Главные вкладки

    Опыт работы на тему: «Роль сюжетно-ролевой игры в социализации детей средней группы»
    презентация к уроку (средняя группа) на тему

    Стеценко Ольга Юрьевна

    Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, ловкость. Усваиваются определённые нормы поведения. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

    ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДЕТСКИЙ САД № 8 «РУСАЛОЧКА»

    г. Кстово  3 микрорайон   дом 27  телефон 2-11-93, 2-27-16, 2-17-31

     Опыт работы на тему:

    « Роль сюжетно - ролевой игры в социализации  детей средней группы»

    Подготовила:

    Воспитатель средней Б группы «Капелька»

    Стеценко Ольга Юрьевна

    Кстово 2018 г.

    Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания, об окружающем мире, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

    Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, ловкость. Усваиваются определённые нормы поведения. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

    Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы.

    Свою работу по сюжетно ролевым играм я начала с подготовки и реализации проекта «Моя семья». Для этого проекта был составлен план работы с детьми и родителями средней группы, а также подготовлена презентация проекта  «Моя семья».

    Работу по развитию игровых умений веду с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

    В настоящее время выделяют четыре этапа или уровня развития сюжетно - ролевой игры.

    I этап: Основным содержанием игры являются действия с предметами. Основные сюжеты бытовые. Действия детей однообразны, часто повторяются. Охотно играют со взрослыми. Самостоятельная игра кратковременна. Это свойственно детям 3-4 лет.

    Работу по развитию игровых умений в данной возрастной группе вела в различных формах.

    Во-первых – использовала и проводила специальные, как занятия игры, которые носят обучающий характер. Это такие игры как: «Оденем куклу Таню», «Уложим куклу Таню спать», «Маша заболела», «У мишутки день рождения» и другие. Они рассчитаны на совместную игру педагога и детей, показ в игровой ситуации действий с игрушками и предметами заменителями. Здесь я выступала инициатором проведения игры: начинала игру, продумывала её ход и диалог между персонажами. Старалась вовлечь ребёнка в игру, вызвать его на разговор, добиться максимальной его активности. Обучающие игры проводила как фронтально, так и индивидуально.

    Во-вторых – использовала драматизации знакомых детям сказок, таких как: «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба»; чтение стихотворений К.И.Чуковского «Телефон», «Кто колечко найдёт» - С. Маршака и другие. Данную работу планировала и проводила на занятиях по ознакомлению с художественной литературой и в совместной деятельности, широко используя для этого театр на фланелеграфе, настольный театр, смотрели мультфильмы и сказки о животных, слушали песенки.

    В-третьих, организовывала наблюдения за трудом взрослых: предлагала детям понаблюдать дома за мамой, бабушкой, папой, просила рассказать о том, чем любят заниматься родители дома, какую помощь оказывают дети своим родителям. В группе проводила с детьми наблюдение за трудом няни, обращала внимание на последовательность действий, просила оказать ту или иную помощь. На прогулке часто наблюдали за проезжающим транспортом, за машинами, подъезжающими к садику. Задача подобных наблюдений нацелить детей на возможность переноса полученных знаний в игру.

    Существенное значение в формировании игровой деятельности оказывает организация предметно игровой среды. Поэтому для развития у детей игровых умений в группе были созданы различные игровые зоны, такие как: «В гостях у Айболита», «Парикмахерская», «Семья». Огромную помощь в изготовлении игровых зон оказали родители, вместе с ними мы подготовили необходимые для этих игровых зон атрибуты. Например, для игрового уголка «Дом» были сшито постельное для кукол, скатерть на стол.

    Познакомила детей с каждой из игровых зон с игрушками и инструментами необходимыми при игре в том или ином уголке.

    При организации игры в «Парикмахерскую» и «Больницу» - знакомила детей с деятельностью врача, парикмахера, водила детей на экскурсию в медицинский кабинет, читала отрывки из таких произведений как: «Доктор Айболит» - К. Чуковского, «Стёпка растрёпка» - С. Чёрного.

