Гласные звуки.Развитие фонематических функций у дошкольников с ОНР.
методическая разработка по теме

Рыжикова Татьяна Владимировна

Представлены материалы на закрепление развития фонематических функций у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_intern._igry_dlya_razvitiya_f.f.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие фонематических функций

звук [И]

губы: напряжены и растянуты;

зубы: между резцами небольшая щель(1-1,5мм);

язык: кончик языка опущен и прижат к нижним резцам,

боковые края языка подняты и прижаты к верхним боковым резцам,

Мягкое небо:  поднято;

Голосовые складки: сомкнуты и вибрируют;

Задание:

- пропевание звука на разные мелодии

(удерживаем правильную артикуляцию звука!)

- выделение звука из ряда других гласных звуков:

Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук»:

А  И  И  О   А   И  А  И  А  

Игра «Выбери картинки, названия которых начинаются с заданного звука»

Игра «Какая картинка лишняя?»  игрушки, иголка, барабан, индюк

Повтори слоги:   ИА   ИО  ИУ  ИАИ  ИОИ   ИУИ  ИАОУИ

Произносим слова с заданным звуком, голосом и артикуляцией выделяя звук:

-Ира,       Инна,    Иван,   ива,     игрушка,   иголка,  ирис,  имбирь,  изюм

-липа, киска,  миска, мишка,  Сима,  Миша,  Мила,  Тима  Зина, Вика

малина,   машина, кабина, Марина, Никита  Ирина,  Алина,   Лариса,

- туфли, серьги, ноги, руки,  духи,  очки, плечи,

Произносим предложения:

У Иры и Инны игрушки.

У индюка индюшата.

Ира и Игорь играли.

Ира и Игорь играли в интересную игру.

Добавь слово, которое начинается со звука [И]:

Папа рассказал веселую ….историю.

В музее было очень …интересно.

Летние месяцы – …июнь, июль, август.

Я с друзьями люблю …играть.

Прочитайте ребенку стихотворение и выясните, какой звук в начале слов он слышит чаще других:

Индюк из города идет, игрушку новую везет, игрушка не простая – игрушка расписная.

Выучи скороговорки:

И-и-и- ротик  к ушкам растяни,

И-и-и- хорошо сиди,

И-и-и- песенку тяни.

Какое слово не начинается со звука [И]?

Искры, иглы, астра, иней

Повтори стихотворение:

Иней лег на ветки ели,

Иглы за ночь побелели.

звук [Ы]

губы: слегка напряжены и растянуты;

зубы: между резцами небольшая щель(1,5 -2,5мм)

язык: кончик языка опущен и оттянут от нижних резцов; боковые края языка подняты и прижаты к верхним боковым резцам.

Мягкое небо:  поднято

Голосовые складки: сомкнуты и вибрируют.

Задание:

- пропевание звука на разные мелодии

(удерживаем правильную артикуляцию звука!)

- выделение звука из ряда других гласных звуков:

Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук»

И  Э  Ы  А  Ы  У  О  Ы  А  У  Ы  О  И  Ы  А

«Особенный» звук – нет слов со звука [Ы]; звук может стоять в конце или в середине слова.

                         Мы слыхали от совы,

                         Что нету слов на букву «Ы».

                         Бывает эта буква

                         В конце и в середине,

                         В конце капусты, брюквы,

                         А в середине дыни.

Произносим слова с заданным звуком, голосом и артикуляцией выделяя звук:

- часы, весы, усы, дубы, бобы, березы, машины, кактусы;

- дым, сыр, бык, сын, пыль, мыло, рыба, тыква, мышка, крышка,

Произносим предложения:

Дилы-дилы-дилы – появились крокодилы,

Моты-моты- моты – появились бегемоты,

Афы-афы-афы – жуют листики жирафы,

Ны-ны-ны – водой брызгают слоны,

Яны-яны-яны – по веткам скачут обезьяны.

Подскажи словечко (по сказке К.Чуковского «Бармалей»)

В Африке …акулы,

В Африке …гориллы,

В Африке большие

Злые …крокодилы.

