Развитие Познавательно интереса и исследовательской активности детей дошкольного возраста
консультация (подготовительная группа)

Малыш – природный исследователь окружающего мира.             

   Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

  Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx141.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное бюджетное образовательное учреждения «Детский сад №8 «Полянка»

Развитие познавательного интереса и исследовательской активности детей дошкольного возраста

https://st2.depositphotos.com/1763191/12216/v/950/depositphotos_122164468-stock-illustration-children-with-telescope-and-world.jpg

        

Слайд 2

Малыш – природный исследователь окружающего мира.              

Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию

Слайд 3

Одна из основных задач ФГОС:

  • поддержка детской инициативы и   самостоятельности в разных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, творческой, конструктивной, трудовой, познавательной, исследовательской, проектной.

Слайд 4

Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи.  

Слайд 5 

Задачи познавательно-исследовательской деятельности:

*Поддержание интереса дошкольников к окружающей среде, удовлетворение детской любознательности.

*Развитие у детей познавательных способностей (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение).

*Развитие мышления, речи – суждений в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

* воспитание стремления сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

*Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

*Создание максимальных условий для развития познавательной активности в процессе экспериментирования.

Слайд 6

В результате организации поисково-экспериментальной деятельности:

- создаются условия для формирования основ целостного мировидения у детей средствами физического эксперимента;

 -развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

-формируются основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование;

-обеспечивается обогащенное познавательное и речевое развитие детей, формируются базисные основы личности ребенка;

-расширяются перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста;

 -формируется диалектическое мышление, способность видеть многообразие окружающего мира;

 -формируются коммуникативные навыки, навыки сотрудничества.

Слайд 7

Формирование основ целостного мировидения детей, а также развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования будет успешно реализовано если:

-будет осуществляться последовательный системный подход в процессе формирования у детей основ целостного мировидения;

 -более эффективно будет осуществляться сотрудничество педагога и ребенка;

-педагог во взаимоотношениях с детьми будет проявлять больше оптимизма, веры в его силы и поддерживает воспитанника;

-создана соответствующая возрасту и требованиям предметно-развивающая среда.

Слайд 8

Формы работы при организации познавательно-исследовательской деятельности:

  • непрерывная образовательная деятельность;
  • беседы познавательного, эвристического характера;
  • опыты, эксперименты;
  • просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
  • игры (сюжетно-ролевые, развивающие);
  • чтение книг, энциклопедий, рассматривание картин и иллюстраций;
  • наблюдение за явлениями природы и живыми объектами;
  • экскурсии и целевые прогулки;
  • труд в природе;
  • тематические дни и недели;
  • конкурсы, выставки, мини-музеи, коллекции;
  • праздники, развлечения, вечера досуга, театрализованная деятельность;
  • художественная и конструктивная деятельность;
  • речевое творчество: сочинение сказок, загадок, разгадывание кроссвордов.

Слайд 9

    Содержание познавательно-исследовательской деятельности представлено несколькими темами:

  • Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д.).
  • Неживая природа (вода, воздух, почва, земля, песок их свойства, планета Земля – её рельеф, климат, природные явления, Космос и Солнечная система).
  • Физические явления (цвет, звук, магнетизм, земное притяжение, электричество и т.д.)
  • Человек (человек – живой организм, человек – пользователь природы)
  • Рукотворный мир: (материалы и их свойства, предмет – результат деятельности человека, преобразования предметов и т.д.)

Слайд 10

Экспериментирование: Наблюдение, Труд, Развитие речи, Изобразительная деятельность, ФЭМП, Чтение художественной литературы, Музыка, Физическое воспитание.

Слайд 11

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Слайд 12

Формы, методы и приёмы: Наблюдения, Трудовые поручения, Опыты, Дидактические игры, Моделирование, Фиксации результатов, Постановка вопросов проблемного характера, Эвристические беседы, Прогулка, Путешествия, Трудовая деятельность, Экскурсии.

Слайд 13

Стимулы:

 •Внешние (новизна, необычность объекта);

•Тайна, сюрприз;

 •Мотив помощи;

•Познавательный мотив (почему так);

 •Ситуация выбора.

Слайд 14

Блоки педагогического процесса:

Непосредственно-организованная деятельность с детьми.

Совместная деятельность с детьми.

Самостоятельная деятельность детей.

 Совместная работа с родителями.

Слайд 15

В уголках по экспериментированию может быть выделено

1. Место для постоянной выставки.

2. Место для приборов.

3. Место для выращивания растений.

4. Место для хранения природного и бросового материалов.

5. Место для проведения опытов.

 6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)

Слайд 16

Приборы и оборудование:

*приборы-помощники;

*ёмкости;

*природный материал;

*разные виды бумаги;

*красители;

*медицинские материалы;

*технические материалы;

 *утилизированный материал;

*прочие материалы.

Слайд 17

Что даёт экспериментальная деятельность Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.

Слайд 18

Правила трёх «П» 

Понимание – видеть ребенка изнутри, смотреть на мир глазами ребенка. Принятие – принимать ребенка таким, каков он есть.

Признание – признание прав ребенка на решение групповых проблем.

Слайд 19

Картинка

Слайд 20

Познавательно- исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Слайд 21

3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать.

Слайд 22

“Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал”

В.А. Сухомлинский

Слайд 23

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса и исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.

     Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем н...

Развитие познавательных интересов и творческих способностей детей дошкольного возраста с особенностями в развитии средствами песочной терапии

Песочная   терапия  для детей -  это  прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действен...

Развитие исследовательской активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования

В статье представлен теоретический и практический материал по развитию исследовательской активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Раскрываются понятия «активность&ra...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКАХ

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКАХ  Аннотация.  Статья посвящена изучению формирования интереса у детей д...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ (ОПЫТ РАБОТЫ)

К.А.Тимирязев«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном у...