Опыт работы по теме "Роль сюжетно-ролевой игры в нравственном развитии детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая группа) на тему

Лазарева Наталья Яковлевна

Актуальность опыта определена проблемой низкого уровня развития игровой деятельности и ограниченным временем для игровой деятельности в детском саду, что вытекает из необходимости проведения занятий, что особенно актуально для детей старшего дошкольного возраста. Опыт актуален, так как он позволяет разрешить некоторые противоречия: между стремлением ребенка включиться во взрослую жизнь и неумением моделировать взаимоотношения.В своей работе с детьми я использовала сюжетно - ролевые игры для формирования социально-нравственного поведения , наряду с этим проводила с детьми наблюдения, этические беседы; занимательные и творческие задания и вопросы – все это стимулирует познавательную и коммуникативную активность детей, создает положительный эмоциональный настрой и дает хорошие результаты в усвоении программных и жизненных задач), но наиболее интересным, увлекательным и эффективным средством формирования навыков межличностного взаимодействия детей дошкольного возраста, считаю, социально – ролевые игры и игровые упражнения коммуникативной направленности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_lazareva_n.ya_.doc187.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад  № 20 п. Кубань

Обобщение опыта по теме:  «Роль сюжетно-ролевой игры в нравственном развитии детей старшего дошкольного возраста»

воспитатель

Лазарева Н.Я.

2017г.


Содержание

Введение………………………………………………………………………..3-5. 1.Литературный обзор состояния вопроса

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике……………………6-11

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании………………………………11-14

2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта…………………………………………………………………………15-16

3. Педагогический опыт

3. 1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте ………………………………………………………17-23

3. 2. Актуальность педагогического опыта…………………………………24-25

3. 3. Научность в представляемом педагогическом опыте…………………25-29

3. 4. Результативность педагогического опыта……………………………29-32

3. 5. Новизна представляемого педагогического опыта……………………32-33

3. 6. Технологичность представляемого педагогического опыта…………..33-35

3. 7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта…………………………………………………………………………35-40

4. Выводы ………………………………………………………………………...40

Библиографический список……………………………………………………..41


Введение

Актуальность темы обусловлена острой проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современном обществе. Педагоги и психологи писали о широких возможностях игры для воспитания нравственных качеств и чувств ребенка, но экспериментальные исследования по выяснению функций игры в развитии у дошкольников гуманных чувств не проводились.

Особое развитие в дошкольном возрасте получает сюжетно-ролевая игра, в основе которой роль, выбираемая ребенком, и действия по реализации этой роли. В сюжетно-ролевой игре происходит знакомство с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего смысла. В игре ребенок активно познает окружающую действительность и овладевает общественным опытом, нормами поведения, общечеловеческими ценностями, накопленными предшествующими поколениями. Сюжетно-ролевая игра обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка. Нравственное развитие обуславливается тем, как дошкольник усваивает нравственные отношения, существующие в обществе. Возникает вопрос, в какой мере сюжетно-ролевая игра обеспечивает такое усвоение. Изучение структуры игры позволяет выявить ее роль в усвоении нравственных отношений.

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева АН, Эльконина Д.Б. и т.д.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

Проблемы дошкольной игры оказались в центре внимания с первых лет развития дошкольного воспитания. Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста. Так, для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра – есть, своего рода, средством познания ребенком действительности.

Педагоги и психологи отмечали огромное значение игры в дошкольном возрасте. Д.В. Менджерицкая , А.В. Запорожец, Р.И.Жуковская утверждали, что нравственное развитие дошкольника зависит от сформированности ее содержательной стороны, степени активности в ней ребенка. Это, в первую очередь, касается игр с «хорошим нравственным содержанием», многократное повторение которых должно привести к закреплению гуманных чувств и отношений, то есть необходимо создавать специальные игровые ситуации, в которых ребенок будет воспроизводить и закреплять этические представления. По мнению Д.Б. Эльконина, Д.В. Менджерицкой, игра является средством активного, действенного проникновения ребенка в жизнь взрослых. Игра является условием открытия ребенком человеческих взаимоотношений. Именно через сюжет игры педагог должен вводить в сферу представления ребенка знания о нормах общественного поведения. Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К.Д., в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка – это серьезное занятие.

Варьирование сюжета игры способствует более глубокому проникновению ребенка в нравственные нормы не только со стороны знаний, но и со стороны развития нравственных качеств самого ребенка. Значит, содержание игры выступает в качестве определяющего фактора для формирования нравственного облика ребенка. Соответственно, сюжетно-ролевая игра не может возникнуть, если ребенок не знаком с взаимоотношениями людей, которые он изображает. Вопрос состоит в том, может ли в процессе разыгрывания детьми сюжетных взаимоотношений происходить присвоение нравственного содержания.

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер.

Психолог Запорожец З.А. замечает: «Сюжетно-ролевая игра, как и сказка, учит ребенка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков».

В творческой сюжетно-ролевой игре ребенок активно воссоздает, моделирует явления реальной жизни, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляет след на долгие годы.

Глава 1. Литературный обзор состояния вопроса

1.1.История темы педагогического опыта в педагогике

Проблемы сюжетно-ролевой игры оказались в центре внимания с первых лет развития дошкольного воспитания. Основой развития теории и практики сюжетно-ролевой игры стали положения об игре как целенаправленной социальной деятельности и важном средстве развития описывающие сюжетно-ролевую игру, единодушно отмечали, что решающее значение оказывает окружающая ребенка действительность. Дети играют в то, что они воспринимают вокруг, и что является для них особенно привлекательным.

Исследования отечественных и зарубежных ученых - философов, социологов, историков культуры (Гайнц Либшер, Георг Клаус, К. Г. Юсупов, В. И. Истомин, В. И. Устименко, Д. Н. Узнадзе и др.) рассматривают своеобразие игры, ее роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре. Исследователи отмечают ценность игры, ее условность, а также указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека. на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.

  Хотя многие психологи и педагоги (Р. И. Жуковская, А. В. Запорожец, С.А. Новоселова, Д.В. Менджерицкая, Д.Б. Эльконин и др.) писали о широких возможностях сюжетно-ролевой игры для воспитания нравственных качеств и чувств ребенка, но экспериментальные исследования по выяснению функций игры в развитии у дошкольников гуманных чувств не проводились. Сюжетно-ролевая игра может быть средством формирования у детей нравственных представлений вообще и гуманных чувств в частности, поскольку дети воспроизводят в ней человеческие взаимоотношения.

Структура творческой сюжетно-ролевой игры, согласно Д.Б. Эльконину включает следующие взаимосвязанные элементы: роли, которые берут на себя дети; игровые действия, посредством которых эти роли реализуются; игровое употребление предметов (замещение реальных предметов игровыми).

Кроме того, в игре выделяют реальные отношения между играющими, которыми, в отличие от ролевых, определяется избирательность по отношению к партнерам.

Так, изучая влияние игры на развитие моторики детей дошкольного возраста, А. В. Запорожец отметил, что движения ребенка, включившегося в определенную роль, существенно отличаются по структуре и продуктивности от его двигательных умений в обычных условиях.

