ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
методическая разработка (старшая группа)

Шемякина Оксана Сергеевна

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ

 «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_shemyakina.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛОТИННОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД, ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД № 189 «СОЛНЫШКО»

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ

 «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

 Составитель: воспитатель

Шемякина Оксана Сергеевна

2019 год

Г. Камень-на-Оби

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Информационный паспорт…………………………………………………….
  2. Пояснительная записка……………………………………………………..
  3. Условия возникновения опыта ………………….
  4. Актуальность…………………………………………………………………..
  5. Теоретическая база опыта………………………………………………..
  6. Новизна опыта………………………………………………………………
  7. Технология опыта……………………………………………………
  8. Результативность опыта……………………………………………
  9.  Адресная направленность……………………………………………

Литература

1.ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАСПОРТ.

1

Название опыта

«Использование сюжетно-ролевой игры для социализации детей старшего дошкольного возраста»

2

Ф.И.О. автора, должность

Шемякина Оксана Сергеевна  воспитатель старшей разновозрастной группы общеразвивающей направленности для детей от 5 до 7 лет

3

Проблема

Поиск  эффективных технологий организации и руководства сюжетно-ролевой игры дошкольников старшего возраста.

4

Цель опыта

Формирование социального опыта, личностных качеств ребёнка на основе его включения в систему социальных отношений через сюжетно-ролевую игру.

5

Задачи опыта

  1. Создание  условий, позволяющих развертывать длительные сюжетно-ролевые игры.
  2. Использовать воспитательный потенциал игры для формирования межличностных взаимоотношений детей  в группе.
  3. Развитие у воспитанников системы социальных мотивов, навыков совместной деятельности, общения, владения своим поведением.
  4. Развитие педагогической компетентности родителей в области организации игровой деятельности.

6

Целевая группа, на работу с которой направлен опыт.

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет);

Воспитатели-группы;

Родители воспитанников МБДОУ.

7

Ожидаемые результаты

 Сюжетно-ролевые игры  способствуют эффективности процесса социализации  дошкольников.   

                               

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

     Сюжетно - ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. К сожалению, с  каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства.

       Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила  во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «войну», прыгали на скакалках. Сейчас редко увидишь детей играющих вместе. Современное поколение предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные компьютерные. Это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе, игра вытесняется учебными занятиями.

    Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру. В ФГОС ДО  игра рассматривается  как  один из сквозных механизмов развития ребенка,  как важное средство его социализации. При этом одним из целевых ориентиров выступает " на этапе завершения дошкольного образования" ребенок  должен овладеть разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуации, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам.

       В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ему хочется включиться в эту взрослую жизнь и активно в ней участвовать. Дети стремятся к самостоятельности. Из этого противоречия и рождается сюжетно-ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

     В дошкольном возрасте складываются первые стереотипы социального поведения, формируется индивидуальный стиль поведения человека, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

  Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому актуальной является проблема использования сюжетно-ролевой игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.

  Была поставлена профессиональная  проблема поиска эффективных технологий организации и руководства сюжетно-ролевой игры дошкольников старшего возраста. Несмотря на неоценимую роль игры в жизни наблюдения за детьми помогли наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком. Были поставлены следующие цели и задачи:

           ЦЕЛЬ ОПЫТА:

Формирование социального опыта, личностных качеств ребёнка на основе его включения в систему социальных отношений через сюжетно-ролевую игру.

ЗАДАЧИ ОПЫТА:

1. Создание  условий, позволяющих развертывать длительные сюжетно-ролевые игры.

2.  Использовать воспитательный потенциал игры для формирования межличностных взаимоотношений детей  в группе.

3.  Развитие у воспитанников системы социальных мотивов, навыков совместной деятельности, общения, владения своим поведением.

4. Развитие педагогической компетентности родителей в области организации игровой деятельности.

2. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПЫТА

   

  Опыт наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста показал, что у некоторых воспитанников группы  наблюдаются трудности в сфере социализации, а именно, проявляется излишняя робость, замкнутость, нежелание следовать правилам или требованиям взрослых, конфликтность, недостаточное развитие игровых умений.

