Игры и упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Искажения слогового состава слова у детей дошкольного возраста с ОНР являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения и  отрицательно влияют на усвоение чтения и письма.  Это позволяет считать поиск эффективных путей преодоления этого речевого дефекта одной из наиболее значимых задач логопедического воздействия.

Я хочу подробнее остановиться на коррекционном этапе и предложить игры и упражнения, которые помогают мне в работе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Искажения слогового состава слова у детей дошкольного возраста с ОНР являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения и  отрицательно влияют на усвоение чтения и письма.  Это позволяет считать поиск эффективных путей преодоления этого речевого дефекта одной из наиболее значимых задач логопедического воздействия.

 Часто  на  первый  план  в  дошкольном  возрасте  выдвигается  коррекция  звукопроизношения и недооценивается  значение  формирование  слоговой  структуры  слов, а это  одна  из  причин  возникновения  дисграфий и дислексий у школьников.

В системе языка с тремя основными составляющими - фонетикой, лексикой и грамматикой - слоговая структура занимает особое место. С одной стороны, это, несомненно, часть произносительной стороны речи - фонетики (Т.Г.Егоров, Н.Х.Швачкин и другие).

Но с другой - существует связь между структурными искажениями слов и их семантической недостаточностью у дошкольников (Р.Е.Левина, А.К.Маркова и другие). Поэтому лексические единицы, а именно слова с малознакомым значением чаще подвергаются изменениям на слоговом уровне.

По данным некоторых исследователей, существует влияние формирования слоговой структуры и на грамматический строй речи. Р.Е.Левина отмечает, что возникновение предложений в речи ребенка тесно связано со слогообразованием. По мнению Д.Б.Эльконина, овладение грамматическим строем напрямую зависит от ориентировки ребенка в звуковой системе родного языка. Улучшая последнюю (и, в частности, воспроизведение слоговой структуры слов), мы создаем основу для усвоения детьми разнообразных грамматических конструкций и грамматики в целом.

        Известен и тот факт, что отдельные слова связываются в предложения благодаря грамматическим средствам - окончаниям, а также различным предлогам и союзам. Они же, в свою очередь, нередко образуют в речевом потоке слабые, безударные слоги, звуковые комбинации, содержащие стечения согласных звуков (под столом, в стакане, со скамейки, из-под шкафа). В русских словах сила безударных слогов неодинакова (А.Н.Гвоздев, Б.Киттерман, Т.Г.Егоров), а в указанных образованиях, где 2-3 согласных звука стоят рядом, их восприятие дополнительно затруднено.

       Итак, при нормальном речевом развитии и в условиях его патологии становление и функционирование всех компонентов языковой системы - фонетики, лексики и грамматики - органически связано с таким понятием, как слоговая структура слова.

        Я хочу подробнее остановиться на коррекционном этапе и предложить игры и упражнения, которые помогают мне в работе.

        Многолетний опыт работы с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями и изучение специальной литературы, помогли разработать ряд игр и упражнений для преодоления нарушений слоговой структуры речи. Играя, логопед должен учитывать принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификацию А.К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности.

Параллельно ведется работа по уточнению звукопроизношения или автоматизации поставленных звуков.

Речевые нарушения преодолеваются успешней, если ребенок умеет читать.  В своей работе  с детьми использую методику так называемого «глобального чтения». Для этого использую карточки с картинками и надписями слогов и слов (Н.П. автор Кочугова), обозначающих хорошо известные ребенку предметы, например: ЖУ, КУ, ИА, ДОМ, СОК, КОТ и т.д. Ребенок запоминает слог, слово целиком, «читает» их как иероглиф, не вычленяя отдельные буквы. Сначала ребенку сообщается, что написано на карточке, затем ребенок по просьбе дает нужную карточку или «читает» слово, написанное на обратной стороне, где нет картинки. Игры со слогами и буквами привлекают внимание детей к написанию слов, погружает в мир букв. При запоминании слогов нет  необходимости объяснять детям правила  послогового чтения. Результаты нейропсихических исследований показывают: буквы легче распознаются и запоминаются, если входят в состав знакомых слов. Иногда дети отказываются повторять слова, но с удовольствием «читают» и списывают их.

1.        Игра «Сложи слова»

Цель: отработка двусложных слов из открытых слогов, с закрытым слогом, со стечением согласных, составление предложений с заданным словом, нахождение заданного звука в слове, образование существительных единственного и множественного числа, уточнение, обогащение глагольного словаря, классификация предметов, развитие внимания, логического мышления.

- «Сложи пазлы»; составить слово из двух частей, назвать ударный слог, придумать предложение с этим словом, найти заданный звук, место звука в слове.

- «Сложи цепочку слов»; классификация предметов на заданную тему, найди слова с заданным слогом.

- «Что изменилось в слове?»; найти слова в единственном и множественном числе, придумать предложения с этими словами.

- «Найди картинку»; сложить слово из двух слогов, подобрать нужную картинку, придумать предложение, используя получившиеся глаголы.

-«Найди нужный домик»; сложить слова, вставить в таблицу, ориентируясь на цвет на карточки.

-«Сложи слово из слогов»     Соединить слоги, прочитать слово. (Сначала с опорой на картинку, затем без опоры).      

