Использование конструктора ТИКО в формировании конструктивного мышления, воображения, пространственных представлений в группе общеразвивающей направленности 4-5 лет
материал (средняя группа)

Добощук Лариса Сергеевна

В соответствии с ФГОС ДОодним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является проявление детьми инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. Это определило направление нашей работы – создание психолого-педагогических условий в ДОУ, обеспечивающих поддержку инициативности, самостоятельности, ответственности дошкольников в конструировании.

На сегодняшний день сделать детей более приспособленными к обучению в школе помогает такая инновационная разработка, как технология ТИКО-моделирования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_tiko.docx125.97 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО»

Использование конструктора ТИКО в формировании конструктивного мышления, воображения, пространственных представлений

в группе общеразвивающей направленности 4-5 лет

«Росинка»

https://mdou14amursk.ucoz.ru/_si/0/53424235.gif

Подготовила:

воспитатель

Добощук Л.С.

Покачи

2020

В соответствии с ФГОС ДОодним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является проявление детьми инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. Это определило направление нашей работы – создание психолого-педагогических условий в ДОУ, обеспечивающих поддержку инициативности, самостоятельности, ответственности дошкольников в конструировании.

На сегодняшний день сделать детей более приспособленными к обучению в школе помогает такая инновационная разработка, как технология ТИКО-моделирования.

«ТИКО» – это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения.

https://mdou14amursk.ucoz.ru/_si/0/s11128405.jpg

Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В составе «ТИКО» различные многоугольники разных цветов, квадраты с цифрами, знаками действий, буквами и т.д., изготовленные из износостойкого гигиенически безопасного пластика. Все детали конструктора соединяются между собой с помощью шарнирных соединений, позволяющих одной детали вращаться вокруг другой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно.https://mdou14amursk.ucoz.ru/_si/0/97143647.gif

   https://mdou14amursk.ucoz.ru/_si/0/53424235.gif

В игре с конструктором ребенок выучивает не только названия и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники), но и открывает мир призм, пирамид, звезд Кеплера.


Творческий характер игры определяет наличие игрового замысла, его свободное развитие, вариативность решения созидательной задачи, интерес детей к процессу деятельности, наличие воображаемой ситуации. Освоение конструктивных особенностей материала наталкивает детей на создание новых предметов, изменение их свойств: положил кирпичик на широкую грань – можно строить дорожку, скамейку, поставил этот же кирпичик на узкую короткую грань – можно строить высокий забор и т. д. Но при неосторожной игре эти постройки ломаются и надо снова их восстанавливать, их сложно перенести на другое место, а это некоторое неудобство для игровой деятельности детей. И в такой ситуации на помощь детям придет конструктор «ТИКО».

Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения (ТИКО) состоит из 10 наборов, рассчитанных для детей дошкольного возраста.

Что же можно решить с помощью конструктора ТИКО?
Возможность изучать окружающий мир самостоятельно, но в рамках организованной развивающей среды и при наличии необходимого руководства – оптимальные условия для развития дошкольника.
Работая с конструктором ТИКО, мы можем решить сразу несколько проблем:
1) создание развивающей среды;
2) организация развивающих занятий;
3) реализация проектной деятельности в детском саду.

Использование обучающих конструкторов ТИКО - эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.

Развивающая среда в дошкольных учреждениях необходима для гармоничного развития и успешной подготовки детей к первому классу начальной школы. Сегодня развивающая среда для дошкольников может быть легко организована с помощью обучающего конструктора для объемного моделирования ТИКО. Причем, конструктор можно использовать
в различных направлениях:
1) в театральном уголке можно конструировать из ТИКО-деталей декорации и персонажи для сказок;
2) в физкультурном уголке – для спортивных игр и соревнований можно использовать различные атрибуты, построенные из ТИКО-деталей;
3) кукольный уголок с мебелью, ковриками и другой домашней утварью полностью можно сконструировать из ТИКО;
4) в уголках с сюжетно-ролевыми играми
5) в уголке лепки и изодеятельности также можно сконструировать красочные узоры и орнаменты из ТИКО;
6) уголок чтения оснастить набором «Эрудит» - дети могут брать оттуда буквы и составляют нужные им для игр слова;
7) для детей с математическим складом ума набор «Геометрия» из ТИКО – деталей которого собирают фантазийные и геометрические фигуры, сконструировать двузначные числа, числовые выражения на сложение, вычитание с помощью набора «Арифметика»;
8) в строительном уголке построить из ТИКО дома, мосты, гаражи, роботов, ракеты, самолеты, машины, в общем, все, на что хватает фантазии.
Работая с конструктором, дети развивают мелкую моторику, воображение, эстетический вкус, пространственное мышление, логику, сообразительность и внимание.

