Консультация "Профилактика утомления"
консультация

 

Утомление - физиологическая защитная реакция организма, направленная на снижение уровня функционирования его систем с целью предотвращения негативных изменений. Субъективно этот процесс проявляется ощущением усталости и временным снижением работоспособности. Умственное утомление характеризуется ослаблением внимания, памяти, замедлением мышления, снижением скорости переработки информации, физическое - уменьшением силы и выносливости мышц, ухудшением координации движения, возрастанием затрат энергии при выполнении одной и той же работы. 

Педагогическая деятельность часто связана с разного рода напряженными ситуациями и различными факторами, влияющими на психофизическое здоровье педагогов. Для того чтобы противостоять излишнему эмоциональному напряжению, работники педагогических учреждений должны обладать высоким уровнем эмоциональной культуры, который складывается из эмоциональной устойчивости; эмпатии (умение сопереживать и принимать окружающих); эмоциональной чуткости, отзывчивости, подвижности, артистизма и экспрессивности.

         Каждый человек может в довольно короткий срок самостоятельно овладеть искусством саморегулирования, управления процессами, происходящими в организме.

1. Хороший эффект дают всякою рода переключения: смена вида труда, объекта общения, формы досуга. Людям склонным к фиксации на болезненных переживаниях, показаны периодические эмоциональные взрывы, потрясение от увиденного произведения искусства, прочитанной книги и т. д. Но и самому человеку надо уметь справляться со своим состоянием. Ни в коем случае нельзя уходить в болезнь, отравляя жизнь и себе, и окружающим.

2. Физическая культура. Большое значение физического воспитания заключается в его оздоровительной функции. Удовлетворяя потребность человека в движениях, физические упражнения укрепляют здоровье, совершенствуют защитные механизмы, увеличивают приспособляемость организма к внешней среде.

3. Из водных процедур используют наружное применение воды, при которых она оказывает равномерное раздражающее действие на всю поверхность тела (душ, бассейн). 

4. Витамины. Большое значение для профилактики утомления имеют комплексы витаминов и их комбинации с другими веществами. В домашних условиях можно приготовить различные соки и витаминизированные настои.

5.   Научитесь давать отдых своей нервной системе. Запомните:
хорошо работает лишь тот, кто умеет хорошо отдыхать. Исследования показывают, что лучшим отдыхом для нервной системы человека является сон.

6. Успокаивающая (восстанавливающая) музыка используется как в процессе деятельности (в паузах), так и по ее окончании. Она способствует уменьшению психоэмоциональной напряженности, переключает внимание. Одновременно целесообразно использовать различные дыхательные и расслабляющие упражнения. Хороший эффект дают звуки, воспроизводящие пение птиц, шум ручья или моря, дождя, водопада.

 

Способы избавления от отрицательных эмоций:

  • смочить холодной водой лоб, виски, артерии на руках;
  • набрать в стакан воды и медленно,  сосредоточенно   ее выпить, концентрируясь на своих ощущениях;
  • провести дыхательное упражнение: 3–4 коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов (заменяет смех, если вам не хочется смеяться);
  • слегка помассировать кончик мизинца;
  • делая вдох, спокойно, не торопясь, сжать   с   усилием пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем; затем, ослабляя сжатие, сделать выдох (повторить 5 раз); далее попробуйте выполнить упражнение   с   закрытыми глазами – это удвоит эффект;
  • применить формулы самоубеждения («сегодня я не обращаю внимания на пустяки», «я совершенно спокойна», «я раскована», «мое тело   легкое»,  «я   уверена в    себе!»),    самовнушения («я хочу...», «я могу...», «я буду...»).

