«СКАЗКОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА»
проект (младшая, средняя группа)

Авраменко Елена Анатольевна

Данный проект раскроет роль сказкотерапии в социально- личностном развитии ребёнка, а также поможет воспитателю наладить контакт с детьми в период адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«СКАЗКОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА»

Тип проекта: творческо- познавательный, игровой.

Продолжительность: краткосрочный

Участники: дети младшей группы (возраст 3-4 года).

Проблема: роль сказкотерапии в социально-личностном развитии детей

Актуальность:

Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Еще в середине XIX века известный исследователь русской народной сказки А.Н.Афанасьев говорил: «Увлекаясь простодушною фантазиею народной сказки, детский ум нечувствительно привыкнет к простоте эстетических требований и чистоте нравственных побуждений и познакомится с чистым народным языком, его меткими оборотами и художественно верными природе описаниями». Именно сказка знакомит детей с неизменными во все времена эталонами добра и зла, причем не в назидательной форме, а так, что малыш сам понимает, что хорошо, а что плохо. С действиями полюбившихся героев ребенок может сверять и свои собственные поступки. Кроме того, сказки развивают воображение маленького человека, учат его фантазировать. А ведь детские фантазии —необходимое условие полноценного развития личности ребенка, залог его душевного благополучия.

 Сказка не только воспитывает и учит житейской мудрости — она еще и лечит. Специалисты по детской психологии утверждают, что сказка помогает ребенку справляться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми в жизни.

В настоящее время практикуется одно из направлений арттерапии "Сказкотерапия". С каждым днем сказкотерапия становится все более популярной.

Метод сказкотерапии включает в себя множество приемов и форм работы, позволяющих развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку. Сказку можно анализировать, сочинять, переписывать, рассказывать, рисовать и драматизировать.

 Сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии.

1. Сказкотерапия как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Сказкотерапия — это способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.

2. Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.

3. Сказкотерапия как рассказ, повествование. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. В некоторых психотерапевтических подходах этим любимым детским сказкам уделяется особое внимание.

4. Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь. Сказкотерапевт создает условия, в которых человек, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая, находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.

5. Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». В нашей группе–это современное средство, мы начали использовать для решения различных задач в качестве терапевтического средства.

Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству. Используя сказку, можно в доступной форме раскрыть ту или иную тему, развивать интеллектуальные качества личности, причем интегрировано в ходе освоения содержания различных образовательных областей. Кроме того, сказка помогает в конструировании интересной жизни дошкольников, пронизанной обучением.

Цель:

- апробировать метод сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.

- создание условий для развития у детей нравственных качеств.

- учить регулировать свое поведение нравственной нормой;

- способствовать повышению уверенности в себе и самостоятельности;

- формировать понимание добра и зла;

- развивать отзывчивость, внимание к людям, терпимость, взаимопомощь.

Задачи:

- создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка.

- совершенствование лексико-грамматических средств языка.

- развитие диалогической и монологической речи.

- эффективность игровой мотивации детской речи. Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.

- сотрудничество педагога с детьми и друг с другом.

- создание в деятельности благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка.

- приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

Методы реализации задач:

1. Поиск информации в специальных источниках.

2. Мониторинг нравственного и эмоционального развития.

3. Информационно-образовательная работа с детьми.

Новизна нашего опыта заключается в том, что в основные приемы работы по использованию сказкотерапии мы включили еще один (финальный )– это создание мультфильма , в котором дети сами озвучивают всех героев сказки.

Мы считаем, при создании коллективного мультфильма у детей происходит   раскрепощение мышления, совершенствуются навыки общения друг с другом и со взрослыми. Кроме того мультфильм, созданный совместно друг с другом доставляет детям радость и улучшает их эмоциональное состояние.

Этапы реализации проекта

Этапы Содержание Сроки

Этап №1

теоретический

выявление проблемы;

формирование цели, задач;

подбор методической литературы;

разработка проекта октябрь 2019

Этап № 2

Выполнение проекта: практическая деятельность ноябрь 2019 - февраль 2020

Этап № 3 Итоги работы: презентация проекта март 2020

ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ

1. Анализ сказок

Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка.

После прослушивания или просмотра детьми сказки, им задается ряд вопросов:

• Как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка?

• Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился? И др. …

• Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?

• Придумайте, что было бы, если бы главный герой не сделал того-то поступка?

• Как вы думаете, если бы в сказке были одни хорошие герои (или одни плохие герои, что это была бы за сказка?

• Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои?

2. Рассказывание сказок

Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения. Ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвую-щих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая.

3. Переписывание сказок

Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, поворот событий, ситуаций, конец сказки и т. д. Это — важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряже-ния.

4. Постановка сказок с помощью кукол

Работая с куклой или игрушкой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.

5. Сочинение сказок

Ребенок может сочинять сказку, самостоятельно выбирая тему или по заданной первой фразе. В первой фразе педагог может указать главных героев и место действия. В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способы ее решения. Она дает возможность отреагировать на значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения.

6. Создание мультфильма по сказке.

Использование сказкотерапии в обучении детей развивает:        

- активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;

- самостоятельность — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;

- творчество — от подражания взрослому в действии выразительном слове к совместному составлению словесных описаний; 

Подводя итоги по проведенным индивидуальным и групповым занятиям по сказкам , необходимо заметить, что сказкотерапия проявила себя как эффективный метод работы с детьми по их эмоциональному обогащению (дети стали чаще проявлять положительные эмоции, не стесняясь других); по развитию способностей к сочувствию, сопереживанию персонажам сказки (во время занятий дети искренне проникались внутренними состояниями героев); по формированию умений определять актуальные проблемы, волнующие ребенка, и находить способы их решения (дети искали ответы на вопросы о том, почему кто-то из героев плачет, грустит, злится, и предлагали решения, чем ему можно помочь).