2.        Игра «Занимательные карточки»

Цель: отработка двусложных и трехсложных слов из открытых слогов, с закрытым слогом, со стечением согласных, нахождение заданного звука, слога в слове,составление предложений с заданным словом.

- Сложи картинку (картинка разрезана на столько частей, сколько слогов в слове), назвать ударный слог, найти заданный звук, место звука в слове, придумать предложение с этим словом.

- Определи, какой слог пропущен: ко-…-ва, са-…-лет.

- Какое слово длиннее, короче: луна или чемодан, телефон или лимон?

- «Живое-неживое»: подобрать нужные слова.

- Сложи картинки и найди слова на заданный звук.

- Объясни сложные слова «самолет», «пароход».

3.        Игра «Какое слово я задумала»

Цель: отработка слов разной слоговой структуры.

- Детям выдаются предметные картинки, на наборном полотне выставляется столько фишек, сколько слогов в слове. Дети подбирают слова, опираясь на количество фишек.

-Найди слова с заданным слогом и нужным количеством слогов (ка-би-на, ка- би-нет, ка-ре-та, ка-ю-та).

4.        Игра «Весенняя капель»

Цель: обогащение, уточнение слов о весне, отработка слов сложной слоговой структуры.

3 игры на отработку одних и тех же слов: весна, капель, половодье, сосульки, подснежники, проталины.

- «Цветные льдинки». Сложи пазлы, опираясь на цвет льдинок.

- «Весеннее путешествие на поезде».  Сложи слова из слогов, опираясь на пассажиров (в одном поезде едут собачки, в другом –утята), которые едут в поезде.

- «Весенний дождик» (Слоги написаны на капельках).  Самостоятельно выложить слова из слогов.

5.        Игра «Веселые паровозики»

Цель: отработка односложных и двусложных слов, обогащение и уточнение словаря.

- Подбери нужную букву или слог к началу слова, кто найдет больше слов.

6.        Игра «Во саду ли в огороде»    

Цель: отработка слов разной слоговой структуры, классификация, дифференциация по теме «Овощи-фрукты», упражнение в словоизменении,  в словообразовании.

-Сложи слова из слогов, овощи помести в корзинку, фрукты в вазу.

-Игра «Один-много».

-Назови фрукты и овощи ласково.

7.        Игра «Цепочка слогов»

Цель: отработка двусложных слов, обогащение и уточнение словаря, предупреждение дисграфии и дислексии.

- Выложить цепочку слов, конец одного слова служит началом другого.

8.        Игра «Прогулка по зоопарку»

 Цель: отработка слогов разной слоговой структуры, развитие фонематического слуха и слогового анализа слов.

-Игра «Какое слово лишнее?» назвать лишнее слово: лев, лиса, волк, слон; медведь, лиса, еж, заяц; мартышка, бегемот, жираф, крокодил.

-Игра «Рассели животных по вольерам». Помочь животным найти свой домик, ориентируясь на слоговую структуру слова.

9.        Игра «Кто едет в поезде?»

Цель: знакомство с профессиями людей, работающих на железнодорожном транспорте, отработка слов со сложной слоговой структурой, предупреждение дисграфии и дислексии.

- Сложи слова из слогов, объясни, чем занимается этот человек, составь предложение с этим словом.

     Играя со словами, можно отработать  единственное и множественное число существительных и глаголов, предложные окончания существительных, научить определять род существительных. Игры: «Один-много», «Нет чего?», «Жадина» и т.д.

     Игры помогают образовывать слова с помощью суффиксов, приставок, знакомят с образованием сложных слов. Игры: «Скажи ласково», «Кто у кого?», «Магазин посуды» и т.д.

     Разгадывание кроссвордов, чайнвордов, ребусов позволяют рассматривать слово не только как лексическую, грамматическую единицу речи, но и развивать образное мышление, зрительное и слуховое восприятие, внимание и речь.

      Применение коррекционной системы, разработанной согласно особенностям нарушения слоговой структуры у детей, позволяют значительно снизить выраженность данного нарушения.

Литература:

1.        Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей/ З.Е.Агранович. – СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000

2.        Косина, Е.М. Грамматическая тетерадь/ Е.М Косина –М.: БРИЗ Творческий центр, 2006

3.        Курдвановская  Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. –М, : ТЦ Сфера, 2009

4.        Резниченко, Т.С. Занимательный Букварь/ Т.С.Резниченко. - М.- Издательство  ГНОМ и Д, 2009

5.        Ткаченко,Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова  М.- Издательство  ГНОМ и Д, 2009

6.        Четверушкина, Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. - М.: Гном Пресс, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

Использование дидактических игр и упражнений в коррекционно развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР на этапе автоматизации и диффенеренциации, отрабат...

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)

1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (2 класс слоговой структуры)

Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры должна быть развивающей и включать в себя  работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическим строем речи, развитием ВП...

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

  В книге  изложена  система специальных упражнений, направленных  на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста....

«Игры и упражнения для коррекции нарушений слоговой структуры слова»

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков и проводится в два этапа....

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

  В книге  изложена  система специальных упражнений, направленных  на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.     Пр...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Федорова Зоя Владимировна, учитель – логопед МДОУ «Детский сад № 41» КГО Консультация для учителей  - логопедов ДОУИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГ...