Главные вкладки

    Консультация для воспитателей ДОУ на тему "Способы активизации творческой деятельности и раскрытие индивидуальных способностей детей"
    статья по рисованию на тему

    Климина Ирина Леонидовна

    В консультации раскрыты условия развития детского творчества, даны описания дидактических игр по темам: "Цвет", "Линия", "Мир картин", "Мир музыки".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Способы активизации творческой деятельности и раскрытие индивидуальных способностей детей

            Творчество - это деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт (рисунок, поделка, рассказ). Но каково соотношение творчества и обучения? В каждом занятии обучающего характера должна быть отдушина для творчества, а в каждом творческом занятии - элементы обучения (Е.А.Флерина). Здесь важно умение педагога целенаправленно организовать познавательную деятельность, усложнять ее характер, побуждая ребенка ко все большей самостоятельности и творчеству. Слово «занятие» сейчас активно вытесняется из обихода дошкольных учреждений понятием «непосредственно организованная деятельность». Жаль, ведь, изначально данное слово происходило от таких понятий, как «занимать», «занять», «занимательность». То есть, в идеальном смысле, занятие  не должно было сводиться лишь к усвоению определенных  и конкретных знаний и умений, оно должно было быть, прежде всего, занимательным для ребенка.

            Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы («Творчество - стиль жизни»). Данная задача должна является одной из основных задач в системе воспитания ребенка и решаться во всех сферах его жизни (в отношении к природе, сообществу, рукотворному миру, в том числе и искусству) и во всех видах деятельности. Безусловно, игра и художественная деятельность представляют для этого большие возможности.

            Дошкольный возраст открыт для  развития воображения, и поэтому взаимодействующий с ребенком взрослый не должен спешить давать ребенку ответы на поставленные вопросы. Здесь важно создать условия для того, чтобы ребенок мог вести поисковую, исследовательскую деятельность, решать многие вопросы по-своему. Необходимо использовать игры и задания, развивающие творчество. Особое значение здесь приобретает то, что педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества. А специальная работа на занятиях, в играх и т.п., нацеленная на развитие творчества, должна органично войти в жизнь ребенка.

            Другое важнейшее условие проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка в ДОУ и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности ребенка (наблюдения, занятия, игры, посещения театра, общения и т.п.) и служит основой для игр, творческих рассказов, рисунков и др.

            Освоение художественно-творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно-выразительные средства и их подчиненное значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность.

            Другим условием развития детского творчества является обучение как организованный взрослым процесс передачи и активного усвоения ребенком художественной деятельности в целом (мотивов, способов действия). То есть в сферу обучения ребенка входит формирование:

            - способности эмоционально откликаться на окружающий мир;

            - потребности выражать свое мировосприятие в художественной форме;

            - потребности в творчестве и стремлении выполнить работу для других людей.

            

            Освоение соответствующих знаний, умений и навыков при обучении художественной деятельности является средством, а не конечной целью. Знания, умения должны осваиваться в связи с созданием художественного образа, с необходимостью выразить себя, свое отношение или характер изображаемого персонажа. Ребенок осваивает не просто изобразительные, а изобразительно-выразительные средства.

            Вместе с тем, знания, умения, формируемые у детей, должны быть гибкими, вариативными, а навыки - обобщенными, т.е. применимыми в разных условиях. В противном же случае уже в старшем дошкольном возрасте (к 7 годам) появляется спад творчества. Ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изодеятельности, что отрицательно сказывается на развитии творческих способностей дошкольника в целом.

            В контексте развивающего обучения важна формулировка творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Уровень креативности будет выше, если дать задание найти творческое решение. Акцент на возможность вариативного решения должен быть постоянным. Это необходимо для формирования творческой позиции человека (ребенка) в жизни.

            Очень важно, чтобы предъявляемые взрослым творческие задания были восприняты ребенком. Мотивация задания должна быть предложением действенных мотивов, подведением детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым. Это важное условие творческой активности детей на занятии.  

            Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества в коллективе, т.е., стимулирование такого состояния у детей, когда разбужены их чувства, воображение, когда они увлечены тем, что делают. Искренность педагога создает такое состояние ребенка, когда он чувствует себя комфортно, смело, раскрепощено и свободно. Это возможно, если на занятии или в самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в силы ребенка, поддержки его при неудачах. Совсем не обязательно выражать восторг, тем более,  если для этого может не быть объективных оснований. Однако,  доброжелательное и, что не менее важно, систематическое внимание и интерес к деятельности детей крайне важны в развитии творческого потенциала.