    Детям нравилось играть в игровых зонах, они с удовольствием принимали на себя различные роли, но, несмотря на это в силу возрастных особенностей испытывали трудности в построении сюжета игры. Поэтому я, постоянно включаясь в игру, брала на себя главную роль, показывая на собственном примере правильность построения диалога между играющими. К концу года сюжеты игр усложнились, многие дети начали проявлять инициативу при определении замысла игры. Дети стали более активными, раскрепощёнными.

    II этап развития сюжетно - ролевой игры.

    Основным содержанием игры остаются действия с предметами, но эти действия развёртываются более полно и последовательно в соответствии с ролью. Основные сюжеты остаются бытовые. Одна и та же игра повторяется многократно. Дети объединяются в небольшие группы, но это объединение кратковременно. Это характерно для детей 4-5 лет.

    Работу в данной возрастной группе начала с расширения предметно игровой среды добавив в неё такие игровые зоны как: «Магазин», «Кафе», «Театр», что в свою очередь позволило разнообразить сюжеты игр.

    Переименовала уже имеющиеся зоны. Например: «Парикмахерскую» в «Салон красоты», что способствовало усложнению сюжета игры. Объяснила детям, чем отличается парикмахерская от салона красоты, познакомила с новыми профессиями: косметолог, визажист, рассказала о виде их деятельности. При знакомстве детей с новой игрой начинала её, брала одну из ролей (например: роль визажиста) на себя, показывая на собственном примере правильность построения диалога между играющими, и знакомя детей с последовательностью его действий, и только после этого передавала роль ребёнку.

    Для закрепления представлений о труде взрослых познакомила их с такими сюжетно-ролевыми играми как: «Почтальон», «Шофёры»,  - знакомство с этими играми планировала и проводила как в совместной деятельности, так и на занятиях по ознакомлению с художественной литературой.

    Подключаясь к игре детей как партнер-носитель дополнительной информации,  стараюсь использовать тематику игр, интересующую каждого ребёнка. Использование детских интересов позволяет расширить тематический круг игр. Разнообразие ролей привлекающие детей позволяют пополнить игровой опыт всех детей группы. В ходе совместных игр своими вопросами и репликами стараюсь активизировать ролевую речь детей. Если игра начата кем-либо из детей, стараюсь подключиться к ней непринуждённо и не навязчиво. Например: Одна из девочек одиноко сидит и крутит в руках градусник. Предлагаю другому ребёнку: «Настя, давай поиграем вместе с Тасей, она сидит в больнице и ждет, когда к ней придут пациенты. Тася ты кто? Врач? Можно мы с Настей будем твоими пациентами, разворачиваю диалог, а затем по сюжету уступаю роль второму ребёнку. Причем моё взаимодействие с ребёнком - врачом служит определённой моделью для второго ребёнка.

    Так как в этом возрасте дети начинают объединяться в небольшие группы во время игры, то встаёт вопрос о необходимости научить их взаимодействовать друг с другом. Начиная со средней группы, веду работу по предотвращению конфликтных ситуаций, в том числе и в игровой деятельности. Например: Никита и Саша заспорили в игре, кто из них будет шофёром, а кто пассажиром. Милана и Соня заспорили, кто из них будет доктор, а кто больной.

    Для разрешения подобных споров учу детей пользоваться считалками, устанавливать очерёдность, познакомила детей с таким приёмом как жеребьёвка – это может быть «Чудо фишечка»,  «Волшебный мешочек».

