Главные вкладки

    «Образовательная деятельность по развитию речи дошкольников, осуществляемая в ходе режимных моментов» Нестерова Н.А. воспитатель МБДОУЦРР д/с №6 город Чебаркуль 2020 год
    учебно-методический материал по развитию речи

    Нестерова Наталья Александровна

    Дошкольный возраст – это период интенсивного роста и развития ребёнка. Именно в этом возрасте развиваются все психические процессы в организме. Речь не является исключением, ведь ребёнок в процессе взаимодействия с миром и окружающими его людьми обогащает свой опыт, получает новые впечатления, в связи с этим происходит развитие его умственных способностей, а соответственно и речи. Проблема развития речи является одной из актуальных. Она решается не только на занятиях, но и во всех режимных моментах. Правильно составленные режимные моменты дня имеют большое гигиеническое и педагогическое значение. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Образовательная деятельность по развитию речи дошкольников, осуществляемая в ходе режимных моментов

    Дошкольный возраст – это период интенсивного роста и развития ребёнка. Именно в этом возрасте развиваются все психические процессы в организме. Речь не является исключением, ведь ребёнок в процессе взаимодействия с миром и окружающими его людьми обогащает свой опыт, получает новые впечатления, в связи с этим происходит развитие его умственных способностей, а соответственно и речи. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Что значит развивать речь ребенка? Ответ на этот вопрос и предельно прост, и в то же время чрезвычайно сложен. Конечно же, развивать у ребенка речь – это учить его разговаривать. Этому ребенок может научиться с помощью взрослого в дошкольные годы. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных ее формах. Мы считаем развитие речи детей основой педагогической деятельности и стараемся уделять этому вопросу как можно больше внимания.

    Проблема развития речи является одной из актуальных. Она решается не только на занятиях, но и во всех режимных моментах. Правильно составленные режимные моменты дня имеют большое гигиеническое и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, они приучают организм ребенка к определенному ритму. Обеспечивая смену деятельности (игровой, учебной, трудовой), мы тем самым  предохраняем нервную систему детей от переутомления. Все мы знаем, что для полноценного развития речи наших воспитанников, мы должны постоянно с ними говорить. Ведь каждую минуту общения с ребенком можно превратить в увлекательную игру, которая будет способствовать не только развитию речи детей, но и формированию личности ребенка. Таким образом, организуя режимные моменты и всю деятельность ребенка в ДОУ, необходимо стремиться к тому, чтобы содержание этой деятельности  носило познавательный характер. Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения, они непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых можно организовывать разговор с детьми. Речь взрослого является образцом для ребенка. Поэтому при общении с детьми не только педагог, но и все взрослые должны постоянно следить за своей речью. Взрослые должны говорить спокойно, без раздражения, комментируя действия детей, четко формулируя вопросы, выдерживать паузы между своими вопросами и ответом ребенка. Каждый односложный ответ ребенка следует повторить в развернутой форме.

    Так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование различных игр. Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Игра развивает язык, а язык организует игру.

    Как практически осуществить развитие речи детей в режимные моменты?

    1.Во время утреннего приема   можно поговорить о настроении ребенка, закрепить знания о семье, домашнем адресе, транспорте, работе родителей, о любимой игрушке, потренировать в произношении ласковых форм слова. И все это возможно сделать в ненавязчивом диалоге между ребенком и воспитателем. Так, например, я вношу в группу игрушечного котёнка. Ребята, к нам пришёл гость. Кто это? Обращаю внимание детей на гладкие ушки, лапки и мягкую пушистую шерсть. Давайте поближе познакомимся с ним. Котёнок как тебя зовут? А теперь, ребята, назовите свои имена нашему другу. (Каждый ребёнок называет своё имя.) А как зовут маму котёнка, папу? (ответы детей). А что любит кушать котик? (ответы детей). А как можно назвать ласково нашего друга? (ответы детей) Обращаю внимание в утренний приём на настроение детей. Если я заметила, например, что кто - то пришёл в детский сад нахмуренный, ни с кем не поздоровался. Предлагаю быть моим помощником в игре. Далее, когда собрались все дети, Каждое утро начинается у нас с приветствия. Для того, чтобы очень быстро собрать детей в круг, нужно только начать проговаривать: «Здравствуй, правая рука! Здравствуй, левая рука! Здравствуй, друг! Здравствуй, друг!» и на слова «Здравствуй, здравствуй, дружный круг!» дети со всех сторон группы собираются в круг (таким образом наши дети научились создавать большой и ровный круг). После чего начинаем приветствовать друг друга: каждый ребенок по очереди проговаривает: «Здравствуй, Машенька» и т.д. Или можно усложнить «Здравствуй, Машенька, какое у тебя красивое платье».