Кроме того, существуют очень простые способы, позволяющие снять отрицательные эмоции, которые каждый может опробовать на собственном опыте:

♦     спортивные занятия (полную разгрузку дают занятия каким-либо видом спорта);

♦     физический труд (стирка белья, мытье посуды, уборка квартиры и т.д.);

♦     отдых на природе (прогулка по лесу, созерцание течения
реки или спокойной глади озера, лесные звуки и запахи способны вернуть душевное равновесие и работоспособность даже в самых трудных
ситуациях);

♦     созерцание огня (говорят, что человек бесконечно долго может смотреть на три стихии: огонь, бегущую воду и плывущие по небу облака);

♦     проекция негативных эмоций на посторонние предметы (можно выразить свой гнев, скомкав или порвав в мелкие клочки газету, поколотив подушку (боксерскую «грушу») или выжав полотенце, даже если оно совершенно сухое; большая часть энергии гнева копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах);

♦     танцы под музыку (причем как спокойную, так и ритмичную);

♦     смех - отличное средство защиты   нашего мозга от психических перегрузок (смех является своеобразной защитой нервной системы; его можно рассматривать как серию коротких выдохов, которые дробят опасный поток импульсов).

 

Подводя итог рекомендаций и способов профилактики утомления, следует отметить, что каждый специалист ДОУ может выбрать то средство, которое ему больше подходит, и использовать в повседневной жизни. Это позволит повысить качество выполняемой работы, увеличить период высокой работоспособности и сохранить здоровье.

 

Педагог-психолог О.А. Злыгрстева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_profilaktika_utomleniya.docx490.4 КБ

Предварительный просмотр:

 https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/04cc/0006a803-a28b9178/640/img0.jpg

Утомление - физиологическая защитная реакция организма, направленная на снижение уровня функционирования его систем с целью предотвращения негативных изменений. Субъективно этот процесс проявляется ощущением усталости и временным снижением работоспособности. Умственное утомление характеризуется ослаблением внимания, памяти, замедлением мышления, снижением скорости переработки информации, физическое - уменьшением силы и выносливости мышц, ухудшением координации движения, возрастанием затрат энергии при выполнении одной и той же работы. 

Педагогическая деятельность часто связана с разного рода напряженными ситуациями и различными факторами, влияющими на психофизическое здоровье педагогов. Для того чтобы противостоять излишнему эмоциональному напряжению, работники педагогических учреждений должны обладать высоким уровнем эмоциональной культуры, который складывается из эмоциональной устойчивости; эмпатии (умение сопереживать и принимать окружающих); эмоциональной чуткости, отзывчивости, подвижности, артистизма и экспрессивности.

         Каждый человек может в довольно короткий срок самостоятельно овладеть искусством саморегулирования, управления процессами, происходящими в организме.

1. Хороший эффект дают всякою рода переключения: смена вида труда, объекта общения, формы досуга. Людям склонным к фиксации на болезненных переживаниях, показаны периодические эмоциональные взрывы, потрясение от увиденного произведения искусства, прочитанной книги и т. д. Но и самому человеку надо уметь справляться со своим состоянием. Ни в коем случае нельзя уходить в болезнь, отравляя жизнь и себе, и окружающим.

2. Физическая культура. Большое значение физического воспитания заключается в его оздоровительной функции. Удовлетворяя потребность человека в движениях, физические упражнения укрепляют здоровье, совершенствуют защитные механизмы, увеличивают приспособляемость организма к внешней среде.

3. Из водных процедур используют наружное применение воды, при которых она оказывает равномерное раздражающее действие на всю поверхность тела (душ, бассейн). 

4. Витамины. Большое значение для профилактики утомления имеют комплексы витаминов и их комбинации с другими веществами. В домашних условиях можно приготовить различные соки и витаминизированные настои.

5.   Научитесь давать отдых своей нервной системе. Запомните:
хорошо работает лишь тот, кто умеет хорошо отдыхать.
 Исследования показывают, что лучшим отдыхом для нервной системы человека является сон.

6. Успокаивающая (восстанавливающая) музыка используется как в процессе деятельности (в паузах), так и по ее окончании. Она способствует уменьшению психоэмоциональной напряженности, переключает внимание. Одновременно целесообразно использовать различные дыхательные и расслабляющие упражнения. Хороший эффект дают звуки, воспроизводящие пение птиц, шум ручья или моря, дождя, водопада.