     Особенность социального развития детей заключается в усвоении социального опыта через взаимодействие ребенок — взрослый.  Дети очень наблюдательны и любознательны, многое замечают, задают вопросы. Иногда сами делают умозаключения и не обязательно правильные. Ребенок  моделирует отношения, поведение и деятельность окружающих его взрослых. Такое моделирование оказывает гораздо большее влияние на социальное развитие ребенка, чем словесные инструкции и поучения. В дошкольном возрасте моделирование происходит через сюжетно — ролевую  игру. 

      Сюжетно-ролевая творческая игра- первая проба социальных сил и первое их испытание. Педагогическая ценность игры состоит и в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают другого рода отношения - уже не условные, а реальные, действительные, регулирующие настоящие отношения между детьми. В игре выясняется: как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров по игре, вступает ли в конфликты с другими участниками игры, умеет ли сдерживать непосредственные побуждения, готов ли помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры, насколько точен в выполнении роли и т. д.

     В пределах одного сюжета ребёнок  «смотрит» на ситуацию глазами нескольких людей. Сегодня девочка  выполняет  роль мамы, а завтра - дочки. Она понимает, как важно, чтобы мама заботилась о своих детях, и как важно, чтобы дочка была послушной. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми. Осознается необходимость соблюдать правила, т.е. формируется сознательное подчинение им.

      Коллективная игра не возможна без общения детей друг с другом. Контактируя со сверстниками во время игры, дошкольники стремятся наладить между собой деловое сотрудничество, у них появляется общее дело, они стараются согласовать свои действия для достижения общей цели.

     А. В. Запорожец отмечал: «Детская игра — это подлинная социальная практика ребенка, это его реальная жизнь в коллективе, в котором формируется общественные качества и моральное сознание детской личности».

    Поэтому, качественное развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте является непременным условием полноценного социального развития личности дошкольника.

         На формирование опыта по данной теме оказала влияние работа по соответствующей теме самообразования. Изучение различных методических пособий и передового педагогического опыта по исследуемому вопросу дало возможность выбрать и применить на практике наиболее актуальные к нашим условиям методические приемы, спроектировать, спланировать и выстроить систему воспитательно-образовательной работы.

                3.ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВНОСТИ

    Актуальность проблемы состоит в том, что дети приходят в детский сад с низкой социальной компетентностью, неадекватной ориентировкой ребенка в социальных отношениях в семье или во взаимоотношениях ребенка со сверстниками. Поэтому, социальные отношения должны стать предметом специальной подготовки ребенка к взрослой жизни.   Оптимальной формой  этих отношений является сюжетно-ролевая игра. Отсюда важность и  актуальность рассмотрения теории применения игры в воспитании и развитии ребенка.

     В современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми.     

      Во многих детских садах созданная игровая среда не отличается разнообразием, недостаточно внимания уделяется формированию у детей представлений о социальной действительности, их самодеятельным играм. Подчинение игры задачам обучения наносит воспитанникам двойной вред: приводит к изъятию самодеятельных игр из жизни детского сада, снижает познавательную мотивацию детей, что является основой формирования игровой деятельности. Почти полностью выпала из поля зрения воспитателей важность формирования игровых умений и игрового взаимодействия детей.

Была поставлена проблема поиска эффективных технологий организации и руководства сюжетно-ролевой игры дошкольников старшего возраста.

      Задача воспитателя – сделать игру интересной и содержательной, чтобы в её процессе дети учились переживать возвышенные, благородные чувства, учились мечтать и фантазировать. Этого можно достигнуть, открывая перед детьми мир добрых, самоотверженных поступков людей. Положительные эмоции, впечатления, знания – вот основа содержательных игр!

Опыт актуален, так как он позволяет разрешить некоторые противоречия:

между стремлением ребенка включиться во взрослую жизнь и неумением моделировать взаимоотношения.

4. ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ОПЫТА

               Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.

      Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать "здесь и теперь", достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.

      Игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью. Игра - явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.

      Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчёркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребёнка, учёта его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

 

5. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА.