    Так в утренний приём я использую игру «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательного среднего безымянного и мизинчика.

    2. В ходе проведения утренней гимнастики дети закрепляют понятие вверх, вниз, далеко, близко, быстро, медленно, учатся ориентироваться в пространстве.

    Как часть утренней гимнастики полезно проводить подвижную игру с рифмованным текстом, ритмичными движениями.

    (Комплекс гимнастики Екатерины Железновой "Автобус", "У жирафа пятна")

    3. Во время умывания в туалетной комнате, мы проговариваем пестушки, например:

    «Ай, лады, лады, лады

    Не боимся мы воды,

    Чисто умываемся,

    Всем мы улыбаемся!»

    Во время умывания можно говорить о том, что дети моют – лицо, руки.

    - Чем моют? – водой, мылом, щеткой.

    - Вода какая? - теплая, холодная, горячая.

    - Какое мыло? – душистое, скользкое, ароматное, белое.

    - Чем мы вытираемся? (салфеткой, полотенцем).

    - Какое полотенце? Какая салфетка? – белая, глаженная, пушистая, жесткая, мягкая.

    - У Маши полотенце сухое, а у Вани … (дети «подсказывают» слова).

    Такие беседы способствуют расширению у детей словарного запаса, упражняют их в произношении уже знакомых слов и знакомятся с новыми словами.

    4. Физкультминутки также имеют большое значение. Как известно, внимание детей короткое, они устают от сидения, поэтому им нужно расслабляться. Пример, но у каждого педагога свои физкультминутки.

    «Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся.

    Руки в стороны развел – ключик, видно, не нашел.

    Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать».

     5. В образовательной деятельности очень часто применяем упражнения с шариками СУ-ДЖОК:

    Гладь мои ладошки, еж,

    Ты колючий, ну и что ж!

    Я хочу тебя погладить,

    Я хочу с тобой поладить.

    Также в образовательной деятельности используем приемы комментирования.

    6. Подготовка к прогулкам дает возможность закрепить лексику, связанную с сезоном, предметные и обобщающие понятия одежды и обуви, умение вежливо обращаться за помощью к детям и взрослым.  Во время одевания или раздевания с детьми разговаривают о том, что дети надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита, детали одежды. Обращается внимание на порядок в шкафчике (что висит на вешалке, что лежит на полке, где стоят сапоги, ботинки). Говорится о признаках одежды. Воспитатель задает вопрос: «Какая на ощупь одежда? Давайте потрогаем кофту - мягкая, пушистая, теплая, сухая, новая и т. д.»

    Для этого хороша дидактическая игра «Одень куклу на прогулку». Сейчас зима. На улице холодно. Куклу Катю надо одеть тепло. Какую одежду надо надеть на куклу? (Теплую, зимнюю).

    Показ и рассматривание одежды. Педагог показывает детям предметы зимней одежды, называет их, рассказывает о цвете, материале, из которого сшита одежда, обращает внимание на детали одежды (карманы, рукава, воротник, отделку). Подчеркивает, что зимняя одежда очень теплая, потому что зимой холодно.

    Нашим детям очень нравится проговаривать потешки во время одевания на прогулку:

    Раз, два, три, четыре, пять-

    Собираемся гулять.

    Завязали Катеньке

    Шарфик полосатенький.

    И пойдем скорей гулять

    Прыгать, бегать и скакать.

    7. Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами. Во время прогулки  дети наблюдают за окружающим, воспитатель их спрашивает о том, какое небо, какой снег на участке, какие листья лежат на земле и т. п. Так же на прогулке проводятся подвижные игры с различными речёвками, считалочками и т. д., что тоже развивает речь ребенка.

    Во время прогулки используем считалочки:

    За стеклянными дверями

    Стоит мишка с пирогами.

    Мишка-Мишенька, дружок,

    Сколько стоит пирожок?

    Пирожок то стоит три,

    А голить то будешь ты!

    На прогулке также используем различные подвижные игры с речевым сопровождением: «Гуси, гуси…», «Мышеловка», «У медведя во бору» и т.д.

    Так же во время прогулки можно:

    - вести словарную работу в процессе наблюдений, труда детей на участке;

    - коллективные или индивидуальные разговоры на заданную тему (например, о птицах, деревьях и т. д. по программе);

    Сюжетно-ролевые игры на прогулке позволяют осуществлять работу в любом коррекционном направлении. Так, например, на прогулке предлагаем поиграть детям в игру "Пароход", «Автомобиль», «Автобус».