Л.С. Выготский отметил, что положительно воздействует игра на развитие произвольных процессов памяти дошкольника. Например, сознательная установка запомнить и припомнить достигается ребенком в игре раньше и легче, чем, скажем, на занятии или в других видах деятельности. Именно роль, придавая общественный смысл действиям дошкольника, оказывает развивающее влияние. При этом определяющим фактором выступает не сама по себе игра, а то или иное конкретное содержание. Педагог может стимулировать его в соответствии с воспитательными задачами. Содержание вводится в игру через ее роль. Роль предполагает определенную систему действий, осуществляемых в условной ситуации или в воображаемом плане, что и является характерным свойством игры.

Игровые действия отличаются от предметных сокращенностью и обобщенностью. В игре старших дошкольников на первый план выступают отношения между людьми, общественный смысл труда, т. е. по известному выражению Л.С. Выготского игра есть арифметика социальных отношений.

В ней практически моделируются отношения, в которые вступают люди при выполнении своих общественных функций.

Таким образом, игра для детей единственно доступное средство ориентации в мотивах и моральных правилах взрослых.

Функции роли и развертывание сюжета диктуются игровыми правилами и четко обозначаемыми предписаниями.

Во всякой ролевой игре между ролью, игровыми действиями и ролевыми правилами существуют определенные отношения. Они изменяются в соответствии с возрастом детей - участников игр.

Ролевое поведение детей в игре, по утверждению Д. Б. Эльконина, является сложно организованным. В нем есть образец, который, с одной стороны, ориентирует, а с другой - выступает эталоном для контроля, в нем есть выполнение действий по образцу и сравнение их с образцом, т. е. контроль.

Среди психологов и педагогов распространено мнение, что основное воспитательное значение игры определяется тем, во что играют дети (сюжетом), и что они отражают в своих играх в качестве центрального момента (содержанием).

А.В.Запорожец подчеркивал, что в игровой деятельности дошкольник приобретает важнейшие психологические новообразования: познание новых областей действительности, в первую очередь социальной; усвоение функций и отношений взрослых людей в обществе; способность действовать в плане воображения; усвоение правил взаимоотношений и социальных мотивов, способность к произвольности поведениях.

Обсуждая вопрос об игре ,как форме организации жизни и деятельности детей, А.В.Запорожец в предисловии к книге А.П.Усовой «Роль книги в воспитании детей» справедливо подчеркивал, чтобы нравственные нормы выполнялись дошкольниками не только под влиянием авторитета взрослого и использовались в качестве внешнего аргумента в их личностных отношениях, например при разрешении ссор и конфликтов, а стали бы внутренними мотивами поведения, следует подготовить почву для их усвоения. Такая психологическая почва создается путем надлежащей организации практики взаимоотношений детей, как в процессе игры, так и в других видах деятельности.

Важным этапом в развитии теории и практики детской игры явились в 50- х годах работы А.П.Усовой. Предложенная ею система обучения на занятиях способствовала повышению уровня детских игр. А.П.Усова сделала детские реальные общественные отношения предметом социального исследования.

А.П. Усова считала, что оно составляет лишь часть всей воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения, направленной на всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста.

По утверждению Д.Б. Менджерицкой, основной путь воспитания в игре это влияние на ее содержание, т. е. выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей, реализация игровых образов.

Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные и социальные чувства дошкольников. Необходимое условие этого-моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства.

Д.В. Менджерицкая определила в качестве предмета исследования сюжет игры, ее этическое содержание, позволяющее ребенку наиболее ярко выразить ролевое поведение (и помогающие ему в этом). Игра, по ее данным, возникающая на основе нравственного ценного сюжета, воспитывающим образом влияет на детей, их взаимоотношения не только в ходе игры, но и (в значительной мере) в повседневной жизни.

Дети по собственному побуждению ориентируются на привлекательный для них игровой образ. Он вызывает у них положительные эмоции, повышает интеллектуальную активность и желание действовать в игре как герой, т.е. дети выражают свое отношение к нему; комбинируют имеющиеся представления, искренне переживают изображаемые события. Экспериментатор же, воспитатель получают возможность использовать такое стремление ребенка и вне игры, в процессе общения с ним в повседневной жизни: напоминают ему, каким внимательным, вежливым доктором он был во время игры в больницу или каким он был смелым, справедливым капитаном, когда играли в путешествие на пароходе.

Как утверждала Д.В.Менджерицкая, от содержания сюжетно-ролевой игры зависит, какие мысли и чувства возникают в игре, как она влияет на нравственное воспитание ребенка. Сюжетно-ролевые игры детей построены на правилах, но в отличии от дидактических и подвижных игр, где правила даются в готовом виде, в ролевых играх правила заимствуются детьми из той общественной среды, в которой они живут. Правилами общественной жизни дети первоначально овладевают именно в изобретательных ими играх, разумеется, по-своему, преломляя их. В этих играх ребенок живет в интересах современности. Игры, придуманные детьми, построены на замысле. Замысел - это не плод отвлечений мечтательности ребенка, он является результатом наблюдения окружающего. Характерно, что осуществляя замысел, ребенок действует по определенным правилам. Поэтому, в играх ребенок устраивает нормы нравственности этого общества незаметно, без особых пояснений.

Р.И. Жуковская рассматривает возможности сюжетно-ролевой игры для становления взаимоотношений детей младшего дошкольного возраста и использует для этой цели игры-занятия, на которых внимание сосредотачивается на доступных их пониманию жизненных явлениях, что помогает формировать культуру поведения.

Так, в исследовании Р.И. Жуковской обращается внимание на нравственно ценное содержание детских сюжетных игр, которое способствует развитию моральных, патриотических чувств, чувства привязанности к родным и близким, что отражается детьми при выполнении ими тех или иных ролей. В процессе коллективной игры дети приобретают организаторские способности, проявляют настойчивость и инициативу. Решение воспитательных задач способствует обогащение содержания игр, учет игровых интересов детей, углубление моральных чувств.

Современными подходами к становлению и развитию сюжетно- ролевых игр занимались известные педагоги и ученые Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова.

В психолого-педагогических исследованиях Н.Я. Михайленко и Н.А.Короткова указывали, что с игровой деятельностью в дошкольном учреждении дело обстоит не вполне благополучно, что она не достигает должностного уровня развития, «уходит» из жизни детей. Этот вопрос поднимался неоднократно. Причины такого положения с игрой, объясняют Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова , что прежде всего, это связано с переходом отечественной дошкольной педагогики на новый этап развития. Сегодня в жизни современного дошкольника появилось много источников знаний (книги, телевидение, общение с взрослыми вне детского сада).

Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею - «умеют играть».

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании

Для системы дошкольного образования устанавливаются требования нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), в которых определены обязательные образовательные области и основные задачи образовательных областей. В связи с этим изменились подходы к организации воспитательно - образовательного процесса. Теперь особое место отведено игре.

Как автора  опыта, меня,  заинтересовала проблема использования в образовательном процессе ДОУ роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей на разных возрастных этапах, потому что личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра.

Началом работы по теме опыта стало проведение мониторинга уровня сформированности игровых умений. Данные показали, что у 11% детей – низкий уровень, средним уровнем обладают – 55%, 33% - имеют высокий уровень.

