Сопровождение педагогом сюжетно -ролевой игры детей старшей группы «Путешествие в Антарктику» по мотивам произведения Д. Дональдсон «Улитка и кит»
методическая разработка (старшая группа)

Савенкова Александра Владимировна

Методическая разработка по сопровождению сюжетно-ролевой игры в старшей группе детского сада на основе  художественного произведения Д. Дональдсон "Улитка и кит"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 101.docx26.7 КБ

Предварительный просмотр:

Сопровождение педагогом сюжетно -ролевой игры детей старшей группы «Путешествие в Антарктику» по мотивам произведения Д. Дональдсон «Улитка и кит»

Савенкова А.В., воспитатель ГБДОУ № 8 Центрального района Санкт-Петербурга

Цель: обогатить, разнообразить игровой опыт детей

Задачи

Образовательные 

  • Закрепить знания о морском транспорте, морских обитателях, природе и фауне Антарктики.
  • Расширить знания детей о профессиях на корабле: деятельности капитана, матросов, кока, впередсмотрящего, их возможном взаимодействии в процессе игры и пр.

Воспитательные: воспитывать навыки вежливого общения и конструктивного взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками: умения вносить конструктивные предложения в развитие сюжета, отстаивать свою точку зрения в процессе обсуждения сценария игры, ролей во время сговора на игру, при этом внимательно выслушивая мнение сверстника; формировать готовность к продуктивной совместной деятельности со сверстниками: находить компромисс, отражающий сочетание преимуществ разных мнений; воспитывать умение признавать свою неправоту, брать на себя второстепенную роль и развивать ее так, чтобы эта роль была активно и ярко реализована.

Развивающие: 

  • Развивать связную речь, умение вести развернутый предметный диалог с другими участниками в процессе игрового взаимодействия в рамках взятой на себя роли
  • Формировать умение творчески развивать сюжет игры, основываясь на прошлом опыте, общих знаниях и представлениях об окружающем мире
  • Развивать самостоятельность, целенаправленность собственных действий: стремление активно участвовать в выборе роли и планировании ролевых действий в соответствии с собственным  изначальным замыслом; развивать социальный и эмоциональный интеллект: вносить изменения в содержание ролевых действий в зависимости от сложившейся игровой ситуации и поведения сверстников, развивать умение адаптироваться под смену ролей  в течение игры, принимать на себя несколько ролевых позиций.
  • Развивать любознательность, познавательную мотивацию, воображение: способность воспринимать возможности игры как основу последующих игр и взаимодействий, обогащая опыт не только игрового, но и социального взаимодействия; находить информацию для обогащения сюжета в процессе игры, используя для этого различные источники (книги, иллюстрации), знания, полученные на занятиях, фантазию; поддерживать стремление ребенка в дальнейшем получать новые знания, недостающие для реализации ролевого поведения (о своей профессии в игре, о том, что заинтересовало в сюжете: природе, технике, инструментах и явлениях в игре)

Ожидаемые результаты:

- воспитанник проявляет умение вести диалог в соответствии с принятой на себя ролью, находить и реализовывать ситуации   взаимодействия с другими участниками игры: логично встраивать свои реплики и действия в изменяющиеся игровые сюжеты

- ребенок демонстрирует основные игровые способы деятельности: игровое моделирование, способность использовать предметы-заместители, играть «как будто»

-проявляет инициативу и самостоятельность в сюжетно-ролевой игре: активно участвует в сговоре на игру, предлагает игровые действия, сюжетные линии, принимает участие в подготовке игрового пространства: конструировании, украшении и др.; самостоятельно или с небольшой помощью выбирает себе род занятий в соответствии с исполняемой ролью, участников по совместной деятельности, подбирает атрибуты, в случае их отсутствия изготавливая самостоятельно;

-активно взаимодействует со сверстниками, способен аргументировать свою точку зрения, отстоять ее, объясняя, почему нужно действовать так или иначе, в то же время воспитанник демонстрирует умение соглашаться с более интересным, эффективным предложением, видя его преимущества (гибкость, умение идти на компромисс, логическое мышление)

- ребенок обладает развитым воображением, накапливает и реализует разнообразный игровой опыт и в будущем способен переносить знания и навыки, полученные в данной игре в другие игры, организуемые в дальнейшем

-воспитанник демонстрирует мотивацию обогащать знания об окружающем мире в процессе игры из различных источников (книги, вопросы к воспитателю), потребность делиться найденной информацией с другими участниками, развивая сюжет.

