Главные вкладки

    Опыт работы по теме:: "Роль дидактической игры в развитии детей младшего дошкольного возраста"
    методическая разработка (младшая группа)

    Савиных Евгения Эдуардовна

    Опыт работы по теме:: "Роль дидактической игры в развитии детей младшего дошкольного возраста"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opyt_raboty_2.docx185.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

     УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 «БУРАТИНО»

    ЮЖНОУРАЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

    ________________________________________________________________________________

    457040, Россия, Челябинская область, г. Южноуральск, ул. Парковая, 3А, ул. Куйбышева, 15

    тел. 8(35134)4-32-21, тел/факс 8(35134)4-20-12, e-mail:buratino.58@mail.ru, https://ds6-uu.educhel.ru/

    ОКПО 71695709, ОГРН 1047411000614, ИНН 7424021261, КПП 742401001

    Опыт работы

     «Роль дидактической игры в развитии детей

     младшего дошкольного возраста»

        Воспитатель: Савиных Евгения Эдуардовна

    Южноуральск, 2020г.

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение……………………………………………………………………………3

    1. Теоретические подходы к вопросу о роли дидактических игр в  развитии детей младшего дошкольного возраста……………. …………………………..5

    1.1.Психологические основы игры………………………………………………5

    1.2. Особое место дидактических игр в  развития детей дошкольного возраста в педагогической системе дошкольного воспитания………………………………………………………………………….9

    1.3. Особенность и значение дидактических игр в  развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………….12

    1.4.Виды дидактических игр…………………………………………………….16

    1.5.Структура дидактических игр………………………………………………18

    1.6. Роль и место педагога и воспитателя в дидактических играх…………...20

    Выводы…………………………………………………………………………… 21

    2.Практическая часть……………………………………………………………..23

    2.1.Дидактическая игра в развитии детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………….………………23

    2.1.1. Методы исследования……………………………………………………..23

    2.1.2. Ход опытно - экспериментального исследования и его результаты…………………………………………………………………………26

    Заключение…………………………………………………………………………41

    Библиография……………………………………………………………………..43

    Приложения………………………………………………………………………..45

    Введение.

              Данная работа посвящается изучению роли дидактической игры в развитии детей младшего дошкольного возраста.

              В развитии ребёнка и коллектива огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период – игре.

               Высоко оценивая воспитательную роль игр детей, А.С.Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

              Перед педагогическим коллективом дошкольных учреждений стоит задача подготовить своих воспитанников к обучению к школе, а в будущем и к общественно полезному труду и к самостоятельной жизни. Поэтому при организации обучения и воспитания воспитатели используют такие способы воздействия, которые направлены на активизацию познавательной деятельности ребёнка.

              Букатов В.М. отмечает, что значительное место в процессе обучения и воспитания имеют дидактические игры.

              Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, в то же время игра – основной вид деятельности. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели - одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

               Аксёнова А. К. отмечает, что ранний и дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего. В этом периоде у детей происходит становление всех видов восприятия - зрительного, тактильного, двигательного, слухового, формируются представления о предметах и явлениях окружающего мира.

              Этот чувственный опыт дети приобретают в процессе широкой ориентировочно-исследовательской деятельности. Уже в самом процессе восприятия имеются элементы, обеспечивающие развитие логического мышления. Правильное развитие целостного восприятия подготавливает и некоторые стороны причинного мышления.

              Постепенно путь от восприятия к мышлению оказывает влияние на ход развития наглядно-образного, наглядно-действенного и элементов логического мышления ребёнка.

              Важным в психическом развитии ребёнка является формирование мышления. Именно в этот возрастной период возникают не только основные формы наглядного мышления: наглядно-действенное и наглядно-образное, но и закладываются основы логического мышления, т.е. способность к переносу одного свойства предмета на другие (виды обобщения), причинное мышление, способность к анализу-синтезу и др.

              Правильная и своевременная организация работы по формированию всех видов мышления, является одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Дидактическая игра способствует формированию мышления ребёнка, при этом использование игры, является ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного возраста, поэтому упор на игру, игровую деятельность, игровые формы и приёмы – это важнейший путь включения ребёнка в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия, что является основным методом познавательного развития. Именно в этом и заключается актуальность выбранной нами темы.

              Целью  работы является исследование роли дидактических игр в  развитии детей младшего дошкольного возраста.

               В связи с данной целью были определены следующие  задачи:

    - Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования дидактической игры в развитии детей дошкольного возраста.

    - Определить значение дидактических игр как метода познавательного развития детей младшего дошкольного возраста в педагогической системе дошкольного воспитания.

    - Экспериментально изучить вопрос использования дидактических игр в процессе обучения, с целью развития познавательных процессов любознательности        и        интересов        дошкольников.

    - Определение уровня  развития через технологию дидактической игры.

           Объект исследования игровая деятельность дошкольника 

           Предмет исследования  дидактическая игра, как один из методов  развития детей младшего дошкольного возраста

              Материал  и  методы  исследования:  описательный  анализ изученной  в ходе исследования теоретической литературы, элементы статистического       анализа,       эксперимент,       диагностика.

              Практическая  значимость  работы  заключается  в  изучении особенностей  дидактической  игры,  как  метода  развития  детей младшего дошкольного  возраста.  

    Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

    1.Теоретические подходы к вопросу об использовании дидактических игр как метода развития детей младшего дошкольного возраста.

    1. Психологические основы игры.

               Задолго до того, как дидактическая игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в особую общественную функцию, уходит вглубь веков, и в такую же глубь веков уходит и использование дидактической игры как средства воспитания. В различных педагогических системах дидактической игре придавалась разная роль, но нет ни одной системы, в которой в той или иной мере не отводилось бы место игре.

           Дидактической игре приписывают самые разнообразные функции, как чисто образовательные, так и воспитательные, поэтому возникает необходимость более точно определить влияние дидактической игры на развитие ребёнка и найти её место в общей системе воспитательной работы учреждений для детей.

              Необходимо более точно определить те стороны психического развития и формирования личности ребёнка, которые по преимуществу развиваются в игре или испытывают лишь ограниченное воздействие в других видах деятельности.

              Исследование значения дидактической игры для психического развития и формирования личности очень затруднено. Здесь невозможен чистый эксперимент просто потому, что нельзя изъять игровую деятельность из жизни детей и посмотреть, как при этом будет        идти процесс        развития.

               Главнейшим является значение дидактической игры для мотивационно-потребностной сферы ребёнка. Согласно работам Д.Б. Эльконина, проблема мотивов и потребностей выдвигается на        первый       план. 

               В основе трансформации дидактической игры при переходе от периода предо школьного к дошкольному детству лежит расширение круга человеческих предметов, овладение которыми, встаёт теперь перед ребёнком как задача и мир которых осознаётся им в ходе его дальнейшего психического развития, а само расширение круга предметов, с которыми ребёнок хочет действовать самостоятельно, является вторичным. В его основе лежит «открытие» ребёнком нового мира, мира взрослых с их деятельностью, их функциями, их отношениями.

             Ребёнок на границе перехода от предметной к ролевой игре ещё не знает ни общественных отношений взрослых, ни общественных функций, ни общественного смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого, при этом происходит эмоционально-действенная ориентация в отношении взрослых и смысла их деятельности. Здесь интеллект следует за эмоционально-действенным переживанием.

              Игра выступает как деятельность, имеющая ближайшее отношение к потребностной сфере ребёнка. В ней происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым. Значение дидактической игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи.

             Существенно важным является то, что в дидактической игре возникает новая психологическая форма мотивов. Гипотетически можно представить себе, что именно в игре происходит переход от непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщённых намерений, стоящих на грани сознательности.

             Рассматривая действия ребёнка в дидактической игре, легко заметить, что ребёнок уже действует со значениями предметов, но ещё опирается при этом на их материальные заместители-игрушки. Анализ развития действий в дидактической игре показывает, что опора на предметы-заместители и действия с ними всё больше сокращаются.

             Если на начальных этапах развития требуется предмет-заместитель и относительно развёрнутое действие с ним, то на более позднем этапе развития дидактической игры, предмет выступает через слова-названия уже как знак вещи, а действие – как сокращенные и обобщённые жесты, сопровождающиеся речью. Таким образом, игровые действия носят промежуточный характер, приобретая постепенно характер умственных действий со значениями предметов, совершающихся на внешние действия.

              В игровой деятельности происходит существенная перестройка поведения ребёнка – оно становится произвольным.

              А. В. Запорожец первым обратил внимание на то, что характер движений, выполняемых ребёнком в условиях дидактической игры и в условиях прямого задания, существенно различен, а в ходе развития меняется структура и организация движений. В них явно вычленяется фаза подготовки и фаза выполнения.

             З. В. Манулейко раскрывает вопрос о психологическом механизме дидактической игры. Опираясь на её работы, можно сказать, большое значение в психологическом механизме дидактической игры отводится мотивации деятельности. Выполнение роли, будучи эмоционально привлекательным, оказывает стимулирующие влияние на выполнение действий, в которой роль находит своё воплощение.

                Указание на мотивы является, однако недостаточным. Необходимо найти тот психический механизм, через который мотивы могут оказывать

    это воздействие. При выполнении роли образец поведения, содержащийся в роли, становится одновременно этапом, с которым ребёнок сравнивает своё поведение, контролирует его. Ребёнок в дидактической игре, выполняет как бы две функции; с одной стороны он выполняет свою роль, а с другой – контролирует своё поведение. Произвольное поведение характеризуется не только наличием образца, но и наличием контроля за выполнением этого образца. При выполнении роли имеется своеобразное раздвоение, т.е. «рефлексия». Но это ещё не сознательный контроль, т.к. функция контроля ещё слаба и часто требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость рождающейся функции, но значение дидактической игры в том, что эта функция здесь зарождается. Именно поэтому дидактическую игру можно считать школой произвольного поведения.

            Напомним, что дидактическая игра может быть включена в любой раздел программы и служить как для развития познавательной деятельности, так и для формирования собственной игры, поведения в коллективе (умения действовать

    сообща; наблюдать за действиями товарища; умения ждать; стремиться к совместной цели; соотносить свои действия с действиями товарищей) т.е. учиться жить в социуме.

            Дидактическая игра имеет огромное значение для формирования дружного детского коллектива, для формирования самостоятельности, для формирования положительного отношения к труду и ещё для многого другого. Все эти воспитательные эффекты опираются как на свою основу, на то влияние, которое дидактическая игра оказывает на психическое развитие ребёнка, на становление его личности.

    1.2. Особое место дидактической игры в развитии детей дошкольного возраста в педагогической системе дошкольного воспитания.

              В истории развития дошкольной педагогики дидактическую игру большинство исследователей рассматривали как игровой метод познавательного развития, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний, овладение способами познавательной деятельности, незаметным для самого ребёнка образом, поскольку обучается он, играя (игры-занятия, авто-дидактические игры). В каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры занимали и занимают особое место.

             Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убеждён, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть пронизана уроком. Ф.Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками,

    шарами, цилиндрами, лучинами и пр.), расположенные строго последовательно

    по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные присказки, написанные Ф. Фребелем и его учениками с целью усиления обучающего воздействия игр.

            Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система дидактических игр, автором которой является Мария Монтессори. По определению места игры в образовательном процессе детского сада М. Монтессори близка к позиции Ф. Фребеля: игра должна быть обучающей, в противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияния на развитие ребёнка.

              В трудах Марии Монтессори термин «игра» встречается редко. Возможно, поэтому бытует мнение: система Монтессори представлена лишь упражнениями, носящими нередко скучный, монотонный характер, а игровой элемент в ней полностью отсутствует. Действительно, характеризуя деятельность ребёнка, связанную с дидактическими материалами, Монтессори преимущественно употребляет термин «работа», «упражнения», «деятельность», подчёркивая тем самым их важное значение в процессе активного познания ребёнком окружающего мира. Однако в книге «Креативный ребёнок» она пишет, что подобные упражнения нередко носят для детей характер игры.

                Монтессори, не отрицая важной роли игры в процессе развития детей, настойчиво подчёркивала необходимость не ограничивать их деятельность исключительно игрой с игрушками. Основной целью воспитания она считала помощь самостоятельной жизни ребёнка, адаптации его в обществе. Поэтому и отмечала значимость знакомства с миром реальных вещей. По Монтессори, процесс развития и формирования личности ребёнка происходит не только через игру, но и через работу. Особое значение придаётся целесообразной работе руками, поскольку развитие способности руки происходит в одинаковом

           

    темпе с развитием мышления. Понимание существа дела ребёнок достигает с помощью рук. На основе ощущений, полученных в результате предметной деятельности руками, особенно развивается интеллект, поскольку, таким образом, актуализируются и становятся осознанными ранее бессознательные впечатления, воспринятые «впитываю мышлением».

                Для обучающих игр-занятий Мария Монтессори создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Они составляют основу обучения ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста. Такие материалы как: клавишные доски, числовые штанги, рамки с застёжками, кубы-вкладыши и др. были устроены так, что ребёнок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая при этом волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания и, самое главное, упражняя свою активность.

            Е. И. Тихеева рассматривая дидактическую игру, как метод познавательного развития, писала, о том, что «в основу выбора дидактических игр должно быть положено Золотое правило Я. А. Коменского «Насколько возможно, всё делать доступным чувствам, именно: что можно видеть – зрению, что имеет вкус – вкусу, осязаемое – осязанию, а если, что может быть воспринимаемо одновременно несколькими чувствами, то и представлять им вместе».

            Являясь автором одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е. И. Тихеева разработала новый подход к дидактическим играм. По мнению Тихеевой, они являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом.        

          Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Е. И. Тихеева напрямую ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребёнка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность. Обучающие задачи в предлагаемых Е. И.Тихеевой играх выходят за рамки упражнения внешних чувств, сенсорики ребёнка. Они предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение), совершенствование речи (обогащение словаря, описание предметов, составление загадок), развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве. Решение этих задач потребовало изменения содержания игр, расширения арсенала дидактических материалов. Содержанием дидактических игр стала окружающая жизнь со всем богатством мира природы, социальных связей, рукотворных предметов. Е.И Тихеева разработала дидактические материалы, настольно-печатные игры, которые и сегодня используются в дошкольных учреждениях.

             В настоящее время учёные: З. М. Богуславская, О. М. Дьяченко, Е. О. Смирнова создают серии игр направленные на полноценное развитие детского интеллекта, которые отражают дидактическую игру, как метод познавательного развития детей дошкольного возраста.

    1.3. Особенность и значение дидактических игр в развитие детей дошкольного возраста.

            Одной из главной задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие их познавательной деятельности. Одной из важнейших способностей к осуществлению процесса познания является интеллект. А коэффициент интеллекта определяется в первую очередь уровнем владения мыслительными операциями.

            Любой недостаток мышления ребёнка, как, например, слабость обобщения (как первостепенной мыслительной операции), в образовательном процессе может проявляться в виду плохого усвоения правил и общих понятий. Это существенно влияет на их успеваемость.

           Усвоение материала ребёнком, во многом зависит от правильной направленности обучения.

             В данном случае, при использовании дидактических игр, особое значение играет наглядность. Её значение и эффективность заключается в действенном и непосредственном знакомстве детей с объектами и явлениями окружающего мира. Учитывая индивидуальные особенности детей, воспитание должно базироваться на конкретном материале, он должен быть доступен и количественно не перегружен.

              В процессе использования дидактических игр, с дошкольниками, наглядные методы, безусловно, необходимы, однако нельзя их делать основными методами, так как задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь ребёнку отвлечься от конкретных представлений и постепенно развивать высшую степень познания – логическое, словесное обобщение.

            Перед педагогом стоит задача научить ребёнка переходу от наглядно чувственного познания к словесно-оформленному логическому, обобщённому.

             Как мы уже отмечали, в работе с дошкольниками, одним из эффективных методов, активно воздействующих на познавательную деятельность детей, на их эмоциональную сферу, является дидактическая игра. Дидактические игры построены с учётом дидактических принципов.

            Дидактические (от греческого слова didaktikos – поучающий) принципы – это руководящие идеи и положения, применяемые в обучении. В педагогической литературе описано более десятка таких принципов: целенаправленность, научность, доступность и др. Они в основном являются едиными по отношению к различным учебным дисциплинам, но применительно к каждой из них имеют свою специфику.

            Одним из основных значений использования дидактических игр в процессе обучения детей дошкольного возраста заключается в том, что они повышают прочность их знаний, умений и навыков, содействуют развитию внимания, мышления и других психических процессов, а также направлены на формирование и выработку соответствующих понятий, которые отражают сущность явлений.

           Безусловно, что именно дидактическая игра является одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у детей к учебному процессу. Игра способствует созданию у детей эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки.

           Использование дидактической игры помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального состояния. Всё это в дальнейшем способствует появлению элементарного познавательного интереса.

           Смешение дидактической игры и упражнения возникает в связи с общностью учебных задач, которые решают эти методы обучения. Учебной задачей дидактических игр служит формирование фонематического слуха в различных его проявлениях. Получается, что игровая задача, как бы подменяет сложную мыслительную деятельность и делает её более интересной.

             Менджерицкая Д. В., отмечает, что мыслительные операции, которые осуществляются детьми, должны быть подготовлены и дозированы, иначе игра становится утомительной, поэтому отрабатывая игровые правила, необходимо ограничивать их количество двумя-тремя условиями.

              Особенно распространены дидактические игры на этапах повторения и закрепления. Место и характер игры определяет педагог, исходя из работоспособности детей, из сложности того материала, с которым будут работать дети. Так, например, в ходе экспериментальных занятий педагог должен не просто использовать наглядный материал, а ставить (задавать) наводящие вопросы, в процессе выполнения этой работы. Таким образом, происходит обучение детей умению делать логические выводы относительно общих свойств, предметов. Одной из ведущих целей дидактической игры, является активизация познавательной деятельности.

            Существуют разного рода дидактические игры – игры направленные на развитие зрительно-двигательной координации; на формирование целостного восприятия; чувственного познания; на развитие тактильно-двигательного восприятия; развитие логического мышления; наглядно-действенного мышления; слухового восприятия и т. д. Они помогают организовывать деятельность ребёнка так, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и более сложные проблемные задачи, а полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно-образном и даже словесном плане.

            При использовании дидактических игр, направленных на развитие восприятия (в частности тактильно-двигательного), мы находим элементы, обеспечивающие развитие логического мышления.

           Так первой формой обобщения у ребёнка является перенос одного свойства предмета на другие. В дальнейшем на основе восприятия возникают переходные от восприятия к мышлению формы оперирования образами в уме, которые мы наблюдаем при складывании разрезной картинки или при необходимости сделать целое из частей: собрать сборно-разборную игрушку, нарисовать целый предмет, глядя на разбросанные в беспорядке части и т. д. Происходит постепенное формирование первых форм анализа. Ребёнок учится самостоятельно выделять тот признак, то свойство, которое является существенным при выполнении нужной задачи. Развитие целостного восприятия подготавливает и некоторые стороны причинного мышления. Когда ребёнок правильно представляет себе предмет с его частями, он легко может осознать причину, если нарушено целое. На восприятие оказывают большое влияние задачи типа загадок, ведь без сформированного представления дети вспоминают, а не мыслят, то есть фактически не решают предложенную мыслительную задачу. Переход от восприятия к мышлению оказывает влияние на ход развития наглядно-образного и элементов логического мышления.

               Велика роль дидактических игр, как метода познавательного развития в процессе сенсорных способностей.

               Исследование Л.Н. Венгера по ознакомлению детей дошкольного возраста с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по восприятию детьми характерных признаков предметов.

               Являясь методом познавательного развития, дидактическая игра ставит свои познавательные задачи не прямо, а косвенно, поэтому дети в ходе её развития овладевают знаниями играя. Обучающая сторона в дидактической игре, как бы замаскирована для играющего, мотивом её выполнения становится естественное стремление детей играть, выполнять определённые игровые действия, т.к. она основывается на стремлении ребёнка входить в воображаемую ситуацию, действовать по определённым его мотивам.

            Для дидактической игры, как метода познавательного развития характерно единство игровой и дидактической задач. Дидактические игры подбираются таким образом, чтобы их содержание позволяло развивать у детей дошкольного возраста познавательные способности. Например: игра «Кто больше увидит» - позволяет развивать у дошкольников восприятие признака предметов, мыслительные операции, творческое воображение. В то же время эта же игра используется для развития памяти, когда мыслительные операции осуществляются без опоры на образец.

         Дидактическая игра в дошкольной педагогике предполагает усложнение, как игровых действий, правил, так и материала. Ведущие принципы построения дидактической игры направлены на познавательное развитие детей дошкольного возраста.

    1.4. Виды дидактических игр.

             Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют непосредственную генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения. Непосредственно отсюда и пошли названия игр – познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные.

              В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные, словесные. Эти игры называются развивающими, т. к. в них нет фиксированных правил, а дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи.

             Характерные особенности данных видов игр заключаются в том, что они разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда и т.д.), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначения; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.

            Игры с предметами делятся на сюжетно-дидактические и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определённые роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин». Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях («Кукла Катя обедает»), о литературных произведениях («Путешествие в страну сказок»), о нормах поведения («Что такое хорошо и что такое плохо»).

             Для развития координации мелких движений и зрительного контроля за ними организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера. В таких играх воспитываются осторожность, терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве.

            Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Их значение состоит в том, что они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Данные виды подразделяются на такие игры как: парные картинки, лото, домино, «Лабиринт», разрезные картинки, складные кубики, пазлы.

            Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. В словесных играх дети углубляют знания о предметах, т.к. в них требуется использование приобретённых ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах.

            В словесных играх дети учатся описывать предметы, выделять их характерные признаки, отгадывать по описанию, находить признаки сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам.

          Для детей младшего дошкольного возраста такие игры направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного произношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

          Для детей старшего дошкольного возраста словесные игры используются с целью формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач.

         Перечисленные воспитательно - образовательные задачи ко всем видам дидактических игр доказывают, что они являются методом познавательного развития детей дошкольного возраста. 

    1.5. Структура дидактической игры.

             Для дидактической игры характерно наличие познавательного, занимательного, что обеспечивается её структурными компонентами.

              К ним        могут        быть        отнесены        следующие        компоненты:

    • дидактическая (обучающая) задача;
    • игровые действия
    • игровые правила
    •  результат.

            Дидактическая задача – основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Её наличие подчёркивает обучающий характер игры, направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей. Для детей дошкольного возраста обучающая задача формулируется как игровая. Например, в игре «Сложи картинку» обучающая задача: развивать умения собирать части в единое целое. А детям предлагается игровая задача: рассмотреть рисунки, которые разделены на части и собрать из них целый предмет. Таким образом, в игровой задаче раскрывается «программа» игровых действий.

             Игровые действия – это способы проявления активности ребёнка в игровых целях. Игровым действиям ребёнка надо учить. Лишь при этом игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. По своей сложности игровые действия различны и обусловлены уровнем познавательного содержания и игровой задачи, возрастными особенностями детей.

           Для детей раннего и младшего дошкольного возраста игровые действия просты и однотипны. Например: дидактическая игра «Кто кричит».

          Для детей среднего и старшего дошкольного возраста предусматривают более сложные игровые действия умственного характера, которые состоят из нескольких игровых элементов.

           Правила дидактической игры обеспечивают реализацию игрового содержания. Основная цель – организовать игровые действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям, делать игру занимательной, напряжённой. Л.С. Выготский писал: «Чем правила жёстче, тем игра становится напряжённее, острее. Правило ведёт детей к развитию действий».

           Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

           Результат дидактической игры – показатель уровня достижений детей в усвоении знаний, в развитии познавательной деятельности.

    1.6. Роль и место педагога и воспитателя в дидактических играх.

          Успешность проведения игры на занятии целиком зависит от воспитателя. Педагог должен организовать игру, уметь ввести их в неё, заинтересовать. Что для этого необходимо сделать воспитателю и как это сделать?

         А.К. Аксёнова подчёркивает, что при игре недопустимы отношения, которые существуют в условиях репродуктивного обучения (имитация, подражание моделям) и строятся на взаимоотношениях «воспитатель – ребёнок», чаще всего основанных на авторитарности воспитателя. Во время игры, педагог должен создать в группе атмосферу доверия, уверенности детей в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность воспитателя, поощрение, одобрение действий детей.

          Воспитатель не должен прерывать речь ребёнка замечаниями типа «Исправь ошибку», «Одну минутку, ты неправильно сказал». Такого рода замечания сбивают темп игры, расхолаживают детей, лишают дошкольников интереса к ней.

           В большинстве игр        победитель        определяется по количеству  очков, полученных за быстроту выполнения задания и за правильность речи.          Контроль, за правильностью речи и поведением, осуществляет во время игры в первую очередь педагог, кроме него могут быть выбраны арбитры из числа детей, желательно самые подготовленные. Их задача – деликатно останавливать ошибившегося ребёнка и исправлять ошибку.   За ошибку с участника игры или со всей команды снимается очко. В тех случаях, когда исход игры зависит от количества ошибок в речи детей, контроль педагога осуществляется, во-первых, путём предложения эталона вместо неверной фразы. Во-вторых, контроль воспитателя за поведением дошкольников заключается в том, чтобы фиксировать для себя типичные ошибки, даёт психологический портрет того, как ребёнок может и готов вести себя в сложной ситуации.

            Доверительность и доброжелательность поддерживаются тем, что воспитатель тоже как бы принимает, а не является сторонним наблюдателем, он эмоционально реагирует на происходящее, выказывает моральную поддержку. Воспитателем недопустимо использование менторского тона, снисходительности к участникам игры, он и другого рода крайность – полная включенность в процесс игры, недопустима.

         Особенностью игры является её коллективный характер. Причём отношения в игре строятся на сотрудничестве. Задача воспитателя – культивировать сотрудническое начало детей. Он должен быть внимательным, уметь наблюдать и видеть каждого ребёнка, не допуская конфликтных ситуаций. В процессе использования дидактических игр, воспитатель должен воспитывать ведущих из числа лидеров, а в простых играх предлагать роль ведущего поочерёдно разным дошкольникам. Любая игра, которую предлагает воспитатель, должна быть им глубоко продумана и хорошо подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она предлагается, а также небрежно делать реквизит. Причём к подготовке реквизита воспитатель может привлекать детей. Воспитатель может вовлекать детей в творческий процесс, советовать, какой тип игры им выбрать. Что касается идей, подаваемых детьми – это полезная творческая работа, которая должна всячески поощряться воспитателем.

    Выводы:

           В дошкольном возрасте позиции дидактической игры достаточно прочны, объективно – это база для развития познавательной деятельности детей, овладение им социальной ролью, а позднее и для овладения учебной деятельностью. Субъективно же – она доставляет ребёнку радость, создаёт психологический комфорт. Высоко ценила дидактическую игру Н.К. Крупская, она неоднократно обращала внимание педагогов на дидактическую игру, как на результативное средство учебно-воспитательной работы, подчёркивая, что сам процесс игры и есть самая настоящая учёба для ребёнка.

           Как мы выяснили, дидактические игры направлены на конкретные задачи, овладения теми или иными навыками и умениями, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

           Дидактическая игра служит одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у детей к предмету изучения, способствует созданию у детей эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, даёт возможность повторять один и тот же материал без монотонности и скуки.

           На сегодняшний день, существует великое множество классификаций дидактических игр, используемых воспитателями в учебно-воспитательных целях. Игры классифицируются в соответствии с содержанием обучения и воспитания, с материалом, группируются по виду деятельности детей.

          Особое внимание при воспитании и обучении детей дошкольного возраста уделяется дидактическим играм и упражнениям, направленным на развитие мышления ребёнка. Ведь вся познавательная деятельность детей раннего и дошкольного возраста связана с его практической деятельностью и с ориентировкой в окружающем предметном мире.

          В свою очередь и развитие мышления в этом возрасте связано с практическими действиями ребёнка и с восприятием свойств и отношений предметов окружающего мира. Соответственно развитие мышления идёт двумя путями – от наглядно-действенного мышления к наглядно - образному и логическому. Другой путь – от восприятия к наглядно - образному мышлению, с одной стороны, и к логическому, с другой. Оба эти пути развития существуют одновременно и, хотя на определённом этапе сливаются воедино, имеют свою специфику и играют особую роль в познавательной деятельности человека.

             Важно помнить, что достижения этого периода не исчезают, не заменяются более поздними этапами развития мышления, а выполняют роль на протяжении всей последующей жизни человека. Поэтому несформированность процессов мышления может оказаться невосполнимой или повлечь за собой ряд трудностей в более позднем возрасте. Именно поэтому роли дидактических игр, при организации учебно-воспитательного процесса дошкольников трудно переоценить.

    1. Экспериментальная часть.

    2.1. Дидактическая игра в развитии детей младшего дошкольного возраста.

    2.1.1. Методы исследования.

            Было проведено исследование, направленное на изучение уровня развития детей младшего дошкольного возраста. Наиболее эффективно изучить данную проблему, можно исследовав уровень развития восприятия и мышления у дошкольников.

          Для решения поставленной задачи использовались методики:

    1.Методика «Изучение ориентировки в величине предмета» (см.

    приложение 1).

    2.Методика «Разложи по местам» (см. приложение 2).

    3. Методика «Раздели на группы» (см. приложение 3).

    4.Методика «4-й лишний» (см. приложение 4).

           Полученные материалы подверглись анализу со стороны количества верных ответов, обоснований, затраченного времени.

    1.Методика «Изучение ориентировки в величине предмета»

          Материал: 10 палочек разной длины от 2 до 20см. Каждая палочка должна отличаться от последующей на 2см.

           Выполнение: Перед ребёнком хаотично раскладывают 10 палочек и предлагают выполнить задание: «Разложи палочки в ряд так, чтобы они уменьшились по длине». Если ребёнок затрудняется, то ему объясняют способ построения сериационного ряда: «Выбирай каждый раз самую длинную палочку из тех, которые не разложены в ряд».

           Задание считается выполненным правильно, если ребёнок не допустил ни одной ошибки.

          Высокий уровень – дети выполняют задание на основе зрительного анализа длины палочек;

          Средний уровень – дети выполняют задание, сравнивая палочки путём прикладывания, их друг к другу;

          Низкий уровень – дети выполняют задание путём проб (перестановкой палочек).

    1. Методика Л.С. Венгера «Разложи по местам».

    Материал: - 3 крытых коробки, на стенках изображены эталоны форм

    1.        2.        3.

    - набор из 15 карточек с реалистическими изображениями предметов: 1.Пирамидка, колокольчик, ёж, фартук, жёлудь.

    2. Гитара, матрёшка, груша, лампа, чеснок.

    3. Автобус, коляска, трактор, ботинок, печь.

         Выполнение: Испытуемым дают перемешанные карточки.

         Предлагают внимательно посмотреть на каждую картинку и разложить карточки по 3-м коробкам. При этом, каждую карточку нужно класть в ту коробку, фигура на которой больше похожа.

         Подсчитывается количество правильно разложенных карточек и определяется уровень умения зрительно соотносить изображения знакомых предметов с эталоном: до 5 – низкий уровень

    6-10 – средний уровень

    1. – высокий уровень

    1. Методика «Раздели на группы».

            Цель данной методики – оценка образно-логического мышления ребёнка. Ему показывают картинку, стимульный материал и предлагают следующее задание:

           «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно больше групп. В каждую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены».

         На выполнение всего задания отводится 3 минуты.

         Оценка результатов: - 9 баллов - ребёнок выделил все группы фигур за время меньшее, чем 2 минуты. Эти группы фигур следующие: треугольники, круги, квадраты, ромбы, красные фигуры, синие фигуры, жёлтые фигуры, большие фигуры, малые фигуры.

          Замечание: - одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп.

    8-9 баллов – ребёнок выделил все группы фигур за от 2-2,5 минуты.

    5-7 баллов – за 3 минуты ребёнок сумел назвать только от 5 до 7 групп фигур.

    1-4 балла – от 2-х до 4-х групп фигур.

    Выводы об уровне развития:

    8-9 баллов – высокий

    5-7 балла – средний

    1-4 балла – низкий.

    1. Методика « 4 лишний».

            Задания сводятся к тому, что из 4 предметов  ребёнок должен убрать лишний и объяснить свой выбор. Обычно предлагают 5 карточек.

              Предметы группируются так, чтобы исключение можно было совершить на основе либо главного, либо второстепенного признака. При выполнении ребёнку объясняют инструкцию и обычно на 1-й картинке показывают, как должны решаться задачи. Далее поочерёдно работают со всеми карточками.

             Если ребёнок правильно показывает, но не может объяснить обычно работу оценивают в 2-3 балла, если и показ, и объяснение в 4-5 балла.

    Выводы об уровне развития:

    высокий – 4-5балла

    средний – 2-3 балла

    низкий – 1 балл

           Исследование по использованию дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста проводилось в МДОУ «Д/с № 6 «Буратино» г. Южноуральска с сентября 2019г. по май 2020г.

           В исследовании приняли участие 8 детей второй младшей группы.

    2.1.2. Ход опытно-экспериментального исследования и его результаты.

         Методика «Изучение ориентировки в величине предметов» (приложение 1).

     Сергей А. 3 года 3месяца

         Задание выполнил неправильно. В ходе диагностического исследования Сергей  затруднялся в выполнении предложенного задания, ожидал поддержки от воспитателя. Действовал путём проб и ошибок, пользуясь методом перестановки палочек.

         По данной методике Сергей показал низкий уровень развития восприятия.

    Андрей Х. 3 года 4месяца

         При выполнении задания допустил ошибки, так как в ходе диагностического исследования часто отвлекался. Андрей ждал подтверждения правильности своих действий от воспитателя. При выполнении задания действовал, сравнивая палочки путём прикладывания их друг к другу.

         По данной методике Андрей показал средний уровень развития.

    Богдан Е. 3 года 3месяца

          Задание выполнил неправильно. В ходе диагностического исследования Богдану потребовалось дополнительное объяснение принципа построения сериационного ряда. При выполнении задания Богдану требовалась обучающая помощь, пользовался методом проб (перестановкой палочек).

          По данной методике Богдан показал низкий уровень развития.

    Таисия В. 3года 4месяца

          Задание выполнила правильно. Сериационный ряд выложила на основе зрительного анализа длины палочек, комментировала свои действия.

          По данной методике Таисия показала средний уровень развития.

    Эвелина Д. 3года 4месяца

          Задание выполнила неправильно. В ходе выполнения диагностического исследования Эвелине требовались наводящие вопросы и повторное объяснение способа построения сериационного ряда. Эвелина выполняла задание путём проб (перестановкой палочек).

          По данной методике Эвелина показала низкий уровень развития.

    Алина О. 3 года 5месяцев

         Задание выполнила неправильно, так как в ходе диагностического исследования Алина часто отвлекалась, предложенное задание выполняла без интереса. При выполнении задания воспитатель задавала наводящие

    вопросы. Действовала путём проб и ошибок, пользуясь методом перестановки палочек.

         По данной методике Алина показал низкий уровень развития.

    Вика Г. 3 года 4месяца

          Задание выполнила неправильно. В ходе диагностического исследования Вике потребовалось дополнительное объяснение принципа построения сериационного ряда. При выполнении задания Вике требовалась обучающая помощь, пользовалась методом проб (перестановкой палочек).

          По данной методике Вика показала низкий уровень развития.

    Максим Б. 3года 5месяцев

          Задание выполнил правильно. Сериационный ряд выложил на основе зрительного анализа длины палочек, комментировал свои действия.

          По данной методике Максим показал средний уровень развития.

          Данные по уровню развития восприятия на сентябрь 2019г. по методике «Изучение ориентировки в величине предметов» у обследуемых дошкольников представлены в таблице № 1.

    Таблица № 1

    Количество

    Низкий

    Средний

    Высокий

    испытуемых

    8

    5

    3

    -

          Таким образом, было выявлено, что у детей дошкольного возраста, посещающих вторую младшую группу,  отмечается низкий уровень восприятия. Большую трудность для них представляет построение сериационного ряда.

    Методика «Разложи по местам» (приложение 2).

    Сергей А. 3года 3месяца

           В ходе диагностического исследования Сергей разложил картинки в произвольном порядке, не дослушав до конца инструкцию воспитателя. При повторном объяснении, разложил картинки ориентируясь на форму предмета, но при низком объёме внимания произошло смешение форм. Сергей разложил 7 картинок: к 1- ой группе – пирамидку, колокольчик; к 2-

    ой группе – матрёшку, гитару, грушу; к 3- ей группе – автобус, печь.

          По данной методике Сергей показал средний уровень, получив 7 баллов.

    Андрей Х. 3года 4месяца

             В ходе диагностического исследования Андрей внимательно выслушав объяснение воспитателя, правильно выделил главные признаки по разделению картинок        на        группы,        ориентируясь        на        форму предметов. Андрей разложил 10 картинок: к 1-ой группе – пирамидку, колокольчик; к 2-ой группе – гитару, матрёшку, грушу, лампочку, чеснок; к 3-ей группе – автобус, печь, коляску.

         По данной методике Андрей показал средний уровень, получив 10 баллов.

    Богдан Е. 3 года 3месяца.

           В ходе диагностического исследования Богдан показал низкую активность при выполнении задания, не внимательно слушал инструкцию воспитателя. В связи с этим испытывал затруднения в группировке картинок. На помощь воспитателя реагировал равнодушно. Богдан разложил 5 картинок: к 1- ой группе – колокольчик; к 2 - ой группе – матрёшку, лампочку; к 3 - ей группе – печь, автобус.

           По данной методике Богдан показал низкий уровень развития, получив 5 баллов.

    Таисия В. 3года 4месяца

              В ходе диагностического исследования Таисия внимательно слушала объяснения воспитателя. Правильно установила взаимоотношения между картинками и формами. При раскладе сама вносила коррекцию в свои действия. Тая разложила 11 картинок: к 1-ой группе – пирамидку, колокольчик, ежа; к 2-ой группе – гитару, матрёшку, грушу, лампочку, чеснок; к 3-ей группе – автобус, коляску, печь.

           По данной методике Таисия показала высокий уровень развития, получив 11 баллов.

    Эвелина Д. 3года  4месяца.

               В ходе диагностического исследования Эвелина допустила ошибку при раскладе сгруппировав картинки по наличию общих признаков, поделив

    их на группы: игрушки и транспорт. При повторном объяснении воспитателем, с помощью воспитателя Эвелина разложила 5 картинок: к 1-ой группе – пирамидку; к 2-ой группе – матрёшку, лампочку, грушу; к 3-ей группе – печь.

           По данной методике Эвелина показала низкий уровень развития, получив 5 баллов.

    Алина О. 3года 5месяцев.

            В ходе диагностического исследования Алина разложила картинки, ориентируясь на форму предметов. При выполнении задания комментировала свои действия и ждала подтверждения их правильности от воспитателя. Алина разложила 7 картинок: к 1-ой группе – пирамидку, колокольчик; к 2-ой группе – грушу, лампочку, матрёшку; к 3-ей группе – печь, автобус.

           По данной методике Алина показала средний уровень развития, получив 7 баллов.

    Вика Г. 3 года 4месяца.

           В ходе диагностического исследования Вика показала низкую активность при выполнении задания, не внимательно слушала инструкцию воспитателя. В связи с этим испытывала затруднения в группировке картинок. На помощь воспитателя реагировала равнодушно. Вика разложила 5 картинок: к 1- ой группе – колокольчик; к 2 - ой группе – матрёшку, лампочку; к 3 - ей группе – печь, автобус.

           По данной методике Вика показала низкий уровень развития, получив 5 баллов.

    Максим Б. 3года 5месяцев.

              В ходе диагностического исследования Максим внимательно слушал объяснения воспитателя. Правильно установил взаимоотношения между картинками и формами. При раскладе сам вносил коррекцию в свои действия. Максим разложил 11 картинок: к 1-ой группе – пирамидку, колокольчик, ежа; к 2-ой группе – гитару, матрёшку, грушу, лампочку, чеснок; к 3-ей группе – автобус, коляску, печь.

           По данной методике Максим показал высокий уровень развития, получив 11 баллов.

          Данные по уровню развития восприятия на сентябрь 2019г. по методике «Разложи по местам» у обследуемых дошкольников представлены в таблице № 2.

    Таблица № 2.

    Количество

    Низкий

    Средний

    Высокий

    испытуемых

    8

    3

    3

    2

              Таким образом,  было выявлено, что у детей посещающих вторую младшую группу отмечается недостаточный уровень развития восприятия. Наибольшую трудность для них представляет соотнесение эталонов форм с реалистическими изображениями.

    3.Методика «Раздели на группы» (см. приложение 3).

    Сергей А. 3года 3месяца.

             На выполнение задания затратил 3 минуты. В ходе диагностического исследования частично комментировал свои действия. При затруднениях делал длительную паузу, ожидая поддержки от воспитателя. Сережа выделил 6 групп фигур: красные фигуры, жёлтые фигуры, синие фигуры, треугольники, круги и квадраты). Предложенное задание выполнял с интересом.

         По данной методике Сергей показал средний уровень, набрав 6 баллов.

    Андрей Х. 3года 4месяца.

          На выполнение задания Андрей затратил 3 минуты. Выполнил задание частично сам, частично с незначительной помощью воспитателя, но затруднился объяснить выбор фигурок. Андрей выделил 7 групп фигур: круги, квадраты, красные фигуры, синие фигуры, жёлтые фигуры, большие фигуры, малые фигуры.

          По данной методике у Андрея средний уровень развития, набрав 7 баллов.

    Богдан Е. 3года 3месяца.

             На выполнение задания Богдан затратил более 3 минут. В ходе диагностического исследования отвлекался, не мог сосредоточиться на задании. Требовались наводящие вопросы для правильного выполнения

    задания. Выделил 4 группы: по цвету – красный, синий; по величине – большие, маленькие.

            По данной методике Богдан показал низкий уровень развития, набрав

    4балла.

    Таисия В. 3года 4месяца.

             На выполнение задания Таисия затратила около 2,5 минут времени. При выполнении задания была сосредоточена, комментировала свои действия. Выделила все группы фигур: треугольники, круги, квадраты, ромбы, красные фигуры, синие фигуры, жёлтые фигуры, большие и малые фигуры.

            По данной методике показала высокий уровень развития, набрав 9 баллов.

    Эвелина Д. 3года 4месяца.

            На выполнение задания Эвелина затратила более 3 минут времени. При выполнении задания не дослушав инструкцию до конца, разложила фигуры

    • произвольном порядке. В ходе дополнительного объяснения и с помощью обучающей помощи воспитателя смогла выделить 3 группы фигур:

    красные, синие, жёлтые.

         По данной методике Эвелина показала низкий уровень развития, набрав

    1. балла.

    Алина О. 3года 5месяцев.

            На выполнение задания Алина затратила 3 минуты. В ходе диагностического исследования была оказана незначительная помощь со стороны воспитателя. Алина смогла выделить 5 групп фигур: красные, синие, жёлтые, синие фигуры, большие и малые фигуры.

           По данной методике Алина показала средний уровень развития, набрав 5 баллов.

    Вика Г. 3года 4месяца.

            На выполнение задания Вика затратила 3 минуты. В ходе диагностического исследования была оказана незначительная помощь со стороны воспитателя. Вика выделила 5 групп фигур: красные, синие, жёлтые, синие фигуры, большие и малые фигуры.

           По данной методике Вика показала средний уровень развития, набрав 5 баллов.

    Максим Б. 3года 5месяцев.

             На выполнение задания Максим затратил около 2,5 минут времени. При выполнении задания был сосредоточен, комментировал действия. Выделил все группы фигур: треугольники, круги, квадраты, ромбы, красные фигуры, синие фигуры, жёлтые фигуры, большие и малые фигуры.

            По данной методике показал высокий уровень развития, набрав 9 баллов

    Данные по уровню развития мышления на сентябрь 2019г. по методике «Раздели на группы» у обследуемых дошкольников представлены в таблице № 3.

    Таблица № 3

    Количество

    Низкий

    Средний

    Высокий

    испытуемых

    8

    2

    4

    2

           Таким образом, было выявлено, что у детей посещающих вторую младшую группу отмечается недостаточный уровень развития мыслительных операций. Дети классифицируют фигуры по общему для них признаку, но испытывают трудности в отвлечении от деталей (цвет, форма, величина)

    4.Методика «4-й лишний».

    Сергей А. 3года 3месяца

             В ходе диагностического исследования Сергей из 5 картинок правильно исключил лишнее в 3-х. затруднялся в выполнении предложенного задания, ожидал поддержки от воспитателя.

          По данной методике показал средний уровень, набрав 3 балла.

    Андрей Х. 3года 4месяца.

           В ходе диагностического исследования Андрей исключил лишнее в

    3-х картинках. На вопрос воспитателя «Почему ты думаешь, что эта картинка лишняя?» - смог объяснить.

       

           По данной методике Андрей показал средний уровень, набрав 3 балла.

    Богдан Е. 3года 3месяца.

           В ходе диагностического исследования Максим смог исключить лишнее только в одной картинке. Остальные картинки вызвали у Максима затруднения – не смог отнести ни к одной группе.

    По данной методике Максим показал низкий уровень, набрав 1 балл.

    Таисия В. 3года 4месяца

          В ходе диагностического исследования  Тая правильно исключала лишнее в 4-х картинках. Смогла объяснить и доказать правильность своего суждения.

           По данной методике Таисия показала высокий уровень развития, набрав 4 балла.

    Эвелина Д. 3года 4месяца.

            В ходе диагностического исследования Эвелина исключила лишнее в

    2-х картинках. В остальных картинках не смогла выявить общие признаки.

          По данной методике Эвелина показала низкий уровень развития, набрав 1 балл.

    Алина О. 3года 5месяцев.

             В ходе диагностического исследования Алина смогла выделить общие признаки в 3-х картинках, сумев доказать правильность своего суждения.

             По данной методике Алина показала средний уровень развития, набрав 3 балла.

    Вика Г. 3года 4месяца

             В ходе диагностического исследования Вика смогла выделить общие признаки в 3-х картинках, сумев доказать правильность своего суждения.

             По данной методике Вика показала средний уровень развития, набрав 3 балла.

    Максим Б. 3года 5месяцев

          В ходе диагностического исследования Максим правильно исключал лишнее в 4-х картинках. Смог объяснить и доказать правильность своего суждения.

           По данной методике Максим показал высокий уровень развития, набрав 4 балла.

             Таким образом, было выявлено, что у детей 3-4 лет недостаточно сформирован уровень умения зрительно соотносить изображения знакомых предметов с эталонами форм. Это свидетельствует о низком уровне умения оперировать образами, представлять объект в разных положениях.

            Данные по уровню развития мышления на сентябрь 2019г. по методике «4 лишний» у обследуемых дошкольников представлены в таблице № 4.

    Таблица № 4

    Количество

    Низкий

    Средний

    Высокий

    испытуемых

    8

    2

    4

    2

             По данным диагностических исследований  было выявлено, что

    • детей 3-4 лет низкий уровень развития мыслительных операций, недостаточно сформированы образные формы мышления.

             В ходе исследования было установлено, что практически все дети испытывают затруднения в выполнении задания. Проведенный эксперимент позволил определить уровень развития познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста. Уровень развития восприятия и мышления у обследованных детей неодинаков.

             Наибольшие трудности вызвали задания на выявление уровня развития мышления. Дети испытывают затруднения в объяснении выбора фигур, не умеют доказать правильность своих суждений, затрудняются в выявлении общих признаков.

              В течение учебного года  проводились дидактические игры на развитие восприятия и мышления (список игр см. приложение 5).

              Игры проводились, как часть занятия, на прогулках и в свободное от занятий время. В процессе игр устанавливалась атмосфера доверия между детьми и воспитателем, взаимопонимание; атмосфера, основанная на уважении личности ребёнка, на внимании к его внутреннему миру, к переживаниям, которые он испытывал в процессе игры. Многие игры были направлены на усвоение, уточнение и закрепление знаний. Дидактические игры способствовали повышению двигательной активности, а это в свою очередь – развитие мозга ребёнка.

    Сергей А. 4года

              В ходе повторного диагностического исследования Сережа приступал

    к заданиям с интересом, внимательно выслушивал инструкцию воспитателя, доказывал правильность своих суждений.

    -  методика  «  Изучение  ориентировки  в  величине  предметов»  -

    показал средний уровень развития;

    - методика «Разложи по местам» - набрал 10 баллов, показав средний уровень развития.

    - методика «Раздели на группы» - набрал 7баллов, показав средний уровень развития;

    - методика «4-й лишний» - набрал 4 балла, показав высокий уровень развития.

    Андрей Х. 4года 1месяц

              В ходе повторного диагностического исследования было выявлено, что у Андрея изменилась устойчивость внимания как способность сохранять сосредоточенность на объекте. Задания выполнял с удовольствием, частично комментировал свои действия.

    - методика «Изучение ориентировки в величине предметов» - показал высокий уровень развития;

    - методика «Разложи по местам» - показал высокий уровень развития, набрав 13 баллов.

    - методика «Раздели на группы» - показал высокий уровень развития,

    набрав 9 баллов;

    - методика  «4-й  лишний»  -  показал  высокий  уровень  развития,

    набрав 4 балла.

    Богдан Е. 4года

             В ходе повторного диагностического исследования Богдан испытывал затруднения в классификации на группы, требовались наводящие вопросы, ждал подтверждения своих действий.

    - методика «Изучение ориентировки в величине предметов» - показал средний уровень развития;

    - методика «Разложи по местам» - показал средний уровень развития,

    набрав 6 баллов.

    - методика « Раздели на группы» - показал средний уровень развития, набрав 5баллов;

    - методика «4-й лишний» - показал средний уровень развития, набрав

    2балла.

    Таисия В. 4года 1месяц

               В ходе повторного диагностического исследования Таисия показала умение соотносить получаемые результаты деятельности с заданным образцом, высокую активность при выполнении задания, была сосредоточена, доказывала правильность своих суждений.

    - методика « Изучение ориентировки в величине предметов» - показала высокий уровень развития;

    - методика « Разложи по местам» - показала высокий уровень развития, набрав 13 баллов.

    - методика «Раздели на группы» - показала высокий уровень развития, набрав 9 баллов;

    - методика  «4-й  лишний»  -  показала  высокий  уровень  развития,

    набрав 5 баллов.

    Эвелина Д. 4года 1месяц

               В ходе повторного диагностического исследования Эвелина показала низкую активность при выполнении заданий, испытывала трудности с отвлечением от деталей, низкую концентрацию внимания.

    • методика « Изучение ориентировки в величине предметов» - показал средний уровень развития;

    • методика  «Разложи  по  местам»  -  показал средний  уровень развития,

    набрав 5 баллов.

    - методика «Раздели на группы» - показал низкий уровень развития,

    набрав 4 балла;

    - методика «4-й лишний» - показал средний уровень развития, набрав

    3балла.

    Алина О. 4года 2месяца

           В ходе повторного диагностического исследования Алина внимательно слушала инструкцию, с интересом приступала к заданиям, комментировала свои действия, доказывала правильность своих суждений.

    - методика «Изучение ориентировки в величине предметов» - показал высокий уровень развития;

    - методика «Разложи по местам» - показал высокий уровень развития, набрав 11баллов.

    - методика «Раздели на группы» - показал высокий уровень развития, набрав 8 баллов;

    - методика «4-й лишний» - показал высокий уровень развития, набрав 4балла.

    Вика Г. 4года 1месяц

           В ходе повторного диагностического исследования Вика внимательно слушала инструкцию, с интересом приступала к заданиям, комментировала свои действия, доказывала правильность своих суждений.

    - методика «Изучение ориентировки в величине предметов» - показал высокий уровень развития;

    - методика «Разложи по местам» - показал высокий уровень развития, набрав 11баллов.

    - методика «Раздели на группы» - показал высокий уровень развития, набрав 8 баллов;

    - методика «4-й лишний» - показал высокий уровень развития, набрав 4балла.

    Максим Б. 4года 2месяца.

               В ходе повторного диагностического исследования Максим показал умение соотносить получаемые результаты деятельности с заданным образцом, высокую активность при выполнении задания, был сосредоточен, доказывал правильность своих суждений.

    - методика «Изучение ориентировки в величине предметов» - показала высокий уровень развития;

    - методика « Разложи по местам» - показала высокий уровень развития, набрав 13 баллов.

    - методика «Раздели на группы» - показала высокий уровень развития, набрав 9 баллов;

    - методика  «4-й  лишний»  -  показала  высокий  уровень  развития,

    набрав 5 баллов.

    Сравнительные данные  на май 2020г. представлены в таблице № 5.

              Таблица № 5

    количество

    методика «Изучение

    методика

    испытуемых

    ориентировки в

    «Разложи по местам»

    величине предметов»

    низкий

    средний

    высокий

    низкий

    средний

    высокий

    8

    -

    3

    5

    -

    3

    5

    Таблица № 6

    количество

    методика

    методика

    испытуемых

    «Раздели на группы»

    «4-й лишний»

    низкий

    средний

    высокий

    низкий

    средний

    высокий

    8

    1

    2

    5

    -

    2

    6

             Таким образом, было выявлено, что в период с сентября 2019г. по май 2020г. у детей посещающих вторую младшую группу увеличился объём внимания, изменилась устойчивость внимания как способность сохранять сосредоточенность на задании. В этот период у детей произошло развитие мыслительных операций, таких как обобщение, сравнение, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей и способность рассуждать. Это показывает динамика развития восприятия (см. таблицу № 7) и мышления (см. таблицу № 8).

    Таблица № 7

    период

    низкий

    средний

    высокий

    уровень

    уровень

    уровень

    сентябрь

    3

    3

    2

    май

    -

    3

    5

    Таблица № 8

    период

    низкий

    средний

    высокий

    уровень

    уровень

    уровень

    сентябрь

    2

    4

    2

    май

    -

    3

    5

    Заключение

            В начале работы  поставила цель исследовать роль дидактических игр в  развитии детей младшего дошкольного возраста. Было проведено экспериментальное изучение вопроса использования дидактических игр в процессе обучения, с целью развития познавательных процессов.

           В ходе  исследования было установлено, что гипотеза, высказанная в начале работы, подтвердилась. Выяснила, что дидактические игры эффективно воздействуют на развитие познавательных процессов. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление детей что-то узнавать, проявлять усилие и находить, обогащать духовный мир детей. А это всё содействует умственному и общему развитию.

            В процессе дидактических игр происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильного, двигательного, слухового, формируются представления о предметах и явлениях окружающего мира.      Способствуя формированию всех видов мышления, дидактическая игра действительно является важной в развитии детей дошкольного возраста, поэтому упор на игру, игровую деятельность, игровые формы и приёмы – это важнейший путь включения ребёнка в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия, что является основным методом познавательного развития.

             На основе проведённых исследований обозначила рекомендации для воспитателей и родителей (см. приложение 6).

    Библиография:

    1. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 1987. – 176с.

    1. Бондаренко  А.К.  Дидактические  игры  в  детском  саду.  –  М.:

    Просвещение, 1991. – 160с.

    1. Букатов В.М. Педагогические достоинства дидактических игр. – М.:

    Школа-Пресс, 1997. – 282с.

    1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –

    М.: Просвещение, 1991. – 196с.

    1. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста. Под ред. Венгера Л.А. – М.:

    Педагогика,1973.

    1. Дошкольная педагогика. Под ред. Ядэшко В.И., Сохина Ф.А. – М.: Просвещение, 1978. – 416с.

    1. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека. // Дошкольное воспитание. №4,2002.

    1. Запорожец А.В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1948. – 178с.

    1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416.

    1. Мануйленко З.В. Изменение моторики ребёнка в зависимости от условий и мотивов. – М.: Просвещение, 1969.

    1. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М.: Просвещение, 1982. – 82с.

    1. Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. – М.: Просвещение, 1989. – 286с.

    1. Смирнова Е. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности. // Дошкольное воспитание. № 4,2004.

    1. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры. – М.: Просвещение, 1999. – 328с.

    1. Сорокова М. Монтессори-педагогика: вопросы теории и методики. // Дошкольное воспитание. № 10,2000.

    1. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Минск, Народная асвета, 1976. – 128с.

    1. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение,

         1976.

    1. Шмаков С.А. Её величество игра. – М.: Владос, 1992. – 242с.

    1. Эльконин Д.В. Психология игры. – М.: Просвещение, 1978. – 296.

                                                                                                  Приложение 1

    Методика «Изучение ориентировки в величине предмета»

    20см          18см            16см            14см            12см           10см          8см              6см             4см            2см

    Приложение 2.

    Методика «Разложи по местам».

    Пирамидка,

    Гитара,

    Автобус,

    колокольчик,

    матрёшка,

    коляска,

    ёж,

    груша,

    трактор,

    фартук,

    лампа,

    ботинок,

    жёлудь

    чеснок

    печь

    Приложение 3

    Методика «Раздели на группы».

    Приложение 4        

    Методика «4-й лишний»

    Набор из пяти карточек с иллюстрациями.

    Первая карточка – диван, кресло, стул, мишка.

    Вторая карточка – мяч, пирамидка, машинка, кактус.

    Третья карточка – сова, попугай, сорока, кузнечик.

    Четвертая карточка – ель, береза, дуб, одуванчик.

    Пятая карточка – куртка, платье, рубашка, ботики.

    Приложение 5

    Список дидактических игр.

    «Что лишнее?»

    Дидактическая задача: Учить детей замечать ошибки в использовании предметов; развивать наблюдательность, чувство юмора, умение доказать правильность своего суждения; закреплять знания об орудиях труда.

    Игровое правило: Закрывать картонкой только ту картинку, которая лишняя. Выигрывает тот, кто первым обнаружит ненужный предмет.

    Игровые действия: Находить и закрывать ненужные предметы.

    «Найди форму в предмете».

    Дидактическая задача: учить выбирать объёмные формы по плоскостному образцу, отвлекаясь от функционального назначения предметов.

    Игровое правило: Выбрать формы похожие на рисунок на картинке.

    «Найди свой стул».

    Дидактическая задача: Учить воспринимать плоскостную форму, осуществлять выбор по образцу, проверять его с помощью наложения; продолжать развивать у детей внимание, ориентировку в помещении.

    Дидактический материал: Парные плоскостные картонные или пластмассовые формы одного цвета (круги, треугольники, овалы, прямоугольники, шестигранники и др.) по количеству детей.

    Похож – не похож.

    Дидактическая задача: Учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу; развивать наблюдательность, мышление, речь.

    Игровые правила: Находить в окружающей обстановке два предмета, уметь доказать их сходство. Отвечает тот, на кого укажет стрелочка.

    Игровое действие: Поиск похожих предметов

    Собери картинку

    Дидактическая задача: Упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей; через содержание картинок закреплять знания детей о разных видах труда; воспитывать интерес к хлеборобам, овощеводам, животноводам.

    Игровое правило: За определённое время правильно собрать из частей целую картинку.

    Игровые действия: Поиск, складывание частей картинки.

    Что где растёт?

    Дидактическая задача: Закреплять знания детей о растениях; развивать умение устанавливать пространственные связи между предметами; группировать растения по месту их произрастания, развивать активность и самостоятельность мышления.

    Игровое правило: Соревноваться, кто скорее отберёт и закроет пустые клетки картинками на больших картах, на которых нарисованы лес, поле, сад, огород.

    Игровые действия: Дети, соревнуясь, подбирают картинки и закрывают пустые места

    Магазин игрушек

    Дидактическая задача: Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию.

    Игровое правило: Продавец продаёт игрушку, если о ней хорошо рассказал покупатель.

    Игровые действия: Считалочкой выбирают продавца. Игра с купленными игрушками.

    Назови три предмета

    Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации предметов.

    Игровые правила: Называть три предмета одним общим словом. Кто ошибётся, платит фант.

    Игровые действия: Разыгрывание фантов. Бросание и ловля мяча.

    Птицы (звери, рыбы)

    Дидактическая задача: Закреплять умение детей классифицировать и называть животных, птиц, рыб.

    Игровые правила: Называть птицу (зверя, рыбу) можно только после того, как получишь камешек, отвечать надо быстро, повторять сказочное нельзя.

    Игровые действия: Передача камешка, отыгрывание фантов.

    Наоборот

    Дидактическая задача: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

    Игровое правило: Называть слова, только противоположные по смыслу.

    Игровые действия: Бросание и ловля мяча.

    Приложение 6

    Рекомендации для воспитателей и родителей:

    1. Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций.

    1. Не сдерживайте инициативы детей.

    1. Не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.

    1. Не спешите с вынесением оценочных суждений.

    1. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

    • прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;

    • формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

    • учиться анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации.

    Соблюдение этих правил позволит успешно решать задачи исследовательского обучения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы по теме: «Роль русской народной игры в воспитании детей в народных традициях».

    Опыт работы раскрывает актуальность становления нравственных качеств дошкольника, воспитывая у него гуманное отношение к окружающим, через народную игру....

    Опыт работы «Использование интегрированных занятий в познавательно – речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

    Методические рекомендации по использованию интегрированных в позновательно-речевом развитии....

    Опыт работы на тему: « Роль сюжетно - ролевой игры в социализации детей средней группы»

    Свою работу по сюжетно ролевым играм я начала с подготовки и реализации проекта «Моя семья». Для этого проекта был составлен план работы с детьми и родителями средней группы, а также подго...

    Опыт работы на тему: «Роль сюжетно-ролевой игры в социализации детей средней группы»

    Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, ловкость. Усваиваются определён...

    «Дидактические игры для развития детей младшего дошкольного возраста»

    Семинар-практикум для родителей воспитанников I младших групп по теме: «Дидактические игры для развития детей младшего дошкольного возраста»...

    Дидактические игры для развития речи младшего дошкольного возраста

    Дидактические игры для развития речи младшего дошкольного возраста...

    Игра – викторина для родителей на тему: «Роль сказки в жизни и развитии детей младшего дошкольного возраста»

    Способствовать расширению представлений родителей о значении сказок в жизни и в воспитании детей....