Проект по нравственному воспитанию дошкольников "Азбука доброты"
проект (старшая группа)

Кузьмина Алена Владимировна

«Если ребенка учат добру, в результате будет добро;

учат злу – в результате будет зло –

ибо ребенок не рождается готовым человеком,

человеком его надо сделать».

В.А.Сухомлинский

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Азбука доброты"28.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 31 села Святогорье Муниципального района имени Лазо Хабаровского края

ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ  ДОШКОЛЬНИКОВ

«АЗБУКА ДОБРОТЫ»

Разработала –

Воспитатель 1-й категории

Кузьмина АВ

С. Святогорье

2020

«Если ребенка учат добру, в результате будет добро;

учат злу – в результате будет зло –

ибо ребенок не рождается готовым человеком,

человеком его надо сделать».

В.А.Сухомлинский

В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, отзывчивость, милосердие, великодушие, справедливость. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста. Поэтому работа педагогов ДОУ, главной целью которой является формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях представляется на сегодняшний момент очень актуальной.

Современное общество заинтересовано в воспитании высокоразвитой неповторимой личности. Умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других людей, приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать другим людям, доброта – вот те необходимые качества, которые необходимо заложить в раннем возрасте.

В соответствии с ФГОС ДО, раздел «Нравственное воспитание» включен почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Поэтому, у детей нужно формировать не только представления о нормах поведения, а прежде всего - нравственные чувства.

Для решения данной проблемы я разработала проект «Азбука доброты».

Вид проекта: информационно-творческий.

Тип проекта: групповой, среднесрочный.

Срок реализации: январь - май

Участники проекта: дети старшей разновозрастной группы, воспитатели, родители.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».                            

 Цель проекта: Обогатить и углубить знания детей дошкольного возраста о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека.

Задачи:

- формировать понятие, что такое доброта, добрые поступки;

- формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников;

- развивать детское творчество через совместную деятельность взрослых и детей;

- развивать коммуникативные умения и навыки;

- воспитывать стремление совершать добрые поступки;

- воспитывать уважение к людям разных профессий;

- воспитывать бережное отношение к природе и труду;

- способствовать созданию  в группе доброжелательной, дружеской  атмосферы;  

- повышать педагогическую грамотность родителей.

Проектная идея.

         В ходе работы над проектом, подвести детей к пониманию того, что добрые поступки приносят радость, что доброта помогает дружить, вместе совершать красивые поступки. Доброта украшает наш мир и чем ее больше, тем светлее становится вокруг.

Методическое обеспечение:

Для успешной реализации  проекта была преобразована предметно-развивающая среда в группе: были пополнены развивающие центры, созданы дидактические игры, разработаны картотеки бесед, подвижных игр, сюжетно-ролевых игр, приготовлены материалы для продуктивной и художественной деятельности детей, подобраны сюжетные картинки.

Принципы

Основу проекта составляют принципы:

1. Принцип целенаправленности означает, что воспитательная работа, ее содержание и методы подчинены цели.

2. Принцип комплексного воспитания предусматривает единство задач, средств и методов воспитания дошкольников, преемственную связь воспитания и развития личности ребенка в дошкольном учреждении, семье и обществе, цельность воздействий на чувства, сознание и поведение.

3. Принцип воспитания в деятельности. Нужно использовать возможности каждой из них, организовывать благоприятные условия для их своевременного возникновения и развития, базироваться на ведущую деятельность.

4. Принцип взаимосвязи гуманизма и уважения к личности ребенка в сочетании с высокой требовательностью. Требует от воспитателя проявления педагогического такта. Требовательность воспитателя к детям проявляется в принципиальности, которая выражается в поощрениях и наказаниях, в справедливом отношении к детям.

5. Принцип опоры в воспитании на положительные качества ребенка. В каждом ребенке есть положительные черты, достоинства, которые нужно увидеть педагогу и дать им развитии в соответствующей деятельности. Это вызовет у ребенка склонность к усовершенствованию своего поведения, будет способствовать проявлению его индивидуальности. В то время как подчеркивание недостатков, непрерывное указание на них не поможет детям избавиться от них, а часто еще больше укрепляет эти недостатки.