Исходя из результатов мониторинга, следовал вывод о том, у детей недостаточно сформирована игровая деятельность, следовательно, используемые методы были не эффективными. Можно предположить, это связано в отсутствии подходов в организации воспитательно - образовательного процесса сюжетно-ролевой игры у дошкольников.

Мы знаем, что через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления.

Играя, ребенок больше запоминает, узнает много нового, больше поймет. Полученные в процессе такого обучения знания способствуют прочному усвоению учебного материала.

Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.

В настоящее время ученые обеспокоены состоянием игровой деятельности в дошкольном учреждении. Ослабление внимания к сюжетно-ролевой игре происходит в связи с недопониманием практическими работниками роли игры в нравственном воспитании ребенка.  В новых ФГОС дошкольного образования меняется привычное для современной дошкольной педагогики разделение «игра — учебные занятия», приводящее к разрыву целостности образовательного процесса, на более психологичную и соответствующую возрасту структуру: игра и родственные ей виды деятельности. Для того, чтобы превратить  игру в развивающуюся самодеятельную деятельность детей, необходимо, прежде всего, хорошо понимать, в чем состоят педагогические возможности сюжетно-ролевой игры по отношению к ребенку, определить содержание и цели педагогической работы по развитию игры, осуществлять правильное руководство игрой.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Цель игры - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Сначала игровые технологии используются как отдельные игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.

В дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые используют воспитатели в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все образовательные области и виды детской деятельности: познавательно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую, музыкально- художественную, продуктивную деятельность.

В основной образовательной программе 25 % отведено социально- личностному направлению развитию дошкольников - это труд, безопасность и игра.

В творческой, ролевой игре дошкольника есть и цель и результат. Цель игры заключается в осуществлении взятой на себя роли. Результатом игры является то, как осуществляется эта роль. Конфликты, возникающие по ходу игры, как и само удовольствие от игры определяются тем, насколько результат соответствует цели. Если такого соответствия нет, если правила игры часто нарушаются, вместо удовольствия дети испытывают разочарование и скуку. Сюжетно-ролевые игры формируют интегративные качества личности ребенка, так как в них дети отражают знания об окружающем мире, навыки общения с детьми и взрослыми, проявляют творческие способности, решают возникающие проблемные ситуации и многое другое

Обобщив традиционные подходы Д.В. Менджерицкой, заключающиеся в обогащении содержания игр, исследования, проведенные А.П. Усовой о взаимоотношениях в игре, анализировав современные подходы, исследованные Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой к руководству сюжетно-ролевой игры, а также изучив психолого-педагогическую литературу о сущности сюжетно-ролевой игры, ее структуре, мы определили педагогические условия влияния сюжетно-ролевых игр на нравственное воспитание дошкольников: целенаправленное педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми; взаимодействие педагога с семьей воспитанника по проблеме нравственного воспитания ребенка; обогащение сюжетно-ролевых игр нравственным содержанием.

2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта

Базой для формирования данного опыта являются воспитанники МБДОУ д/с № 20 в возрасте 5-6 лет. Количество детей в группе 23. Из них 12 девочек и 11 мальчиков.

Большая часть детей воспитывается в полных семьях. Дети воспитываются в доброжелательной атмосфере и не ощущают себя ущербными.

Взаимоотношение между детьми в начале работы были сложные, так как группа, послужившая базой опыта, открылась только полтора года назад, и дети ее посещавшие, были детьми «домашними». Воспитанники нашей группы привыкли в основном к общению со взрослыми, поэтому отношения сверстников сложились не сразу.

На сегодняшний день взаимоотношения между детьми  ровные, спокойные. Изредка возможны конфликтные ситуации.

Активными помощниками воспитателей группы являются родители наших воспитанников, которые активно откликаются на любые инициативы педагогов.

Во время проведения непосредственной образовательной деятельности, дети внимательны, активны, с удовольствием участвуют в любом предложенном виде деятельности, проявляют творческую инициативу.

Воспитанники  проявляют активность и творчество в проведении различного рода мероприятий. Дети в основном доброжелательны друг к другу. Инициативность, активность, живой оклик на новые дела, творческие начинания – вот основные черты дошкольников этой группы.

Большая часть ребят умеют самостоятельно обдумывать предстоящие начинания, участвовать в коллективном планировании и анализе своей работы. Отношения в группе между мальчиками и девочками – дружеские.

 У большинства дошкольников осознанная дисциплина,  они умеют руководить и подчиняться. Внимание, доброта и забота взрослых вызывают появление адекватных чувств и отношений со стороны детей.

Итак, в целом коллектив группы целеустремлен, активно участвует в общественной деятельности, включается в предложенную работу. В коллективе есть деловое сотрудничество, взаимопонимание, ответственность каждого за себя и за весь коллектив.

3. Педагогический опыт

3. 1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

С учетом тематического принципа построения программы воспитателями всех возрастных групп разрабатывается система игр на учебный год по каждой образовательной области: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, физическая культура, художественное творчество, музыка.

Классификация игр должна отражать:

  • дидактические,
  •  подвижные,
  • театрализованные,
  •  сюжетно – ролевые,
  • музыкальные игры.

         Учитывая, что образовательная деятельность проходит не только в организованной деятельности, но и в совместной деятельности педагога с детьми, а так, же в режимных моментах, разработаны циклограммы планирования образовательной деятельности осуществляемой в ходе режимных моментов, согласно возрасту. Циклограмма учитывает всю классификацию детской игры на развитие внимания, памяти, мышления, творческих способностей и др.

Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, развивают речь, знакомят со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

В ФГОС выделяются два возможных пути организации игры в дошкольном учреждении. Первый путь заключается в традиционном для отечественной педагогики воздействии взрослого на содержание сюжетной игры ребенка; в соответствии со вторым путем игра рассматривается как культурная деятельность и создаются благоприятные условия для формирования у детей различных способов игры.

Для того чтобы создать благоприятные условия для организации сюжетно-ролевой игры необходим комплексный подход, который включает взаимосвязанные компоненты:

-Ознакомление с окружающим в активной деятельности детей.

-Обогащение игрового опыта детей.

-Активизирующее общение педагога с детьми в процессе игры.

-Проектирование предметно-игровой среды.

-Развитие навыков общения с детьми и взрослыми.

-Игровое сотворчество родителей и детей.

1. Ознакомление с окружающим в активной деятельности - дать детям яркие впечатления об окружающем; создать основу для развития и обогащения содержания игры (понимание смысла действий людей, назначение предметов и т.д.). Сюда может быть включена совместная деятельность с детьми в повседневной жизни и во время специально организованных занятий, которая тематически связана с темой сюжетно-ролевой игры.

Примерное содержание работы:

-Наблюдения, экскурсии, целевые прогулки;

-Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, предметов, просмотр видеозаписей и т.д.;

-Чтение, рассказ, заучивание наизусть, прослушивание дисков, аудиозаписей и др.;

-Подключение детей к решению практических задач (посильное участие в трудовых действиях взрослых);

-Различные виды игр на специально организованных занятиях, близкие по тематике или содержанию к сюжетно-ролевой (игра-путешествие, игра-экспериментирование, игра-фантазирование и др.)

