Развитие фонематических функций у дошкольников с использованием дидактических игр
учебно-методический материал по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Белова Анна Юрьевна

Проблема несформированности или недостаточной сформированности фонематических функций у детей с речевыми нарушениями является актуальной. 

Нарушение фонематических функций оказывает существенное влияние на речевое развитие ребенка и ход коррекционной работы. В будущем, в процессе школьного обучения, недоразвитие фонематических функций может негативно повлиять на формирование процессов письма и чтения.

Использование игр, игровых заданий и упражнений при формировании фонематических функций (анализ, синтез, представления) у детей дошкольного возраста с нарушениями речи позволяют избежать потери интереса ребенка к занятиям, делают коррекционную работу более успешной и позитивной.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие фонематических функций у дошкольников с использованием дидактических игр

Проблема несформированности или недостаточной сформированности фонематических функций у детей с общим недоразвитием речи, в том числе со стертой формой дизартрии, является очень актуальной. Детям трудно дается повторение серии слогов с оппозиционными звуками, различение близких по звучанию слов, подбор картинок на заданный звук, выделение начального согласного звука, определение места звука в слове, последовательности звуков.

Нарушение фонематических функций оказывает существенное влияние на речевое развитие ребенка и ход коррекционной работы. В логопедической практике часто встречается ситуация, когда поставленный звук не автоматизируется в речи по причине того, что ребенок не может выделить автоматизируемый звук на фоне слова, не понимает, где применить сформированный навык произношения. В будущем, в процессе школьного обучения, недоразвитие фонематических функций может негативно повлиять на формирование процессов письма и чтения.

Использование игр, игровых заданий и упражнений при формировании фонематических функций (анализ, синтез, представления) у детей дошкольного возраста с нарушениями речи позволяют избежать потери интереса ребенка к занятиям, делают коррекционную работу более успешной и позитивной.

Ниже представлена подборка игр на развитие фонематических функций у детей, которые могут быть использованы на занятиях в ДОУ логопедами или родителями дома, при закреплении навыков.

УЧИМСЯ ВЫДЕЛЯТЬ ЗВУК

ИГРЫ В ЗВУКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-х ЛЕТ

1) Игра "СКАЖИ, КАК  Я "(Обучение интонированию звуков)

Игровой материал: мяч.        

Правила игры: Дети стоят в кругу, а взрослый - в середине круга с мячом. Кидаем мяч кому-то из детей, называем слово с интонационным выделением любого согласного звука. Например: (С)лон забо(Р) ко(Ш)ка.

Ребенок перебрасывает мяч назад, повторяя слово точно также. Стараемся, чтобы в игре участвовали все дети.

Инструкция: «Я кину мяч и назову слово, а ты повторишь его точно так же, как я, и кинешь мяч обратно».

2) Игра "СЕРДИТЫЙ ВОРОН" (Выделение первого звука)

Игровой материал: игрушки или картинки.

Правила игры: Детям даем игрушечных зверей или картинки и просим назвать первые звуки в названиях животных. Следим за тем, чтобы дети называли первый звук правильно, то есть отмечали мягкие и твердые согласные. Например: баран - Б, а белка -Б'.

Инструкция: «В домике живут звери: лиса, медведь, кошка, собака, белка, баран, морж, коза.

Вокруг домика речка, и пройти в домик можно только вот по этому мостику. Мостик не простой, волшебный: уйти из домика по нему легко, а обратно прийти трудно.

На перилах мостика сидит сердитый Ворон. Каждого, кто подходит к мостику, он спрашивает, какой в его имени первый звук. Кто правильно скажет, тот пройдёт. А кто не знает, какой в его имени первый звук, перед тем мостик проваливается, перейти по нему нельзя.

Подошли звери к мостику, очень хотят домой попасть, а перейти не могут, потому что никто из них не знает, какой же в его имени первый звук.

Помогите зверятам попасть домой: назовите первые звуки в их именах».

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ

3) Игра "ТРЕНИРОВКА ВРАТАРЯ"

Правила игры: Вначале тренируемся в нахождении первого звука. А затем играем. Ребенок кладет на стол согнутые в локтях руки или стоя кладет руки на пояс. Это хоккейные ворота.  Ребенок должен отобрать только те слова из предложенных, в названии которых первым звуком является «ш».