Задача родителей и воспитателей состоит в том, чтобы окружить детей такой средой и системой межличностных отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали в детях именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Развивающие занятия в детском саду помогают детям в освоении письма, чтения, математики, в целом способствуют интеллектуальному развитию детей. Интеграция конструирования с занятием по математике или обучения грамоте способствует эффективному интеллектуальному и личностному развитию детей, мотивирует их к учебе, увлекает интересными проектами. Дети воспринимают занятия как игру, и с большим удовольствие погружаются в нее.

В процессе моделирования и конструирования во время проведения занятий дошкольники приобретают важные навыки творческой работы, подключают воображение, учатся фантазировать и мыслить пространственно.
Неотъемлемой частью конструирования является предварительное проектирование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате, которого дети строят заданную модель.

Отличительной чертой интегрированного с конструированием занятия является свободное, не ограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по собственным проектам, тем самый превращая процесс рутинного получения знаний в увлекательную игру.

Игры с конструктором ТИКО позволяют создать своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. Развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию деталей и предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

Содержание работы строится по принципу постепенного усложнения и углубления предлагаемого материала. На начальных этапах дети учатся конструировать плоскостные фигуры по образцу, позже конструируют по схеме или на слух (устные диктанты). Самый сложный этап – самостоятельно придумать и смоделировать объемную тематическую конструкцию.

Деятельность на занятиях предполагает последовательность (методику) конструирования:

  1. Изучение деталей конструктора.

  1. Работа с полными схемами (развиваем умения):

внимательно рассматривать схему и узнавать фигуру; делить схему на составные части; собирать по схеме конструкцию:

1 уровень - детали для конструирования педагог заранее готовит и раскладывает по контейнерам;

2 уровень – педагог выкладывает на столы, дети самостоятельно находят детали, необходимые для сборки конструкции;

3 уровень – дети не находят в коробке (в контейнере) необходимой детали, педагог предлагает сконструировать ее из других деталей;

раскрашивать схему в соответствии с собранной конструкцией (цвет деталей конструкции должен совпадать с цветом деталей на схеме);

- находить и раскрашивать отдельные детали конструкции;

дорисовывать недостающую деталь конструкции (логические задания)

3. Работа с контурными схемами

Закрепляем умения:

- внимательно рассматривать схему и узнавать фигуру;

- делить схему на составные части;

- раскрашивать схему в соответствии с собранной конструкцией;

- рисовать детали, из которых собрана конструкция;

- соединять различные ТИКО-фигуры в единую композицию, объединенную тематически.

Развиваем умения:

- собирать по контурной схеме конструкцию:

1 уровень - детали для конструирования педагог заранее готовит и раскладывает по контейнерам, в каждом контейнере находится столько деталей, сколько необходимо для сборки конструкции;

2 уровень – педагог раскладывает на столы набор конструктора («Фантазер», «Геометрия» и т.п.), дети самостоятельно находят детали, необходимые для сборки конструкции;

4. Объемное моделирование

Закрепляем умения:

-внимательно рассматривать схему и узнавать фигуру;

- делить схему на составные части;

- собирать по схеме конструкцию.

Развиваем умения:

- изучать и конструировать различные виды многогранников;

- исследовать «объем» многогранников;

- развивать конструктивное воображение при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.

