мини-проект. Тема:«Сюжетно-ролевая игра как условие для социализации детей старшего дошкольного возраста»
проект (старшая группа) на тему
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №10" Г.ВСЕВОЛОЖСКА.
Творческий проект
Тема проекта:
«Сюжетно-ролевая игра как условие для социализации детей старшего дошкольного возраста»
Проект подготовила:
Воспитатель: Иванова Е.С.
2015г.
Участники проекта:
Дети старшей группы, воспитатели.
Вид проекта: творческий, групповой, кратковременный.
Введение
Актуальность проблемы:
Актуальность данной проблемы в современных условиях связана с тем, что само общество находится на переходном этапе развития. В обновлении современного общества на первый план выдвигается проблема социализации личности ребенка, т. е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества, в котором ему предстоит жить. Благополучие ребенка в дальнейшей жизни во многом зависит от того, насколько успешным оказался его ранний социальный опыт.
Дошкольный возраст является активным периодом усвоения социальных норм. Высокий темп психического и личностного развития ребенка дошкольника, его открытость миру новому опыту создают благоприятную психологическую почву для вступления в общественную жизнь. Нередко, однако, окружающие ребенка взрослые недооценивают возможность этого возрастного периода в развитии ребенка, рассматривая его как подготовительный к будущей «настоящей» жизни. Первые, сколько- не будь серьезные требования к ребенку в плане овладения им социальными нормами предъявляются в школе, поэтому родители зачастую не ставят перед собой задачи социального развития дошкольника, оно прочно занимает в их сознании второстепенное место. Приоритет отдается их умственному развитию, обучению, подготовке к школе, а социализация идет стихийно, как бы сама по себе. Между тем, именно в дошкольном возрасте складываются первые стереотипы социального поведения, формируется индивидуальный стиль поведения человека, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ему хочется включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия и рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Игра- основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она является потребностью растущего организма. Ребенок всегда играет ,игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его взрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. Игра-источник развития, она создает зону ближайшего развития, т.е. определяет развитие ребенка, утверждал Л,С Выготский.
Игра – своеобразный, свойственный ребенку способ усвоения действительности, общественного опыта. Особое место занимают игры, которые создают сами дети, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В сюжетно-ролевых играх закладывается социальный мотив, и она становится эффективным средством социализации детей дошкольного возраста и позволяет ребенку занять свое место в обществе.
Однако в последние годы воспитатели отмечают, что дети мало играют вообще и в сюжетно-ролевые игры, в частности. Проблема заключается, прежде всего, в интеллектуальной загруженности детей.
Ориентируясь на запросы родителей, ДОУ уделяет основное внимание серьезной подготовке детей к школе. Большое количество занятий практически не оставляют в режиме дня дошкольника места для игры, и особенно, для длительной сюжетно-ролевой игры. Причем, чем старше дети, тем меньше времени у них остается для игры. Игра уходит на обочину жизнедеятельности детей в ДОУ.
Для того, чтобы вернуть в детский сад полноценную сюжетно-ролевую игру, необходимо, прежде всего, хорошо понимать, в чем состоят ее педагогические возможности по отношению к ребенку, определить содержание и цели педагогической работы по развитию игры. Детский сад для этого может создать все необходимые условия, эффективнее используя свои ресурсы.
Игровая среда является частью развивающей предметной среды в ДОУ.
Таким образом, в настоящее время существует противоречие между высоким потенциалом, которым обладают сюжетно-ролевые игры в процессе социализации дошкольников и недостаточным использованием этого потенциала в условиях ДОУ.
Цель:
Создание условий для социализации старших дошкольников.
Задачи проекта:
Решить существующие проблемы в социализации детей может помочь реализации следующих задач:
-Совершенствовать в игре приемы по формированию навыков общения у старших дошкольников;
-Обогащать в игре знания детей о правилах поведения в социуме;
-Развивать в игре позитивные коллективные взаимоотношения;
-Обогащать в игре жизненный опыт детей, развивать навыки самоорганизации, инициативы и творчества;
-Создавать среду, способствующую проявлению творческой активизации социального опыта старших дошкольников.
Решение этих задач социализации посредством сюжетно-ролевой игры направлено на:
-Формирование у детей старшего дошкольного возраста системы социальных мотивов, навыков совместной деятельности, общения, владения своим поведением, навыков рефлексии;
-Создание педагогических условий, позволяющих развертывать длительные сюжетно-ролевые игры, более полно использовать воспитательный потенциал сюжетно-ролевой игры;
-Активное участие воспитателя в организации игр (смена позиций воспитателя и его активности в руководстве игрой в зависимости от социального опыта детей).