Предварительная работа

В процессе чтения произведения «Улитка и кит» воспитатель сделал остановку на иллюстрации с айсбергами и уточнил у детей, где на Земле можно увидеть айсберги. Состоялась краткая беседа с детьми о том, что существуют два полюса- Северный и Южный, сходных по климатическим условиям, но различным по фауне.  Дети высказали предположение, что кит и улитка совершили кругосветное путешествие, обсудили, где еще они могли побывать, рассмотрели иллюстрации с природой Севера в других книгах. Воспитатель напомнил детям, что недавно они знакомились с народами России, живущими на крайнем Севере, и предложил поближе познакомиться с Южным полюсом.

  1. Реализация технологии продуктивного чтения:
  • Воспитатель подбирает удобное место для прочтения: дети рассаживаются полукругом на специальных подушечках, положенных на ковер
  • Воспитатель обсуждает с детьми возможное содержание книги перед прочтением, дети высказывают предположения о том, как может называться, начинаться и заканчиваться книга
  • Организуется совместный разбор иллюстраций в книге «Улитка и кит», вопросы к детям по ходу прочтения, пересматривание понравившихся картинок, остановки и обсуждения во время чтения наиболее заинтересовавших детей моментов
  • Обыгрывание диалогов, возникающих между героями произведения (реальных и воображаемых)
  • Воспитатель предлагает детям пересказать произведение по частям
  • Игры-драматизации по сюжету книги, инсценировки «Покажи эмоцию улитки во время встречи с китом, во время бури, после шторма, когда кит оказался на берегу и пр».)
  • Создание педагогом условий для отражения детьми впечатлений от прочитанного в режиссерской игре: подбор материалов для декораций, мелких фигурок, подготовка пространства для разворачивания игры
  • Педагог предлагает детям создать собственные варианты сказки про улитку и кита: мини комикс, где каждый нарисует определенный отрывок сюжета

  1. Содействие обогащению сюжетов игр детей

Обсуждение сюжета книги «Улитка и кит», сочинение рассказов «На чем еще могла путешествовать улитка», «Что случилось с героями дальше», создание книжек-малышек

Д.и. «Где оказались герои?» (по аналогии с игрой «Угадай по описанию»)

Тематические беседы и рассказы о Северном полюсе «Какие животные обитают на Северном полюсе, на Южном полюсе?» и т. д.; Чтение: Т.А. Шорыгина «Далеко на Севере», отгадывание загадок «Животные Севера», стихотворения о животных

Обогащение представлений детей об окружающем мире: рассказ воспитателя о природе Южного полюса, о путешествиях вокруг света и знаменитых путешественниках, дидактические игры «Кто где живет», «Животные Земли», «Угадай по силуэту», «Обведи силуэт животного по точкам», тематические паззлы и кубики с картинками, иллюстрирующими плавание на корабле, природу Арктики, действия представителей различных профессий.

Рассматривание иллюстраций в книгах о Северном и Южном полюсах.

Мультимедийные презентации «Северное сияние», «Природа Севера»

Обогащение знаний детей о профессиях на корабле, их функциях, необходимых им атрибутах, действиях во время плавания, взаимосвязи и направленности их действий, отношениях, возникающих между ними. Беседы с детьми и рассказы воспитателя о профессиях, чтение отрывков из книг.

Дидактические игры «Профессии», загадки и стихотворения о различных профессиях, игры-инсценировки «Корабельная кухня», «Смелые матросы», «Отважные исследователи», «Сборы в экспедицию» и пр. Составление рассказа по серии картин, по сюжетной картине «Путешествие вокруг света», «На Южном полюсе», игры «Покажи профессию без слов», «Кто сказал эту фразу», «Продолжи предложение»

Проблемные ситуации: обратить внимание детей на то, как улитка могла удержаться на хвосте кита, сколько времени нужно, чтобы совершить кругосветное путешествие и пр. «Почему белый медведь и пингвин никогда не встретятся?»

Просмотр и обсуждение мультфильмов «Лоло и Пепе», «Дочь солнца», обмен впечатлениями от кукольного спектакля «Умка». Проблемный вопрос: «Где жил Умка?».

Экскурсии в медицинский кабинет, на пищеблок детского сада

Предложить родителям экскурсию выходного дня на ледокол «Красин», в музей Арктики и Антарктики

  1. Содействие обогащению игровых взаимодействий детей

Образовательные ситуации: «Как правильно вести диалог», «Умеем ли мы общаться», тренинговые игры на сплочение коллектива, развитие эмоционального интеллекта: «Поменяйтесь местами те, кто», «Солнце светит на тех, кто», «Угадай эмоцию», «Покажи без слов»

Разыгрывание ролевых диалогов в различных ситуациях по предложению детей («В поликлинике», «В магазине» и пр.)

Наращивание лексического материала: обсуждение и запоминание незнакомых слов специальной корабельной тематики: рундук, корма, кубрик и пр в форме загадок, игры «Продолжи предложение», чтения отрывков произведений

  1. Обогащение предметно-развивающей среды

Для оформления пространства порта можно использовать заранее изготовленные детьми на занятиях ИЗО вырезанные изображения домиков

Внести необходимые материалы для создания макета «Загадочная Антарктика»

Предложить родителям и детям принести книги, описывающие   морские путешествия, флору и фауну Антарктики.

Внесение иллюстраций «Природа и животные Антарктики», «На корабле», визуальных стимулов: мягкие игрушки пингвинов, фигурки кораблей

Продуктивная деятельность: изготовление флажков для украшения корабля, лепка арктических животных и птиц, рисование в нетрадиционной технике «Северное сияние», лепка улитки, аппликация «Во льдах»

Оборудование

Интерактивная доска, ноутбук, колонки, мультимедийная презентация с картинками и мелодиями, отражающими примерные сюжетные линии, палатка, синяя и белая ткань, флажки, изображения домов (порт)

Атрибуты для персонажей игры: игрушка пингвин, фуражки, гюйсы, карта, белый передник, белый колпак, флажки, жилет, картинки- образцы сигналов, бинокль, чемоданчик с медицинскими инструментами, чемоданчик со строительными инструментами, блокнот, карандаш, фотоаппарат, коробка со «всякой всячиной» (аптечка, канат, питьевая вода, провиант, теплая одежда, плед, спальный мешок), схемы приготовления блюд.

Организация сюжетно-ролевой игры «Путешествие в Антарктику»

Воспитатель заранее примерно определяет место для развертывания игры, готовит свободное пространство, может «пометить» его установкой штурвала, палатки. Подбирает и раскладывает визуальные стимулы, провоцирующие начало игры: тематические книги, вывешивает иллюстрации «Природа Антарктики», «Морское путешествие», совместно с детьми изготовленный макет. Подбирает некоторые возможные предметы-заместители и раскладывает их в «судовом сундуке».

Сговор на игру

-Ребята, вам понравилась история про улитку и кита, которую мы недавно читали? А что вам больше всего понравилось? Вы хотели бы оказаться на мете этих героев? Кем именно вы хотели бы быть? Почему? Значит, вы любите приключения? А что такое приключения? (это что-то интересное, опасное), но всегда хорошо заканчивается, правда? А как можно найти приключения? Правильно, отправиться в путешествие. Но удобнее на корабле-так можно попасть в любую точку мира, с одного материка на другой (ведь все материки окружены морями или океанами) полюбоваться окружающими пейзажами. Ну что начнем? Что нам нужно? (построить корабль). Давайте обсудим и назовем основные правила нашей игры (договариваться, слушать друг друга, предлагать, фантазировать и пр).

-Где и из чего будем строить (крупный конструктор, штурвал, стулья)

-Где будем строить (под флажками). Вы знаете, что по традиции корабли, которые прибывали в порт, украшали нарядными флажками.

-Какой у нас будет корабль? Парусник, пароход, теплоход, ледокол, авианосец, подводная лодка?

-Что будет имитировать водное пространство (синяя ткань)

-Теперь нужно выбрать кто кем будет на корабле: выберите подходящие для вашей роли атрибуты

  • Капитан (фуражка, гюйс, карта)
  • Помощник капитана (фуражка, гюйс)
  • Кок (передник, колпак)
  • Сигнальщик (флажки, жилет, картинки- образцы сигналов)
  • Впередсмотрящий (бинокль)
  • Медсестра (халат, колпак, чемоданчик с медицинскими инструментами)
  • Механик (чемоданчик с инструментами)
  • Юнги/матросы (гюйсы)
  • Исследователи (блокнот, карандаш, фотоаппарат)

- Выберем то, что нам понадобится в путешествии. Для этого заглянем в нашу волшебную коробку со всякой всячиной (аптечка, канат, питьевая вода, провиант, теплая одежда, плед, спальный мешок)

 Воспитатель напоминает детям о важности ролевого общения. Задает наводящие вопросы о том, какие поводы для взаимодействия между собой могут быть у детей

Отправляемся. Капитан командует «Свистать всех наверх! Полный вперед! Ура! (звук корабельного гудка). Звук шума волн и крика чаек, изображение спокойного открытого моря. Плавание проходит в штатном режиме. Воспитатель обращает внимание впередсмотрящего на схему сигналов, с помощью которой можно показать флажками тот или иной сигнал, советует коку воспользоваться схемой приготовления блюд. Может объяснить капитану, что отмечать в бортовом журнале, подсказать исследователям, какие пометки делать в дневнике наблюдений.