Вывод

Таким образом, использование метода сказкотерапии в работе с детьми раннего возраста является весьма эффективным и многофункциональным. Сказка помогает ребёнку устанавливать взаимодействие с окружающим миром, формировать эстетические эталоны и представления, что в дальнейшем активно влияет на становление личности. Сказка обогащает словарный запас, развивает речевую активность и учит четко формулировать свои мысли и излагать их на публике.   

Сказка для ребенка - это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Каждая история о дружбе, помощи доброте, любви ко всему живому. Питает ум, учит мыслить, развивает. 

Сказки развивают память и внимание. Они дают ребенку чувство психологической защищенности, т.к. имеют в своём сюжете доброту, мудрость, что дает ребенку положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и тревогу.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Создание мультфильма с детьми младшей группы.

«Приключение в зимнем лесу»

Предварительная работа:

 Изготовление декораций.

 Серия НОД по речевому развитию детей:

  1. «Слушаем сказку» :(«Слушание сказки», «Беседа о прочитанной сказке», «Знакомство с героями сказки» (игрушками), «Опиши своего героя сказки»).
  2. « Рассказываем сказку»: (коллективный пересказ: дети рассказывают сказку, а взрослый передвигает игрушки-персонажи)
  3. «Показываем сказку»: (распределение ролей, инсценировка сказки детьми с игрушками, взрослый выступает в качестве режиссера и автора).

Цели занятий:

Воспитательные —формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого, соблюдать правила коллективной игры; вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего); воспитывать у детей чувство товарищества, желание прийти друзьям на помощь. Побуждать детей к участию в общем театральном действии

Воспитывать чувство коллективизма, коммуникативные способности. Прививать любовь и интерес к сказкам.

Обучающие —совершенствовать общую моторику; расширять словарный запас детей, развивать у детей фонематический слух,  способствовать правильному звукопроизношению; развивать дыхание (работать над продолжительностью выдоха при длительном произнесении изолированных звуков); обучать детей умению

подбирать нужное по смыслу слово и заканчивать фразу, начатую взрослым. Формировать умение проводить элементарную инсценировку сказки. Точно воспроизводить реплики героев.

Развивающие — развивать у детей зрительное и слуховое внимание — умение вслушиваться в речь взрослого, отгадывать загадки, искать выход из проблемных ситуаций.

Оснащение:— игрушки-персонажи сказки —Снеговик, Собачка, Медведь, Мышка, Олень, Маша.

Декорации:  лес, дом, берлога, украшенная новогодняя елка, пеньки, санки, подарок, письмо.

Фотоаппарат, диктофон.

Сценарий сказки: « Приключение в зимнем лесу»

Действие происходит в зимнем лесу. Скоро Новый год.

Снеговик стоит и плачет. В руке у него конверт с письмом.

Мимо бежит собачка:

 « Гав, гав, гав! Ой, ой, ой!

Кто тут плачет? Что с тобой?»

Снеговик: «Как дорогу мне найти?

 Как письмо мне отнести?

Заблудился я в лесу,

обещал, что отнесу

я на почту письмецо!

 Но не могу найти ее!»

Ты, собачка, помоги!

 Мне дорогу покажи!

 Где же почта Деда Мороза?»

Собачка:

«Сама помочь я не могу,

лучше Мишку позову!»

Снеговик и Собачка идут вместе по лесу. Под ногами скрипит снег.

Пришли к берлоге с Мишкой.

Собачка и Снеговик вместе:

« Мишка, Мишка, помоги!

Нам дорогу покажи!

Где же почта Деда Мороза?»

Мишка:

 «Сам помочь я не могу!

 Лучше Мышку позову!»

Втроем идут по лесу. Скрипит снег. Пришли к домику Мышки.

Вместе:

 « Мышка, Мышка, помоги!

 Нам дорогу покажи!

Где же почта Деда Мороза?»

Мышка: 

«Сама помочь я не могу!

 Где же почта не скажу.

Знаю, что в лесу дремучем,

там за ельником колючим,

стоит большой трухлявый пень.

Там живет лесной Олень. К почте он дорогу знает!

Он всем на свете помогает!

Идут все вместе к Оленю. Подходят к пню.

Вместе: 

«Олень, Олень  помоги!

 Нам дорогу покажи!

Где почта Деда Мороза?»

Олень: «Я большой лесной Олень!

 И работать мне не лень!

Всем развозим мы подарки

 с Дедом Морозом в Новый Год.

Знаю почту, знаю Деда,

и Олень вас отведет!

И письмо мы отнесем,

 и подарок заберем!

 И с твоей подругой Машей

вокруг елочки попляшем!!!  

Все вместе идут на почту, забирают подарок для Маши.

Финал: Маша с подарком и все герои пляшут вокруг елочки. Звучит веселая новогодняя песня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум "Здоровьесберегающие технологии: стретчинг с элементами сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста"

Семинар - практикум для воспитателей и специалистов ДОУ содержит новые технологии здоровьесбережения, а именно слияние сказкотерапии и игрового стретчинга, что позволяет наиболее эффективно повысить у...

Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста «Путешествие в сказочный мир».

Сказкотерапия в работе с детьми по развитию психических функций. Практикум для педагогов и родителей. Как можно помочь своему ребенку, используя сказкотерапию как терапевтический метод....

Мастер- класс. « Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».

Методические рекомендации позволяют воспитателям и учителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок, получают возможность заниматься коррекцион...

Сказкотерапия в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки...

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...