Успешная реализация этих направлений дает возможность повысить потенциал сюжетно-ролевой игры, а, следовательно, сделать процесс социализации успешным и эффективным.
Подготовительная работа по проекту
Диагностика развития игровых умений детей старшего дошкольного возраста ( 5 – 7 лет)
В процессе наблюдения была составлена матрица, где были выявлен уровень развития игровых умений ребёнка.
В процессе игр были выделены компоненты игры: организация игры, содержание игры, роль, ролевые действия, речь и общение, по которым производилась оценка игровых умений (в баллах).
№ | Уровень | Классификация параметров | Характеристика уровней
| Балл |
I. |
| Организация игры |
|
|
| 1 | Отсутствие подготовительного этапа | -толчком к игре служит игрушка, попавшая в поле зрения ребенка, -использование предметов заместителей вызывает затруднение, -ребенок предпочитает действовать с реальным предметом. | 1 |
| 2 | Выделяется подготовительный период | -договор о теме игры «во что будем играть?», -с основном самостоятельно распределяются роли, -используются, как правило, любимые игрушки, -часто используются предметы заместители. | 2 |
| 3 | Подготовительный период | -договариваются о теме игры, -четко обозначают и распределяют роли, обсуждают направления сюжета, -игрушки подбирают в соответствии с ролью.
| 3 |
| 4 | Четко выделенный подготовительный период | -выбор темы, -активное заинтересованное участие, -согласование, распределение ролей. | 4 |
II. |
| Содержание игры |
|
|
| 1 | Шаблонные игровые сюжеты | -однообразие действий без соблюдения игрового сюжета, -порядок действий не имеет значения, -игра кратковременна.
| 1 |
| 2 | Воспроизведение элементарных игровых сюжетов | -затрудняются придумать новый сюжет, -основное содержание игры-действие с игрушкой см соблюдением соответствия игрового действия, -действия развертываются более полно. | 2 |
| 3 | Воспроизведение разных игровых сюжетов с усложнением | -содержанием игры становится выполнение вытекающих из роли действий, -характерно наличие разнообразных действий, -передаётся характер отношения к другим | 3 |
| 4 | Использование мотивов известных сказок | -появляются не стандартные решения, -творческий подход к сюжетосложению, -проявление инициативы в развитии сюжетных действий, -все роли выполняют дети. | 4 |
III. |
| Роль |
|
|
| 1 | Игровые умения | Роль определяется действием, а не определяет его, -роль не называется, -дети не становятся по отношению друг к другу а отношения. | 1 |
| 2 | Игровые умения | -роль называется, -намечается разделение функций, -роль реализуется действием, связанным с ней.
| 2 |
| 3 | Игровые умения | -ясно очерченные и выделенные роли, дети называют свои роли до начала игры, -роли направляют поведение ребенка, -в одной и той же игре ребенок выполняет разные роли,
| 3 |
| 4 | Игровые умения | -роли четко выделены, -на протяжении игры ребенок ведет линию поведения, отражающую его роль, -ролевые функции детей взаимосвязаны, -ребенок легко переходит от одной роли к другой. | 4 |
IV. |
| Ролевые действия |
|
|
| 1 | Ролевое умение | -действия однообразны, повторяющиеся, -не перерастают в следующие действия, -логика действий нарушается. | 1 |
| 2 | Ролевые действия | -количество действий увеличивается и выходит за пределы действия, -логика действий определяется их последовательностью. | 2 |
| 3 | Ролевые действия | -действия становятся разнообразнее, -ребенок передает характер персонажа. | 3 |
| 4 | Ролевые действия | -действия разнообразные, -действия явно выделенные, -последовательны, строго придерживаются правилам. | 4 |
V. |
| Речь и общение |
|
|
| 1 | коммуникабельность | -игровые умения отсутствуют, -проявляется неустойчивость в игровом общении, -конфликты в ходе игры.
