённые темы, избегая повторов. Важной особенностью данной работы является тесная связь с реальной жизнью ребёнка, его социально – эмоциональным опытом. Поэтому, помимо специально организованных занятий педагог использует самые разные ситуации, возникающие в процессе взаимодействия детей (на других занятиях, в игре, на прогулке, дома), с целью обогащения содержания занятий и развития социальной компетентности детей. Профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Общая  тёплая атмосфера и хорошие контакты между взрослыми  - родителями и педагогами, особенно важны в тех случаях, когда у ребёнка возникают проблемы: нет друзей, горе в семье, ребёнок пережил стресс, неуспешен в обучении  и постоянно боится неудачи и т. д. Специфичность содержания работы требует особого внимания педагогов к работе с родителями. Поэтому перед педагогом стоит задача – заинтересовать  родителей перспективами нового направления развития детей, вовлечь их в жизнь группы, сделать союзниками в своей работе. Родителей нужно постоянно держать в курсе событий, создавая возможности для ознакомления с работой группы на открытых занятиях, при посещении различных общих мероприятий; помещать информацию в « Уголке для родителей»; организовывать специальные экспозиции и выставки детских работ, просмотры тематических видеофильмов.

Таким образом, необходимо заранее выделить основное содержание, которое потребует совместных усилий педагогов и родителей, выбрать адекватные ему формы взаимодействия с родителями. При этом целесообразно использовать как традиционные, так и новые формы работы.

Формы работы.

  • Родительские собрания. Собрания должны носить содержательный характер, связанный с тематикой плана работы. На собраниях можно информировать родителей о достижениях и проблемах детей, связанных  с усвоением программного содержания.

Примерные вопросы для обсуждения:

- Как вы относитесь к друзьям вашего ребёнка?

- Знаете ли вы вкусы и предпочтения  вашего ребёнка?

- Соблюдаете ли вы нормы и правила поведения за столом?

  • Индивидуальные беседы.  Педагоги обсуждают с родителями различные проявления недисциплинированности, драчливость   и агрессивность  навыки ребёнка, непослушание, недостаточно сформированные навыки самообслуживания, излишнюю медлительность или гиперактивность. В зависимости от возраста детей можно предложить  родителям побеседовать с ребёнком дома на следующие темы:

- о его любимом домашнем уголке (почему ему нравится там находиться; что он делает, во что играет, когда остаётся один и т. д.);

- о собственном детстве (покажите свои фотографии, сравните их с фотографиями ребёнка: похожи ли вы друг на друга);

- о дружбе (с кем вы дружили в детстве, с кем дружите сейчас; каким должен быть друг; для чего нужна дружба);

- о ссорах (как избежать ссор; можно ли сердиться на друзей; что ребёнок чувствует, если он поссорился с кем-либо; как помириться; что для этого нужно сделать);

- о грусти (расскажите ребёнку, о каком- либо печальном событии в своей жизни; о том, что вы чувствовали, когда случилось горе; кто пришёл на помощь);

- о радости ( расскажите ребёнку о смешном, приятном эпизоде, событии; о том, что вы чувствовали и почему).

  • Совместная деятельность.

Содержание работы позволяет организовать разнообразные виды совместной деятельности детей, родителей и педагогов по всем темам. Это – постановка общих спектаклей, подготовка элементов декораций и костюмов, изготовление коллективных панно по определённым темам, экспонирование семейных фотографий, различных спортивных мероприятий с использованием подвижных игр, в которых совместно действуют родители и дети. Можно завести дома специальный альбом.  Наряду  с фотографиями будет фиксироваться изменения не только внешнего облика, но и становление его внутреннего мира. В альбоме ребёнок может рисовать, наклеивать картинки, делать аппликации по темам:

- «Что тебе нравится   (из еды, одежды, музыкальных инструментов, занятий и пр.)?»

-«Что тебе хочется получить в подарок на день рождения, Новый год?»

-«Что ты любишь больше всего (время года, место отдыха, вид спорта, книги, игры, цветы, песни и пр.)?»

Ребёнок может изобразить себя грустным, радостным или сердитым; отразить собственные впечатления после поездки, совместного похода, посещения музея, театра. Очень важно, чтобы родители не просто давали ребёнку задание, но активно помогали ему в выборе материалов и средств, например, подбирали журналы для вырезания, создание коллажей, аппликаций. Это заставило родителей, в свою очередь, обращаться к педагогам за помощью и советом, по-новому оценить их профессиональную деятельность, уважение к которой повысилось.

  • Тренинги.

Одной из эффективных форм работы с родителями является проведение тренингов. Предложите родителям обсудить какую-либо ситуацию, например: «ваш ребёнок иногда не убирает за собой игрушки». Затем попросите их вспомнить те слова, с которыми они обычно обращаются к ребёнку в подобных случаях. Запишите ответы родителей на доске. Наверняка  среди них будет больше негативных оценок. Предложите родителям выделить те высказывания, которые содержат поддержку и позитивные оценки. Если таких высказываний мало, придумайте их вместе с родителями и запишите их в другой столбик.

Такие тренинги целесообразно проводить систематически, выделяя на них 10-15 минут во время родительского собрания или других встреч с группой родителей.

Однако главным условием успеха педагогических усилий в таком деликатном деле, как социально-эмоциональное развитие ребёнка, являются позитивные образцы вашего собственного поведения.

  • Уверенность в себе.

Тема

Содержание

Изобрази себя

Помочь детям адекватно оценивать свою внешность, поддерживать положительную самооценку.

Узнай по голосу

Привлечь внимание детей к такой индивидуальной особенности человека, как голос.

Ты и твоё имя

Развивать представления детей об имени и отчестве.

Что ты любишь поесть

Продолжать определять вместе с детьми их вкусы,  предпочтения в еде, сравнивать с предпочтениями и вкусами других.

Проба на вкус и запах

Определять вместе с детьми их предпочтения во вкусах и запахах, сравнивать их с предпочтениями других.

Что ты хочешь носить?

Продолжать вместе с детьми определять их вкусы и предпочтения в одежде, сравнивать их со вкусами и предпочтениями других.

Что ты умеешь делать?

Определять вместе с детьми их умения.

Какой ты, что тебе нравится?

Учить  детей обобщать свои индивидуальные особенности.

Красивое -безобразное

Определить вместе с детьми, что они считают красивым, а что – безобразным.

Робкий

Определить вместе с детьми, кого можно считать робким.

Смелый

Определить вместе с детьми, кого можно считать смелым.

  • Чувства, желания, взгляды.

Тема

Содержание

Мимические признаки и эмоции

Продолжать учить распознавать различные эмоции по выражению лица, позе.

Твои поступки и чувства других

Развивать понимание, что наше собственное настроение и отношение других людей зависят то наших поступков.

Спорящие лица

Познакомить с различными проявлениями негативных эмоций.

Горе

Помочь детям понять, что такое горе, учит справляться с тяжёлыми чувствами.

  • Социальные навыки.

Тема

Содержание

Я считаю тебя хорошим

Продолжать развивать представления о том, что такое дружба.

С кем я дружу

Формировать представления о том, что важно в дружеских отношениях.

Одиночество

Помочь понять, что такое одиночество и почему плохо быть одному.

Портрет друга

Помочь выделить и обобщить внешние и внутренние качества друга.

Ссора

Способствовать осознанию причин, приводящих к конфликту, и возможных путей его разрешения.

Дразнить, обижать

Развивать добрые, тёплые отношения между детьми.

Как можно всё объяснить взрослым

Способствовать хорошим отношениям детей с взрослыми путём формирования умения объяснить

Вместе с друзьями

Способствовать формированию хороших отношений между детьми.

Совместные игры

Помочь понять, что вместе играть интереснее.

Игры и упражнения.

  • Уверенность в себе.

Игра «Составь свой портрет»

На отдельных полосках бумаги нарисованы разные части лица: глаза, брови, нос, рот, причёска. Дети составляют свои портреты, используя приём «фоторобота».

Игра «Сделай свой портрет»

Дети делают свои портреты в технике аппликации.  Для аппликации используются различные материалы; бумага, ткань, нитки и пр.

Игра «Я – скульптор»

Используя пластилин или глину, дети лепят на плоскости своё лицо в полуобъёме ( барельеф).

Игра «Кто позвал?»

Ведущему предлагается среди 5 – 6 зовущих его детей узнать голос определённого ребёнка, при этом дети стараются изменить свои голоса.