6. Принцип воспитания детей в коллективе. В коллективе сверстников ребенок приучается совмещать свои интересы с интересами других ребят, приобретает элементарные навыки коллективной жизни. Важность коллектива проявляется:

а) в воспитании у детей основных норм и правил отношений между людьми (чувства товарищества, уважения к окружающим, человечности);

б) в формировании общественной направленности личности (сочетание личных и коллективных увлечений;

в) в раскрытии индивидуальности ребенка;

г) в возможности проявить свои знания, своё отношение к окружающим; в возможности упражняться в нравственных поступках;

д) во взаимовлиянии детей друг на друга.

7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. Для любого возраста определяются конкретные задачи воспитания. С учётом возрастных особенностей детей используются соответствующие методы и приемы воспитания и планируется его конкретное содержание. В процессе воспитания нужно учитывать также индивидуальные особенности ребенка, обусловливаемые своеобразием его нервной деятельности, условиями жизни и воспитания в семье. Успех воспитания зависит от чуткого изучения педагогом поведения каждого ребенка с применением соответствующих методов и приемов его воспитания

Формы организации проекта:

1. Образовательная деятельность:

ознакомление с окружающим, развитие речи, рисование, лепка, аппликация, конструирование, музыка, ознакомление с художественной литературой, физическая культура.

2. Совместная деятельность:

дидактические игры, беседы, игровые ситуации, драматизация, подвижные игры, разучивание мирилок, физкультминутки, ролевая гимнастика, пальчиковые игры.

3. Самостоятельная деятельность:

трудовая деятельность, художественная деятельность, игровая деятельность.

Ожидаемый результат:

 - формирование у детей четкого представления о доброте и добрых поступках;

- повышение интереса у детей к совместной творческой деятельности со взрослыми;

- применение детьми навыков доброжелательного общения со сверстниками и взрослыми;

- формирование у детей стремления совершать добрые поступки;

- осознание детьми значимости разных профессий;

- формирование у детей осознанно бережного отношения к природе;

- снижение детской конфликтности, налаживание дружеских отношений между детьми;

- повышение педагогической грамотности родителей;

План реализации проекта

1 этап – подготовительный

- поиск, изучение и обработка информации;                                        

- создание проблемы и постановка целей и задач;

- работа над методической литературой, подбор игр, подготовка наглядно-  демонстрационных пособий;

- предварительная работа с детьми и родителями  о важности проблемы;

- разработка НОД;

- подборка материалов для консультаций.

2 этап - основной

- работа над проектом;

- реализация поставленных целей и задач через различные виды деятельности;

-сотрудничество с родителями.

3 этап - заключительный

- проведение итогового занятия;

- подведение итогов.

Схема реализации проекта

                                                     Работа с детьми

1.

Познавательное развитие

 

Беседы: «Что такое доброта», «Беседа о добрых делах и поступках», «Дружба без ссор», «Как помочь птицам зимой?», «Как ты помогаешь маме?», «Моя дружная семья», «Мой любимый питомец»

Непрерывная образовательная деятельность: «Дружба начинается с улыбки», «Дорогами добра», «Сказки учат нас добру».

Обыгрывание и обсуждение  ситуаций на нравственную тему.

2.

Речевое развитие


    Составление описательных рассказов:
«Чем я могу помочь другу?», «День добрых дел».
   Творческое рассказывание детей по темам: «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Наше путешествие», «Мир семейных увлечений».

   Рассказы по картинам «Моя семья», «Мои добрые дела». 

   Речевые игры: «Мост дружбы», «Добрые приветствия». «Кто больше скажет добрых и теплых слов».

   Чтение художественной литературы: М. Пляцковский «Урок дружбы», «Настоящий друг», Я. Аким «Жадина», А.Пушкин  «Сказка о рыбаке и рыбке», Н.Осеева «Плохо»,  Е.Благинина «Подарок»  Е. Алябьев «Добрым быть приятно», В. Катаев «Цветик-семицветик».

   Русские народные сказки.

   Заучивание и обсуждение пословиц и поговорок о добре.                                

3.

Социально-коммуникативное развитие                  

Игровая деятельность

   Разучивание считалок и мирилок.

   Дидактические игры: «Оцени поступок», «Волшебный стул», «Назови ласково»,  «Собери картинку», «Скажи: какая?», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Закончи предложение», «Дорисуй», «Скажи ласковое слово другу»,  «Вежливые слова».

   С/р игры: «Семья», «Приходите к нам на праздник», «Магазин».

