Преодоление нарушений слоговой структуры слова
консультация (старшая группа)

В ряде случаев, наряду с нарушением звукопроизношения, во время обследования логопед выявляет у ребенка трудности в произношении слов сложной слоговой структуры. Может нарушаться порядок слогов, некоторые из них опускаются либо добавляются новые звуки или слоги.

В ходе обследования необходимо предлагать ребенку различные типы слов: простые — из открытых слогов, без стечений, и более сложные — из четырех—пяти слогов, со стечением согласных в начале, середине и конце слова. Виды заданий также должны варьироваться: назвать предметные картинки, повторить слова за логопедом, ответить на вопросы, повторить предложения с большой концентрацией сложных слов.

Существует  13 типов слов, над которыми последовательно проводится работа по преодолению нарушений слоговой структуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preodolenie_narusheniy_slogovoy_struktury_slova.docx29.04 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ

СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

В ряде случаев, наряду с нарушением звукопроизношения, во время обследования логопед выявляет у ребенка трудности в произношении слов сложной слоговой структуры. Может нарушаться порядок слогов, некоторые из них опускаются либо добавляются новые звуки или слоги.

В ходе обследования необходимо предлагать ребенку различные типы слов: простые — из открытых слогов, без стечений, и более сложные — из четырех—пяти слогов, со стечением согласных в начале, середине и конце слова. Виды заданий также должны варьироваться: назвать предметные картинки, повторить слова за логопедом, ответить на вопросы, повторить предложения с большой концентрацией сложных слов.

Существует  13 типов слов, над которыми последовательно проводится работа по преодолению нарушений слоговой структуры.

Далее приводятся варианты слоговых упражнений.

Следующий раздел посвящен работе над предложением и чистоговоркам.

И, наконец, особое место уделено играм, направленным на отработку слов различной слоговой структуры, а также на развитие чувства языка, внимания.

Типы слоговой структуры слов

1.        Двухсложные слова из открытых слогов:

дыня, вода, сова, вата,

кофе, муха, мыло, дети,

ноги, луна, духи, ива,

ваза, ноты, коза, зубы.

2.        Трехсложные слова из открытых слогов:

лопата, собака, кубики, сапоги,

кабина, панама, утята, голова,

малина, газета, мимоза, ягоды,

машина, монета, колесо, молоко.

3.        Односложные слова из закрытого слога:

мак, лук, мяч, кит,

лес, жук, сом, сок,

дуб, лев, мед, дом,

кот, гусь, дым, нос.

4.        Двухсложные слова с закрытым слогом:

лимон, веник, паук, банан,

огонь, пакет, бидон, гамак,

вагон, батон, утюг, петух,

каток, диван, совок, канат.

  1. Двухсложные слова со стечением в середине слова:
                                          банка, юбка, письмо, ветка,

буквы, утка, ванна, нитки,

вилка, кепка, тыква, тапки,

окно, коньки, майка, такси.

6.          Двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных:

чайник, поднос, альбом, дождик,

кактус, фонтан, медведь, бублик,

магнит, тюльпан, индюк, дельфин,

костюм, компас, солдат, павлин.

7.          Трехсложные слова с закрытым слогом:

колобок, самолет, помидор, чемодан,

бегемот, петушок, ананас, василек,

телефон, барабан, водолаз, попугай,

молоток, капитан, теленок, магазин.

8.          Трехсложные слова со стечением согласных:

яблоко, шахматы, колбаса, конфеты,

кукушка, гантели, комната, калитка,

ботинки, улитка, капуста, удочка,

иголка, беседка, валенки, девочка.

9.          Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом:

автобус, кузнечик, осьминог, индеец,

автомат, ягненок, шиповник, садовник,

памятник, половик, будильник, апельсин,

виноград, охотник, маятник, кофейник.

10.  Трехсложные слова с двумя стечениями:

матрешка, избушка, игрушки, Незнайка,

винтовка, лампочка, антенна, таблетки,

морковка, скакалка, клубника, гвоздика,

скамейка, индейка, футболист, гармошка.

