Дидактические игры по художественно-эстетическому развитию ранний возраст
методическая разработка (младшая группа)

Вахницкая Наталья Викторовна

Паспорт дидактических игр по художественно-эстетическому развитию в группе раннего возраста. Материал для воспитателей и родителей. Картинки для дидактических игр можно скачать в сети интернета.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад №125 комбинированного вида»

г. Магнитогорска


Паспорт дидактической игры

«Живая аппликация»

Цель: формировать творчество детей при составлении картин из готовых фигур; дать возможность широко экспериментировать разные варианты для видоизменения картины, проявлять умение творить, развивать фантазию, художественный вкус

Задачи:

Социально – коммуникативное развитие:

  • Способствовать развитию общения, взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости
  • Формирование личностных качеств, как самостоятельность, инициативность, целеустремленность, стойкое желание довести начатое дело до конца

Познавательное развитие:  

  • Способствовать развитию интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
  • Развивать воображение, внимание, логическое мышление и творческую активность.
  • Закреплять первичные представления о обобщённых предметах, времени года

Речевое развитие:

  • Способствовать развитию речи детей.
  • Умение отвечать на вопросы.
  • Закреплять навыки составления рассказа
  • Активизировать словарный запас детей.

Художественно-эстетическое развитие:

  • Упражнять в выполнении делать аппликацию по образцу, и начинать создавать сюжетные картины по замыслу
  • Учить детей прикладывать, накладывать и передвигать готовые фигуры, используя всю поверхность фона картины
  •  Уметь ориентироваться в пространственных понятиях: «вверху», «внизу», «сбоку»
  • Развивать восприятие формы и мелкую моторику рук
  • Воспитывать умение собирать и укладывать все фигурки по завершению игры

Оборудование:  

  • Фоны для составления картины
  • Различные фигурки для создания сюжетных картин

Варианты игры:

«Собери картинку» / Для детей 2,5 -3 лет/

Педагог предлагает участникам игры выбрать фоны для составления «живой картины». Когда каждый игрок определится с выбором, педагог предлагает фигурки, поочередно показывая их. Спрашивает, кому из детей она подходит для создания сюжетной картинки. Когда ребенок составит картину, предложить ему придумать называние картины.

/Детям 1,5-2,5/ Предлагает детям составить сюжетную картинку по образцу, помогая ему действовать по подражанию. Педагог предлагает участникам игры выбрать фоны для составления «живой картины». Когда каждый игрок определится с выбором, педагог раскладывает перед ним фигурки, спрашивая: «Кто это? Что это?», «Какое время года?». Педагог контролирует каждый этап выполнения

«Составь рассказ» / Для детей 2,5 -3 лет/

Педагог предлагает участникам игры поочередно ответить на вопросы по каждому фрагменту сюжетной картинки. Определить, какое время года, использовать в виде опоры собранную сюжетную картинку.

«Четвертый – лишний» Педагог составляет сюжетную картинку из четырёх фигурок. Одна фигурка лишняя. Спрашивает у детей, какая фигурка здесь лишняя? Почему?

Паспорт дидактической игры

«Радужные блоки»

Цель: познакомить детей с радужными блоками, как с игровым материалом, при сооружении конструкций из которых, нужно учитывать три сенсорных признака предмета – форму, величину и цвет, развивать творческое воображение.

        Задачи:

Социально – коммуникативное развитие:

  • Способствовать развитию общения, взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости
  • Формирование личностных качеств, как самостоятельность, инициативность, целеустремленность, стойкое желание довести начатое дело до конца

Познавательное развитие:  

  • Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков, любознательности и познавательной мотивации.
  • Развивать воображение, внимание, логическое мышление и творческую активность.
  • Формировать представления о цвете, форме, величине предметов;
  • Упражнять в установлении сходства и различия между предметами;

развивать навыки конструирования и моделирования;

  • Развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать;

Речевое развитие:

  • Способствовать развитию речи детей.
  • Умение отвечать на вопросы.
  • Активизировать словарный запас детей.