Различаем звуки [И] [Ы]

Повторяем:

Звук [И]  поется, гласный;

Звук [Ы]  поется, гласный;

Игра: хлопни в ладоши, если услышишь [И], хлопни по коленям, если услышишь [Ы]:

 И  Ы  Ы  И  Ы  И  И  Ы  И  Ы  Ы  

 

ПРОПОЙ ПЕСЕНКУ:  иииыыыыыыииии на одном выдохе;

Повтори слоги:

МЫ-МИ      ХЫ-ХИ           КИ-КЫ-КЫ

ТЫ-ТИ        НЫ-НИ            МЫ-МИ-МЫ

ПЫ-ПИ       ФИ-ФЫ           ТИ-ТЫ-ТИ

Повтори слова парами (четко произносим звуки):

МЫЛ – МИЛ            ЦВЕТЫ - ЦВЕТИ

БЫЛ – БИЛ               ПУСТЫ - ПУСТИ

ВЫЛ – ВИЛ              НОСЫ – НОСИ

Назови ласково:

САДЫ-САДИКИ                               КУСТЫ - КУСТИКИ                

ЗОНТЫ – ЗОНТИКИ                         НОСЫ - НОСИКИ

КОТЫ – КОТИКИ                              БАНТЫ - БАНТИКИ

УСЫ – УСИКИ                                    ТОСТЫ- МОСТИКИ

В конце какого слова слышатся звуки [И], [Ы]?

Подскажи правильное слово:

Я в походе  ….был.

В барабан я …бил.

          Волк в лесу … выл.

          Я веревки …вил.

Малыш был очень.. мил.

Он руки мылом …мыл.

Разложи угощение на две тарелки (в конце слова [Ы] [И]):

Блины, пирожки, сухари, чипсы, конфеты, пряники.

Потерялась буква в слове:  Д . М             К . Т           Д . ВАН            П . ШКА

звук [Э]

губы: слегка напряжены и растянуты

зубы: между резцами небольшая щель(2,5мм-4мм)

язык: кончик языка опущен и прижат к нижним резцам;

боковые края языка подняты и прижаты к верхним боковым резцам.

Мягкое небо:  поднято

Голосовые складки: сомкнуты и вибрируют.

Задание:

- пропевание звука на разные мелодии

(удерживаем правильную артикуляцию звука!)

Вместе с ребенком произнесите звук [Э], изменяя тембр и эмоциональную окраску:

Э–мама с укоризной качает головой, Э – дразнится озорной мальчишка,

Ээээ-х! – говорит рыбак, когда рыба сорвалась с крючка.

- выделение звука из ряда других гласных звуков:

Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук»:

И  Э  А  Э  О  Ы  Э  А  О  Э  И  Э  Ы  Э  А

Игра «Выбери картинки, названия которых начинаются с заданного звука»

Игра «Какая картинка лишняя?»

Например:  экскаватор, эскимо, электроутюг, игла

 

Повтори слоги:   АЭ  ЭА   ЭИ   ИЭ   ЭУ  УЭ                  ЭХ  ЭМ  ЭП  ЭК  ЭТ

                               АЭА    УЭУ    ОЭУ     ИЭИ                 ХЭ  МЭ   ПЭ  КЭ  ТЭ

Произносим слова с заданным звуком, голосом и артикуляцией выделяя звук:

- это, эхо, этаж, экран, экзамен, экскурсия, экскурсовод, экипаж, эвкалипт, элеватор, Элла, Эмма, Эльвира, Эмиль, Эдуард, Эдик, Элеонора

- алоэ, каноэ,

- дуэт, поэт,

Повтори предложения, назови слова со звука «Э»:

Это – Эдик.                            Эдик и Эля ели эскимо.

Эдик – эскимос.                      Это вкусное эскимо.

Игра: ответь на вопрос словом, которое начинается со звука[Э]:

- По каким проводам идет ток?       /электрическим/

-Какая лампочка в лампе?                /электрическая/

-Домашние приборы (чайник, утюг…) какие?   /электрические/

-Кто ремонтирует провода?             /электрик/

Какие слова в стихотворении начинаются со звука [Э]:

       Электричество в домах,

       Свет горит на этажах,

       Экономить надо свет.

       Ты запомнил или нет?

Раздели слова на слоги, найди самое длинное и самое короткое: электричка, электричество, электровоз, электропоезд, электростанция, электромонтер, электросварщик

Игра «Задай вопрос и ответь» (различаем одушевленные предметы и неодушевленные):

Этажерка, ветка, Эдик, Андрей

 Например: Кто это? Это Эля. Что это? Это дом.

 звук [А]

Губы: свободно раскрыты;

зубы: между резцами большая щель(1-1,5см);

язык: широкий распластанный язык лежит на дне ротовой полости кончиком почти касаясь нижних резцов, но не дотрагиваясь до них;

Мягкое небо:  поднято;

Голосовые складки: сомкнуты и вибрируют.

Задание:

- пропевание звука на разные мелодии

(удерживаем правильную артикуляцию звука!)

- Вместе с ребенком произнесите звук [А], изменяя тембр и эмоциональную окраску:

А-плачет девочка, А-показываем горло врачу, А-поет певица, А-качаем малыша,

А-укололись иголкой;

- выделение звука из ряда других гласных звуков:

Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук»:    А  О  И  А  О  А  А  У  А  О

Игра «Выбери картинки, названия которых начинаются с заданного звука»

Игра «Какая картинка лишняя?»