    Для того чтобы ребёнок чувствовал себя уверенно в игре, даю возможность проиграть все роли, которые в ней есть. Таким образом, происходит обмен ролями, накапливается игровой опыт. Возможность попробовать себя в престижной роли способствует активизации познавательно творческого потенциала. Для развития игровых умений у пассивных детей вовлекаю их в игру, давая им различные поручения. Например, при игре в «Магазин» прошу: «Саша, сегодня очень много покупателей, шофёр не успевает привозить товар. Привези, пожалуйста, на своей машине фруктов и овощей». Предлагаю детям интересную, но не сложную роль: «Маша, давай ты будешь медсестрой, вместе с Соней – она врач, будешь сидеть в кабинете и выписывать рецепты. А то ей одной очень трудно, она не успевает, посмотри какая очередь».

    Неоценимую помощь в развертывании сюжетно-ролевой игры оказывают игры драматизации, в которых мы с детьми этого возраста разыгрываем сюжеты различных художественных произведений, с целью переноса полученных знаний в игру.

    Так, например: при знакомстве детей с сюжетно-ролевой игрой «Театр», неоднократно были с детьми на спектаклях, проводимых в детском саду, проводила с детьми беседы о театре, знакомила с различными театральными профессиями (режиссёр, костюмер, актер, гримёры).

    Совместно с родителями оформили уголок ряженья. Изготовили с детьми необходимые атрибуты (билеты, деньги, оформила театральную афишу  «Театр для детей»). Во время игры знания и умения, приобретённые с помощью игр - драматизаций, дети, исполняющие роли актёров использовали в игре, разыгрывая небольшие спектакли на импровизированной сцене.

    Таким образом, можно с уверенностью сказать, что сюжетно - ролевая игра оказывает огромное влияние на развитие ребёнка. Расширяет кругозор, способствует формированию положительных взаимоотношений, оказывает на детей комплексное воспитательное воздействие. Замыслы игры стали более устойчивыми. Многие дети стали обсуждать замысел игры, научились учитывать интересы и точку зрения партнёра. Совершенствуется умение совместно строить и творчески развивать сюжеты игр, которые год от года становятся более разнообразными. Обозначают исполняемую роль словом, легко вступают в контакт со сверстниками.

    В дальнейшем планирую познакомить детей с такими играми как:

    «Полет в космос», «Ателье»,  « Аптека», продолжать работу по расширению сюжетов уже знакомых детям игр.

    По завершению этой работы был проведен открытый показ сюжетно-ролевой игры: дети с интересом путешествовали на автобусе, играли в сюжетную игру парикмахерская, магазин, больница, кафе. Игра получилась очень интересной и увлекательной.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 8 «РУСАЛОЧКА» г. Кстово 3 микрорайон дом 27 телефон 2-11-93, 2-27-16, 2-17-31 Опыт работы на тему: «Роль сюжетно-ролевой игры в социализации детей средней группы» Подготовила: Воспитатель средней Б группы «Капелька» Стеценко Ольга Юрьевна

    Слайд 2

    Тема: «Моя семья» Выполнила: воспитатель средней группы «Капелька» Стеценко Ольга Юрьевна.

    Слайд 3

    Паспорт проекта по теме: «Моя Семья» Цель: формирование ценностных представлений о семье, семейных традициях, обязанностях. Задачи: 1.Воспитание уважительного отношения к своей семье. 2. Формирование нравственных отношений к семейным традициям. 3. Развивать познавательную активность. 4. Обогатить знания детей о роли семьи в их жизни. 5. Вовлечь родителей в совместную с детьми деятельность. Участники: дети средней группы, воспитатель, родители. Вид: творческий. Время реализации: долгосрочный, 3 месяца (с сентября по декабрь). Предполагаемый результат: -сформированность знаний о своем адресе, И.О. членов своих семей, профессии родителей; -сформированность умения выполнять посильные трудовые обязанности дома, проявлять внимание к родным и близким, использовать в своей речи слова: семья, родственники, родные, брат, сестра, сын, дочь, внучка. -сформированность умения организовывать С/р игры на основе знаний о семье. Продукт проектной деятельности : рисунки, поделки, рассказы о семье, семейные альбомы. Презентация проекта: итоговое мероприятие: сюжетно-ролевая игра «Поездка в театр».

