Консультация для воспитателей «Интегрированные формы как способ активизации словаря детей»
консультация
Консультация для воспитателей «Интегрированные формы как способ активизации словаря детей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivizatsia_slovarya_detey.docx | 18.72 КБ |
Предварительный просмотр:
«Интегрированные формы как способ активизации словаря детей»
Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие – развитие значений слов. Поэтому важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении. Активизация словаря – это важнейшая задача словарной работы в детском саду. В процессе этой работы воспитатель побуждает детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь.
Интегрированная деятельность – это деятельность, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач. Основным содержанием интегрированной деятельности является воплощение в повседневную жизнь путем взаимопроникновения всех естественных для дошкольников видов деятельности, главная из которых игра. Отсюда – главной задачей воспитателя является умение наполнить деятельность группы интересными темами, делами, проблемами, идеями, включать каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации его интересов и жизненной активности.
Возникает вопрос, какие же формы совместной деятельности педагога с детьми выбрать для работы по повышению речевой активности для работы с детьми младшего дошкольного возраста.
В своей работе по развитию речи детей я использую следующие формы совместной деятельности: игры-забавы, игры-хороводы, сюжетно-дидактические игры и упражнения, сюжетно-ролевые игры, бытовые и игровые ситуации, игры-путешествия, музыкальные путешествия.
Основными задачами речевого развития детей младшего дошкольного возраста являются:
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- владение речью как средством общения и культуры;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В соответствии с тематическим планированием согласно теме недели я подбираю для работы с детьми соответствующие определенные интегрированные формы.
Рассмотрим сюжетно-дидактические игры. К ним относятся такие игры как «Напоим куклу чаем», «Оденем куклу на прогулку», «Устроим кукле комнату». Здесь необходимо подбирать предметы одной родовой категории (посуда, одежда, мебель и т.д.) для постепенного овладения детьми обобщающих понятий.
В играх я использую различные ситуации. Например, игры-ситуации «У куклы Вари день рождение», «Пора обедать», «Завтрак для всех» дети учатся классифицировать предметы посуды (чайная, столовая, кухонная). Одновременно расширяется словарь детей за счет введения в игру новых слов: сахарница, конфетница, масленка и др. Также дети знакомятся с сходными по назначению предметами (тарелка – блюдце, чашка – кружка).
В играх с машинами можно создать такие игровые ситуации, как «Медвежонок и зайка моют машину», «Железная дорога», «Прогулка на пароходе», «Ремонт машин». Здесь дети закрепляют название и назначение различных видов транспорта, называют существенные детали и части машин, определяют свое местоположение в игре.
Следующей интегрированной формой работы с детьми является сюжетно-ролевая игра. Игра - это ведущая деятельность детей младшего дошкольного возраста. Она является определяющим фактором в развитии личности и влияет на один из важнейших познавательных процессов человека – речь. Игра не возможна без речевого общения.
Вместе с детьми мы играем в разные игры, в том числе и в игры-путешествия. Дети с удовольствием выбирают место своего путешествия, вид транспорта. Зимой мы отправились с детьми в путешествие по зимнему лесу. Сначала мы «оделись», закрепляя предметы и порядок одевания зимней одежды, затем долго выбирали, на чем мы «поедем» в лес. Остановились на санках. Под веселую музыку «приехали на снежную полянку». На полянке мы играли воображаемыми снежками, лепили воображаемую «снежную бабу», катались «с горки на санках». При этом дети закрепляли свойства снега, подбирали определения к слову «снег», «погода», называли свои действия. После таких игр у детей появляется эмоциональный заряд бодрости, радости восприятия окружающего мира.
Можно сказать, что интегрированные формы обучения детей являются личностно-ориентированными, так как знания, умения и навыки выступают как средство воспитания и развития. Самое главное на интегрированной деятельности – это единство целей, определяющих гармоничное развитие личности дошкольника. Тема деятельности, организация процесса восприятия всегда предполагает активное общение педагога с детьми.
Технологическая карта игры-путешествия по зимнему лесу во второй младшей группе
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Мотивационно- целевой | Воспитатель обращает внимание детей на игрушечного зайца. Он сообщает, что заяц прибежал из леса. Заяц рассказал детям, как там у них весело в лесу, сколько интересных зимних забав можно организовать на лесной зимней полянке. Он приглашает детей вместе с ним отправиться в зимний лес. | Дети выслушивают приглашение, выражают свою радость и согласие отправиться в лес. |
Проектировочно - организационный | Воспитатель предлагает детям «одеться» для зимней прогулки. По ходу одевания воспитатель задает вопросы о порядке одевания одежды, закрепляет с детьми название, детали одежды. Воспитатель спрашивает детей, на чем можно отправиться в лес. | Дети имитируют процесс одевания, |
Содержательно - деятельностный | Воспитатель организует игровые действия: показывает имитационные движения «лепки» снежков, «лепки снежной бабы», «катание на санках с горки | Дети выполняют определенные движения, подражая воспитателю. |
Оценочно-рефлексивный этап | Воспитатель анализирует прогулку в лес, хвалит детей за интересные игры. действия детей (как выполнена работа, качество, затраченное время, слаженность в процессе деятельности). Подводит общий итог прогулки. | Проводят рефлексию своей деятельности (как, что делали, чем понравилась, почему, и др.) и взаимодействия с партнерами. Дети благодарят зайца за приглашение на прогулку в лес |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей ДОУ на тему "Способы активизации творческой деятельности и раскрытие индивидуальных способностей детей"
В консультации раскрыты условия развития детского творчества, даны описания дидактических игр по темам: "Цвет", "Линия", "Мир картин", "Мир музыки"....
План самообразования воспитателя младшей группы на тему «Активизация словаря детей 3-4 лет».
План по самообразованию воспитателя....
План самообразования воспитателя младшей группы на тему "Активизация словаря детей 3-4 лет"
Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей....
План самообразования воспитателя младшей группы на тему: «Активизация словаря детей 3–4 лет»
Цель:- изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей : 1....
План самообразования воспитателя младшей группы на тему "Активизация словаря детей 2-3 лет".
Реализация темы самообразования на год...
План самообразования воспитателя средней группы на тему "Активизация словаря детей 4-5 лет"
План самообразования воспитателя средней группы на тему "Активизация словаря детей 4-5 лет"Тема: Активизация словаря детей 4-5 лет.Актуальность темы:Актуальность темы состоит в том, что...
План самообразования воспитателя младшей группы на тему «Активизация словаря детей 3-4 лет».
Изучить способы - методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.-Расширять и активизировать словарны...