Главные вкладки

    Опыт работы по теме: «Роль русской народной игры в воспитании детей в народных традициях».
    статья по теме

    Коробко Светлана Юрьевна

    Опыт работы раскрывает актуальность становления нравственных качеств дошкольника, воспитывая у него гуманное отношение к окружающим, через народную игру.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opyt_raboty.docx26.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    Опыт работы

    Воспитателя МБДОУ детский сад №14 «Дельфинята»

    Коробко Светланы Юрьевны

    По теме:

    «Роль русской народной игры в воспитании детей в народных традициях».

    «Ребёнок до 10-летнего возраста требует игр, забав, и требование

    его биологически оправданно и

    законно. Он хочет играть, он играет всем и познаёт

    окружающий мир, прежде всего, и

    легче всего в игре, игрой».

                                      А.М.Горький

    С поступлением ребёнка в детский сад жизнь ставит перед ним новые задачи. Чтобы облегчить детям привыкание необходимо отвлечь их, переключить внимание, заинтересовать. Помочь в этом могут русские народные игры, поскольку используемые в них движения знакомы детям из повседневного опыта (бег, ходьба, прыжки и др.) Народные игры лаконичны, выразительны и доступны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора.

    В самом начале работы по теме мы провели анкетирование родителей. Мы увидели, что многие из них или не знают совсем, или не помнят, или просто не играют в русские народные игры со своими детьми. Тогда мы предложили ответить на вопросы старшее поколение – бабушек и дедушек. Их ответы нас порадовали, поскольку оказалось, что они помнят и знают народные игры. А главное, многие предложили свою помощь в работе по этой проблеме. Опираясь на их опыт, желание сотрудничать, мы стали знакомить детей с народными играми, всё чаще привлекая родителей. На первом этапе работы – это были пальчиковые игры.

    « Ум ребёнка находится на кончиках пальцев» - этот известный афоризм вспоминается каждый раз, когда происходит тренировка кисти и пальцев ребёнка в процессе ручного труда: занятий лепкой, вырезания из бумаги, конструирования из различных материалов.

    В раннем детстве ребёнок ещё не способен к разнообразной деятельности, и поэтому на первом этапе самым доступным средством являются пальчиковые игры. В любой такой игре, помимо тренировки кистей рук происходит развитие речевых центров, т.к. игра обязательно сопровождается проговариванием и пропеванием рифмованного текста. Происходит первое знакомство с мелодикой речи.

    Например, при общении с одним ребёнком мы используем пальчиковую игру «Банька». Малыш, проводя пальцами между ладонями взрослого, которые сложены ладонями друг к другу, приговаривает: «Пусти в баньку». На что взрослый отвечает: «Водички нет, мыльца нет, не топлено, жару нет».

    После этих слов взрослый сжимает ладонями палец ребёнка и удерживает его, приговаривая: «Жарко, жарко, жарко!!!»

    А, занимаясь со всей группой, мы используем такие пальчиковые игры, как: «Бежала лесочком лиса с кузовочком», «Алёнка мала, шустра, быстра…», «Мальчик с пальчик», «Ай, туки-туки-туки…». Ребята охотно включаются в игру, стараются запомнить и выразительно прочитать слова потешек и приговорок.

     

    Мальчик-пальчик, где ты был?                     Ай, туки-туки-туки,

    С этим пальцем в лес ходил,                          Застучали молотки.

    С этим пальцем щи варил,                              Тук-ток, тук-ток

    С этим пальцем кашу ел,                                 Мы скуём себе замок.

    С этим пальцем песни пел.

    Детям также очень нравятся пальчиковые игры – цапки (мы играем в них одновременно со всеми ребятами, которые разбиваются на пары).

    «На горе стояли зайцы

    И кричали: «Прячьте пальцы!»

    Под моею крышей

    Жили-были мыши.

    Мама стала их считать:

    Раз, два, три, четыре, пять! Цап!»

    В дальнейшем мы стали использовать подобные игры в качестве физкультминуток.

    «Поднимайте плечики,

    Прыгайте кузнечики.

    Прыг-скок, прыг-скок,

    Стоп – сели.

    Травушку покушали,

    Тишину послушали,

    Выше-выше, высоко,

    Прыгать на носках легко».

    Народные игры малой подвижности или словесные мы используем в процессе освоения детьми режимных моментов, а также как подготовку к занятиям, непосредственно на занятии или в качестве закрепления полученных знаний.

    Например, в игре «Кукомоя» у малышей вырабатывается положительное отношение к процедурам, связанным с водой: умыванию, мытью рук:

    «Как у нас на лавке

    Все сидят ребятки,

    Чисто умылись, славно нарядились.

    Одна кукомоя

    Ваня неумоя.

    Ванечка, умойся!»

    (ведущий «поливает» из ведёрка или лейки – а ребёнок «умывается», имитируя движения).

    Воспитывая в детях аккуратность, приучая их быстро и правильно обуваться, с младшей группы мы использовали в своей работе игру «Башмачки». Перед прогулкой мы собирали всю обувь и ставили её вперемешку, приговаривая:

    «Вот сидят малыши – до чего же хороши!

    До чего хороши – ну а ножки – то босы!

    Раз, два, три, к башмачкам беги!»

    Игра считалась законченной, когда все ребята быстро найдут свою пару обуви и поставят её к своему шкафчику.

    Народные игры помогают усваивать знания, полученные на занятиях. Например, закрепить представление о цвете можно в игре «Краски» (в младшем возрасте дети загадывают только основные цвета, а старшие могут загадывать их оттенки). Среди играющих выбирают водящих – «монаха» и «продавца». Остальные игроки (втайне от «монаха») загадывают, какими красками они будут, причём цвета не должны повторяться.

    Монах:                  «Я, монах, в синих штанах.

                                     Пришёл к вам за краской».

    Продавец:              «За какой?»

    Монах называет любой цвет, например голубой. Если такой краски нет, продавец говорит:

    «Иди по голубой дорожке,

    Найдёшь голубые сапожки,

    Поноси, да назад принеси!»

    Монах начинает игру сначала. Если названная краска есть, то игрок, загадавший этот цвет, пытается убежать от монаха, а тот его догоняет. Если догнал – монах и краска меняются ролями, если нет – игра продолжается.

    На занятиях по развитию элементарных математических представлений при знакомстве с величиной мы используем игры типа «Жито растёт», «Маленькие ножки». При знакомстве с числом используем потешки с числительными, например «Ерши»:

                                                                   «Ершей, ершей!

                                                                    По пяти грошей –

                                                                    Один ершок – ухи горшок!»

    «Пять весёлых лягушат                                «У стола четыре ножки

    По делам своим спешат.                              По две с каждой стороны,

    Пока мокро, пока лужно,                             но сапожки и калошки

    До реки допрыгать нужно.                           Этим ножкам не нужны».

    Если встретишь лягушат,

    Не мешай – они спешат».

    В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками.

    Считалки и зачины дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на выбор водящего и точное выполнение правил. Жеребьёвки создают положительный эмоциональный настрой. Они применяются в тех случаях, когда дети должны разделиться на команды.

    Жеребьёвка: «Лебедь белый, или ястреб смелый?»

                             «Здесь в лесах, или птица в облаках?»

    Зачин:              «Приглашаю детвору на весёлую игру!

                               А кого не примем, за уши поднимем.

                               Уши будут красные, до того прекрасные!»

    Считалки: «Как-то раз на сеновале,                  «Шла кукушка мимо сети,

                       Две лягушки ночевали,                     а за нею малы дети,

                       Утром встали, щей поели,                 кукушата просят пить,

                       А тебе водить велели».                     Выходи, тебе водить».

    Привлечь внимание детей, организовать их перед занятиями нам помогают игры – молчанки:

                                   «Первенчики, бубенчики, летели голубенчики.

                                    По свежей росе, по чужой полосе,

                                    Там чашки, орешки, медок, сахарок – молчок!»

    Но ребятам нравятся не только эти игры – молчанки, но и противоположные им задорные русские песни. Известно, что в народе не говорят «поём песни», а говорят «играем», так как каждая песня, прежде всего хороводная, не только пропевается, но и обыгрывается. Хороводные песни-игры пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и сопровождающей его мелодии.

    Например, детям очень нравится простое инсценирование сюжета в хороводах: «Заинька, вей венок», «Где ты был, Иванушка?» и в забавной хороводной песне-игре «На торгу, на торгу».

    Но самой любой игрой наших ребят, является «карусель». Для этого мы из обруча и лент сделали «карусель», каждый выбирает себе ленту и с удовольствием и задором выполняют движения и говорят текст:

    «Еле-еле, еле-еле,

    Закружились карусели, а потом, потом, потом,

    Всё бегом, бегом, бегом.

    Тише, тише, не спешите,

    Карусель остановите.

    Раз и два, и раз и два,

    Вот и кончилась игра».

    Некоторые хороводные игры мы используем вместо утренней гимнастики: «Плыла утеня», «Как по улице…», «корабль плывёт» и другие.

    Начиная со средней группы, мы стали привлекать детей к сложным хороводам – «Ручеёк», «Стенка на стенку», «Бояре». Они хороши тем, что в них нет явного ведущего – руководство игрой воспитателем остаётся практически незаметным для ребят. В них детей привлекает озорной характер, они быстро перенимают настроение друг друга.

    Детей старшей и подготовительной групп мы знакомим с обрядовыми праздниками и играми. Сразу после Новогодней ёлки мы рассказываем о Рождественских праздниках на Руси, о святочных вечерах. Ребята узнают, что в эти дни ходили по домам и пели песни – колядки (щедринки), в которых славили хозяев и желали им здоровья и богатства.

    Накануне Рождества мы с ребятами подготовительной группы сочиняли свои колядки, например:

                                       «Слава дому сему, слава саду моему!

                                        Мира, счастья мы желаем

                                        И хозяев восхваляем!

                                        Много лет, здоровья вам:

                                        И большим и малышам!»

    Заучивали русские народные колядки, наряжались и ходили по другим группам колядовали, а после этого ребята с удовольствием пели песни, водили хороводы, играли в игры с младшими детьми. И всё это завершалось праздничным чаепитием.

    «Коляда! Коляда!                                         «Коляда! Коляда!

    Нам подайте пирога,                                    по проулочку шла:

    Хлеба ломтину,                                             свесила ножки,

    Денег полтину,                                              стоптала сапожки.

    Курочку с хохлом,                                         хоть рупь, хоть пятак –

    Петушка с гребешком».                               Не уйду отсюда так!»

    Самый весёлый, желанный праздник наших детей – это Масленица. В нём с удовольствием принимают участие не только ребята, но и папы, мамы, бабушки и дедушки. Из рассказов родных дети узнали о том, в какие игры играют в эти дни, что раньше молодёжь любила прыгать через костёр, а блин являлся знаком богатства.

    Праздник стараемся проводить на улице, папы помогают украшать площадку, делают снежную крепость, ледяные горки, дорожки. А мамы и бабушки придумывают элементы костюмов и пекут блины. Песнями, закличками, весёлым смехом ребята зовут Весну, которая приезжает на тройке лошадей:

    «Выходи, народ,                                       «Птички – ласточки,

    Становись у ворот -                                   прилетите к нам!

    Весну закликать,                                        весну ясную принесите нам!

    Зиму провожать».                                      С сохой, с бородой

                                                                           С лошадкой вороной!

                                                                           Зима нам надоела,

                                                                           Хлеб и сена поела».

    Праздник продолжается катанием на лошадях и угощением всех блинами. И каждый раз он, как правило, полон неискромётного веселья, неподдельной детской радости.

    «Идёт Масленица по льду,                       «Масленица, лезь на горку,

    Несёт блинов сковороду.                            Позови к нам ясну зорьку,

    Принимайте молоду -                                  а под зорьку – соловейку,

    Разбирайте по блину!»                                на денёчек, на недельку»,

    Наши предки через русскую народную игру передавали из поколения в поколение складывавшиеся веками трудовые, нравственные и эстетические идеалы, понятия об окружающем мире, любви к Родине, взаимоотношениях людей: «Встречный бой», «Охотники и утки», «Продаём горшки», «Защита укрепления», «Ловись рыбка». Русский народ всегда с трепетом относился к природе, берёг её и прославлял. Поэтому в своей работе мы используем игры, которые воспитывают доброе отношение ко всему живому: «Гуси лебеди», «Волк и овцы», «У медведя во бору», «Зайцы в огороде» и многие другие.

    Большое внимание также уделяем подвижным народным играм. Именно в них ярко отражаются представления о чести, смелости, мужестве. В этих играх воспитываются такие качества как смекалка, выдержка. Как тут не вспомнить о легендарных русских народных играх, воспитывающих «настоящих богатырей»: «Бой петухов», «Вытолкни из круга», «Достань камешек».

    Народные игры с течением времени, постепенно видоизменялись, но всегда вызывали интерес у детей разных возрастов. Сюжет народной игры построен так, что в любой момент в неё можно добавить что-то новое, необычное. Так, например, через некоторое время, после знакомства с игрой «Жмурки», мы обратили внимание на то, что интерес детей к игре постепенно угасает. Мы решили добавить к основным правилам игры сюрпризный момент. В результате чего дети вновь увлеклись игрой и уже в дальнейшем сами выбирали правила игры. Тот же метод мы решили, применить и к некоторым другим народным играм: «Водяной», «Молчанка», «Море волнуется».

    Народные игры и сегодня являются школой жизненного опыта, школой усвоения обычаев и традиций национальной культуры. Они не должны быть забыты. Но эти игры дадут положительные результаты только тогда, когда исполнят своё главное назначение – подарят детям радость и веселье; научать играть вместе, а значит – терпению, взаимопомощи, дружелюбию.

           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы по теме Роль народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста

    В опыте работы по использованию народного творчества в работе  с детьми, начиная с раннего возраста - это и создание мини-музея в ДОО; ипроведение НОД с детьми раннего и дошкольного возраста; и в...

    Доклад на тему : " Роль сюжетной ролевой игры в воспитании детей".

    Ролевая игра должна способствовать нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, формированию личности ребенка....

    Опыт работы по теме "Роль сюжетно-ролевой игры в нравственном развитии детей старшего дошкольного возраста"

    Актуальность опыта определена проблемой низкого уровня развития игровой деятельности и ограниченным временем для игровой деятельности в детском саду, что вытекает из необходимости проведения занятий, ...

    Опыт работы на тему: « Роль сюжетно - ролевой игры в социализации детей средней группы»

    Свою работу по сюжетно ролевым играм я начала с подготовки и реализации проекта «Моя семья». Для этого проекта был составлен план работы с детьми и родителями средней группы, а также подго...

    Опыт работы на тему: «Роль сюжетно-ролевой игры в социализации детей средней группы»

    Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, ловкость. Усваиваются определён...

    ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

    Опыт работы на тему «Роль народной игрушки в нравственном воспитании дошкольников»

    В последние годы в дошкольных учреждениях возрос интерес к произведениям народной культуры, в том числе и народной игрушке. Между тем в воспитательно-образовательной работе современного детского сада ...