Инструкция: « Сейчас мы будем проводить тренировку вратаря. Согни руки в локтях и положи их на стол. Это хоккейные ворота.  Я буду называть слова; те, которые начинаются со звука Ш, ты пропускаешь. Шайбами будут слова, которые начинаются с других звуков. Если ты их услышишь, захлопни ворота».

Словарный материал: шайба, шар, Шурик, ширма, молодец (спросить, почему не захлопнул ворота), зефир, жижа, шорты и т.д.

4) Игра "НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО"

Правила игры: В трех словах этого задания есть общий звук, а в четвертом его нет. Дети находят это слово.

Инструкция: «Послушай внимательно слова. Во всех, кроме одного, есть общий звук. Найди лишнее слово».

Речевой материал: Щука, плащ, шерсть, клещи. Кукла, мяч, чайник, чашка. Овца, цыпленок, солнце, луна. Ножницы, кружок, лошадь, жеребенок.

ИГРЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ОПРЕДЕЛИТЬ МЕСТО ЗВУКА В СЛОВЕ

5) Игра "В СТРАНЕ ЗВУКОВ"

Правила игры: Ребенок должен выделить первый и последний звук в имени.

Инструкция: «Сегодня мы совершим путешествие в страну звуком. Там не принято называть друг друга по именам или фамилиям. В стране звуков говорят только первый и последний звуки. Например:

Вова - [В-А], Серёжа - [С- А], Баранкин - [Б - Н].

Давайте познакомимся, как будто мы в стране звуков. А как бы твою маму звали в стране звуков? Папу? Брата/сестру?»

6) Игра "ПОДАРКИ ЛЕСНЫМ ЗВЕРЮШКАМ"

Правила игры: ребенок должен придумать слова, начинающиеся с заданного звука.

Инструкция: «Крокодил Гена провёл отпуск в Африке. И оттуда привёз своим друзьям - лесным зверюшкам - много разных подарков. Каждому подарил такой предмет, название которого начинается с такого же звука, как и имя зверюшки, например: зайчику - зонтик, звонок, зеркало; лисенку - леденец, лодку и лейку.

А что подарил крокодил Гена волчонку, белочке, барсучку, медвежонку и Чебурашке?

Какие подарки мог подарить крокодил Гена детенышам животных: козлёнку, жеребенку, щенку, ослику и верблюжонку?»

УЧИМСЯ СЛЫШАТЬ СОГЛАСНЫЕ МЯГКИЕ И ТВЕРДЫЕ

7) Игра "НАЙДИ НУЖНЫЙ ЦВЕТ"

Игровой материал: квадраты разных цветов.

Правила игры: Показываем детям квадраты разных цветов: красные, фиолетовые, оранжевые и т.д. Предлагаем назвать квадраты лишь того цвета, в названии которых есть звук: Р- красный, оранжевый, розовый, серый и т.д.; Р'- коричневый, сиреневый; Л - голубой, белый, желтый; Л' - зеленый, фиолетовый и т.п.

Инструкция: «Посмотри внимательно на квадратики: назови, какого они цвета. Выбери те, в названии которых есть звук Р/ Р'/Л/ Л'».

8) Игра "ТИМ И ТОМ"

Игровой материал: две фигурки гномиков, бумага, карандаши.

Правила игры: Показываем детям фигурки Тима и Тома, рассказываем их историю, после чего просим нарисовать предметы, названия которых начинаются с твердых и мягких звуков.

Инструкция: «Тим и Том - добрые гномики из Страны слов. Они
очень не похожи друг на друга. Том - угловатый, с твердым волевым характером, его имя начинается твердого звука [т]:
Том. И он любит все то, что начинается с твердых звуков. Тим - кругленький, пухленький, с мягким характером,
и имя его начинается с мягкого звука [т']. Он выбирает  слова, начинающиеся с мягкого звука. Гномики очень
дружны и везде появляются вместе.

Нарисуй для гномиков подарки: Тиму - предметы, названия которых начинаются с мягких согласных, а Тому - с твердых».

НЕ ПУТАЕМ ЗВУКИ!

9) Игра "Закончи слово"

Правила игры: ребенок должен правильно дифференцировать звуки ц и с. Ответ выражается двигательной реакцией.

Инструкция: «Я сейчас буду называть слова, слушай внимательно. Если слово заканчивается на звук [ц], ты хлопнешь в ладоши. Если на [с], поднимешь руки вверх».

