развитие познавательных функций у дошкольников
статья

Черепанова Олеся Игоревна

Познавательные функции  – процессы психической деятельности, обеспечивающий информационный фонд психики, ее ориентировочную основу.  К познавательным процессам относятся – восприятие, мышление, воображение и память. Благодаря психическим процессам человек получает знания об окружающем мире и о самом себе. С помощью познавательных процессов человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в субъективный образ. Следовательно, познавательные процессы – это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности. В едином потоке сознания все познавательные процессы неразрывно связаны, и только в теоретическом плане, возможно их обособленное исследование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_poznavateldnyh_funktsiy_doshkolnikov.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательных функций у дошкольников

Познавательные функции  – процессы психической деятельности, обеспечивающий информационный фонд психики, ее ориентировочную основу.  К познавательным процессам относятся – восприятие, мышление, воображение и память. Благодаря психическим процессам человек получает знания об окружающем мире и о самом себе. С помощью познавательных процессов человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в субъективный образ. Следовательно, познавательные процессы – это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности. В едином потоке сознания все познавательные процессы неразрывно связаны, и только в теоретическом плане, возможно их обособленное исследование.

Восприятие - это познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, ситуаций и событий, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие – это выделение наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств (информативных точек), составление на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесение этих образов – эталонов с предметами окружающего мира. Проблемы с развитием восприятия могут иметь три направления:  неумение выделять информативных точек, отклонения в сенсорных эталонах, связано это с не сформированностью понятия цвета, размера, формы, которые в норме появляются уже в  3-4 года.  Несформированность эталонов мешает соотносить с ними предметы, так как дети не видят разница между овалом и кругом, не различают  близкие по цвету предметы, не могут расставить фигурки по размеру, в норме эталоны должны сформироваться к пяти годам, но бывает  и к концу дошкольного возраста остаются не сформированными.

С 3 летнего возраста можно проверять у ребенка сформированность целостных образов.   Методика «Разрезные картинки» (на 2-4 части). О нарушении внимания можно говорить если в три года ребенок не может узнать ни машинки ни собаки. Необходимо начать обучение, указав на конкретные отличительные детали помочь собрать картинку.

Для детей старших возрастов игры «Узнай по контуру», «Сколько мышек (зайцев) спяталось», и т.д. Игры на ориентировку в пространстве (что справа,  слева, вверху, внизу, и т.д.)

Мышление -  психический процесс обобщенного и опосредованного отражения  устойчивых, закономерных свойств  и отношений, существенных для решения познавательных проблем.  Мышление процесс неоднородный он проходит несколько этапов развития  наглядно – действенное (формируется в 2,5 – 3 года, является ведущей  до 4 – 5 лет), наглядно – образное (формируется с 3,5 – 4 лет  ведущее до 6 – 6, 5 лет), наглядно – схематическое ( с 5, - 5,5  ведущая до  6 – 7 лет) и словесно – логическое ( формируется с 5 – 6 лет, становится ведущим с  7 – 8 лет и остается основной формой мышления  у большинства взрослых людей).

Для развития мышления следующие упражнения: «Заштопай коврик»,  «На что это похоже», «Последовательность картинок», «Исключи лишнее», «Квалифицируй по темам», «Пазлы».

Память -  интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности. Память является ведущим психическим процессом у дошкольников. П.П. Блонский говорил: «Дети до 7 – 8 лет сначала запоминают, а затем анализируют запомненный материал, то есть в этом возрасте память служит базой для мышления. Более старшие ребята, наоборот, запоминают преимущественно то, что перед этим поняли». Существуют виды памяти  - непосредственная или механическая сюда входит образная и вербальная и опосредованная (т.е. для запоминания используют знаки)  ее роль увеличивается с возрастом. Опосредованная память связана с мышлением, т.е. первая ступенька в формировании образного мышления. Образную память возможно исследовать с  3 летнего возраста, непосредственная вербальная память диагностируется с 4 лет, а опосредованная память (связанная с образным мышлением) можно проверять с 5 лет.  

Упражнения: слуховая память – разучивание стихов, зрительная память «Фигуры» (из палочек сложить фигуры, запоминать 1,2 сек., выложить по памяти), игра «Разведчики». Смысловая – «Фраза зарисовывается « через промежуток времени, глядя на рисунок сказать, что была за фраза.