Художественно-эстетическое развитие:

  • Учить ребенка создавать отдельные образы знакомых для него предметов,

ориентируясь на показ, потом по готовому образцу

  • Упражнять соединять отдельные постройки в сюжетную композицию по творческому замыслу ребенка
  • Развивать у ребенка умение самостоятельно определять сюжетные композиционные постройки
  • Закреплять знания о цвете
  • Формировать цветовосприятие от смешивания двух цветов

Оборудование:  

  • Конструктор «Радужные блоки»
  • Световой стол
  • Карточки с образцами заданий

Варианты игры:

«Цепочка»

Вариант 1. /Детям 1,5-2,5/

Выложите перед малышом ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный (можно чередовать по форме, размеру). Предложите ему продолжить ряд.

Вариант 2. Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером.

«Радуга»

Вариант 1. /Детям 1,5-2,5/

Педагог на световом столе или на солнечной стороне стола, расставляет радужные блоки, так, чтобы цветовая тень от блоков отражалась на поверхности. С детьми определяют, какого цвета фигурка и тень.

Вариант 2. / Для детей 2,5 -3 лет/

Педагог на световом столе или на солнечной стороне стола, расставляет радужные блоки, так, чтобы цветовая тень от блоков накладывалась друг на друга, и получался новый цвет. С детьми определяют, какого цвета радужные блоки и какого цвета получилась тень.

«Составь изображение»

Педагог предлагает составить плоскостные изображения из отдельных образов знакомых предметов: машинка, паровоз, дом, башня, цветок, ракета, гриб и т.д.

«Составь сюжетную композицию»

Педагог предлагает отдельные постройки, соединить в сюжетную композицию:

«Гараж для транспорта», «Город игрушек», «Домик в деревне», «Комната для кукол»

и т.д

«Подбери окошко»

Вариант 1. Положите перед ребенком карточки с изображением домика разного цвета (красный, зелёный, жёлтый, синий) и попросите его найти окно - блок, по цвету

домика.

Вариант 2. Положите перед ребенком карточки с изображением домика разной формы

и попросите его найти окно - блок, по форме домика.

Вариант 3. Положите перед ребенком карточки с изображением домика разной величины (большие и маленькие) и попросите его найти окно - блок,

по размеру домика.

Вариант 4. Разместить радужные блоки на световом столе, и дать детям возможность

поэкспериментировать с цветосмешиванием. Самостоятельно проявить фантазию и творчество, в составлении сюжета

Паспорт дидактической игры

«Весёлые заплатки»

Цель: учить детей видеть прекрасное, радоваться своему творению

 

Задачи:

Социально – коммуникативное развитие:

  • Способствовать развитию общения, взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости
  • Формирование уважительного отношения к партнерам по игре

Познавательное развитие:  

  • Способствовать развитию интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
  • Развивать воображение, внимание, логическое мышление и творческую активность

Речевое развитие:

  • Способствовать развитию речи детей.
  • Умение отвечать на вопросы.
  • Активизировать словарный запас детей.

Художественно-эстетическое развитие:

  • Развитие у детей зрительно –моторной координации
  • Формирование творческого мышления, знакомство с цветом
  • Учить детей закрывать белые кружочки на картинках разными способами и использовать различный материал
  • Воспитывать у детей усидчивость, настойчивость в выполнении поставленной задачи.

Оборудование:  

  • Шаблоны- картинки на разную тематику
  • Разноцветные наклейки, пуговицы, камушки марблс, кружочки из цветного картона
  • Разноцветный пластилин
  • Ватные палочки, разноцветная гуашь
  • Маркеры

Варианты игры:

Вариант 1. /Детям 1,5-2,5/

Детям раздаются картинки –шаблоны, и готовые разноцветные шарики из пластилина

(разноцветные наклейки, пуговицы, камушки марблс, кружочки из цветного картона).

Предложить детям закрыть белые кружочки. Выполнять по образцу воспитателя.

Вариант 2. /Детям 1,5-2,5/

Детям раздаются картинки –шаблоны. Предложить детям закрыть белые кружочки разноцветной гуашью с помощью ватной палочки. Выполнять по образцу воспитателя.

Вариант 3. / Для детей 2,5 -3 лет/

Детям предлагают на выбор взять картинку-шаблон. Совместно с воспитателем подбирают необходимый пластилин по цвету. Учим детей отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, скатываем небольшие шарики, кладем и прижимаем на листе, «заклеиваем» кружочки на картинке. Картинки можно усложнять.

