Главные вкладки

    Роль сюжетно-ролевой игры в социализации детей старшего дошкольного возраста
    статья (старшая группа) на тему

    Смирнова Наталья Викторовна

    Сюжетно-ролевые игры - это особый вид игровой деятельности дошкольников. Они становятся ведущим видом деятельности, в которой развивается личность ребенка; происходит развитие всех психических процессов, а также закладываются предпосылки для других видов деятельности. В игре ребенок примеривает на себя взрослую жизнь, социализируясь в обществе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Публикация на тему:

    «Роль сюжетно-ролевой игры в социальном развитии детей»

    Современный мир насыщен переменами, изменениями, связанными с обновлением всех сфер жизни. Это тем более важно, что оно призвано сформировать у человека социальную ориентированность, адекватную реакцию на происходящие изменения, способность к быстрой саморегуляции, самоопределению и самоутверждению в новых условиях.

    Согласно «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,  сюжетно-ролевая игра отнесена к «Социально-коммуникативному» направлению, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. В условиях реформирования образования, дошкольное образовательное учреждение представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом ее жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом, осваивая которое дошкольное учреждение становится мощным средством социализации личности.

    Проблемы социального развития личности рассматривались зарубежными и отечественными исследователями: Л.И. Божович, Э. Дюркгейм, Ч. Кули, А.Н. Леонтьев, Дж. Мид, А.В. Мудрик, Т. Парсонс, В.А. Сластенин, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др. особенности социального развития детей в сюжетно-ролевой игре изучали Л.А. Венгер, Н.А. Короткова, Д.В. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко и др. Социальное развитие рассматривается как процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимо для его включения в систему общественных отношений.

    Сюжетно-ролевая игра, независимо от темы, в наиболее простом виде может строиться как цепочка условных действий с предметами, в более сложном – как цепочка специфических ролевых взаимодействий, в еще более сложном – как последовательность разнообразных событий. Чем полнее в деятельности ребенка представлены все способы построения сюжетной игры, чем шире репертуар его игровых умений, тем более разнообразные тематические содержания может он в нее включать, и тем больше у него свободы в самореализации.

    Обогащение социального опыта детей, через чтение художественной литературы, ознакомление с окружающей действительностью, общение со сверстниками и взрослыми ведет к развитию сюжетно-ролевой игры дошкольника.

    В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей, познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. Большое влияние оказывает игра на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми.

    Исходя из этого можно определить пути социального развития детей старшего дошкольного возраста: проведение комплексной педагогической диагностики, направленной на выявление индивидуальных особенностей социального развития детей, разработка и реализация программы социального развития детей посредством сюжетно-ролевой игры, активное взаимодействие участников образовательного процесса.

    Организация педагогической работы направленной на формирование социальной компетенции детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре направлена на разработку и реализацию развивающей программы в течение учебного года, включающую тему на ознакомление с окружающей действительностью («Семья», «Поликлиника», «Магазин», «Почта», «Путешествие», «Ателье», «Зоопарк», «Школа» и др.)

    Организация работы с родителями создание условий для повышения уровня социального развития детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре в домашних условиях через взаимодействие с родителями (консультации «Условия социального развития детей», «Как организовать сюжетно-ролевую игру дома»; собрание «Игра – дело серьезное»; наглядная информация «Ролевая игра – полет фантазии» и др.)

    Таким образом, благодаря проведению комплекса мероприятий направленных на ознакомление с социальной действительностью, помощь в повышении игровых умений дают положительный результат в социальном развитии детей старшего дошкольного возраста, что благотворно отражается на их умении успешно взаимодействовать с социумом.  

    Библиографический список

    1. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т.Н. Доронова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 208с.
    2. Козлова С.А. Я – человек: программа социального развития ребенка / С.А. Козлова. – М.: Школа-Пресса, 2003. – 186с.
    3. Клименкова О. Игра как азбука общения / О. Клименкова // Дошкольное воспитание. – 2002. - №4. – С. 7 – 14.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Игра - средство социализации детей старшего дошкольного возраста»

    Известный русский писатель М. Горький писал: « …. Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять»....

    Сюжетно-ролевая игра как ведущее средство социализации детей старшего дошкольного возраста.

          В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ему хочется включиться в эту взрослую ж...

    мини-проект. Тема:«Сюжетно-ролевая игра как условие для социализации детей старшего дошкольного возраста»

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ"ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №10" Г.ВСЕВОЛОЖСКА. Творческий проект  Тема проекта: «Сюжетно-ролевая игр...

    Статья на тему: Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста.

    сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста....

    презентация опыта "Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации детей старшего дошкольного возраста"

    «Игра имеет важное значение в жизни  ребенка.  Каков ребенок в игре таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятель происходит прежде всего в игре …»....

    ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ  «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...