На занятиях по обучению детей конструированию решаем следующие цели и задачи:

Цель: формирование умения конструировать из ТИКО, используя схемы из ТИКО-альбома.

Задачи: закреплять умение пользоваться схемами при конструировании из ТИКО; закреплять знание геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, многогранник); формировать навыки работы в команде (в парах); развивать пространственное мышление, воображение; развивать мелкую моторику кистей рук; воспитывать желание помогать друг другу, работать в команде.

Перед тем как приступить к конструктивной деятельности, мы предлагаем своим воспитанникам провести вместе с нами пальчиковую гимнастику (проводятся несколько упражнений, хорошо знакомых детям).

Все игры, в которых идет развитие мелкой моторики благотворно влияют на развитие мозга ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности и фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.

Свою работу с игровым конструктором вместе с детьми мы начинали с подробного изучения и рассматривания  деталей, которые есть в конструкторе (различные многоугольники, круги и т.д).

Далее мы предлагаем рассмотреть инструкцию по выполнению различных фигур. Для нашего возраста  используя прилагаемые инструкции, мы рассматривали как плоскостные фигуры ( животные, транспорт, домики и т.д), так и объемные, но не сложные (елочки, куб, мебель, стаканчик и т. д).

Следующий этап нашего знакомства с конструктором – это правильное соединение деталей. Сначала мы показали, как правильно соединять детали и только потом предложили детям соединить несколько деталей.

Дети стали активными участниками процесса, для кого - то было легко и просто соединять детали, кто - то не справлялся с задачей. На помощь всегда придет воспитатель, а так же дети проявляли инициативу и с большим удовольствием помогали друг другу.

И вот теперь, когда разобрали принцип соединения, мы совместно с воспитанниками выбираем фигуру для построенияи начинаем разбирать, сколько и каких деталей нам понадобится, для выполнения этой фигуры. С интересом дети отбирают и ищут их среди большого количества деталей. На этом этапе идет сравнение фигур по величине, по цвету, форме.

Как только все детали отобраны, можно приступить к процессу сборки. Конечно же помощь педагога необходима для получения конечного результата.

В такой последовательности  проводилась работа по конструированию, несложных фигур. С большим интересом дети играли с конструктором. Большинство самостоятельно могли собирать свои фигуры.

Так же в процессе обучения построению фигур мы используем работу в парах или проводим конкурс между двумя командами – «Кто быстрее соберет данную фигуру».

По окончанииконкурса была организована выставка поделок «Я – маленький  конструктор»

Конструкторская деятельность детей среднего дошкольного возраста усложняется и совершенствуется. От детей добиваемся хорошего качества выполнения сооружений, их учим создавать более сложные постройки.

В перспективе намечен  мастер – класс  для родителей по ТИКО -моделированию "Волшебный мир фантазии".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений в группах общеразвивающей направленности для детей 5-7 лет

Презентация включает в себя основные аспекты работы педагога по формированию у детей элементарных математических представлений....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Формирование элементарных математических представлений» для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой). Средняя группа (4-5 лет).

Рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. Содержание программы по разделу "Формирование элементарных математических представлений"  включает всебя темы занятий н...

Доклад Использование конструктора ТИКО в формировании конструктивного мышления, воображения, пространственных представлений

В соответствии с ФГОС ДО одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является проявление детьми инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, общ...

Мастер-класс для педагогов: Использование конструктора Полидрон в формировании логического мышления детей дошкольного возраста

(2 слайд) Цель: - показать возможности использования конструктора «Полидрон» в развитии логического мышления детей дошкольного возраста; - повышение педагогической компетентности педагогов...

Консультация для воспитателей "Использование конструктора ТИКО в формировании математических представлений дошкольников."

Задачи, при использовании конструктора:Образовательная: систематизировать знания детей о геометрических фигурах, о цифрах, числах ; способствовать лучшему восприятию информации; формировать навыки про...

Опыт работы "Использование конструктора ТИКО при формировании математических представлений дошкольников»

Использование конструктора ТИКО при формировании математических представлений дошкольников...