Произнеси слоги: ау, аи, уа, иа, ао, аы,                               Ауа, аиа, аоа, аыа,

Произносим слова с заданным звуком, голосом и артикуляцией выделяя звук:

- аист, август, адрес, автор, астра, Анна, азбука

- мак, рак, бак, ваза, вата, мама, папа, Маша, масло,

- оса, коса, рука, вода, сова, пила, нога, улитка, полоса, колбаса,

Подскажи нужное слово:

На крышу поставили телевизионную ….антенну.

Дети рисуют красками в …..альбоме.

Едем  в парк на ….автобусе.

Название какого фрукта не начинается на звук [А]? Какой фрукт лишний?

Апельсин, абрикос, лимон, ананас

Повтори предложения, назови слова,начинающиеся со зв.А: 

У Ани астра. Антон купил арбуз. У аиста аистята.

Август.

Алеет за лесом закат.

Алые аисты к лесу летят.

Астры зарделись на клумбах в саду.

Алые тени дрожат на пруду.

Алые утки по пруду скользят…

Жаль, что уже отгорает закат!

Взрослый читает стихотворение и просит ребенка ответить, какой одинаковый звук часто в  нем слышится:

- Что везешь, Автомашина?                        Астра, азбука, айва

- Всё, что есть на букву А:                           Начинаются на А.

Вот арбузы, апельсины,                                И кончаются на А -

Абрикосы и айва.                                           Астра, азбука, айва.

Повтори чистоговорки:

А-а-а- шире ротик, детвора.                         А-а-а- у меня болит нога.

звук [У]

Губы: максимально вытянуты вперед, образуя небольшое овальное отверстие;

зубы: между резцами небольшая щель;

язык: кончик языка опущен и максимально оттянут назад от нижних резцов, передняя часть спинки языка опущена, средняя приподнята, максимально поднята задняя часть спинки языка, боковые края подняты и прижаты к боковым зубам;

Мягкое небо:  поднято;

Голосовые складки: сомкнуты и вибрируют.

Задание:

- пропевание звука на разные мелодии

(удерживаем правильную артикуляцию звука!)

- Вместе с ребенком произнесите звук [У], изменяя тембр и эмоциональную окраску:

У-гудит пароход, У-звучит дудочка, У-плачет мальчик.

- выделение звука из ряда других гласных звуков:

Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук»

А  У  И О У  И  Э  У О У  А  А  У  И  Ы О  А  Ы  У  И  У  Ы  И  О

Игра «Выбери картинки, названия которых начинаются с заданного звука»

Игра «Какая картинка лишняя?»

Например: утка, утюг, аист, удочка

Произнеси слоги: УА   АУ   ИУ   УИ   ОУ    

                                АУИ    ИУА   УИА        УАО

       

Произносим слова с заданным звуком, голосом и артикуляцией выделяя звук:

- ухо, уши, утка, улица, улей, удочка,

- пух, суп, дух, дуб, буква, булка, бублик, буря, муха, музыка, ручка, кукушка,

- какаду, кенгуру,

- круг, друг, пруд, труд,

Подскажи нужное слово(подсказка- начинается со зв.У):

В реке плавает…..утенок.

На берегу громко крякает … утка.

У ребенка болит….ухо.

Мама включила электрический …утюг.

На листке сидит …улитка.

В лесу живет огромный …удав.

Мама чистит ….умывальник.

Повтори предложения, назови слова, начинающиеся со зв.У:

Уля ушла.                                                                  Устала утка на пруду

У утки утенок.                                                          Учить своих утят.

Утюгом утюжат блузку.                                          Утята плавать на виду

Кукушка кукует на дубу.                                        У мамы не хотят

                                                                                   Ужасно утка мучится:

                                                                                    Ну что из них получится?!

Повтори чистоговорки:

У-у-у- губы хоботком тяну.

У-у-у – дай трубу.

У-у-у- всех детей зову.

звук [О]

Губы: слегка округлены и вытянуты вперед;

зубы: между резцами небольшая щель;

язык: кончик языка опущен и максимально оттянут назад от нижних резцов, передняя часть спинки языка опущена, средняя приподнята, максимально поднята задняя часть спинки языка, боковые края подняты и прижаты к боковым зубам;

Мягкое небо:  поднято;

Голосовые складки: сомкнуты и вибрируют.

Задание:

- пропевание звука на разные мелодии

(удерживаем правильную артикуляцию звука!)

-Вместе с ребенком произнесите звук [О], изменяя тембр и эмоциональную окраску:

О – поет певица, О – удивилась мама, О – потягивается папа, О – стонет дедушка.