            Еще одно условие развития творческих возможностей детей - это комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют:

            - предварительные наблюдения;

             - создание проблемных ситуаций, выявляющих задачу;

            - отсутствие готовых средств для их разрешения.

             Всё это стимулирует поисковую деятельность дошкольников. Игровые моменты усиливают творческое состояние детей.

            Творческая атмосфера также создается с помощью различных видов искусства, которые не отвлекают ребенка от главного, а создают эмоциональный фон этой деятельности: зрительный ряд в виде репродукций картин, вовремя сказанное четверостишье, пословица, поговорка, песенка, включенная музыка создают настроение, «оживляют» образ, делают его более ярким, объёмным  и гармоничным. Очень важно, чтобы использование этих дополнительных средств было именно дополнительным, усиливающим, а не перекрывающим воздействие на ребенка.

            

            Учет индивидуальных особенностей ребенка - одно из основных условий развития творчества. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов и даже настроение ребенка.

    Для развития детской творческой активности взрослому необходимо:

    поощрять ребенка к повторению изображений, созданию новых; постепенно ребенок утверждается в мысли, что на бумаге можно изображать всё, что угодно;   он испытывает радость, что на обычном листе бумаги можно уместить целый мир, который его окружает, и этот мир появляется благодаря ему;

     побуждать ребенка к игровым вопросам;

    обыгрывать рисунки, развертывать содержание;

    ставить мотивацию в игровой форме;

    самому рисовать, лепить и заниматься др. видами художественной деятельности при ребенке.

    Другая сторона этого вопроса - развитие индивидуальных способностей детей.  Все дети разные, так же как и мы взрослые. У каждого есть свои интересы, привязанности, эмоционально-психологические особенности. Задача взрослых - увидеть неповторимость и особенность ребенка, помочь ему развить интересные качества ума, сердца и души, дать ему возможность проявить себя в разнообразных видах творческой деятельности, чтобы найти ту «изюминку», которая отличает его от остальных и делает его неповторимым и уникальным.

    Этому способствуют следующие условия:

    разнообразная развивающая среда в группе;

    внимательное отношение взрослого к организации самостоятельной творческой деятельности в Центрах творчества, науки;

    вовлечение детей в разнообразные виды деятельности;

    моральная активная поддержка увлечений и хобби детей;

    организация персональных и коллективных выставок, конкурсов.

    Игры, направленные на развитие воображения, причем и репродуктивного и продуктивного вида, можно использовать не только на учебных занятиях, но  и в индивидуальной работе с детьми, и во время организации разнообразных детских праздников и развлечений. Именно во время праздников, вернисажей дети участвуют в разнообразных видах художественной деятельности. Синтез искусств, присутствующий здесь, наилучшим образом влияет на развитие творческого потенциала ребят.

    Мы остановимся на наиболее интересных играх, которые легко можно организовать и с детьми, и с взрослыми.

    ЦВЕТ

    «Цвет и движение»

            На примере подобранных репродукций показать связь между цветом и динамикой произведений (Например, как художник А.Рылов в картине «В голубом просторе» цветом показывает красоту, спокойствие и, в то же время, величие моря?  Ответ: спокойные, чистые, светлые тона. Противоположный пример с картиной И.Айвазовского «Девятый вал»).

    «О чем говорит цвет?»

    Ответить на вопрос: Какую эмоцию может передавать цвет? Подтвердить это с помощью предложенных детям репродукций картин известных художников. (Например, цвет может быть тихим, громким, волнующим, кричащим, успокаивающим, угрожающим.) Можно, если дети умеют читать, расставить таблички со словами к картинам, которые они характеризуют.

    «Цветоизменение»

    Показать два способа изменения цвета (его размыв и смешение с другим цветом). Рассказать и показать, как это используют художники (Например, какие цвета мог использовать художник И.Грабарь в создании ярко-солнечно-зелёного цвета травы в своей картине «Берёзовая роща»? Ответ: сочетание желтого, синего, белого цветов в разных пропорциях в зависимости от расположения на картине – на солнце, в тени).

    ЛИНИЯ

    Индивидуальное задание «Эмоциональный характер линии»

    Всем участникам игры предлагаются карточки с разнообразными линиями, которым необходимо дать эмоциональную характеристику (покой, ускорение, падение, струящееся движение и т.п.)

    Задания по теме «Линия и движение»:

    А.Рылов «В голубом просторе». Какие приемы использует художник для передачи в картине движения? (Ответ: ритм и динамику изображению задают ряд облаков, птиц и волн, расположенных параллельными линиями вдоль всей картины.)