11.        Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова:

флаг, хлеб, гном, шкаф,

знак, дно, клей, бант,

лист, болт, куст, танк,

кекс, зонт, лифт, винт.

12.          Двухсложные слова с двумя стечениями:

звезда, штанга, гнездо, спички,

птенцы, флажки, клюшка, гвозди,

плетка, клетка, клюква, скалка,

кнопка, спутник, книжки, пингвин.

13.  Четырехсложные слова из открытых слогов:

пианино, ежевика, кукуруза, Буратино,

раковина, пуговица, гусеница, помидоры,

одеяло, черепаха, ящерица, мухоморы,

витамины, макароны, паутина, чемоданы.

Слоговые упражнения

1.        ба — бда   бо — бдо    бу — бду
бда — бдо — бду

         бда — дба

2.      хы — хвы  хи — хви   хе — хве
        хвы — хви — хве

         хви — вхи

  1. га – гма  го – гмо  гу – гму

гма – гмо – гму

гму — мгу

4.      ды — дны   ди — дни   де — дне
        дны — дни — дне

         дны — нды

5.      ка — кна  ко — кно  ку — кну
        кна — кно — кну

         кно — нко

6.      фы — фты фи — фти фе — фте
        фты — фти — фте

         фте — тфе

7.      па — пту — кто
        мо — нмо — мно
        ха — тха — па

         гу — гды — где

Предложения

Над домом летит длинноногий аист.

Тетя Дина сидит на диване.

Тема дома.

Катя катается на коньках.

Никите купили кеды и кепку.

В холодильнике баклажаны и абрикосы.

Мухи сели на хлеб.

Хлебница стоит в кухне на холодильнике.

Пять котят спать хотят.

В буфете фиолетовая сахарница.

Сима и Сеня весело смеялись.

У Зои заболели зубы.

У Зины зимой зябнет нос.

Воспитательница принесла чернильницу.

Лида и Лиля пекли блины.

Дима и Тина пилили липу.

Оля и Валя купали Лялю.

Коля и Лена пилят полено.

Толя и Оля бегали в поле.

Надя и Петя гуляли по поляне.

Емеля едет еле-еле.

Майя моет плиту водой.

Ляля подает Оле юбку.

Я иду по льду, я не упаду.

Я ем ягоду малину.

Илья бьет мяч ногой.

Оля дает Коле йод.

Надя и Дина ели дыню.

Соня плела веночки.

Дети слепили снеговика.

Под папоротником мухомор.

Мама выложила котлеты со сковородки.

Курица с цыплятами пили воду.

Бабушка похвалила Галину.

Вова наливает воду в аквариум.

На поляне колокольчики и незабудки.

В зоопарке медвежата и обезьяны.

Около ванны полотенце и шампунь.

На перекрестке автомобиль и мотоциклист.

Оксана уронила землянику в траву.

Настя подула на одуванчики.

Девочки покрошили хлеб в кормушку.

Коля медленно обувается.

Максим всегда здоровается.

Наталья любит фотографироваться.

Папа включает магнитофон.

Продавец заворачивает коричневый костюм.

Стекольщик вставляет стекла.

Библиотекарь выдает книги.

Водопроводчик чинит кран.

Милиционер регулирует  уличное движение.

 Почтальон разносит письма, газеты и журналы.

Птичница кормит птиц.

Пастух пасет стадо.

Ткачиха ткет ткань.

Воспитательница занимается с детьми.

Пекарь печет хлеб.

Экскурсовод проводит экскурсию.

Каменщики кладут стену.

Пограничник охраняет границу.

Чистоговорки

Б, БЬ

Бы, бы, бы, идет дым из трубы.

У Бобы были бобы.

Бегемот разинул рот, булки просит бегемот.

Забавной обезьяне бросили бананы, бросили бананы забавной обезьяне.

Би-би-би, — гудит машина, — не поеду без бензина.

В, ВЬ

Ва, ва, ва, на суку сидит сова.

Три вороны на воротах.