  Дежурство по столовой, ремонт книг, помощь в уходе за комнатными растениями, помощь в уборке снега на участке во время прогулки.

  Кукольный театр по  сказке «Заюшкина избушка».

4.

Физическое развитие

Пальчиковые игры: « Дятел»; «Кормушки»; «Птички».
Гимнастика после сна: «Чтобы быть здоровыми», «Голуби».
Подвижные игры: «Воробышек и автомобиль», « Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова»,

«Ручеек», «Ловишки», Веселые старты».

5

Художественно-эстетическое развитие

Прослушивание песен о дружбе «Улыбка»;

Изготовление поздравительного плаката ко дню мам; лепка «Подарок другу»

Акция «Подари улыбку»;

Создание Солнышка  добра (правила вежливости).

Сотрудничество с родителями по реализации проекта по нравственному воспитанию «Азбука доброты».

Беседы с родителями на выяснение их мнения по данной теме.

Консультации:

-«Воспитание добротой»;

- «Воспитание заботливого отношения к окружающим»;

- «Воспитание примером».

Анкетирование  «Нравственное воспитание ребенка».

Рекомендации:

- «Вежливость воспитывается вежливостью».

Советы для родителей:

- «Умение воспитывать в детях доброту».

Памятки «Воспитываем в ребенке доброту», «Ребенок – зеркало семьи».

Папка-передвижка «Детская вежливость».

Предложить родителям совместно с детьми создать генеалогическое древо своей  семьи.

Предложить родителям участие в акции «Подарите нам улыбку»

Подготовить с ребенком  рассказ о добрых поступках членов семьи.

      Обновление информационного стенда для родителей.

Заключение

           В процессе реализации проекта «Азбука доброты» предполагаемые результаты были достигнуты:

- обогатился опыт детей в сфере нравственного воспитания;

- у детей появилось стремление к совершению добрых поступков

- пополнился словарный запас детей;

- научились честно оценивать свои поступки;

- дети с удовольствием участвовали в творческих мероприятиях совместно с родителями и  воспитателем;

- дети стали бережнее относиться к окружающему миру, прониклись заботой о птицах, домашних животных;

- в группе была создана  атмосфера доброжелательности и тепла;

- повысилась компетентность родителей в вопросах нравственного воспитания;

- повысился интерес к профессиям.

 - мной был накоплен  определенный опыт в вопросах нравственного воспитания дошкольников;

        По итогам проекта: была организована акция для родителей «Подарите нам улыбку»; создана коллективная поздравительная открытка для мам; проведена акция «Не бросайте птиц зимой» (изготовление кормушки); создали «Солнышко Добра» (добрые советы) в подарок для детей младшей группы; дети совместно с родителями приготовили рисунки «Моя семья»; выполнена презентация проекта.

        В самом начале  своей работы я задалась вопросом: «А нужна ли она – доброта,  современным детям и их родителям». Конечно,  нужна – это ценность у которой нет срока годности. Во все времена воспитание доброты, отзывчивости, умение сопереживать другим людям, совершать благородные поступки не потеряет своей актуальности. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста закладывает основы личности ребенка. Он получает опыт общения, учится правильно себя вести с близкими ему людьми, усваивает традиции и культуру своего народа. Как подчеркнул немецкий философ Иммануил Кант: «Нравственность заложена в характере». А характер, как известно формируется в детстве. И только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в обществе, и как сложится их дальнейшая жизнь.

Дари добро, что так необходимо

Ему любой безмерно будет рад

Не забывай, что наша жизнь взаимна

И все к тебе вернется во сто крат!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Уроки доброты» в средней группе.

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного обществаРешая задачи воспитания, необходимо опереться на разумн...

Проект по нравственному воспитанию «Доброта в ладошках»

С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений веж...

Отчет по проекту Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям народов Поволжья. «Уроки доброты в русских народных сказках»

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, у детей иск...

Педагогический проект духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста «Уроки доброты»

Педагогический проект духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста«Уроки доброты»...

Проект по нравственному воспитанию «Дарите людям доброту!»

Проект по нравственному воспитанию «Дарите людям доброту!»...

проект по нравственному воспитанию в средней группе "Добро и доброта!"

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ДОБРО И ДОБРОТА!»Воспитатель:Дырда Елена Сеергеевна Образовательные области:Социально коммуникативное развитие;Познавательное развити...