Внимание – оптимальная организация сознания, проявляющаяся в его направленности и сосредоточенности. Уровень внимательности  - показатель уровня деятельностной организованности сознания. Внимание бывает произвольным и непроизвольным (независим от воли) громкий звук, и т.д.  Для тренировки основных свойств внимания (объем, распределение, концентрация, устойчивость и переключаемость). Используются упражнения: «Путаные дорожки», лабиринты.

Воображение – образно – информационное  моделирование действительности на основе рекомендаций образов памяти. Воображение имеет значение не только для познавательного развития но и для формирования личности. Существует словесная или вербальная креативность и образная, изучаются они разными методиками. Изучение  креативности (образной)  возможно с 3-4 летнего возраста.

Упражнения: по точкам «Узнай кто это», «Самолеты за облаками»

Возрастные особенности развития познавательных функций

Познавательные процессы

Дошкольный возраст

3-5 лет

5-7 лет

1

восприятие

Преобладание непроизвольного восприятия. Малый объем восприятия. Ошибки пространственного восприятия

Повышение уровня осмысленности и произвольности. Развития способности наблюдения. Расширение объема и неустойчивости. Несформированность восприятия времени и пространства.

2

мышление

Отсутствует абстрактное мышление, не устанавливаются логические связи. Мышление включено в действие, в эмоциональную ситуацию, доминирует действенное мышление.

Мышление имеет наглядно – образную ограниченность. Возникновение способности оперировать образами предметов, не находящимися в поле зрения. Возникновение элементов логического мышления. Формируется способность к планированию и регулированию практической деятельности. Развивается дискурсивное рассудочное мышление

3

воображение

Непроизвольность, бесконтрольность. Включенность в действие. Зависимость от предметов окружающей обстановки. Смешение воображаемого и действительного.

Возникновение целенаправленного воображение, регулирование воображения. Планирование игровой конструктивной и изобразительной деятельности. Развитие творческого воображения.

4

память

Непроизвольность запоминания, его включенность в действие. Доминирование образной и эмоциональной памяти. Ошибки в узнавании.

Развитие элементов произвольной памяти, словесно – логического запоминания. Повышение объема и длительности сохранения.

Список литературы

  1. Савельева Н. «Настольная книга педагога – психолога ДОУ» Ростов н\Д: Феникс, 2005
  2. Интеллектуально – развивающие занятия со старшими дошкольниками / авт.-сост. М.Р. Григорьева. – Волгоград: Учитель, 2008
  3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.: Издательство «Ось-89», 2007
  4. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001
  5. Ратанова Т.А. Общая психология. Диагностика умственных способностей детей. М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта 1998.
  6. Актуальные проблемы психодиагностики начального образования М.: Научно – внедренческая лаборатория психопедагогики образования, 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гласные звуки.Развитие фонематических функций у дошкольников с ОНР.

Представлены материалы на закрепление развития фонематических функций у дошкольников....

Презентация на тему "Сюжетно-ролевая игра "Супермаркет"- как средство развития познавательных функций и личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста"

В данной презентации показаны этапы деятельности педагога и детей по теме "Сюжетно-ролевая игра "Супермаркет"...

Конспект занятия по развитию познавательных функций в группе квалифицированной коррекции задержки психического развития «Развиваемся, играя»

Занятие по развитию у дошкольников с задержкой психического развития познавательных процессов посредством развивающих игр и упражнений...

Мастер класс: «Использование приемов песочной терапии, как средство развития познавательных функция у детей с ограниченными возможностями здоровья»

    Существуют различные приёмы коррекционной работы, направленной на развитие познавательных функций. И одним  из  приёмов является работа с песком - песочная терапия....

Статья на тему «Особенности развития познавательных функций у детей с нарушениями речи»

Статья на тему:«Особенности  развития познавательных функций у детей с нарушениями речи»Учитель-логопед АДАМЁНОК Н.Ю.Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми с...

«Развитие познавательной функции речи у детей в процессе становления логического мышления»

В старшем дошкольном возрасте речь перестает быть средством общения, она уже выполняет и другие функции, прежде всего функцию познания. Тесная связь познавательных процессов и речи позволяет одновреме...

Игра в театр как способ развития познавательной функции дошкольника

Театр – один из самый древних способов реализации творческого потенциала человека вне зависимости от его возраста. Театр интересен и взрослым, и детям. Для детей театрализованная деятельность та...