РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКАХ
методическая разработка по окружающему миру

Корлякова Татьяна Борисовна
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКАХ 
 
Аннотация.  Статья посвящена изучению формирования интереса у детей дошкольного возраста к природе.
Актуальность темы обусловлена реализацией Федерального государственного стандарта дошкольного образования направленного на  создание условий для развития интересов, любознательности и познавательной мотивации дошкольников, формирование познавательных действий, становление сознания, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, её многообразии. 
В статье,  представлена педагогическая работа по развитию познавательного интереса к природе у детей дошкольного возраста через наблюдения на прогулке.
Ключевые слова: дошкольник, природа, наблюдение, познание, растение, интерес, бережное отношение, самостоятельность.
  Экологическое воспитание дошкольников является одним из приоритетных направлений нашего дошкольного учреждения. Эта проблема для нас значима, ведь дошкольный возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания и накопления представлений о мире природы. Задача педагога  в работе с детьми заложить первые знания о природе, её особенностях, а также способствовать формированию бережного отношения к ней при организации наблюдений на прогулке.
Методические основы исследования базируются на психолого-педагогическом анализе трудов педагогов: К.Д. Ушинского В.А. Сухомлинского, С.Л. Рубинштейна В.И. Загвязинского, Н.Ф. Виноградовой, Н.Н. Поддьякова, С.А. Веретенникой , О.А. Соломенниковой. 
Наблюдение, является основным методом в экологическом воспитании детей. Ребенок, с помощью этого метода узнает внешние характеристики объектов природы и  обретает разнообразные умения, направленные на познание или практическое преобразование природы. У ребенка формируется познавательное отношение к природе: познавательный интерес, отзывчивость.
При организации взаимодействия с детьми мною были поставлена цель:
Закреплять представления детей о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых  растениях, через наблюдение на прогулках, для формирования познавательного отношения к растительному миру. 
Цель реализуется через ряд задач:
1.Развивать умение наблюдать, развивать любознательность.
2.Формирование представлений о том, что человек часть природы, он должен береч ,охранять и защищать её.
4.Способствовать взаимодействию с семьями воспитанников, развитие  и формирование экологической культуры детей и взрослых 
5.Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду 
 Наблюдение за растительным миром на прогулке - одна из основ расширения  кругозора детей, обогащение их мышления через множество  сведений о секретах жизни природы и  бережного отношения к ней.
Для реализации поставленных задач, мною были организованы циклические наблюдения за растениями на участке ДОУ.
Наблюдение – это один из самых используемых приемов экологического воспитания, На участке детского сада я ежедневно организовывала  наблюдения за природой, во время которого, дети многое узнавали  о жизни растений, во все времена года. Использовала при наблюдениях художественное слово. Речь является основным информативным источником.
При взаимодействии с детьми старалась  широко применять экскурсию по территории детского сада, а так же и  на участке во время прогулки, что способствовало  развитию наблюдательности за растениями и природными явлениями.  В соответствии с современными требованиями ФГОС ДО, была  реализована интеграция образовательных  областей. Экологическое развитие детей происходило во взаимосвязи со всеми образовательными областями.
Это художественно-эстетическое развитие: аппликация, конструирование из природных материалов, слушание музыки о природе, классической и современной. Театрализованная деятельность детские постановки любимых сказок о мире природы, растениях.
Речевое развитие: Сказки экологической направленности (придумывание окончание сказок, собственные сказки)
Познавательное развитие: экспериментируем «Приключение воды». Широко применяем ИКТ, «Угадай, с какого дерева листочек», «С какого дерева плод».
Физическое развитие –  «Деревья - наши друзья», «Найди листок, какой покажу»,«Кто быстрее найдет березу, ель, дуб»
Социально-коммуникативное развитие направлено на  формирование нравственных качеств дошкольников, традиций принятых в обществе (праздники «День птиц», «День Земли»)
Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи познавательного развития детей. Используя систематически в ходе педагогической деятельности наблюдения, проведение опытов, экспериментов, практических работ по изучению представителей животного мира, экскурсий по территории детского сада и за ее пределы — всё это способствует у детей усвоению знаний о природе, выработке умений сравнивать, анализировать, обобщать, находить целое и его часть, описывать предметы.
                          Разделяю полностью слова В.Сухомлинского
Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего
мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. 
Здесь, в природе, вечный источник детского разума 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКАХ

Аннотация.  Статья посвящена изучению формирования интереса у детей дошкольного возраста к природе.

Актуальность темы обусловлена реализацией Федерального государственного стандарта дошкольного образования направленного на  создание условий для развития интересов, любознательности и познавательной мотивации дошкольников, формирование познавательных действий, становление сознания, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, её многообразии.

В статье,  представлена педагогическая работа по развитию познавательного интереса к природе у детей дошкольного возраста через наблюдения на прогулке.