    Жан Этьен Лиотар «Шоколадница». Входит или выходит из комнаты шоколадница?

    (Ответ: входит, что доказывает движение дамы слева направо, содержание подноса…)

    - Не смотря на различие жанров картин - К.Брюллов «Портрет сестер Шишмаревых, А.Рылов «В голубом просторе» - определите по эмоциональным характеристикам основных композиционных  линий, какая из них более спокойна по характеру?  (Ответ: А.Рылов «В голубом просторе». Здесь основные линии - облака, птицы, море - несколько раз повторяют друг друга, располагаясь по горизонтали. В картине К.Брюллова много диагональных линий, которые пересекают друг друга - лестница, девушки, вуаль, собака…)         

    «Превращение линии»

    Каждому участнику игры предлагается карточка с линией, которую надо дорисовать, чтобы она превратилась в:

    бабочку

    медведя

    человека и т.п.

    МИР КАРТИН

    «Реклама»

    Дать яркую по стилю рекламу картине.

    «Путешествие в прошлое картины» («Путешествие в будущее картины»)

    Участникам игры предлагается выбрать одну из картин и выполнить задание:  

    Какие события предшествовали данному изображению?

    Что могло последовать после этих событий?

    (Репродукции интересных по сюжету картин, например, В.Серов «Девочка с персиками», В.Васнецов «Аленушка», И.Айвазовский «Бурное море», В.Перов «Охотники на привале», К.Брюллов «Всадница».)

    «Диалог двух картин»

    Участникам игры предлагаются на выбор два портрета (например, В.Тропинин «Автопортрет» и Леонардо да Винчи «Дама с горностаем»).      

    Какой диалог мог бы возникнуть между персонажами данных произведений?

    МУЗЫКА

    «Музыкальная мозаика»

    Воспитателям предлагается прослушать аудио-композицию из  разнообразных по стилю и характеру музыкальных фрагментов.

    Задание: записать или зарисовать возникшие при этом ассоциации.

    удиозапись композиции из разнообразных природных звуков и  фрагментов  музыкальных произведений, альбомные листы, фломастеры. Продолжительность каждого музыкального фрагмента не более 10-15 секунд.)

    «Иллюстрация к музыке»

    Задание: прослушать музыкальный отрывок и определить, какой из  картин он соответствует более всего. (Аудиозапись классической музыки по выбору педагога; репродукции картин, соответствующих характеру музыкального произведения, рисунки детей, предметы быта - зонт, ваза, перо, шляпа...)

    «Рисуем музыку»

    Задание: нарисовать картину на основе образов, возникших при прослушивании музыкального произведения.

    удиозапись любого музыкального произведения с яркой эмоциональной окраской, альбомный лист, цветные карандаши или краски и кисти.)

    «Музыкальная мозаика»

    Предлагается прослушать аудио-композицию из  разнообразных по стилю и характеру музыкальных фрагментов.

    Задание: записать или зарисовать возникшие при этом ассоциации.

    удиозапись композиции из разнообразных природных звуков и  фрагментов  музыкальных произведений, альбомные листы, фломастеры. Продолжительность каждого музыкального фрагмента не более 10-15 секунд.)

    Литература:

    Басин Е.А. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1985

    Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997.

    Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. – М.: Просвещение,  1992.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей "Музыка как средство развития творческой индивидуальности"

    Музыка — сильное и яркое средство развития творческой индивидуальности, духовного становления личности. Она неоспоримо оказывает огромное влияние в формировании индивидуальности, развитии духовного ст...

    Консультация для воспитателей "Тестопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

    laquo;Истоки способностей и дарований детей – накончиках их пальцев. От пальцев, образноговоря, идут тончайшие ручейки, которыепитают источник творческой мысли».(В. А. Сухомлинский)....

    Консультации для воспитателей "Игра, как средство активизации познавательной деятельности дошкольников".

           Почему дети часто ломают игрушки, вещи, мебель? Из-за неаккуратности? Из вредности? Вовсе нет. Просто ребёнку интересен окружающий мир, и он, пытается разобраться в н...

    Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности и творческих способностей детей в процессе музыкально-дидактических игр с музыкальными инструментами»

    Игра –ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В дошкольной педагогике ее рассматривают и как один из основных методов воспитания, обучения, и как одну из форм организации деяте...

    Семинар - практикум для воспитателей "Развитие индивидуальных способностей детей в процессе продуктивной деятельности "Создаю. Творю. Радуюсь"

    Система работы по развитию творческих способностей дошкольниковРабота с детьми: Непосредственно образовательная деятельность. Совместная деятельность воспитателя с детьми. Самостоятельная детская...