Игра «Любимое блюдо»

Дети рисуют свои любимые блюда на бумаге разной формы ( в дальнейшем эти рисунки можно использовать для игры в «Кафе», оформив  с их  помощью меню, столики и витрину).

Игра «Угоди своим друзьям»

Детям предлагается ситуация, в которой они должны «накормить» гостей их любимой  их любимой едой (используя картинки с изображением различных блюд).

Игра «Путешествие в страну запахов»

Детям предлагается определить по запаху специи, пряности, парфюмерию.

Игра «Я – модельер»

Дети рисуют «коллекцию любимой одежды» и устраивают выставку.

Игра «Презентация любимой одежды  зимнего (летнего, весеннего, осеннего) сезона»

Игра «Я – швея»

Изготовление аппликации с использованием кусочков ткани, кожи, меха ( с последующим оформлением выставки).

Игра «Я люблю»

Детям предлагается изготовить индивидуальные альбомы. Каждая страница альбома должна отразить то, что любит ребёнок: игрушки, еду, занятия и т.п. Дети могут рисовать, наклеивать вырезанные картинки или различные фотографии.

Игра «Выставка рисунков»

После рисования или оформления альбомов на тему: «Что тебе нравится?» детям предлагают догадаться, где чей рисунок или альбом.

Игра «Что нам нравится зимой (весной, летом, осенью)?»

Игра «Мир красоты»

Педагог просит детей закрыть глаза и представить себе мир, в котором царит красота.

Вопросы к детям:

- Что вы видите? Где вы? Что рядом с вами? Что вы чувствуете? Затем педагог спрашивает детей, что, по их мнению,  нужно сделать, чтобы мир вокруг нас стал красивее.

Игра с зеркалом «Похвали себя»

Дети, глядя в зеркало, говорят себе комплименты. Цель игры: помочь детям избавиться от неловкости, робости и стеснительности.

Игра «Скажи другу комплимент»

Дети говорят друг другу как можно больше комплиментов, стараясь не повторяться.

Чтение рассказа Л. Толстого «Филиппок»

Чтение « Рассказа о неизвестном герое» С. Маршака

После чтения с детьми проводится беседа о профессиях лётчика, каскадёра и других (дети сами приходят к выводу о смелости этих людей).

Игра «На льдине»

Чтение рассказа Б. Житкова «На льдине». Беседа по рассказу. Педагог начинает предложение: «Я боюсь, когда…», «Я чувствую себя смелым, когда…», « Я  чувствую себя неуверенно, когда…», « Я горжусь собой, когда…». Дети заканчивают фразы.

  • Чувства, желания, взгляды.

Игра  «Оживи воздушные шары»

Нужно наклеить на воздушные шары изображения глаз, ртов, носов так, чтобы шары изображали веселье, грусть и т.д.

Игра – тренинг «Мои ощущения»

Ребёнок различными способами (действиями, жестами, мимикой) изображает свои ощущения, например: «Я съел что – то горькое ( сладкое, кислое, солёное, вкусное)»,  «Я разбил чашку», «Я иду в цирк».

Мимическая гимнастика.

По просьбе педагога дети стараются  передать  или реальные или воображаемые состояния, например: «весёлый клоун», «грозовая туча», «страшный сон», «шустрый ёжик»,  «скука».

Подвижные игры.

Дети хором произносят: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!» - и затем с помощью жестов, мимики, движений выполняют задуманное действие, а ведущий угадывает его.

Игра- тренинг.

Педагог  (а затем кто-то из ребят) изображает свои чувства в какой – либо ситуации. Остальные  определяют, что он хотел показать.

Игра « Я – разведчик»

На  фотографии, картинке дети стараются  выделить как можно  больше внешних признаков какого – либо человека, которые позволяют сделать  вывод о его профессии, образе жизни, настроении и т. д. Выигрывает  тот, кто  назвал больше признаков и оказался самым наблюдательным.

Игра «Сердитые лица»

Дети изготавливают маски с сердитым выражением лица способом аппликации, рисования, ручного труда из различных материалов.

  • Социальные навыки.

Игра «Ласковые имена»

Педагог просит детей вспомнить, какими ласковыми именами их называют родители, бабушки, дедушки, друзья и родственники. Дети встают в круг и, передавая друг другу мяч, перечисляют свои ласковые имена и прозвища.