Водовоз вёз воду из водопровода.

Г

Гу, гу, гу, пасутся гуси на лугу.

На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.

Д, ДЬ

Ду, ду, ду, растут яблони в саду.

Дарья дарит Дине дыни.

Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.

К, КЬ

Ко, ко, ко, не ходите далеко.

Тук, тук, тук, прибиваю я каблук.

Наша река широка, как Ока.

Укусила кису муха, и болит у кисы ухо.

Кошка с котенком, курочка с цыпленком.

М, МЬ

Му, му, му, молока кому?

Мама Милу в ванне мыла.

Где мед, там и мухи.

На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.

Н, НЬ

ан, ан, ан, папа чинит кран.

Няня нянчит Надю с Ниной.

У Ваньки — у Встаньки несчастные няньки.

П, ПЬ

Уп, уп, уп, мама варит суп.

Наш Полкан попал в капкан.

За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам.

Говорит попугай попугаю: — Я тебя, попугай, попугаю!

Попугаю в ответ попугай: — Попугай! Попугай! Попугай!

Т, ТЬ

Та, та, та, хвост пушистый у кота.

Наш гость купил трость.

От топота копыт пыль по полю летит.

Ткач ткет ткани на платье Тане.

Ф, ФЬ

Аф, аф, аф, в углу стоит шкаф.

У Фани фуфайка, у Феди туфли.

X

Ха, ха, ха, не поймать вам петуха!

Прохор и Пахом ехали верхом.

Муха-горюха села на ухо.

С, СЬ

Са, са, са, в лесу бегает лиса.

Со, со, со, у Вовы колесо.

Су, су, су, ловим мы осу.

Ас, ас, ас, свет у нас погас.

Ос, ос, ос, на поляне много ос.

Усь, усь, усь, на лугу пасется гусь.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Коси, коса, пока роса.

У маленькой Сани сани едут сами.

Носит Сеня сено в сени.

Спать на сене будет Сеня.

Сидел воробей на сосне.

Заснул и свалился во сне.

Если б он не свалился во сне, до сих пор бы сидел на сосне.

З, ЗЬ

За, за, за, уходи домой, коза!

Зу, зу, зу, Катю моем мы в тазу.

У зайки Бубы заболели зубы.

У маленькой Зины бузина в корзине.

Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя в класс к себе идет.

Все с базара, а Назар на базар.

Ц

Цо, цо, цо, на руке кольцо.

Цы, цы, цы, поспели огурцы.

У кольца нет конца.

Бегают две курицы прямо на улице.

Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь.

Цапля, стоя на крыльце, написала букву Ц.

Стоит цапля у болотца, улыбается, смеется.

Нагнись в корытце напиться водицы.

Ш

Ша, ша, ша, мама моет малыша.

Шу, шу, шу, я письмо пишу.

Аш, аш, аш, у Вовы карандаш.

Тише, мыши, кот на крыше, зашумите — он услышит!

Луша у душа мыла шею и уши.

Нашей Маше дали манной каши.

Не найду я ушки у нашей лягушки.

Леша и Глаша едят пшенную кашу.

Яшка в фуражке едет на черепашке.

На окошке крошку мошку ловко ловит лапкой кошка.

Маше каша надоела, Маша кашу не доела.

Маша, кашу доедай, маме не надоедай!

Ж

Жа, жа, жа, есть иголки у ежа.

Жу, жу, жу, молока дадим ежу.

У ежа ежата, у ужа ужата.

Не живут ужи, где живут ежи.

Лежит ежик у елки, у ежа иголки.

Ужин нужен жуку и ужу.

Щ

Ща, ща, ща, мы несем домой леща.

Ащ, ащ, ащ, надеваю плащ.

Волки рыщут, пищу ищут.

Щипцы да клещи — вот наши вещи.

Щенок за обе щеки уплетает из щавеля щи.

Щенок жалобно пищит, тащит он тяжелый щит.

Ч

Ча, ча, ча, в комнате горит свеча.

Чу, чу, чу, молоточком я стучу.