Вариант 4. / Для детей 2,5 -3 лет/

Детям предлагают на выбор взять картинку-шаблон. И предлагают «закрыть» кружочки на картинке разными способами: разноцветные наклейки, пуговицы, камушки марблс, кружочки из цветного картона, разноцветной гуашью

Паспорт дидактической игры

«Сложи картинку»

Цель: формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на 3 части

Задачи: 

Социально – коммуникативное развитие:

  • Способствовать развитию общения, взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости
  • Формирование уважительного отношения к партнерам по игре

Познавательное развитие:  

  • Способствовать развитию интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
  • Развивать воображение, внимание, логическое мышление и творческую активность
  • Учить систематизировать знания.

Речевое развитие:

  • Способствовать развитию речи детей.
  • Умение отвечать на вопросы.
  • Активизировать словарный запас детей.

Художественно-эстетическое развитие:

  •  Развитие у детей зрительно –моторной координации
  • Учить детей собирать целое из частей. Действовать путём прикладывания
  • Воспитывать у детей усидчивость, настойчивость в выполнении поставленной задачи

Оборудование. Разрезные картинки из 3-х частей. Предметы и игрушки, соответствующие изображениям на картинках.

Варианты игры:

Для начала рассмотрите с малышом целые картинки, назовите предметы, обратите внимание на цвет предмета. После этого можно учиться собирать картинку. На первых этапах образец необходимо положить рядом, чтобы перед глазами ребенка была готовая иллюстрация целого предмета. В дальнейшем малыш сможет собирать картинку и без образца.

Паспорт дидактической игры

«Подбери заплатку»

Цель: формировать представления о целостном образе предмета, через зрительное цветовосприятие ребенка

Задачи: 

Социально – коммуникативное развитие:

  • Способствовать развитию общения, взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости
  • Формирование уважительного отношения к партнерам по игре

Познавательное развитие:  

  • Способствовать развитию интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
  • Развивать зрительную память, внимание, логическое мышление
  • Закреплять знания геометрических фигур

Речевое развитие:

  • Способствовать развитию речи детей.
  • Умение отвечать на вопросы.
  • Активизировать словарный запас детей.

Художественно-эстетическое развитие:

  • Развитие у детей зрительно –моторной координации
  • Формирование творческого мышления, знакомство с цветом и формой
  • Учить детей закрывать белые кружочки на картинках путём прикладывания «заплатки»
  • Воспитывать у детей усидчивость, настойчивость в выполнении поставленной задачи.

Оборудование. Набор картинок с «заплатками»

Правила игры

Педагог: «Посмотри внимательно на картинку. На каждой из этих картинок чего-то

не хватает. Тебе надо найти кусочек, которого не хватает. И заполнить пустое место на картинке «заплаткой», чтобы получилась целая картина.»

Варианты игры:

Вариант 1. Предложить просто собирать, как пазлы, то есть находить «заплаточки» и раскладывать их на картинках.

Вариант 2. Предложить подобрать заплатки для картинки с изображением героев мультфильмов или для картинки с изображением домашних или диких животных, к которым стоит подобрать заплатки.

Вариант 3. Предложить подобрать заплатки из геометрических фигур. В этом случае стоит проговаривать, каждый раз, название геометрической фигуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактическая игра по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников«Пойми меня»

Представленный дидактический материал показывает привлекательность и доступность для детей мира человеческих эмоций, поможет детям осознать важность  понятий «воспитанность», «доброжелатель...

" Помоги Маше" - авторская дидактическая игра по художественно - эстетическому развитию.

Знакомство детей с изделиями народных промыслов, с их названием, с элементами узора.Развитие образного эстетического восприятия. Воспитание любви к народно – прикладному искусству....

Дидактические игры в художественно-эстетическом развитии обучающихся старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры – это одно из средств художественно-эстетического образования старших дошкольников....

дидактические игры по художественно эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры  по художественно эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста...

Дидактическая игра по художественно эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. "Веселые человечки"

Дидактическая игра по художественно эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста."Веселые человечки"...

Картотека Дидактические игры по художественно-эстетическому развитию Для детей дошкольного возраст

Воспитателю необходимо не только научить дошкольников рисовать, но и дать им основы цветоведения. Желательно, чтобы  они знали основные, дополнительные цвета, контрастные цвета, хроматические &nd...