2. Планомерное обогащение игрового опыта детей - развивать умение детей переводить жизненный опыт в условный план игры. Сюда включается совместная игровая деятельность педагога с детьми (группой детей, ребенком), используя все периоды времени, отведенные режимом для игры и свободной деятельности детей. Это могут быть игровые упражнения и разные виды игр (дидактические, развивающие, подвижные, театрализованные, режиссерские, строительно-конструктивные и др.), тематически близкие к сюжетно-ролевой.

3. Активизирующее общение педагога с детьми в процессе игры – третий компонент комплексного метода. Его цель: способствовать развитию самостоятельной игры ребенка, поиску новых игровых задач и способов их решения. Здесь планируются методы педагогического руководства развитием сюжетно-ролевой игры, что становится возможным при включении взрослого в игру в определенной роли.

Общение взрослого с ребенком направляется на формирование прогрессивных для каждого возрастного периода способов решения игровых задач:

-младший дошкольный возраст – на развертывание сюжета как смысловой цепочки предметных действий с сюжетными игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами;

-средний дошкольный возраст – на развертывание сюжета как цепочки ролевых действий (ролевого диалога);

-старший дошкольный возраст – на развертывание сюжета как последовательности взаимосвязанных событий.

Деятельность детей, таким образом, протекает в усложняющихся игровых проблемных ситуациях, опирающихся на их практический и игровой опыт.

В проблемной ситуации игровая задача заранее продумывается и планируется взрослым (создаются условия для ее решения теми или иными способами и средствами). Взрослый (участник игры, партнер) при этом побуждает ребенка к самостоятельному решению задачи («Что пьет твоя дочка? Почему даешь ей холодный чай?») Активизируя прежний опыт и знания ребенка наводящими вопросами, советами, педагог старается вызвать у него эмоциональную заинтересованность игровой задачей, желание подумать, как ее решить в новых условиях. Формулировка игровой задачи может быть прямой («Покорми дочку»), косвенной («Дочка хочет есть»), игровая задача может быть поставлена вне подсказывающей сюжетной ситуации («Чья дочка потеряла маму?»). Игровые задачи (проблемные ситуации) могут быть направлены на развитие игровых действий с игрушками, сверстниками, педагогом.

Таким образом, третий компонент комплексного метода включает в себя разные виды обучающих игр. Обучающие игры вызывают интерес и эмоционально захватывают детей в том случае, если несут элемент новизны, сюрпризности и занимательности. Обучающие игры – это своеобразная форма передачи игрового опыт в процессе естественного общения взрослого с детьми по конкретному содержанию игровых задач, где ведущая роль принадлежит взрослому. Вместе со взрослым дети учатся ставить интересную воображаемую цель, усваивают новые, более обобщенные способы отображения действительности.

4. Проектирование предметно-игровой среды –создание условий для самостоятельной игры, адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности.

Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, который активизирует в памяти ребенка недавние впечатления, полученные при знакомстве с окружающим и в обучающих играх, направляют ребенка на самостоятельное и активное решение игровой задачи, побуждают к разным способам ее реализации и воспроизведения действительности.

Предметно-игровая среда изменяется с учетом практического и игрового опыта детей:

-сюжетные игрушки – предметы-заместители – воображаемые предметы;

-подсказывающие сюжетные ситуации – измененные сюжетные ситуации – самостоятельная организация предметно-игровой среды детьми.

В данном разделе планируется:

-внесение, совместное изготовление игрушек, ролевых атрибутов, маркеров пространства;

-изменения предметно-игровой среды;

-совместное составление алгоритмов игры (старший дошкольный возраст);

-проблемные игровые ситуации, направленные на самостоятельную организацию предметно-игровой среды детьми;

-обыгрывание игрового материала педагогом;

-презентации игрового материала взрослым (детьми старшего дошкольного возраста).

5. Развитие навыков общения с детьми и взрослыми – развивать у детей навыки общения со взрослыми и друг с другом. Педагог знакомит детей с вербальными и невербальными способами общения.

Примерное содержание работы:

-беседы, общение воспитателя с детьми, тематические связанные с сюжетно-ролевой игрой;

-коммуникативные игры, игры на развитие эмоциональной сферы ребенка;

-психогимнастика.

6. Игровое сотворчество родителей и детей – педагогическая пропаганда игровой деятельности среди родителей.

Примерное содержание работы:

- вовлечение родителей в образовательный процесс;

-наблюдение за игровой деятельностью детей (совместная игровая деятельность);

-изготовление (ремонт) игрового оборудования;

-привлечение родителей к ознакомлению детей с окружающим («Гость группы», наблюдения, беседы, чтение дома);

- изучение отношения родителей к детской игре;

- психолого-педагогическое просвещение родителей:

-подготовка наглядно-текстовых материалов;

-игротренинги для родителей;

-игротека, видеотека;

-обмен опытом.

Современный  подход к руководству сюжетно ролевыми играми дошкольников

В современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми. Чрезвычайно важным моментом является сам характер поведения взрослого, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в игру. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет настоящей игрой, если ребенок почувствует не моральное превосходство воспитателя, которому надо подчиняться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнера. Такая позиция взрослого - это гарантия возникновения у ребенка побуждения к сюжетной игре вообще, и возникновения у него интереса к любой тематике.

Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства.

Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть им понятным. Взрослый, играя с ребенком, должен пояснять игровые действия сам и стимулировать к этому ребенка. Пояснять свои игровые замыслы, согласовывать их в процессе игры - задача непростая, даже для старших дошкольников. Поэтому, творческая сюжетная игра самостоятельно может развертываться лишь в небольших группах детей.

Как в совместной игре с детьми, так и при создании условий для их самостоятельной игры недопустимы со стороны взрослого принуждение, диктовки тем, игровых ролей, формы игры (индивидуальной или совместной).

Возрастные этапы развития сюжетно - ролевой игры:

- 4 года. Роль осуществляется фактически, но не называется.

Сюжет состоит из двух действий, а воображаемую ситуацию удерживает взрослый.

- 4 - 5 лет. Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль. Сюжет из 3-4 взаимосвязанных действий, дети сами самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.

- 6 лет. Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры. Цепочка игровых действий, объединенных одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых.

- 7 лет. Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условна. Не только роли, но и замысел игры проговаривается детьми до ее начала. Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия ребенка разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми.

3. 2. Актуальность педагогического опыта

Актуальность опыта определена проблемой низкого уровня развития игровой деятельности и ограниченным временем для игровой деятельности в детском саду, что вытекает из необходимости проведения занятий, что особенно актуально для детей старшего дошкольного возраста.

Впервые особенности отношений между детьми, их влияние на становление детского сообщества и формирование общественных качеств детской личности определила А.П.Усова. Вместе с тем, в работах исследователей недостаточно изучены отдельные психолого-педагогические аспекты сюжетно-ролевых игр: как средства развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, воздействие воспитателя на процесс развития самостоятельности детей в сюжетно-ролевых играх.

Современная научно-методическая литература представляет значительное количество исследований, посвящённых отдельным направлениям совершенствования игры, её психолого-педагогическому осмыслению применительно к условиям жизнедеятельности детей разных возрастов.