Оч, оч, оч, наступила ночь.

Шубка овечки теплее всякой печки.

У Пети тачка, а у Паши печенья пачка.

Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.

У четырех черепах по четыре черепашенка.

Это для Леночки мороженое на тарелочке.

Л, ЛЬ

Ла, ла, ла, у меня юла.

Ло, ло, ло, на улице тепло.

Оль, оль, оль, мы купили соль.

У елки иголки колки.

Елка-елочка, колкая иголочка.

На мели мы налима ловили.

Клала Клава лук на полку, кликнула к себе Николку.

В уголок Аленка села, у  Аленки много дела.

Мама Милу мылом мыла. Мила мыло не любила.

Р, РЬ

Ра, ра, ра, Кате спать пора.

Ро, ро, ро, на полу стоит ведро.

Ри, ри, ри, на ветках снегири.

Тридцать три корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали.

Трое трубачей трубили в трубы.

Проворонила ворона вороненка.

Привез Пров Егору во двор дров гору.

Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

Во дворе горка, под горкой норка, в этой норке крот норку стережет.

На горе растут дубы, под горой растут грибы.

В аквариуме у Харитона четыре рака и три тритона.

П — Б

Потерялись бусы у нашей бабуси.

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

ФЬ — ВЬ

Наш Филат не бывает виноват.

К — Г

Галка села на палку, палка ударила галку.

Т — Д

Собака Том сторожит дом.

Д — ДЬ

Дед Данил дыню делил: дольку — Диме, дольку — Дине.

П —ПЬ

Петушок — прыг на порог: — Подари, пекарь, пирог!

Ц

Чу-цу, чу-цу, чу-цу-цу, дали зернышки птенцу.

У цапли цыпленок, у зайки зайчонок.

Очень часто бьются у Танечки блюдца.

Ученица-озорница получила единицу.

Ш — Ж

Ша-жа, ша-жа, ша-жа-жа, мы увидели ужа.

Жа-ша, жа-ша, жа-ша-ша, Женя кормит малыша.

У ежа ежата, у мишки медвежата.

Желуди у мышки, шишки у мартышки.

У кошки лежат ложки в лукошке.

Хорош пирожок, внутри творожок.

На крыше у Шуры жил журавль Жура.

С малышами во ржи подружились ежи.

Ушли в камыши, и во ржи — ни души.

Облепили лампу мошки, греют тоненькие ножки.

Осторожно, мошки, обожжете ножки!

Ч - Щ

Ча-ща, ча-ща, ча-ща-ща, в речке ловим мы леща.

Ща-ча, ща-ча, ща-ча-ча, Кате вызвали врача.

В роще щебечут стрижи, чечетки, щеглы и чижи.

Л — ЛЬ

Клади уголь в угол.

Юля маленькой была и вертелась как юла.

Полет в поле Поля, ловит Колю Толя.

Морская волна сильна и вольна.

Л — Р, ЛЬ — РЬ

Ла-ра, ла-ра, ла-ра-ра, начинается игра.

Ра-ла, ра-ла, ра-ла-ла, быстро вертится юла.

Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.

Лара у Вали играла на рояле.

Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.

Вкусная халва, мастеру хвала.

Король-орел, орел-король.

В тетради Кондрат начертил квадрат.

Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель.

И матросы три недели карамель на мели ели.

Покатился колобок, а на пороге — коробок.

Удивился колобок и закатился в коробок.

Р — РЬ

На горе — на горке горько ревет Егорка.

Быстро Егорка говорит скороговорку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов

В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры слова. Затруднение в произнесении отд...

Игры и упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова

Искажения слогового состава слова у детей дошкольного возраста с ОНР являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения и  отрицательно влияют на усвоение чтения ...

Дидактические игры и упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

Использование дидактических игр и упражнений в коррекционно развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР на этапе автоматизации и диффенеренциации, отрабат...

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)

1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (2 класс слоговой структуры)

Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры должна быть развивающей и включать в себя  работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическим строем речи, развитием ВП...