    • Дети, сегодня мы будем играть в игру "Автобус". В этой игре есть разные роли шофёр, кондуктор, пассажиры. Сегодня шофёром будет Артём. Когда мы будем подходить к автобусу и отъезжать то, Артём будет давать сигнал: "Би-би-и-и! " Во время поездки или плавания мы будем вести беседу.

    • В какую игру мы играем, Алёна?

    • Кто есть на нашем корабле? Автобусе?

    • Маша, какую роль исполнять будешь ты? Роль кондуктора. И т. д.

    • Какие атрибуты тебе нужны?

    • Что ты будешь делать, шофёр?

    • Чем занимается кондуктор? И т. д.

    • Итак, пароход (или автобус, зависит от игры) причалил к пристани, капитан дает гудок.

    • У-у-у!

    • Дети, давайте выйдем на лужайку и соберем цветы.

    (Дети отвечают на вопросы и выполняют действия).

    • Какой цветок нашла ты, Лена?

    • Какой цветок нюхаешь ты Максим?

    • А он пахнет?

    • Скажите, дети, что мы будем делать из цветов?

    • Кому мы можем подарить букет цветов?

    • Маме (воспитателю и др.) И т. д.

    • Дети, слышите? Наш автобус даёт сигнал.

    Беседа с детьми в процессе режимных моментов обеспечивает прочность знаний, хорошее запоминание слов и новых, и ранее пройденных на занятиях.

    8. Перед обедом мы используем пальчиковую гимнастику.

    Хороши в работе игры с пальчиками, сопровождаемые чтением стихов, потешек, песенок, поскольку движения пальцами, кистями рук так же благотворно влияют на развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи, кроме того, народная потешка является прекрасным материалом для обучения разговорной речи, так как большинство из них построено на диалогах. И опять мне помогает сопровождение Железновых: «Паучок», «Мышь», «Пчёлки» и т.д

    9. Перед приемом пищи у нас есть замечательная закличка, после которой дети съедают почти всё.

    «А у нас есть ложки

    Волшебные немножко.

    Вот – тарелка, вот – еда.

    Не осталось и следа».

    Непосредственно, когда дети садятся за стол, можно спросить:

    -Суп какой? (гороховый)- Каша из гречки? – гречневая и т. д.- Каша густая, сытная, аппетитная, сладкая, вкусная.

    - Что стоит (лежит) справа, слева, около, перед?

    Беседу с детьми можно продолжить, когда они еще не кушают:

    • Дети, скажите разными словами, как мы должны сидеть за столом?

    • Прямо (ровно).

    • Тихо (спокойно).

    • Как мы должны кушать?

    • Бесшумно.

    • Молча.

    • С закрытым ртом и т. д.

    10.Во время подготовки ко сну воспитатель привлекает внимание детей к одежде, отрабатывается последовательность выполняемых действий:

    - Сначала снимаем, потом ….

    - Обувь поставим под стульчик (Где стоят туфли).

    - Куда повесим рубашку? (на спинку стула). Воспитатель обращает внимание детей на детали одежды, показывает карман, пуговицы, манжеты, воротник.- У платья рукава – короткие, длинные, узкие, широкие.

    Такое комментирование действий позволяет многократно повторить речевой материал, совершенствовать понимание речи.

    Перед сном воспитатели читают детскую литературу (Сказки, проза) Слушаем колыбельные.

    11. Не забываем проговаривать потешки, когда просыпаемся:

    Мы спокойно отдыхали,

    Сном волшебным засыпали.

    Хорошо нам отдыхать!

    Но пора уже вставать!

    Крепко кулачки сжимаем,

    Их повыше поднимаем.

    Потянуться! Улыбнуться!

    Всем открыть глаза и встать!

    И во время закаливания мы проводим упражнения с речевым сопровождением:

    Надо спортом заниматься!

    Надо-надо закаляться!

    Надо первым быть во всем,

    Нам морозы нипочем!

    Очень увлекает, поднимает настроение, если во время расчёсывания дети проговаривают:

    Чешу, чешу волосоньки,

    Расчесываю косоньки!

    Что мы делаем расческой?

    Рите делаем прическу!

    Имена детей меняются в соответствии, кому делается прическа.

    12. Благодатными для развития речи оказываются все режимные моменты, но особое место среди них занимает время вечерней, которое обязательно должно быть продуктивно использовано.

    В свободное время воспитатель организует игру детей так, чтобы они могли непроизвольно использовать приобретенные речевые навыки в самостоятельной деятельности, например: «К нам в гости приезжает кукла Катя. Нам надо приготовиться к ее приезду: выбрать посуду, приготовить угощенье и т. д.».  Сюжетно-ролевая игра, как свободный вид совместной деятельности детей, объединяет их между собой по собственной инициативе, где они сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, выполняя игровые действия, а значит, учит и развивает их речь.

    Так же можно предложить детям поиграть в игру «Найди себе пару». Взрослый раздаёт детям картинка. Одни получают картинки с изображением взрослого животного, а вторые – детёнышей. Ребенок из первой команды говорит: “У меня кошка”. Ребёнок из другой – “У меня котята”. Эти дети становятся рядом. Картинки можно поменять на любую тему.

    «Разговор красок» Подношу цветные карандаши к уху. Наши цветные карандаши заговорили. Угадайте, что они мне рассказали. Дети выбирают себе карандаши. У взрослого красный карандаш - КРАСНЫЙ – мак, флаг, помидор. Дальше по образцу рассказывают дети. Взрослый следит за правильностью ответов.

    Мы знаем, как дети любят загадки, с каким восторгом они стараются их разгадать. Поэтому в игры включается множество загадок. Совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого- либо или что-либо. Формируют быструю реакцию на слово. «Узнай, как кого зовут? » - игра может проводиться как в первую половину, так и во вторую половину дня. Ведущий «Воспитатель» выбирает для себя одного ребёнка, но имя при этом не говорит. И составляет свой описательный рассказ. Это девочка или мальчик, волосы (тёмные, светлые, во что одет, перечислить название одежды и её цвет). Далее пытаемся ведущего выбрать ребёнка.

    Всеми любимая игра «Чудесный мешочек». С закрытыми глазами дети нащупывают предмет. Затем предлагаю вынуть предмет из мешочка и составить рассказ (из чего сделано? Где растёт? Для чего применяют? Какую пользу приносит?

    Так же детям нравятся игры «Добавлялки»

    Ра-Ра – Ра - начинается … (игра)

    Ры-ры-ры – у мальчиков… (шары)

    Ри-ри-ри - на ветках… (снегири)

    Ло-ло-ло – на улице… (тепло)

    (Добавлялки есть в сопровождении Железновых на СД и диске от музыкантов)

    В заключении хочу отметить, продуманное и хорошо организованное время детей в детском учреждении имеет большое значение в режиме дня. Вся работа по развитию речи должна быть подчинена главной задаче – подготовке к успешному обучению в школе. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

    Больше говорите, шутите, поощряйте любую речевую активность ребенка и скоро Вы получите самого интересного для себя собеседника!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Образовательная деятельность по развитию речи дошкольников, осуществляемая в ходе режимных моментов

    Проблема развития речи является одной из актуальных. Она решается не только на занятиях, но и во всех режимных моментах....

    Дидактическое пособие для дошкольников "Круги ЛУЛЛИЯ" Нестерова Н.А. воспитатель МБДОУЦРР д/с№6 город Чебаркуль 2016год

    Дидактическая игра "Круги Луллия" работает по двум направлениям:1. Закрепляет и уточняет уже имеющиеся у ребёнка знания;2. Развивает воображение, фантазию и творчество....

    Анкета для родителей "Создание условий игровой деятельности в семье" Нестерова Н.А. воспитатель МБДОУЦРР д/с №6 город Чебаркуль 2018год

    Анкетирование родителей является эффективным методом сбора информации. Благодаря анкетам Вы сможете узнать потребности и интересы родителей....

    Методическая копилка "Развитие коммуникативных способностей через сюжетно- ролевую игру" Нестерова Н.А. воспитатель МБДОУЦРР д/с №6 город Чебаркуль 2018 год

    Нашему обществу нужны люди с активной жизненой позицией, пользующиеся авторитетом, умеющие работать в коллективе. Закладывать основу этих качеств можно и нужно в дошкольном возрасте....

    Консультация для родителей "Развитие творческих способностей ребёнка в семье: полезные советы и игры" Нестерова Н.А. воспитатель МБДОУЦРР д/с №6 город Чебаркуль 2018год

    Самое ближайшее окружение для ребёнка детский сад и семья. Именно здесь у него впервые формируется правильное отношение к творческой деятельности. Важным моментом художественного развитиядетей являетс...

    Консультация для родителей "Роль родителей в развитии речи детей" Нестерова Н.А. воспитатель МБДОУЦРР д/с №6 город Чебаркуль 2019 год

    Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. И если родители часто общаются с малышом, играют с ним, читают ему книги, учат с ним стихи, то обычно реч...