| 1 |
| 2 | коммуникабельность | - в индивидуальной игре присутствуют реплики, характерное общение между участниками игры. -игровые действия с игрушкой, -отношение к партнерам по игре доброжелательное, -отдельные вне ролевые диалоги. | 2 |
| 3 | коммуникабельность | -появляется специфическая ролевая речь, -выбор партнера по симпатии, -обращение к партнеру в соответствии с ролью, но вступает в конфликты, часто оставляет игру до ее завершения, -не всегда может вникнуть в общий замысел. | 3 |
| 4 | коммуникабельность | -активный ролевой характер, происходит объединение в игре, -вне ролевая речь отсутствует, объединяются на основе интереса, -ребенок проявляет интерес к замыслам партнеров по игре, -взаимодействует по подгруппам, разрешает споры. | 4 |
Интерпретация данных таблицы:
Общая сумма баллов – 50
При анализе характеристик конкретного ребенка набор баллов:
ü Ниже 5– низкий уровень
ü От 5 до 10– второй уровень
ü От 10 до 15–третий уровень
ü От 15 до 20 – высокий уровень
Таким образом, в ходе наблюдения были получены такие результаты:
Первый уровень развития игровых умений не показал никто, второй уровень- 45% (12) детей, третий- 51% (15)детей, четвертый -4% (2) детей.
Сделанные выводы позволили наметить последующую работу по совершенствованию и развитию игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Этапы педагогического сопровождения игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
Этапы целевой ориентир педагог. сопровожд. | Шаги педагог. сопровожд. | Игровая позиция педагога в педагог. сопровожд. |
1 этап Диагностика организационный Цель: Диагностика игровой деятельности и создание условий для сюжетно-ролевой игры | 1 шаг Диагностика игровых интересов и предпочтений. 2 шаг Организация условий. Отбор сюжетов для игр. Создание предметно-игровой среды. | Педагог учит и фиксирует игровые интересы и предпочтения в ходе сюжетно-ролевой игры. Педагог предлагает детям сюжеты, учитывая их предпочтения, выявленные в ходе диагностики. Включает игровые сюжеты из мультфильмов, сказок и т.д. Освещает предметно тигровую среду. |
2 этап Совместная игровая деятельность. Цель: Развитие умения сюжетосложения. | 1 шаг Развитие умения придумывать новые перевоспитывающие сюжеты для отрицательных героев.
2шаг Развить у детей умения совместно с педагогом комбинировать разнообразные события с использованием ролевого взаимодействия. 3 шаг Развитие умения сюжетосложения, импровизированных умений, умения придумывать новую сюжетно-ролевую игру.
| Педагог занимает игровую позицию, имеющую проблемный характер. Педагог заинтересовывает детей. Стимулирует детей на фантазирование и придумывание интересных ситуаций, которые могли бы помочь отрицательным героям.
Педагог сопровождает, помогает придумывать новые сюжеты для героев мультфильмов и реализовать в сюжетно-ролевых игр.
Педагог сопровождает, Помогает сочинить фантазийные сюжеты и воплотить их в сюжетно ролевой игре. |
3 этап Самостоятельная игровая деятельность. Цель: Развитие самостоятельной игровой деятельности. |
| Игровую позицию педагога характеризуют косвенные приемы руководства сюжетно-ролевыми играми, включенное игровое взаимодействие при необходимости.
|
Из выше изложенного можно сделать вывод, что сюжетно-ролевые игры в качестве ведущего педагогического средства способствуют эффективности процесса социализации старших дошкольников. При чем, эффективное влияние сюжетно-ролевых игр на процесс социализации становится возможным при создании определенных условий:
-Сюжетно-ролевые игры соответствуют возрасту и потребностям детей;
-Сюжетно-ролевые игры являются средством приложения природной активности ребенка;
-Сюжеты игр моделируют жизненные ситуации;
-Детально продумана предметно-игровая среда;
-Заключительный этап сюжетно-ролевой игры – рефлексия детей.
Конспект сюжетно-ролевой игры "Больница" старшая группа
Сценарий сюжетно-ролевой игры: «Больница» для старшей группы
Задачи: Формировать у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры медицинские инструменты и называть их; способствовать возникновению ролевого диалога, формировать чуткое, внимательное отношение к заболевшему.
Предварительная работа: чтение художественной литературы; сказка К.Чуковского «Айболит», рассматривание сюжетных иллюстраций.
Атрибуты: игрушки: кукла, мишка, заяц, шапочки, халаты детские; комплект игры «Доктор»: градусник, шприц, бинт, вата, пипетка.
Игровое задание: вылечить больных игрушек.
Ход игры:
Воспитатель загадывает загадку:
Кто в дни болезней всех полезней.
И лечит нас от всех болезней? (Доктор)
Воспитатель: Правильно, ребята, это доктор. Ребята, слышите, кто-то у нас в группе плачет. Ой, да ведь это кукла Маша. Давайте узнаем, что случилось с Машей?
Кукла сообщает, что она заболела.
Наша кукла заболела.
Утром даже не поела.