    Слайд 4

    1-этап Подготовительный Изучение литературы Анкетирование родителей Диагностика детей Разработка перспективного плана Консультации, беседы с родителями Разработка конспектов сюжетно-ролевых игр

    Слайд 5

    Перспективные планы Перспективное планирование к проекту «Моя семья»

    Слайд 6

    2-этапОсновной Рассматривание семейных фотографий Знакомство с профессиями родителей Пословицы и поговорки о семье. Составление творческих рассказов «Моя семья», «Как я помогаю дома» Беседы: 1. «Выходной день в моей семье» 2. «Как я помогаю дома» 3. «Кем работают твои родители» 4. «Как мы отдыхаем» (с использованием альбома) 5. «Как я помогаю родителям».

    Слайд 7

    3-этап Заключительный Итоговая диагностика Показ открытого мероприятия (сюжетно-ролевой игры) «Поездка в театр» Обобщение опыта работы

    Слайд 8

    Выводы Дети по-своему обустраивают собственную игру самостоятельно подбирают и создают недостающие для игры предметы. Изменяют игровое взаимодействие в зависимости от изменения замысла сюжета. Имеют навыки позитивного общения, активную жизненную позицию. Умеют брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; используют атрибуты, конструкторы, строительный материал. Используют в играх собственные представления об окружающей жизни. Способны совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Договариваются, планируют и обсуждают действия всех играющих. В заключении хочу сказать, что систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через сюжетно - ролевые игры способствуют улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме. Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.

    Слайд 9

    Список используемой литературы Не обойтись без теоретической базы при изучении данного вопроса. Помощниками в изучении этой темы стала следующая литература: Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности». Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников». В. В. Гербова, Н. П. Ильчук «Книга для чтения в д/с и дома» В. И. Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы с детьми 4-7 лет. Д.В. Менджерицкая «Воспитателю о детской игре» «Руководство играми детей» под редакцией М.А. Васильевой Р. И. Жуковская « Творческие ролевые игры в д/с. Е. В. Зворыгина, Н.Ф. Комарова «Особенности формирования игровой деятельности детей в средней группе» Стр. – 64; 230.

    Слайд 10

    Благодарю за внимание


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы по теме: «Роль русской народной игры в воспитании детей в народных традициях».

    Опыт работы раскрывает актуальность становления нравственных качеств дошкольника, воспитывая у него гуманное отношение к окружающим, через народную игру....

    Опыт работы по теме "Роль сюжетно-ролевой игры в нравственном развитии детей старшего дошкольного возраста"

    Актуальность опыта определена проблемой низкого уровня развития игровой деятельности и ограниченным временем для игровой деятельности в детском саду, что вытекает из необходимости проведения занятий, ...

    Опыт работы по теме: «Техническое творчество как условие успешной социализации детей дошкольного возраста» .

      Игра с LEGO- конструктором на сегодняшний день в дошкольном образовании не только увлекательна, но и весьма интересна и уже необходима, т.к.  с помощью игры малыши учатся жить в общ...

    Обобщенный педагогический опыт воспитателя на тему: "Роль сюжетно - ролевой игры в младшем дошкольном возрасте"

    Обобщеный опыт работы на тему: "Роль сюжетно - ролевой игры в младшем дошкольном возрасте"...

    Опыт работы на тему: « Роль сюжетно - ролевой игры в социализации детей средней группы»

    Свою работу по сюжетно ролевым играм я начала с подготовки и реализации проекта «Моя семья». Для этого проекта был составлен план работы с детьми и родителями средней группы, а также подго...

    ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

    Исследовательская работа на тему:"Роль сюжетно-ролевой игры в развитии межличностных отношениях детей 6-го года жизни"

    Владение способами общения- важное условие налаживания взоимоотношений между детьми в игре....