Игра - одно из замечательных явлений жизни. Наблюдая за детскими играми, К.Д.Ушинский пришёл к выводу, что «для дитяти игра - действительность, и действенность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает… Интереснее она для ребёнка именно потому, что понятнее, а понятнее она потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живёт…»

Исследования многих отечественных и зарубежных учёных - философов, социологов, историков культуры (Гайнц Либшер, Георг Клаус, К.Г.Юсупов, В.И.Истомин, В.И.Устименко, Д.Н.Узнадзе и др.) посвящены своеобразию игры, её роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре. Исследователи отмечают ценность игры, её условность, а также указывают на её значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.

Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности.

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. В чём же её особенность? Характеризуя её, С.Л.Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка,- это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Опыт актуален, так как он позволяет разрешить некоторые противоречия:

- между стремлением ребенка включиться во взрослую жизнь и неумением моделировать взаимоотношения.

3. 3. Научность в представляемом педагогическом опыте

Сегодня общество испытывает острую нужду в таких обще гуманных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, эмпатия, доброжелательность. Воспитывать эти качества личности следует с раннего возраста. Дошкольное детство, по мнению ученых, как раз является сензитивным периодом в нравственном становлении личности. От того, насколько грамотно будет осуществляться воспитателем этот процесс, зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Именно сегодня первостепенной задачей педагога, работающего с детьми дошкольного возраста, является формирование у ребенка необходимых нравственных чувств, представлений, поступков, соответствующих нормам поведения. Основа развития личности закладывается в дошкольном возрасте, и чем сознательнее относятся взрослые к воспитанию малыша, тем успешнее происходит развитие личности в целом. Формированию нравственных ценностей, норм и правил у детей придавал огромное значение в своей педагогике К. Д. Ушинский. Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Игры детей отражают наиболее значимые события, позволяют проследить, какие идеалы формируются у подрастающего поколения. Игра для дошкольников является способом познания окружающего мира. Под влиянием игр у детей развиваются разнообразные интересы, расширяется их словарный запас, воспитываются такие сложные чувства, как любовь к Родине, своему народу, т.е. формируется личность будущего гражданина страны.

Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи, осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности, а в этом конечно на наш взгляд поможет игра.
По мнению Н.К. Крупской, именно игра дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами.
Подчеркивая особенности детских игр, она писала: « Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства. Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – серьезная форма воспитания…».
Л.С. Выготский определил место игры в педагогическом процессе. Он считал, что игра может быть представлена в виде формы организации жизни и деятельности детей, досуга в повседневной жизнедеятельности ребенка, может являться средством воспитания, коррекции, реабилитации и самореализации, методом и приемом обучения, а так же способом изменения отдельного ребенка в коллективе сверстников.


Основные принципы организации игровой деятельности:
- Отсутствие авторитаризма;
- Развитие игровой деятельности;
- Поддерживание игровой атмосферы;
- Взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
- Переход от простейших игр к сложным.

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из её характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии её развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа.

Самое главное — в игре ребенок воплощает свой замысел, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

Игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте еще более усложняется. У детей в этом возрасте должно быть развито умение объединяться в игру, договариваться о последовательности совместных действий, отображать характерные черты игрового образа. Содержанием детских игр становятся не только режимные моменты, но и различные праздники, экскурсии, труд взрослых. Особо возрастает интерес к играм с общественной тематикой.

Содержание игры дает возможность ребенку осознать мотивы и цели труда взрослых, воспроизвести их взаимоотношения, которые воспринимаются через роль и через игровые правила. Поэтому в старшем дошкольном возрасте необходимо способствовать расширению тематики детских игр, развитию их содержания на основе углубления знаний старших дошкольников о жизни советских людей.

Содержание игровой деятельности, обусловленной познанием окружающей жизни, является также важнейшим условием воспитания ребенка в игре. Естественно, что не каждая игра может нравственно развивать ребенка. Такую функцию может выполнить только «хорошая» игра. Можно выделить ряд критериев, которые ее характеризуют. Основными критериями такой игры в старшем дошкольном возрасте является увлеченность играми, содержание которых отражает характерные общественные явления (длительное пребывание в ролях, соответствие поведения взятой роли взрослого); содержательность целей игры; разнообразие сюжетов и ролей (желание выполнить роль взрослого любой профессии); проявление нравственных чувств (сопереживание, радость от общения, от достигнутых результатов).

Уровень детской игры находится в прямой зависимости от руководства игровой деятельностью со стороны воспитателя, который передает детям свой нравственный опыт, приобщает их к социальной жизни взрослых людей.

Значение и специфика сюжетно-ролевых игр заключаются в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живом воздействии образов на личность. Сюжетно – ролевые игры позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

  • художественным образованием и воспитанием детей;
  • нравственным воспитанием;
  • развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);
  • воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
  • созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Таким образом, научность работы определяется соответствием материалов основополагающим положениям, принципам, подходам современной педагогики и психологии в вопросах развития всесторонне развитой творческой, социально - адаптированной личности.

3. 4. Результативность педагогического опыта

          Одним из критериев результативности опыта является высокий уровень формирования игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста, проявление устойчивого интереса к окружающему миру. Для диагностики игровой деятельности были  использованы  диагностические карты и материалы из программы «Мониторинг в детском саду» (приложение 1)

Таблица 1

Уровень сформированности игровых умений детей средней группы

Уровень

2015-2016

начало учебного года

Низкий уровень

11%

Средний уровень

55%

Высокий уровень

33%

        Исходя из результатов мониторинга, был сделалан вывод о том, что у детей недостаточно сформирована игровая деятельность, следовательно, использованные ранее методы не были эффективными.

В середине 2015– 2016 учебного  года был проведен промежуточный мониторинг игровых умений у детей старшего дошкольного возраста.

Таблица 2

Уровни

2015-2016

учебный год

Промежуточный

2015– 2016

учебного года

Низкий уровень

11%

6%

Средний уровень

55%

48%

Высокий уровень

33%

46%

Исходя из промежуточного мониторинга, получены следующие данные: высокий уровень сформированности игровых навыков увеличился на 13%, средний уровень изменился на 7%, низкий уровень изменился с 11% до 6%.

Контрольное обследование детей позволило определить изменения в повышении уровня формирования игровых навыков у детей.

Таблица 3

Уровни

    2015-2016

учебный год

Промежуточный

2015– 2016

учебного года

Итоги на конец учебного года

Низкий уровень

11%

6%

0%

Средний уровень

55%

48%

42%

Высокий уровень

33%

46%

58%

Изменение уровня

Уменьшение на 11%

Увеличение на 13%

Увеличение на 25%

Диагностика детей показала, что играя, дети учатся взаимодействовать друг с другом, общаться, договариваться, вести диалог. В игре развиваются воображение, мышление, речь детей. Чаще всего сюжетом игры дети выбирают хорошо знакомые ими события и ситуаций, наблюдаемые ими в реальности.

