Отчет по самообразованию
рабочая программа (младшая группа)

Магомедова Зубайдат Мусаевна

Самоанализ по самообразованию по теме "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через любовь к семье".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Отчет по самообразованию 27.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12 «Росинка»

Самоанализ по самообразованию

Тема: «Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников через любовь к семье»

Первая младшая группа

Воспитатель: Магомедова З.М.

Пгт.Высокий, 2019-2020г.

Введение:

        Моральные основы человеческой личности закладываются еще в раннем детстве. Нравственное воспитание детей нельзя откладывать на потом, как это, к сожалению, происходит во многих семьях. Многие родители думают, что ребенок еще маленький, потом поймет, или еще такой вариант, что ребенок ничего не понимает.

        Сегодня многие родители больше озабочены карьерным ростом и материальным достатком, чем нравственно-духовным воспитанием детей дошкольного возраста. Жизнь за два последних десятилетия изменилась коренным образом и не следует в этом обвинять родителей. Возможно они даже не знают как воспитывать у детей духовную нравственность, как развить в детях моральные качества. Если первоначальный нравственный опыт ребенка окажется негативным, то исправить ситуацию впоследствии будет очень сложно.

        Основой правильного духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является их высокая эмоциональная отзывчивость. Чувства и поступки детей отличаются искренностью, при этом они склонны к подражательству, то есть в тех или иных ситуациях дети поступают так, как, на их взгляд, повели бы себя взрослые, являющиеся для них авторитетом. В то же время способность предварительно анализировать последствия своих поступков и контролировать собственное поведение не относится к числу врожденных качеств и развивается у детей постепенно. Поэтому, чтобы в дальнейшем у детей сформировались правильные навыки и привычки, перед их глазами постоянно должны быть примеры достойного поведения, и тут роль родительского участия трудно переоценить.

        Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте ребенок особенно нуждается в заботе, любви и ласке родителей. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца и других родственников. Чувствуя любовь со стороны взрослых ребенок чувствует себя защищенным, он осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным влиянием.

Цель: 

       Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи: 

1.Углубить знания через изучение методической литературы по теме самообразования, прохождение курсов повышения квалификации по данной теме.

2.Расширить знания о нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

3.Обогатить развивающую среду группы по нравственному воспитанию (создание и приобретение новых игр при участии родителей).

4.Расширить знания родителей по данной теме (подготовка консультаций  «Нравственное воспитание дошкольников в семье»).

Ожидаемые результаты:

1.Систематизация материала по нравственному воспитанию младших дошкольников через сюжетно-ролевую и дидактическую игру в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

2.Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.

3.Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме нравственного воспитания младших дошкольников.

4.Родители проявляют интерес в дальнейшем развитии детей.

Выход темы:

- консультация для родителей;

- создание фотоальбома;

- картотека сюжетно – ролевых игр и дидактических игр.

Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:

1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме.

2 этап – творческий. Реализация проекта «Моя семья», приобретение и создание дидактических  и сюжетно – ролевых игр на формирование нравственных качеств младших дошкольников.

3 этап – создание в группе фотоальбома и  развивающей среды,  оформление картотеки.

    Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу.  Проанализировала исследования ученых по нравственному воспитанию младших дошкольников. Прошла обучение по курсам повышения квалификации «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста».

Я разработала проект «Моя семья», а также подборку сюжетно – ролевых и дидактических игр.

Цель проекта: Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, формирование у детей первоначальных представлений о семье.

Задачи проекта:

1.познакомить детей с понятиями «семья», «имя», «фамилия»;

2.учить называть членов своей семьи;

3.воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;

4.способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Формы работы с родителями и детьми:

- Родители:

- сотрудничество через консультации,

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение атрибутов к сюжетно – ролевым играм.

- Дети:

- специальные занятия на тему «Моя семья»

- дидактические игры на формирование нравственных качеств детей;

- сюжетно – ролевые игры;

- чтение художественной литературы по данной теме;

- просмотр фотоальбома «Моя семья».

                                        Методическая работа

Формы работы

Сроки

Сбор и анализ информации, работа с методической литературой.

Ноябрь 2019г.

Создание предметно-развивающей среды по нравственному воспитанию.

В течении учебного года

Проведение консультации для родителей на тему: «Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников в семье».

Декабрь 2019г.

Разработка проекта «Моя семья».

Декабрь 2019г.

Подготовка анкеты к анкетированию родителей

Январь 2020г.

               

Работа с детьми

Формы работы

Сроки

Специальные занятия на тему «Моя семья».

В течении учебного года

Дидактические игры:

«Моя семья», «Как я дома помогаю», «Одежда мамы и папы», «Расскажи о своей семье», пальчиковая игра «Моя семья».

Декабрь-январь 2019-2020г.