     Советская теория игры складывалась под влиянием взглядов на игру выдающихся педагогов Н. К. Крупской и А. С. Макаренко.

       В ряде работ Н. К. Крупская подчёркивала большое значение игры в воспитании ребёнка. Она неоднократно высказывала мысль об особом месте игры в жизни детей дошкольного возраста. «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них - серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего». Н. К. Крупская подчёркивала необходимость вдумчивого и серьёзного руководства играми детей. 

       Идеи Н. К. Крупской были развиты и реализованы на практике выдающимся советским педагогом А. С. Макаренко. Он придавал игре большое значение в воспитании ребёнка: «Каков ребёнок в игре, - говорил он в «Лекциях о воспитании детей», - таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля  происходит,  прежде всего, в игре». 

Н. К. Крупская и А. С. Макаренко рассматривали игру как деятельность, в которой формируются качества личности будущего гражданина и деятеля: чувство коллективизма, активность, творчество, умение преодолевать трудности; развиваются физические и психические способности ребёнка, необходимые для будущей трудовой деятельности. Исходя из социальной сущности игры, они считали необходимым активно руководить детскими играми.

           Разработка проблемы педагогического руководства сюжетно-ролевыми играми продолжилась в  30-х годах 20 века (Д. В. Менджерицкая, Р. И. Жуковская). Были определены пути целенаправленного педагогического воздействия на содержание детских игр с целью решения задач нравственного и умственного воспитания дошкольников. Были разработаны методы формирования детской игры, педагогические аспекты сочетания разных приёмов с целью развития игры и расширения её влияния на ребёнка (Т. А. Маркова, А. И. Матусик, В. Е.Воронова, А. А. Анциферова и др.).

          В 60-е годы 20 века А. П. Усова впервые сделала объектом специального исследования детские реальные отношения и на основе изучения этапов игры и уровня детских взаимоотношений определила пути дифференцированного педагогического воздействия на развитие игры и положительных взаимоотношений дошкольников. В 70-е годы 20 века продолжаются исследования Р. А.Иванкова, Н. Е.Михайленко, В. И.Судакова.

              На современном этапе также огромное внимание уделяется проблеме руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников (С. Л. Новоселова, Е. В. Зворыгина). В разработке этой проблемы можно выделить  направление, для которого свойственно довольно жёсткая регламентация игры (К. Я. Вольцис), некоторые авторы допускают возможность руководить игрой при помощи косвенных приёмов (Н. В. Седж, Р. Л. Непомнящая). Вместе с тем теоретически обосновано и применяется на практике в детском саду комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми. В нём сочетается в единое целое приобретение детьми знаний об окружающем мире, что даёт возможность развивать игровые сюжеты, и создание условий для развития самостоятельности и творчества детей.

     Таким образом, рассмотрев проблему развития игровой деятельности в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов, можно сделать вывод о том, что игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

6 НОВИЗНА ОПЫТА.

   

    Новизна опыта работы прослеживается в удачной комбинации известных методов и приемов организации и проведения сюжетно-ролевых игр и методов развития социализации личности ребенка-дошкольника. 

7. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.

    Успешность сюжетно-ролевой игры, несомненно, зависит от организационной деятельности педагога.

Педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета, создания предметно-игровой среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

    Большое внимание было уделено обогащению предметно – игровых зон в группах, которые отвечали бы  современным требованиям  и способствовали развитию самостоятельной игровой деятельности детей дошкольного возраста.

  Оборудовали игровые центры «Семья», «Магазин», «Больница», «Салон красоты». Оформили полифункциональные модули для сюжетно-ролевых игр «Скорая помощь», «Автобус», «Театр». Большое количество игрового оборудования и материалов для сюжетно-ролевых игр сделано своими руками:  костюмы для врача, медсестры, для врача скорой помощи . Для регистратуры -  карточки больных, талончики, для аптеки подобраны небольшие баночки, наполненные таблетками из бумаги, капельница, бикс, компьютер, распечатаны снимки, кардиограммы.  Также предусмотрено наличие предметов, которые дети могли бы использовать в роли заменителей. Кроме того, среди игровой атрибутики значительное место занимают детские поделки, применяемые в играх (деньги, кошельки из бумаги, таблетки и многие другие). Использование самоделок повышает у детей интерес к игре.

       У дошкольников появились новые игровые роли: банкир, агент, клиент, визажист, дизайнер , новые игровые сюжеты «Салон сотовой связи», «Банк», «Макдональдс», «Кафе». Дети  играют в военных и спасателей. Игры детей отражают ориентацию на новые ценности, в том числе и на материальное благополучие семьи и человека. Созданные центры пополняются  и расширяются с учетом возрастных особенностей детей, развития и становления этапов формирования игры.

           Конструирование — обожаемый детьми и очень полезный для развития творческих способностей, мышления и мелкой моторики вид деятельности дошкольников. Центр конструирования или зона конструктивно-модельной деятельности являются важной частью развивающей среды группы. В результате этого, дети овладевают необходимыми строительными умениями, получают новые знания о строительных формах и правилах их использования, у ребят воспитывается умение согласовывать свои замыслы и действия с товарищами, сообща добиваться задуманного.

     К  созданию данных центров были привлечены родители, что помогло налаживанию взаимодействия с ними. В результате разнообразия игрового содержания, доступности и удобства размещения материалов и оборудования, каждый ребенок выбирает игру в любом центре.

      Осваивая новые сюжеты, роли и игровые действия, ребенок обогащает игру новым содержанием, и, следовательно, она будет оставаться для него интересной.             

      Стараемся   поддерживать этот интерес, содействуем обогащению жизненного опыта, создаем все необходимые условия для развития игры, стимулируем творческую активность детей.  Для обогащения игровых сюжетов проводим  экскурсии и целевые прогулки, а так же  читаем рассказы о профессиях, используем тематические беседы, дидактические и театрализованные игры, показываем иллюстраций,  придумываю рассказы, чтобы воспроизвести какую-либо ситуацию, рассказать о событии. Рассказы о профессиях заинтересовывают  детей живыми образными сравнениями и дают пищу для воображения. Во время   тематических бесед уточняю представления детей о той или иной игровой (жизненной) ситуации, их мнение относительно какого-либо сюжета, вовлекаю детей в диалог, что позволяет показать модели замыслов игры и их развитие. Через театрализованные игры обыгрываем готовые сюжеты, воплощаем в действие игровой план.  Все эти формы взаимодействия  с ребенком становятся содержанием  предварительной работы, которая подготавливает детей к игре.

Сюжетно – ролевая игра будет успешной только в том случае, если будем организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая, к случаю. Наблюдать за детьми, давать им материал для раздумий, умения понимать их игровые замыслы и переживания.  

 Организуя сюжетно-ролевую игру с детьми, активно используем  методы и приёмы игровой цепочкой, согласно выбранной роли или игровому сюжету. Влияние на выбор игры, игровые действия заключается в том, что поддерживается интерес к игре, развивается инициатива детей, приучая их задумываться над темой игры.          

Если игра затухает, используем новые персонажи или игровые действия. Нередко встаём на позицию ребёнка и участвуем в игровой деятельности на равных с участниками игры.

В целях воспитания у детей навыков и умений самостоятельной организации игры,  используем  также — поручения; задания (по подбору игрового материала, по изготовлению игрушек-самоделок и др.); поощрения,  разъяснения,  вопросы,  направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, определения игровых действий.  Важной задачей является воспитание у детей умения самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний каждого. Поэтому, хорошо изучив характеры, склонности и привычки своих воспитанников постоянно помогаем  детям лучше узнать друг друга, обращаю их внимание на положительные стороны личности каждого ребенка.  При проведении  игр  используем  индивидуальный подход к каждому воспитаннику, помогаем детям с трудностями социализации. Например, у застенчивых детей выявляю положительные качества,  и создаем ситуацию успеха, чтобы повысить самооценку и улучшить положение в системе межличностных отношений. Широко используем похвалу за положительное поведение в игре легковозбудимых детей, часто конфликтующих с товарищами.  Неуверенным в себе детям поручаем  интересные, но не сложные роли, которые не требуют организаторских способностей.  Для  более успешной социализации ориентируем детей не только на собственные игровые действия, но и на отношения с партнерами.

  Таким образом, в старшем дошкольном возрасте появляется коллективная игра, которая дает возможность быстрому развитию и изменению тематики, содержания и структуры игры, что связано с расширением их источников.

   Не менее важным условием воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Совместно с родителями пополняем атрибутами сюжетно-ролевые игры, готовимся к выставкам, проводим экскурсии, концерты. И непосредственно для родителей готовится различная агитационная информация: консультации, памятки, анкеты, родительские собрания.

  В приложении 1представлено  примерное планирование сюжетно ролевых игр в старшем дошкольном возрасте.

В приложении 2-  материал по некоторым  сюжетно-ролевым играм современной тематики.

8 . РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА.

    Из выше изложенного можно сделать вывод:  сюжетно-ролевые игры в качестве ведущего педагогического средства способствуют эффективности процесса социализации  дошкольников.  При чем, эффективное влияние сюжетно-ролевых игр на процесс социализации становится возможным при создании продуманной предметно-игровой среды и, когда сюжеты игр моделируют жизненные ситуации.

   В процессе  работы обратили внимание, что систематическое проведение и организация сюжетно-ролевых игр влияет на развитие коммуникативных данных ребёнка и на умение строить взаимоотношения с другими детьми. Она помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, что способствует самоутверждению каждого в коллективе. Воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребенка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.  Для достижения оптимального результата в сюжетно-ролевой игре дошкольника необходимо учитывать индивидуальные   особенности ребенка, владеть методами и приемами руководства игрой.

      Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот.

     

9. АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ. 

        

         Данный материал послужит подспорьем для воспитателей с различным стажем работы, уровнем образования, которые заинтересованы в установлении тесного контакта с родителями в свете современных требований.

    Наши дети растут в непростое время, и все же они – надежда и опора родителей! Они должны получить хорошее образование, оправдать ожидания взрослых. А начинается развитие детей в игре; с её помощью он познает окружающий мир и учится в нем ориентироваться. В игре  ребенок становится равноправен с нами, ведь в повседневной жизни, хотим мы этого или не хотим, нам приходится руководить им, а ему подчиняться или сопротивляться.

Игра – это чудесный мир, который позволяет нам общаться с ребенком напрямую, легко преодолевая благодаря условностям громоздкие формы нашего существования

   

ЛИТЕРАТУРА.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Арбанян, Л.А. Игра дошкольника: Под редакцией Новосёловой, С.Л. /Арбанян, Л.А., Антонова, Т.В., Артёмова Л.В. и др. - М: «Посвящение», 1989.

  1. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников», М: Айрис-пресс, 2009г.
  2. Дубровина, И.В. и др. Психология: Под редакцией И.В. Дубровиной 2-е издание, стереотипное / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  3. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  4. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000.
  5. Эльконин, Д.Б. Психология игры: - 2-е издание М.: Гуманит. Издательский центр «Владос», 1999.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Примерное планирование сюжетно ролевых игр в старшем дошкольном возраст

Месяц

Программное содержание

Примерная тематика

Сентябрь            

Формировать представления о школьной жизни, режиме.

Помочь создать в группе сюжетно- игровую обстановку.

Закрепить представления детей о разных профессиях, о труде людей осенью.

Учить детей руководить играми других детей

 «Школа»

«Военные»

«Сбор урожая»

 «Строители»

Октябрь

 

Закреплять представления о качествах и свойствах, целевом назначении и функциях предметов одежды.

Обогатить жизненный опыт детей, содействуя появлению разнообразных замыслов.

Приобщать к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Воспитывать уважение к труду и желание трудиться.

«Ателье»

 

«Модельная библиотека»,

 

«Кафе Макдональдс»  

«Продовольственный рынок»

Ноябрь

Развивать умение свободно общаться со взрослыми и детьми.