Способы избавления от отрицательных эмоций:

  • смочить холодной водой лоб, виски, артерии на руках;
  • набрать в стакан воды и медленно,  сосредоточенно   ее выпить, концентрируясь на своих ощущениях;
  • провести дыхательное упражнение: 3–4 коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов (заменяет смех, если вам не хочется смеяться);
  • слегка помассировать кончик мизинца;
  • делая вдох, спокойно, не торопясь, сжать   с   усилием пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем; затем, ослабляя сжатие, сделать выдох (повторить 5 раз); далее попробуйте выполнить упражнение   с   закрытыми глазами – это удвоит эффект;
  • применить формулы самоубеждения («сегодня я не обращаю внимания на пустяки», «я совершенно спокойна», «я раскована», «мое тело   легкое»,  «я   уверена в    себе!»),    самовнушения («я хочу...», «я могу...», «я буду...»).

Кроме того, существуют очень простые способы, позволяющие снять отрицательные эмоции, которые каждый может опробовать на собственном опыте:

♦     спортивные занятия (полную разгрузку дают занятия каким-либо видом спорта);

♦     физический труд (стирка белья, мытье посуды, уборка квартиры и т.д.);

♦     отдых на природе (прогулка по лесу, созерцание течения
реки или спокойной глади озера, лесные звуки и запахи способны вернуть душевное равновесие и работоспособность даже в самых трудных
ситуациях);

♦     созерцание огня (говорят, что человек бесконечно долго может смотреть на три стихии: огонь, бегущую воду и плывущие по небу облака);

♦     проекция негативных эмоций на посторонние предметы (можно выразить свой гнев, скомкав или порвав в мелкие клочки газету, поколотив подушку (боксерскую «грушу») или выжав полотенце, даже если оно совершенно сухое; большая часть энергии гнева копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах);

♦     танцы под музыку (причем как спокойную, так и ритмичную);

♦     смех - отличное средство защиты   нашего мозга от психических перегрузок (смех является своеобразной защитой нервной системы; его можно рассматривать как серию коротких выдохов, которые дробят опасный поток импульсов).

Подводя итог рекомендаций и способов профилактики утомления, следует отметить, что каждый специалист ДОУ может выбрать то средство, которое ему больше подходит, и использовать в повседневной жизни. Это позволит повысить качество выполняемой работы, увеличить период высокой работоспособности и сохранить здоровье.

Педагог-психолог О.А. Злыгрстева, О.С. Карманова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультминутки как средство развития и коррекции зрительных функций и снятия зрительного утомления

Здесь представлена наиболее полная подборка упражнений для снятия и профилактики зрительного утомления и снижения остроты зрения при различных нарушениях зрения....

Физкультминутка, как средство снятия утомления у детей дошкольного возраста

Одним из нередко встречающихся отклонений в физическом развитии детей дошкольного возраста является - нарушение осанки. Предупреждение этих нарушений - задача не только педиаторов, нои педагогов. Восп...

Внешние признаки утомления детей на занятиях ФК

Всегда надо обращать внимание на внешние признаки утомления детей, особенно если занятие высокой двигательной активности. В этом может помочь эта таблица....

Профилактика и снятие зрительного утомления

Профилактика и снятие зрительного утомления, как обязательная часть коррекционного занятия...

Профилактика зрительного утомления при работе с персональным компьютером

В связи с компьютеризацией обучения возникло множество проблем, связанных с особенностями взаимодействия организма ребенка и компьютера. Среди них ведущая роль принадлежит физиолого-гигиеническо...

утомление одна из причин плохого поведения ребенка

Родители детей трех шести лет часто задают вопрос:" Почему малыш начинает плохо себя вести?"Вариантов     ответов      несколько:...

Профилактика утомления, как средство благополучного эмоционального состояния ребенка.

в детском саду целесообразно использовать определенные упражнения на расслабление, причем в определенной последовательности....