- выделение звука из ряда других гласных звуков:

Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук»

О  А  У   О  О  И  А  О  У  И  О  А  О  И  О  О   И

Игра «Выбери картинки, названия которых начинаются с заданного звука»

Игра «Какая картинка лишняя?»   Например: облако,  муха,  окунь,  остров;

Произнеси слоги: ОА  ОА  ИО  ОИ  ОУ   УО  

                               ОАУ   УАО   ИОУ   ЫИУ  

                                ПО-ТО-КО    ТО-КО-ПО        ПТО-КТО-ТПО

Произносим слова с заданным звуком, голосом и артикуляцией выделяя звук:

- озеро, осень, облако, ослик, окунь, овощи, остров, Оля,

- вор, вой, дом, кот, сок, мох, рот, ночь, форма, хобот, лото, соль, колобок,

- окно, лото, молоко, пальто, кино, дупло,

Повтори предложения, назови слова, начинающиеся со звука «О»:

Оля около окна.

Облако как овечка.

Ослик очень любит овощи.

Окунь обитает в озере.

Запомни стихотворение:

Осинку окрасила осень.

Осинка мне нравится очень.

Одно только жаль – облетает.

Облако, облако, шерстка колечками.

Очень ты, облако, сходно с овечками.

Ослик в озеро забрался:

Он от ос в воде скрывался.

Ослик очень любит осень.

Ох, как много летом ос,

Очень больно жалят нос.

Повтори чистоговорки:

О-о-о- я надел пальто.

О-о-о – мне тепло.

Звуки [О] и [У]

1.Вспомни, какое окошечко делает ротик когда произносит звуки [О] и [У]

Слушай звуки и показывай окошечко этого звука ( на схемах и самостоятельно губками) О  У  О  О  О  У  У  О  У  У  У

По окошечку (по беззвучной артикуляции) назови звук

2. Игра: если услышишь звук [О], то подними руки вверх, если услышишь звук [У], то вытяни руки перед собой: О  У  О  У  У  О  О  У  О  О  У

3.Разложи картинки, названия которых начинаются со звука [О] и со звука [У]: осы, окунь, утка, укроп, осень, улица

4. Повтори слова парами, показывая на схеме окошечко звука:

Сук – сок                      грусть – гроздь                крошил - крушил

Тук – ток                       сушка - сошка                 купал - копал

Стук – сток                   груши – гроши                Поля - пуля

Стул – стол                   мушка - мошка

Мул – мол                     кружка - крошка

Бук – бок                       Тошка - тушка

Зуб – зоб                        кура – кора

5.Назови последний звук в словах, покажи соответствующую схему: серебро, хорошо, кенгуру, почему, крыло, перо, снизу, сразу.

6. Закончи предложения нужным словом:

У нас влажная … оборка \ уборка.

У Кати  на кофте красивая …оборка \ уборка.

Прилетели …осы \ усы.

У осы маленькие …осы \ усы.

Вот Оля в платье и Уля в сарафане. Кто в платье?  Кто в сарафане?

7. Какая буква пропущена в слове?

С . М               П . Х               . ХА              К . Т


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие фонематических функций у старших дошкольников

Характеристика фонематической системы и фонематических функций. Различные игры и упражнения для развития фонематических функций....

Автоматизация и дифференциация гласных звуков. Развитие звукового анализа и синтеза.

В данных файлах картинный материал для автоматизации и дифференциации гласных звуков у детей.Также данный материал можно использовать при определения положения звуков А, У, О, Ы, И в слове (в начале, ...

Особенности развития фонематических функций у дошкольников со стёртой дизартрией

В статье содержится информация о проблемах в формировании фонематических функций, возникающих у детей со стёртой дизартрией....

Методическая разработка по формированию фонематических функций у дошкольников с ТНР.

Основными задачами логопедической работы по формированию фонематических функций для детей -логопатов в детском саду являются:формирование звукопроизношения;развитие фонематического восприятия;развитие...

Развитие фонематических функций у дошкольников с использованием дидактических игр

Проблема несформированности или недостаточной сформированности фонематических функций у детей с речевыми нарушениями является актуальной. Нарушение фонематических функций оказывает существенное в...

Методические рекомендации к логопедической работе по формированию фонематических функций у дошкольников со стёртой дизартрией

Метадические рекомендации, необходимые в процессе коррекционно-логопедической работы для формирования фонематических функций....

Конспект ООД по развитию фонематических восприятий у дошкольников в старшей логогруппе с использованием интерактивной доски. Тема: «Гласные и согласные звуки»

Материал будет полезен учителям-логопедам при организации обобщающих занятий по формированию фонематичсеких восприятий у дошкольников 5-6 лет....


 

Комментарии

Рыжикова Татьяна Владимировна

Используя данный материал родители могут знакомить детей с характеристикой гласных звуков, закреплять артикуляцию, формировать звуковой анализ и синтез.