Способствовать отражению в игре элементов социальной действительности, побуждать находить выход из возникшей конфликтной ситуации, воспитывать культуру общения.

Познакомить профессиями «экскурсовод», «эксперт-оценщик», «архивариус», «хранителя музея», «художник - реставратор»

 Совершенствовать у детей умение самостоятельно разворачивать сюжет. 

«Дорожно патрульная служба»

«Салон сотовой связи»

«Музей»

«Исследовательская экспедиция»

Декабрь

Формировать умения детей совместно строить и творчески развивать сюжет игры.

Углубленное ознакомление с трудом работников связи, формирование уважения к профессии почтальона.

Развивать умение свободно общаться со взрослыми и детьми.

Формировать у детей понимание разных эмоциональных состояний людей.

«Пираты Карибского моря»

«Главпочтамт»

 

«Модельное агентство» «Снова праздник Новый год»

Январь

Формировать положительное отношение к детскому саду.

Формировать представления о новых профессиях, формировать трудовые умения, формировать умения использовать усвоенные нормы и правила поведения в игре. Развивать творческое воображение.

 «Зимняя экскурсия по территории детского сада»   «Банк»

 «Медицинский центр диагностики, профилактики и лечения»

Февраль

Февраль

Воспитывать желание приносить радость другим людям.

Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения

Воспитывать патриотизм и чувство товарищества

 Учить организовывать игры на небольшом пространстве.

 «Студия дизайна» «Таксопарк»

«Военные моряки»

«Химчистка»

Март

Развивать представления о разных видах растений, семян, воспитывать бережное отношение к природе.

Развивать творческое воображение, речь

Обучать детей развивать и реализовывать сюжет игры;

Закреплять знания о видах транспорта, правилах безопасного поведения на улице

«Экологи»

«Редакция журнала «Непоседа»

«Салон красоты»

 «Улица»

Апрель

Формировать представления о новых профессиях, формировать трудовые умения, формировать умения использовать усвоенные нормы и правила поведения в игре. Развивать творческое воображение. Упражнять в умении распределять роли, понимать воображаемую игровую ситуацию и действовать в соответствии с ней.

Воспитывать культуру поведения.

 «Служба 112»

 «К нам приехал цирк» «Путешествие в космос»

«Супермаркет»

Май

Воспитывать положительное отношение к спорту.

 Воспитывать заботливое отношение к животным.

Воспитывать желание приносить радость другим людям

Поддерживать инициативу детей.

«Олимпиада»

 «Клиника для животных»

«Кукольный театр» «Рыбалка»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

     

   

                                         ТЕМА: «ШКОЛА»

ЦЕЛИ: - учить отбирать необходимые для игры атрибуты;

 - учить распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли;

- учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции ;

- учить моделировать ролевой диалог;

- расширять и углублять знания детей о школе, как учебном учреждении и её назначении, о профессиях существующих в школе.

ОБОРУДОВАНИЕ: школьные принадлежности необходимые для учёбы, указка, журнал, звонок, медицинские атрибуты (по необходимости)                                                                                  

РОЛИ И РОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ:

Учитель:ведёт урок, спрашивает детей, пишет на доске, проверяет тетради, ставит оценки.

Ученики:сидят за партой, пишут в тетрадях, на доске, отвечают на вопросы, поднимают руку.

Директор:даёт распоряжения учителям, направляет на уроки, пишет расписание уроков, распределяет учеников по классам.

Охранник: охраняет школу от хулиганов, следит за дисциплиной на переменах, проверяет сменную обувь.

Библиотекарь: выдает детям книги,заполняет формуляры

Медсестра: осматривает больного, выписывает справку о состоянии здоровья

Павар: готовит обед, накрывает на стол

                                   ТЕМА: «Клиника для животных»  

ЦЕЛИ:

- -формировать умения развивать сюжет на основе знаний, полученных детьми  при восприятии из окружающей действительности, из литературных произведений;

- распределять роли в соответствии с сюжетом, подготавливать необходимые условия для ее проведения, атрибуты;  

-совершенствование ролевой  диалогической формы речи у дошкольников; обогащение словаря детей через узнавание новых терминов (когтерезка, переноска для животных, защитный колпак для кошек и собак)

-расширять представления детей о профессиях; обогащать знания о деятельности медицинского персонала в процессе лечения животных.