Опыт работы показал, что у детей произошли значительные позитивные изменения по всем показателям развития игровых умений и навыков, что доказывают результаты мониторинга 2015 года: высокий уровень – 33%, 2016 год – 58%. Игра - основной вид деятельности ребенка. Игра удовлетворяет основные потребности дошкольника: стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. Ребенок в игре действует самостоятельно, свободно выражает свои желания, представления, чувства. Через игру можно развить познавательные характеристики ребёнка, подготовить его к жизни в современном обществе, заставить его поверить в свои силы и возможности.

Также игра удовлетворяет потребности ребенка в общении, дети вступают в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. В игре ребенок учится ставить цель, планировать, добиваться результатов, то есть в ней зарождаются основы трудовой и учебной деятельности, развивается воображение.

3. 5. Новизна представляемого педагогического опыта

Новизна опыта работы прослеживается в удачной комбинации известных методов и приемов организации и проведения сюжетно-ролевых игр и методов развития социализации личности ребенка-дошкольника.  Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию фантазии, воображения, приобщают их к миру прекрасного, успешней развивают  творческие способности, эстетические чувства. Дети становятся добрее, учатся  жить. И задача взрослых показать детям социальный мир “изнутри” и помочь ребенку понять свое место в этом мире как его члена, участника событий, преобразователя. Но социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание социальной действительности будет происходить через действия с предметами, через общение. Поэтому важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру. Обучение и воспитание детей осуществляю не с передачи готовых знаний, умений и навыков, а с создания условий происхождения человеческих способностей, т.е. с постановки тех проблемных задач, в процессе решений которых эти способности формируются, а эти знания, умения и навыки усваиваются. Поэтому перспективный план   обучения детей игре составлен с постепенным усложнением.  Так, если в младшей  группе (3-4 года) идет обучение детей наиболее простым играм («Дочки-матери», «Шофёры» и т.д.) с последующим закреплением полученных знаний и умений (беседы, составление рассказов и т.д.), то к подготовительной группе дети владеют широким спектром сюжетно-ролевых игр и имеют возможность применить многообразие своих знаний и умений в жизни.

3. 6. Технологичность представляемого педагогического опыта

Цель: формирование игровых умений через сюжетно-ролевую игру.

Задачи педагога:

- анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме формирования сюжетно-ролевой игры дошкольников. 

- выявить уровень сформированности игровых умений дошкольников.

- Разработать комплексно-тематический план работы с использованием информационно-коммуникативных средств, с целью повышения уровня игровых умений дошкольников.

- создать базу дидактических материалов, картотеку необходимую для работы с детьми дошкольного возраста по данному направлению.

- разработать рекомендации для родителей по применению методики формирования игровых умений детей дошкольного возраста.

Планируя образовательную деятельность, опиралась на определенные дидактические принципы, которые сегодня наполнили новым содержанием с акцентом на рассматриваемую проблему и возраст детей.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Информационно-коммуникационные технологии повышают активность, процесс самопознания.

Принцип научности. Исследователи считают сюжетно-ролевую игру творческой деятельностью. В ней дети воспроизводят все то, что они видят вокруг. А. А. Люблинская отмечает, что ролевая игра является формой творческого отражения ребенком действительности, сплетения реальности и вымысла. По мнению Д. Б. Эльконина, сам факт принятия на себя роли и умение действовать в воображаемой ситуации есть акт творчества: ребенок творит, создавая замысел, разворачивая сюжет игры. Л. С. Выготский считает, что переход к творческой деятельности связан с появлением у дошкольников замысла игры, который, в свою очередь, означает возникновение и развитие творческого воображения.
Исследователи подчеркивают важную роль в развитии детского творчества самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Именно самодеятельная игра детей (то есть «делаю сам») составляет сущность воспитания.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.

Большое место отвожу играм, отражающим труд взрослых. («Детский сад», «Поликлиника», «Магазин», «Парикмахерская» и т. д.)

Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощь создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.

Для того чтобы дети могли проявлять творчество в различных видах сюжетно-ролевых игр, чтобы они были интересны и привлекательны, создаем следующие условия:

- содержание игр соответствует интересам и возможностям детей;

- педагогическое сопровождение игр строится с учетом постепенного развития самостоятельности и творчества ребенка;

- создаются необходимые атрибуты к игре;

-предметно-игровая среда дошкольного учреждения постоянно изменяется.

Педагог, работающий с детьми, знает технические возможности компьютера, имеет навыки работы с ним, владеет методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям.

Наличие необходимой материально-технической базы.

(В ДОУ имеются: компьютер, мультимедийный проектор, принтер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера).

Соблюдение требований к использованию ИКТ в образовательном процессе.

Организую образовательную деятельность в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10.

3. 7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.

Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.

Ни секрет, что в педагогической практике главным помощником для установления продуктивных межличностных отношений между детьми является игра. И это факт, ведь именно в игре личность ребенка начинает раскрываться. Это происходит спонтанно, благодаря тому, что игра, увлекая за собой, снимает психологическое напряжение, исчезает зажатость и как следствие устанавливается продуктивное общение.

Но, не смотря на все достоинства игровой деятельности, мы в своей работе, столкнулись с огромной проблемой в развитии коммуникативных навыков у детей. Дети, до этого дня не ходившие в детский сад, с раннего возраста, не имели достаточного багажа социального опыта. И по этому не умели, а за частую не проявляли ни какого желания играть. При нынешнем темпе жизни у родителей часто не хватает времени заниматься развитием детей. Уют в доме, вкусная еда и окружение любящих родственников, вот все, что достаточно для моего ребенка. Так считают многие родители. Важнейшую роль в жизни ребенка играет межличностное отношения. Формирование положительного опыта общения необходимо, его отсутствие приводит к стихийному возникновению негативных форм поведения.

Наши дети стремились, но не умели общаться, выражать свои эмоции, обмениваться информацией, чувствовать друг друга. У наших ребят не было достаточного опыта общения со сверстниками На помощь нам пришли сюжетно-ролевые игры.

В своей работе с детьми я увидела проблему взаимоотношений между дошкольниками, обнаружила конфликтные ситуации в группе. Между нашими воспитанниками во время игровой, образовательной и совместной деятельности сформировался широкий диапазон взаимоотношений, которые не всегда складывались благополучно. Дети не умели договариваться, часто ссорились, конфликтовали, не пытаясь услышать друг друга, были агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствовали нормальному общению детей, но и мешали воспитательно - образовательному процессу в целом.

Коммуникативные навыки можно развивать в образовательной и повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх.

Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оценивают не только по деловым качествам, но и личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений о нормах морали, углублением в понимании содержания нравственных качеств.

В своей работе с детьми я использовали сюжето - ролевые игры  для формирования социально-нравственного поведения , наряду с этим проводила с детьми наблюдения, этические беседы; занимательные и творческие задания и вопросы и т.д.– все это стимулирует познавательную и коммуникативную активность детей, создает положительный эмоциональный настрой и дает хорошие результаты в усвоении программных и жизненных задач), но наиболее интересным, увлекательным и эффективным средством формирования навыков межличностного взаимодействия детей дошкольного возраста, считаю, социально – ролевые игры и игровые упражнения коммуникативной направленности.