Словарный материал:

автобу(с)        глобу(с)        молоде(ц)

колоде (ц)        коло (с)        страу(с)

дворе(ц)        ледене(ц)        певе(ц)

абрико(с)        огуре(ц)        анана(с)

компа(с)        матро(с)        мизине(ц)

10) Игра № 3. "РАССКАЖЕМ О КУКЛАХ"

Игровой материал: две куклы или картинки с куклами.

Правила игры: показываем детям двух кукол, одна одета в красное платье - это Катя. Другая одета в голубое - это Галя. Произнося имена кукол, выделяем голосом звуки К и Г.

Предлагаем детям составить рассказ об этих куклах. В ответах про Катю должен быть звук К, а про Галю - Г.

Инструкция: «Сегодня к нам в гости пришли куклы Катя и Галя. Катя одета в красное платье, она любит все со звуком к. Это Галя, она одета в голубое платье и любит все со звуком г. Давай подумаем, какие у них любимые игрушки? Что они любят есть? Чем им нравится заниматься?»

МОДЕЛИРУЕМ СЛОВА И ЧИТАЕМ

УЧИМСЯ ВЫПОЛНЯТЬ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА

11) Игра "ЧИТАЕМ ПО ФИШКАМ"

Игровой материал: фишки, карточки с изображением предмета        

Правила игры: Для этой игры надо приготовить фишки синего, красного и зеленого цветов. Гласные звуки обозначаются красным цветом. Твердые согласные - синим, а мягкие - зеленым. Ребенок последовательно выкладывает схему слова из фишек.

Инструкция: «Наши звуки надели красивые наряды: гласные звуки- красного цвета, твердые согласные- синего, мягкие согласные- зеленого. Теперь они хотят поиграть с тобой.

Я покажу тебе картинку, ты назовешь из каких звуков оно состоит и выложишь цветные кружочки в правильном порядке».

12) Игра "Узнай задуманное слово"

Игровой материал: цветные фишки

Правила игры: проводится в форме загадки. После повторения того, какая фишка какой звук обозначает, ребенок звуковую модель. Затем дети выясняют, к какой группе относится данное слово. Например:

-Это живое или неживое?

- Живое.

- Это человек?

- Нет.

- Это летает?

- Да.

И т.д.

Инструкция: «С помощью цветных фишек можно не просто выкладывать схемы слов, а еще и загадывать загадки. Придумай слово, нам его не говори. Потом выложи его схему из кружков, а мы будем угадывать, что ты загадал».

ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ С БУКВАМИ

13) Игра "ИСПРАВЬ БУКВУ"

Игровой материал: лист бумаги с буквами.

Правила игры: перед ребенком выкладывается карточка, где часть буквы не дорисована. Ребенок должен восстановит ее, обведя по точкам. 

Инструкция: «жучок-буквоед прополз по листу и испортил буквы. Догадайся, какие это были буквы и исправь их».

14) Игра "АНАГРАММЫ"

Игровой материал: карточки со словами.

Правила игры: Придумать новые слова, состоящие из этих же букв, но расположенных в другом порядке.

Инструкция: «Озорной волшебник  решил пошутить и заколдовал некоторые слова. Теперь из них можно составить новые, поменяв буквы местами. Какие слова ты можешь составить?»

Речевой материал: атлас - салат, кулак - кукла, лиса - сила, камыш - мышка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гласные звуки.Развитие фонематических функций у дошкольников с ОНР.

Представлены материалы на закрепление развития фонематических функций у дошкольников....

Педагогический проект "Развитие фонематического слуха старших дошкольников путём использования игровых приёмов и ИКТ"

Проблема развития у детей фонематического слуха, является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты. Его нарушение негативно влияет на овладение детьми навыками чтения и письма, стано...

Методические рекомендации для воспитателей и родителей "Развитие фонематического слух и восприятия путём использования дидактических игр"

Методические рекомендации для воспитателей и родителей по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия с поьощью дидактических игр...

Особенности развития фонематических функций у дошкольников со стёртой дизартрией

В статье содержится информация о проблемах в формировании фонематических функций, возникающих у детей со стёртой дизартрией....

Проект (на 1 год) по теме «Развитие фонематического восприятия старших дошкольников посредством использования игровых приемов»

Технологии проектной деятельности (формирую субъектную позицию у ребёнка, раскрывает его индивидуальность, реализую интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка...

Буклет «Развитие фонематического восприятия у детей посредством использования дидактических игр»

Игры, направленные на развитие у детей фонематического восприятия...