    Игра «Встреча с интересными людьми»

Кто – то из детей на правах ведущего рассказывает что – то хорошее о своём товарище.

Игра «Приглашение»

Ведущий, стоя в центре круга, называет какую – либо особенность своего внешнего вида, интересов и приглашает подойти к нему тех, кто отличается такими же особенностями или интересами. Например: « Я люблю играть в мяч, кто тоже?», «У меня зелёные глаза, у кого тоже?»

Игра «Банк идей»

В группе ставится коробочка, в которую дети в течение длительного времени складываются записки с различными советами по разрешению конфликтных ситуаций. Можно использовать впоследствии на занятиях.

Игра «Послушай сказку»

Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок»

Вопросы к детям:

- Почему над утёнком все смеялись и дразнили его? Что при этом чувствовал утёнок?

Кукольный спектакль «Бычок и лиса»

Лиса дразнит пучеглазую лису рыбку-бычка за недостатки её внешности. В ответ рыбка дразнит лису.

Игра « Дразнилки»

Антошка-картошка,

Соломенная ножка,

Сам с ноготок,

Голова с локоток.

Федот худ,

Голова с пуд,

Нос крючком,

Хохолок торчком.

Едет Ваня на быке,

Балалаечка в руке,

Балалаечка упала,

Быку ноженьку сломала.

Игра «Поручение – обращение»

Ребёнок ставится  в ситуацию, когда  ему необходимо  обратиться с вопросом, просьбой к разным сотрудникам учреждения.

Игра «Нарисуй, что тебе разрешают и запрещают»

Дети рисуют на одном листе то, что им разрешают делать, на другом – то, что запрещают; затем проводится беседа.

Игра «Письмо родителям»

Дети с помощью педагога составляют письмо, в котором просят родителей больше доверять и  не запрещать делать то, что им хочется.

Игра «Пузырьки»

Разделившись на группы по 3-4 человека, дети берутся за руки и, образуют круги- «пузырьки» и передвигаются по помещению группы или в бассейне так, чтобы не столкнуться с другими «пузырьками». Каждый «пузырёк» придумывает свои движения.

Игра «Парашют»

Несколько человек берутся за края ткани или одеяла, в центре которого помещается надувной мяч. Совместными усилиями дети стараются заставить его подпрыгнуть или прокатить по краям парашюта так, чтобы он не упал.

Настольные игры.

Играют по правилам несколько человек.

Игра «Мы – туристы»

Дети на протяжении всего «путешествия», преодолевают различные препятствия, должны держаться за руки.

Игры – эстафеты.

Детям предлагаются такие эстафеты, где необходимо действовать сообща всей командой.

Коллективные работы детей  в продуктивных видах деятельности, нацеленные на получение совместного результата (лепка, аппликация, конструирование, рисование и т. д.).

В результате было  отмечено, что отношения детей в группе улучшились, дети стали доброжелательнее, у них появилась потребность в анализе своих слов и действий, повысилась культура поведения. Подводя предварительные итоги  опыта по развитию эмоционально – волевой сферы детей и навыков общения,  я хочу подчеркнуть актуальность данной темы: в современном мире нам помогут выжить любовь, доброта и терпение. И воспитывать эти качества у детей необходимо именно в дошкольные годы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы единством и дружбой народов сильны.

Каждый родитель стремится воспитать своего ребенка так, чтоб он осознал свой долг перед родиной, уважал историю и традицию своих предков, чтил память об и подвиге. Наравне с родителями  патриотич...

«Мы дружбою сильны»

                                     Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспита...

«Мы дружбою сильны»

Конспект непосрественно образовательной деятельности (оо «Познание»)в подготовительной группе...

Мы дружбою сильны

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группеТема: «Мы дружбою сильны»...

Институциональный фестиваль «Мы дружбою сильны».

Сценарий мероприятия, в котором главными участниками являются семьи воспитанников, представляющие народы, населяющие наш округ (россияне. грузины, украинцы и др), выступления воспитанников, представля...

Развлечение «Мы нашей дружбою сильны и Родиной своей горды» 5.11.20 г.

В единстве сила каждого народа,Всегда равняйте на него судьбу,Куда бы вас не завела дорога,Не забывайте Родину свою… 5 ноября в подготовительной группе «Пчелки» прошло развлече...