Ключевые слова: дошкольник, природа, наблюдение, познание, растение, интерес, бережное отношение, самостоятельность.

  Экологическое воспитание дошкольников является одним из приоритетных направлений нашего дошкольного учреждения. Эта проблема для нас значима, ведь дошкольный возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания и накопления представлений о мире природы. Задача педагога  в работе с детьми заложить первые знания о природе, её особенностях, а также способствовать формированию бережного отношения к ней при организации наблюдений на прогулке.

Методические основы исследования базируются на психолого-педагогическом анализе трудов педагогов: К.Д. Ушинского В.А. Сухомлинского, С.Л. Рубинштейна В.И. Загвязинского, Н.Ф. Виноградовой, Н.Н. Поддьякова, С.А. Веретенникой , О.А. Соломенниковой.

Наблюдение, является основным методом в экологическом воспитании детей. Ребенок, с помощью этого метода узнает внешние характеристики объектов природы и  обретает разнообразные умения, направленные на познание или практическое преобразование природы. У ребенка формируется познавательное отношение к природе: познавательный интерес, отзывчивость.

При организации взаимодействия с детьми мною были поставлена цель:

  • Закреплять представления детей о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых  растениях, через наблюдение на прогулках, для формирования познавательного отношения к растительному миру.

Цель реализуется через ряд задач:

1.Развивать умение наблюдать, развивать любознательность.

2.Формирование представлений о том, что человек часть природы, он должен береч ,охранять и защищать её.

4.Способствовать взаимодействию с семьями воспитанников, развитие  и формирование экологической культуры детей и взрослых

5.Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду

 Наблюдение за растительным миром на прогулке - одна из основ расширения  кругозора детей, обогащение их мышления через множество  сведений о секретах жизни природы и  бережного отношения к ней.

Для реализации поставленных задач, мною были организованы циклические наблюдения за растениями на участке ДОУ.

Наблюдение – это один из самых используемых приемов экологического воспитания, На участке детского сада я ежедневно организовывала  наблюдения за природой, во время которого, дети многое узнавали  о жизни растений, во все времена года. Использовала при наблюдениях художественное слово. Речь является основным информативным источником.

При взаимодействии с детьми старалась  широко применять экскурсию по территории детского сада, а так же и  на участке во время прогулки, что способствовало  развитию наблюдательности за растениями и природными явлениями.  В соответствии с современными требованиями ФГОС ДО, была  реализована интеграция образовательных  областей. Экологическое развитие детей происходило во взаимосвязи со всеми образовательными областями.

Это художественно-эстетическое развитие: аппликация, конструирование из природных материалов, слушание музыки о природе, классической и современной. Театрализованная деятельность детские постановки любимых сказок о мире природы, растениях.

Речевое развитие: Сказки экологической направленности (придумывание окончание сказок, собственные сказки)

Познавательное развитие: экспериментируем «Приключение воды». Широко применяем ИКТ, «Угадай, с какого дерева листочек», «С какого дерева плод».

Физическое развитие –  «Деревья - наши друзья», «Найди листок, какой покажу»,«Кто быстрее найдет березу, ель, дуб»

Социально-коммуникативное развитие направлено на  формирование нравственных качеств дошкольников, традиций принятых в обществе (праздники «День птиц», «День Земли»)

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи познавательного развития детей. Используя систематически в ходе педагогической деятельности наблюдения, проведение опытов, экспериментов, практических работ по изучению представителей животного мира, экскурсий по территории детского сада и за ее пределы — всё это способствует у детей усвоению знаний о природе, выработке умений сравнивать, анализировать, обобщать, находить целое и его часть, описывать предметы.

                          Разделяю полностью слова В.Сухомлинского

Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего

мир природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста через организацию элементарных опытов с неживой природой.

Цель опыта заключается в широком использовании метода эксперементирования с неживой природой по развитию у детей естественнонаучных представлений...

26 ноября 2013 года состоялся педагогический совет по теме: "Работа по развитию социальной компетентности и познавательной активности детей дошкольного возраста через организацию мини-музеев"

26 ноября 2013 года состоялся педагогический совет по теме: "Работа по развитию социальной компетентности и познавательной активности детей дошкольного возраста через организацию мини-музеев"Цель...

Развитие познавательных интересов и творческих способностей детей дошкольного возраста с особенностями в развитии средствами песочной терапии

Песочная   терапия  для детей -  это  прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действен...

Развитие Познавательно интереса и исследовательской активности детей дошкольного возраста

Малыш – природный исследователь окружающего мира.                Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений...

Статья «Формирование познавательного интереса к космонавтике у детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Ни для кого уже не секрет, что сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это о...

Консультация для педагогов и родителей Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через организацию исследовательской деятельности

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем бол...