Примерные игровые ситуации для продвижения сюжета

  • Шторм (изображение шторма на презентации, звук грозы. Воспитатель может принять на себя роль помощника капитана и помочь своими репликами и наводящими вопросами отразить в ситуации ролевое взаимодействие между капитаном, матросами, механиком, обратить внимание детей на необходимость высказываний в рамках роли)
  • Близятся скалы (изображение скал на презентации, сигнальная сирена. Воспитатель в качестве помощника капитана может собственными репликами сконцентрировать внимание впередсмотрящего на ситуации, помочь наводящими вопросами капитану решить данную ситуацию)
  • Разлив нефти. Воспитатель может своим провокационным поведением (беспокойным взглядом на воду и возгласом «Смотрите, что там за черная пленка на воде? Как же мы поступим?») привлечь внимание к ситуации, продвинуть сюжет
  • Запутавшееся в сетях кит, винт корабля (Воспитатель репликами и наводящими вопросами «Кто же может справиться с поломкой? Кто может помочь еще?» «Может вам следует договориться, чтобы успешно осуществить спасательную операцию?» стимулирует героев спасти пострадавшее животное, починить винт)
  • Поломка корабля (Воспитатель может подсказать детям, кто способен исправить поломку, на правах помощника капитана включиться в процесс, помочь развернуть ролевой диалог)
  • Подплываем к айсбергу (изображение айсберга, звук треска и шороха льдин, соприкасающихся с бортами корабля)
  • Высаживаемся на берег (иллюстрация заснеженных берегов Антарктики, стаи пингвинов).  Одевшись потеплее, дети   пускаются в путешествие по снежным просторам. Полюбовались окрестностями (воспитатель подключается в фантазирование репликами: «Посмотрите, как красиво!», «Что мы здесь видим?»)  обсудили, кого из животных севера они увидели.  Потом устроили привал, разбили палатку.  
  • Пережидаем снежный буран (изображение на презентации метели, звук бури). Воспитатель спрашивает: «Как нам переждать бурю?», может рассказать детям, как пережидают бурю животные в Антарктике
  • Готовимся к ночевке (изображение северного сияния, палатки на фоне ночного неба). Воспитатель стимулирует общение детей между собой, помогая поставить палатку и проговаривая часть тематических реплик
  • Исследование толщины льдин и их размера. Воспитатель предлагает   внести увиденное дневник наблюдения. Научные сотрудники собирают фотоматериал о животных севера, рассматривают в микроскоп микромир северного океана, ведут дневники наблюдений и отчетный журнал.

 По ходу игры воспитатель оказывает не директивную помощь детям   в организации и развитии сюжета игры, является равным партнером в игре для детей, может в любой момент поддержать детскую инициативу и создать ситуацию выбора и принятия решения. В момент, когда дети увлечены игрой воспитатель выполняет роль зрителя.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра в старшей группе - Путешествие в прошлое

Творческое использование полученных знаний о настоящем и прошлом в сюжетно-ролевой игре....

Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе "Путешествие на планету Роботов"

Кто из детей не мечтает отправиться в настоящее космическое путешествие к далёкой неизведанной планете? Подарите своим воспитанникам такую возможность! Постройте вместе настоящий космический корабль, ...

Конспект сюжетно-ролевой игры для старшей группы : "Путешествие в Москву на самолете"

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в Москву на самолете» Цель: 1. Развивать у детей любознательность, расширять знания о Москве - столице нашей Родины, ее достопримечательностях.2. Углубить и...

Сюжетно-ролевая игра в старшей группе " Путешествие в прошлое"

Сюжетно-ролевая игра в старшей группе  –  Путешествие в прошлое.Программное содержаниеУчить соблюдать правила поведения в игре.     -  Побуждать детей творчески испо...

Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе "Путешествие на корабле"

              Технологическая карта конспектаДата проведения – 19.10.2017г.Возрастная группа детей – подготовительная группаТема непосре...

Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Путешествие по сказкам»

Цель:Создание благоприятных условий творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности. Прививать интерес к произведениям детских писателей и русого народного фольклора. Развивать...

Сюжетно-Ролевая игра в старшей группе "Путешествие на Северный Полюс"

Перенести смысловой акцент игры на смену ролей ребенка, на изменение характера своих переживаний и отношений к другим персонажам игры. Ориентировать ребенка на своеобразие каждой роли, которую он бере...