Сюжетно-ролевая игра «Моя семья»:

-«Дочки-матери»: «Мама кормит дочку»;

- «Мама на прогулке с малышом».

-«У нас гости».

Декабрь-январь 2019-2020г.

Чтение художественной литературы по теме «Моя семья»:

О.Бундур «Папу с мамой берегу», Е.Благинина «Посидим в тишине», Л.Славина «»Петушок с семьей», «Репка», «Колобок».

Декабрь-январь 2019-2020г.

                                                Работа с родителями

Формы работы

Сроки

Участие родителей в изготовлении фотоальбома для реализации проекта «Моя семья».

Декабрь 2019

Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.

В течении учебного года

Подготовить консультацию для родителей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в семье»

Январь 2020г.

Анкетирование родителей

Март 2020г.

Вывод:

       Я считаю, что именно реализация проекта «Моя семья», а также использование сюжетно - ролевых и  дидактических  игр  помогло мне повысить у детей уровень нравственного воспитания, сформировать знания детей о своей семье. Через реализацию проекта, а также сюжетно – ролевую игру «Моя семья», у детей  стало формироваться  первоначальное представление о семье. Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам. Проявление уважения и заботы ко всем членам семьи. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.  Через дидактические игры дети познакомились  с понятиями «семья», «имя» и «фамилия».  Ребята стали уделять больше внимания дидактическим и сюжетно - ролевым играм, у них появилось желание играть в эти игры,  и использовать их  в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.

     Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое нравственное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в нравственном воспитании играет сюжетно – ролевая и дидактическая игра.

     Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования нравственности  у детей дошкольного возраста  необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать сюжетно – ролевые и дидактические игры в свободной деятельности детей.

     В данный момент реализую проект «Добрая сказка», проект среднесрочный с 17.03.2020 по 17.04.2020г.. Считаю, что сказка также имеет непосредственное отношение к воспитанию нравственности у дошкольников. Также в перспективе на будущее буду продолжать рассматривать следующую тему самообразования по нравственному воспитанию такую как: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».

Список используемой литературы:

  1. Ашиков В. Ещё раз о воспитании // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4. – С. 3 -5.
  2. Гладкова Ю.А. Взаимодействие с семьёй: вопросы планирования // Ребёнок в детском саду. – 2006. - №4. – С. 41.
  3. Детский сад и родители. / Под ред. Е.И. Колоярцевой. – М.: «Просвещение», 1969. – 169 с.
  4. Дружинин В.Н. Психология семьи. – Изд. 3-е. – СПб.: «Питер», 2008. – 176 с.
  5. Затулина Г.Я. // Конспект комплексных занятий по развитию речи (вторая младшая группа). Учебное пособие – М., Центр педагогического образования, 2007. – 144 с.
  6. Кори Дж., Шнайдер-Кори М. Как стать хорошим психологом. – СПб.: «Прайм-Еврознак», 2007. – 475 с.
  7. Мосалова Л.Л. //Я и мир: Конспект занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.- 80 с.
  8. Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике // Дошкольное воспитание. – 2006. - №12. – С. 104 – 110.
  9. Маркова Т.А., Загик Л.В., Иванова В.М. Детский сад и семья. – М.: «Просвещение», 1981. – 176 с.
  10.  Методика воспитательной работы. / Под ред. В.А. Сластенин. – М.: «Академия», 2002. – 134 с.
  11.  Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: «Просвещение», 1987. – 144 с.
  12.  Островская Л.Ф. Педагогические знания – родителям: Пособие для воспитателя дошкол. учреждения. – М.: «Просвещение», 1983. – 176 с.
  13.  Популярная психология для родителей. / Под ред. А.С. Спиваковский. – СПб.: «Питер», 1997. – 342 с.
  14.  Рогалева Н.А. Психологический клуб для родителей «Семь Я» // Дошкольная педагогика. – 2007. - №7. – С. 49 – 53.
  15.  Свердлова О.Г. Углы семейного кольца: диалоги о воспитании. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. – 368 с.
  16.  Смирнова Е.О. Проблемы общения ребёнка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной // Вопросы психологии. – 1996. - №6. – С. 47.
  17.  Ушакова О.С., Гавриш Н.В.//Описание: Конспекты занятий по ознакомлению с художественной литературой детей второй младшей группы. Изд.: Вентана-Граф. - 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.

План по самообразованию на учебный год....

Отчет по самообразованию:Тема: «Развитие творческой личности ребенка на основе хореографии».

 Изучение возможностей хореографии как предмета образовательной области и его влияние на развитие личности детей. Определение условий и способов использования танца как фактора гармонизации и развития...

Отчет по самообразованию.

"Гендерный подход в формировании интереса к художественным произведениям у детей дошкольного возраста"...

Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"

Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...