Конечно,  любая работа с детьми невозможна без участия в ней родителей. Только сообща, работая в тесном взаимодействии можно добиться наиболее высоких результатов, поэтому  в своей работе стараемся привлекать родителей к непосредственному участию в образовательном процессе.

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы по обозначенной проблеме, анализа результатов исследования где были выделены «слабые» места в сформированности навыков межличностного взаимодействия детей в процессе разнообразной деятельности, характера и содержания, имеющихся в возрастной группе межличностных отношений были обозначены задачи формирующей работы:

  • Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении; развитие чувства принадлежности к коллективу;
  • Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями; умений устанавливать контакт к окружающими людьми;
  • Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
  • Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения; формирование доверия к собеседнику;
  • Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему пониманию в процессе общения; развитие навыков эффективного общения, необходимых при сосуществовании и выполнении функций, возложенных на каждого члена детского коллектива – развитие групповой сплоченности.
  • Формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой)-средствами человеческого общения;

Огромно и воспитательное значение сюжетно – ролевых игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.
Следует отметить, что в сюжетно – ролевой игре формируются нравственные ценности. И от того какие ценности будут сформированы сегодня, зависят личные особенности каждого из них и общества в целом.
Целенаправленная и систематическая работа с группой дошкольников по использованию возможностей развивающих, сюжетно – ролевых  игр и игровых упражнений коммуникативной направленности (рассматриваются как разновидность методов социально-нравственного воспитания) позволила изменить качественные характеристики показателей сформированности навыков межличностного взаимодействия, улучшила психологический климат в детском коллективе и произошли существенные положительные изменения коэффициента сплоченности детского сообщества.

«Ядром» социально-нравственного развития дошкольника является: умение хорошо ориентироваться в правилах культуры поведения; в овладении навыками всевозможных способов построения, поддержания и развития взаимоотношений, основанных на принятии активной позиции партнера, чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать в неудачи, радоваться за успех другого); умение согласовывать свои желания с мнением других участников взаимодействия; умение аргументировано и спокойно доказать свою точку зрения; умение справедливо и адекватно оценивать себя и других партнеров по деятельности; умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами поведения.

Так, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является (от 3-6,7 лет) игра. Её сущность заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком действительности. В ней ребенок познает правила общения с людьми, учиться строить свои отношения с окружающей действительностью, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка – это серьезное занятие. Также стоит отметить и наличие положительных навыков межличностного взаимодействия. Некоторые дети стали пользоваться популярностью у сверстников. Они стали более активны, любознательны, у них стали отмечаться проявления самокритичны к действиям других детей, проявляя при этом доброжелательность и отзывчивость. Разнообразные знания, наличие умений и навыков выполнения различных видов деятельности притягивало к ним ребят. Оказывая помощь, эти дети старались объективно оценивать успехи и неудачи других, пытались похвалить, подбодрить, подсказать выход из сложной ситуации, не ущемляя при этом достоинство сверстников. Их наставления стали приниматься детьми без обиды. Благодаря, перечисленным качествам таких детей стали чаще выбирать на руководящие роли в игре, при выполнении трудовых заданий, решении познавательных задач.

                                                  4. Выводы

На основе анализа психолого-педагогической литературы (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова, Р.И Жуковская, Н.Я. Михайленко, В.П. Залогина, Р.А. Иванкова) мы сделали вывод, что воспитательные и развивающие возможности сюжетно-ролевой игры, в жизни дошкольника, чрезвычайно велики, и важно педагогу уметь реализовать их. Для того, чтобы реализовать потенциал, заложенный в сюжетных играх дошкольников и осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представления о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, и самое важное, уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной детской игры. (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова)

Анализ состояния практики дошкольного воспитания показывает, что проблема организации сюжетно-ролевых игр актуальна для современного детского сада.

Библиографический список

1Болотина Л. Р. Комарова Т. С. Баранов С. Б. Дошкольная педагогика – М.: Академия, 1998

2 Васильева М. О., Юнг Т. Развитии творческого потенциала дошкольника //Дошкольное воспитание – 2006. - №2. – с9-11.

3Венгер Л. А. Мухина В. С.Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч -щ по спец. №2002 «Дошк. восп» и №2010 «Воспитатель в ДОУ» - М.: Просвещение 1988. – 124с.

4 Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников – М.: Просвещение, 1981 – 31с.

5 Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития //Вопросы психологии. – 1972. - № 2. – С114-123.

6 Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте – Спб: СОЮЗ, 1997. – 96с.

7 Захарюта Н. Современный подход к развитию творческой личности //Дошкольное воспитание – 2006 - №3. – С21-22.

8 Колесов Д. В. О психологии творчества //Психологический журнал – 1992 - № 6. – С 12.

9 Коротаева Е. Творческая педагогика для дошкольников //Дошкольное воспитание – 2006. - №6. – С32-34.

10 Мухина В. С. Детская психология 2-е изд. пераб и доп – М., 1985.

11 Мониторинг в детском саду. Научно- методическое пособие. - Санкт -Петербург.: Детство- пресс, 2011.- 532 с.

12 Немов Р. С. Психология: В 3 т. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995.

13 Поздняков Н. А. Менджерицкая Д. В. Исследователь игры детей дошкольного возраста. //Дошкольное воспитание. - 1995. - №12. – С.12-15

14 Синельников В. Н. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1993. - №10. – с.67-73.

15 Сухинина О. Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством //Дошкольное воспитание – 2004. – №2. – с.36-38.

16 Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. Учебное пособие для уч-ся средних пед. учебных заведений - М.: Издательский центр Академия, 1996. – 296с.

17 Урунтаева Г. А. Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада – М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995. – 291 с.

18 Шаграева О. А. Детская психология Теоретические и практические курсы: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений - М.: Гуманист изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 340с.

19 Эльконин, Д. Б. Психология игры. – М., 1978. – 296с.


Приложение 1

Метод экспертной оценки

Метод экспертной оценки - метод психодиагностики, опирающийся на мнение экспертов, хорошо знающих оцениваемое явление и способных дать ему достоверную оценку.

Предполагает изучение и обобщение мнений всех участвующих экспертов. Широко применяется в психологии личности. В качестве экспертов могут выступать компетентные лица, хорошо знающие испытуемых: воспитатели, классные руководители, руководители коллективов и пр.

Оценки экспертные целесообразно проводить не в виде описания качественных проявлений свойств — это лучше сделать в последующей беседе с экспертами, а в виде количественной оценки выраженности этих свойств или элементов поведения. Эксперты должны фиксировать выраженность более или менее дробных, частных элементов поведения, однозначно понятных. Обобщение этих элементов — дело самого исследователя.

 Задачи метода экспертной оценки:

1 постановка проблемы; 

2 определение целей и задач экспертизы, ее границ, основных этапов; 

3 разработка процедуры экспертизы; 

4 отбор экспертов, проверка их  компетентности и формирование групп экспертов;

5 проведение опроса и согласование оценок; 

6 формализация полученной информации, ее обработка, анализ.

Изучение сформированности сюжетно-ролевой игры у детей можно проверить с помощью метода экспертной оценки, осуществляемой на основе длительного наблюдения.