Еле глазки открывает, Не смеётся, не играет.
Целый день она молчит, Даже «мама» не кричит.
Воспитатель: Давайте спросим Машу, что у нее болит, где у нее болит?
Дети спрашивают.
Кукла показывает: у меня вот тут болит.
Воспитатель: Что болит у Маши?
Дети: Голова. Кукла показывает, а воспитатель предлагает назвать, что еще болит у куклы. Дети догадываются, что болит горлышко. Кукла жалуется: мне даже больно глотать!
Воспитатель: Надо срочно что-то делать. Как помочь Маше? Чем помочь? Я придумала. Сейчас я надену белый халат и буду её лечить. Я - доктор. Здесь у меня больница, мой кабинет. Здесь лежат лекарства, градусники, шприцы для уколов, бинт.
Воспитатель: Как будем лечить Машу? Дети начинают предлагать: измерить температуру, дать лекарство. Воспитатель выслушивает всех.
Воспитатель: Вот молодцы, все хотят помочь! Давайте начнем. Помогайте мне.
- Здравствуйте, больной! Проходите, садитесь! Что у вас болит голова, горлышко?
Воспитатель: Сейчас возьму фонендоскоп и послушаю тебя. В лёгких чисто. Давай посмотрим горлышко, открой ротик, скажи «а-а-а-а». Ещё нужно температуру измерить - поставим ей градусник. У нашей куклы - ангина. Дадим ей таблетки и обрызгаем горлышко. Ожила вдруг кукла снова, Вот теперь она здорова! Может глазками моргать. Наклоняясь, маму звать. Воспитатель: А теперь у меня будет обед. На моё место придёт другой врач. Ксюша, давай ты теперь будешь врач. Надень белую шапочку, халат ты теперь врач, ты будешь осматривать больных и назначать лекарства.
будет медсестрой, она будет лечить больных: ставить уколы, давать таблетки. (дети выбирают себе роли)
Матвей приходит к доктору.
-Заболел мой зайка. Зайка ушко простудил - Форточку закрыть забыл. Нужно доктора позвать, И лекарства зайке дать.
Ксюша: -Здравствуйте, больной! Проходите, садитесь! Что у вас болит?(лечит зайку)
Воспитатель: Что болит у зайки? Как ему поможем? (ответы детей).
Данил приходит.
- Мишка тоже заболел. Плачет мишка-медвежонок: Уколол его ежонок Прямо в носик черный Лесовик проворный.
Воспитатель: Что болит у Мишки? Как ему поможем? (ответы детей)
Оля: (помогает сделать перевязку).
Арина
- Кошка Мурка тоже заболела. Несчастная кошка поранила лапу, Сидит и ни шагу не может ступить. Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу, Нам нужно к врачу поскорей поспешить.
Воспитатель: Что болит у Мурки? Как мы ей поможем? (ответы детей)
Игра продолжается.
По завершению игры воспитатель всех благодарит: Молодцы, ребята, помогли своим игрушкам, всех вылечили! Вам понравилась игра? Во что мы сегодня играли? (в доктора).
Правильно! Всегда внимательно, с любовью, Наш доктор лечит вас, ребят.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. В.Деркунская, А.Н Харчевникова. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей5-7 лет. Учебно-методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования,2015г.
2. Н.А.Виноградова, Н.В. Позднякова. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. Практическое пособие. -М.: Айрс Пресс 2011г.
3. О.В. Солнцева Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетно-ролевых игр детей. -СПб Речь 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевая игра как ведущее средство социализации детей старшего дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ему хочется включиться в эту взрослую ж...
Статья на тему: Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста.
сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста....
Сюжетно-ролевая игра как ведущее средство социализации детей старшего дошкольного возраста
В работе рассматривается значение сюжетно-ролевых игр в процессе социализации старших дошкольников. Дается определение социализации и описываются особенности социализации детей - дошкольников....
Статья "Сюжетно-ролевая игра как основное средство социализации детей старшего дошкольного возраста"
В статье рассматривается актуальность этой проблемы. А также значение этого вида игры для социализации дошкольников....
Игровой мини- проект «Социализация детей старшего дошкольного возраста через организацию сюжетно – ролевой игры «Магазин»
Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В. Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремиться человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направ...
Опыт работы по теме : «Сюжетно -ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста».
Опыт работы по теме:«Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста». Актуальность: те...
«Организация взаимодействия с родителями в рамках работы клуба «В школу вместе» как условие успешной социализации детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы).
Как писал Василий Александрович Сухомлинский, «от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – о...