-расширять знания воспитанников о домашних  животных

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми

ОБОРУДОВАНИЕ: телефон, медицинские халаты и шапочки, журнал для регистрациикорм и витамины для животных из бросового материала и пластилина, аксессуары для животных, переноска, носилки для животных, ветеринарные паспорта, табличка «Клиника для животных», медицинские инструметы для осмотра.

РОЛИ И РОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ:

Ветеринар: выслушивает жалобы поситителей, осматривает больного питомца, назначает лечение и процедуры, лекарства, дает рекомендации по уходу за животными. 

Регистратор:отвечает на звонки, ведет запись на прием, направляет посетителей на прием к ветеринару.

Медсестра:делает уколы и прививки, обрабатывет раны, проводит гигиенические процедуры: чистка зубов, ушей, обрезка когтей.

Посетители с животными:обращаются за помощью к ветеринару, консультируются по питанию и уходу за животными.

   ТЕМА: «Музей»

ЦЕЛИ:

-формировать умения создавать сюжет игры, развёртывать действия, связанные с профессией экскурсовода, эксперта-оценщика, хранителя музея;принятие роли и игровой ситуации, образа;построение сюжета согласно темы;

-развитие речи, богащение активного словаря детей новыми словами;

-закрепление правил поведения в общественных местах;

-воспитание  интереса к декоративно-прикладному искусству.                                                                                                                                                                                                          

ОБОРУДОВАНИЕ: билеты, экспонаты: детские рисунки, предметы декоративно-прикладного искусства, лупа, краски, кисти, мольберт, указка для экскурсовода, таблички и подписи для обозначения разделов выставки, детский фотоаппарат.

РОЛИ И РОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ:

Директор: принимает на работу музейных работников. Организует работу, контролирует

Экскурсовод: встречает экскурсантов, рассказывает об экспозициях, отвечает на вопросы, демонстрирует экспонаты

Реставратор: проводит осмотр выставки, отбирает экспонаты для реставрации, работает над экспонатами.

Архивариус: учитывает весь музейный фонд, вносит новые работы, списывает убывшие из экспозиции, создаёт перечень работ в выставках

Эксперт – оценщик: оценивает работу, проводит экспертизу её подлинности, выясняет, из чего создан экспонат.

Художники, скульпторы: создают свои работы, передают их в музей на выставку

Экскурсанты: приходят на выставку в музей, слушают экскурсовода, задают вопросы об экспозиции, фотографируют экспонаты, делятся впечатлениями от увиденного.

Хранители музея: принимают на хранение экспонаты, не участвующие в выставке, хранят их, создают каталоги работ, выдают работы для создания новой экспозиции

Билетёр: продаёт билеты, бронирует места для организованных экскурсий,

Гардеробщик: забирает одежду, выдает номерок и бахилы.

   

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему «Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Несмотря на постоянный интерес исследователей к изучению и развитию творческих способностей, творческое рассказывание дошкольников с общим недоразвитием речи остается малоизученным. Особую актуа...

«Игра - средство социализации детей старшего дошкольного возраста»

Известный русский писатель М. Горький писал: « …. Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять»....

Роль сюжетно-ролевой игры в социализации детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевые игры - это особый вид игровой деятельности дошкольников. Они становятся ведущим видом деятельности, в которой развивается личность ребенка; происходит развитие всех психических процесс...

Педагогический опыт по теме: «Использование технологии «мнемотехника»в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический опыт по теме:«Использование технологии «мнемотехника» в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

Опыт работы по теме: «Использование занимательного материала в развитии познавательных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста на примере развития элементарных математических представлений»

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводиться  к обучению сч...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ  «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

«Организация взаимодействия с родителями в рамках работы клуба «В школу вместе» как условие успешной социализации детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы).

Как писал Василий Александрович  Сухомлинский, «от того, как прошло  детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его  разум и сердце из окружающего мира – о...