Наблюдение проводят в естественных условиях за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей .  Анализ протоколов проводят по следующей схеме.

Замысел игры, постановка игровых целей и задач. Как возникает замысел игры (определяется игровой средой, предложением сверстника, возникает по инициативе самого ребенка и т.д.)? Обсуждает ли замысел игры с партнерами, учитывает ли их точку зрения? Насколько устойчив замысел игры. Видит ли ребенок перспективу игры? Статичен ли замысел или развивается по ходу игры. Насколько часто наблюдается импровизация в игре? Умеет ли сформулировать игровую цель, игровую задачу словесно и предложить ее другим детям?

Содержание игры. Что составляет основное содержание игры (действие с предметами, бытовые или общественные взаимоотношения между людьми)? Насколько разнообразно содержание игры. Как часто повторяются игры с одинаковым содержанием. Каково соотношение предметных, бытовых игр, отражающих общественные отношения?

Сюжет игры. Насколько разнообразны сюжеты игр? Какова устойчивость сюжета игры, то есть насколько ребенок следует одному сюжету? Сколько событий ребенок объединяет в один сюжет? Насколько развернут сюжет? Представляет ли он из себя цепочку событий или одновременно ребенок является участником нескольких событий, включенных в сюжет? Как проявляется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры? Каковы источники сюжетов игры (кинофильмы, книги, наблюдения, рассказы взрослых и т.д.)?

Выполнение роли и взаимодействие детей в игре. Обозначает ли выполняемую роль словом и когда (до игры или во время игры)? Какие средства использует для взаимодействия с партнером по игре (ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомимика)? Каковы отличительные особенности ролевого диалога (степень развернутости: отдельные реплики, фразы, длительность ролевого диалога, направленность к игрушке, реальному или воображаемому партнеру)? Передает ли и как передает характерные особенности персонажа? Как участвует в распределении ролей? Кто руководит распределением ролей. Какие роли чаще исполняет - главные или второстепенные. Как относится к необходимости выполнять второстепенные роли? Что предпочитает ребенок: играть один или входить в игровое объединение? Есть ли у ребенка любимые роли, и сколько он может выполнять ролей в разных играх?

Игровые действия и игровые предметы. Использует ли ребенок в игре предметы - заместители и какие? По какому принципу он выбирает предметы-заместители и преобразует их для использования в игре? Дает ли словесное обозначение предметам-заместителям, насколько легко это делает? Кто является инициатором выбора предмета-заместителя: сам ребенок или взрослый? Предлагает ли свой вариант замещения партнеру? Использует ли в игре образные игрушки и как часто? Есть ли у ребенка любимые игрушки? Характеристики игровых действий: степень обобщенности, развернутости, разнообразия, адекватности, согласованности своих действий с действиями партнера по игре. Какова роль слова в осуществлении игровых действий? Как воспринимает воображаемую ситуацию, понимает ли ее условность, играет ли с воображаемыми предметами?

Игровые правила. Выполняют ли правила, функцию регулятора игры? Сознается ли правило ребенком? Как соотносит ребенок выполнения правила с взятой на себя ролью? Следит ли за выполнением правил другими детьми? Как реагирует на нарушение правил партнерами по игре? Как относится к замечаниям партнера по игре по поводу выполнения им правил?

Достижение результата игры. Как соотносится первоначальный замысел и его реализация в игре? Соотносит ли ребенок свой замысел с достигнутым результатом? Какими средствами достигается реализация замысла?

Особенности конфликтов в игре. По поводу чего чаще всего возникают конфликты (распределение ролей, выполнение правил, обладание игрушкой и т.д.)? Каковы способы разрешения конфликтов?

Каждый критерий оценивается по уровню, характерному для данного возрастного периода детей.

 Возрастные рамки позволяют определить как планировать работу с детьми того или иного возраста по формированию игровых навыков, так и отслеживать эффективность этой работы.

1) Распределение ролей.

3 уровень – самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более человек). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю.

2) Основное содержание игры.

3 уровень – выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить).

3) Ролевое поведение.

3 уровень – роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.

4) Игровые действия.

3 уровень – игровые действия многообразны, логичны.

5) Использование атрибутики и предметов-заместителей.

3 уровень – широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.

6) Использование ролевой речи.

3 уровень – наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.

7) Выполнение правил.

3 уровень – правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.

Анализ игры оценивался по семи критериям, если ребенок выполнял заданный критерий ему ставился (+), если нет, то (-), за каждый (+) – 1 балл

6-7 баллов – высокий уровень сформированности игровой деятельности;

3-5 баллов – средний уровень сформированности игровой деятельности;

3 балла и меньше – низкий уровень сформированности игровой деятельности.

Данные диагностики следует заносить в экспертную  карту (Таблица 1).

Таблица 1 – Экспертная карта по изучению  сформированности игровых умений у детей

Испытуемые

Показатели категории игровой деятельности

Уровень сформированности

Содержание игры

Ролевое поведение

Распределение ролей

Игровые

действия

Использование атрибутики

Использование ролевой речи

Выполнение правил

Проанализировав игру детей по указанным в таблице категориям, можно выявить какие существуют проблемы в сформированности игровой деятельности, что у детей получается хорошо,  какие категорий  развиты более слабо.

Диагностика игровой деятельности дает возможность контролировать своевременность ее формирования у каждого ребенка. Используя их, педагоги легко смогут определить, на каком уровне развития игры находится каждый ребенок, что позволит им индивидуализировать задачи руководства и определить эффективность осуществляемого воспитателем руководства игрой.

Исходя, из выше сказанного, можно сделать вывод, что выбранный нами метод "Метод экспертной оценки" является продуктивным способом изучения игровой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дипломная работа «Роль сюжетно-ролевой игры в нравственном развитии детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность темы обусловлена острой проблемой нравственного развития детей дошкольного возраста в современном обществе. Педагоги и психологи писали о широких возможностях игры для воспитания нравстве...

Презентация к работе «Содержание деятельности и мероприятия в ДОУ по духовно-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста»

Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться н...

Мастерская как форма работы по духовно – нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста (на основе православной культуры)

Мастерская - это форма организации работы с детьми, основанная на взаимодействии педагога-мастера и воспитанников, в процессе которой в специально организованном пространстве и времени создаются услов...

Система работы с родителями по духовно-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста

Работа с родителями является важным направлением в моей профессиональной деятельности. Так как в образовательной программе нашего учреждения заложена идея воспитания на социокультурном опыте, то есть ...

Опыт работы на тему: «Формирование интегративного качества «Любознательный. Активный» у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через аппликацию»

Цель исследования: Исследовать особенности формирования интегративного качества «Любознательный. Активный» у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе аппликации.Задачи:1.Изучит...

Картотека сюжетно-ролевых игр на военную тематику для детей старшего дошкольного возраста

Картотека сюжетно-ролевых игр на военную тематику для детей старшего дошкольного возраста ...

Доклад из опыта работы «Создание условий в ДОУ для духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста»

Современные дети более шумные, крикливые, неусидчивые, быстро вступают в конфликты, неуступчивы, драчливы. С ними трудно справиться, они часто бывают жестоки, не слушаются ни родителей, ни воспитателе...