Проект "Русское декоративно - прикладное искусство"
проект (средняя группа)

Рябова Марина Михайловна

«Авторская  идея  в моей педагогической практике»

«Русское декоративно - прикладное  искусство, как ресурс обогащения опыта и развития ребенка дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_russkoe_dekorativno_-_prikladnoe_iskusstvo.docx37.59 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное учреждение дошкольного образования

муниципального образования Заводоуковский городской округ

«Центр развития ребенка – детский сад «СВЕТЛЯЧОК»

«Авторская  идея  в моей педагогической практике»

«Русское декоративно - прикладное  искусство, как ресурс обогащения опыта и развития ребенка дошкольного возраста»

Составитель: М.М. Рябова, воспитатель                                                                                                                                                           первой  квалификационной категории

г. Заводоуковск

Содержание

1.Содержание проекта                                                                             3

2.Актуальность                                                                                         3

3.Цель, задачи                                                                                           4

4. Основное содержание и методы реализации проекта                      5

5. Ожидаемые результаты, вывод                                                           8

6.Литература                                                                                              9

2

Содержание проекта

Целевая группа: Дети среднего дошкольного возраста, родители, педагоги, социокультурные партнеры: Заводоуковский краеведческий музей, Заводоуковский библиотечный центр.

Тематика проекта: Приобщение детей к народной культуре.
Проект реализован на базе: Детский сад «Светлячок»  г. Заводоуковск.

Тип проекта:  Исследовательско – творческий.
По количеству участников: групповой.

Актуальность

Ритм сегодняшней обыденной жизни, искусственная индустриальная среда городов создают дисбаланс природной и социальной среды. Сегодня силы компьютерного века угрожающе соединяются с моралью века «каменного».  

 Поэтому сегодня назрела необходимость обратиться к нравственному опыту нашего народа. Погружаясь в удивительный мир славянской культуры -  все участники проекта имеют возможность не только познать навыки изготовления кукол, но и познакомится с  бытом, обрядами, отдельными предметами культуры, принимать участие в народных праздниках, играх. Концепция работы  ориентирована на решение задач декоративно-прикладного и эстетического воспитания, т.е. рассматривает знакомство с данным видом искусства  и воспитание как единое целое. Данная  авторская идея (проект) -  носит комплексный характер и способствует формированию у участников  формирования духовной и художественной культуры.

Уверена, что у меня есть возможность через приобщение к народной культуре  воспитать инициативных, любопытных, социализированных во взрослом обществе детей, которые ещё в детстве постигнут первые доброжелательные опыты общения, взаимодействия, освоят нравственные и социальные нормы, проникнуться культурными традициями, которых, порой, так не хватает в наши дни.

Федерико Майор сказал: «Мир, который мы оставим нашим детям, в значительной мере зависит от детей, которых мы оставим миру!» Полностью согласна с его мнением, т.к. именно от нас зависит, как сложится судьба каждого маленького человека, а значит, и следующего поколения мира. Поэтому я, как воспитатель, чувствуя на себе ответственность за свои профессиональные действия, стараюсь реализовать свою педагогическую концепцию, основываясь на основополагающих принципах воспитания детей дошкольного возраста: обучаем - играя.

3

Цель:  формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Задачи:

 1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского декоративно – прикладного  искусства; понимание его особенностей; желания знать искусство.

2. Формирование у детей желания заниматься подобной деятельностью по предложению взрослых и по собственной инициативе.

3. Формирование умений различать стили наиболее известных видов декоративной росписи. Освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.

4. Умение составлять выразительные узоры на бумаге, объёмных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

5. Воспитание активности. Самостоятельности, инициативы и творчества.

4

Основное содержание и методы реализации проекта

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

1. Определение проблемы, цели и задач проекта.

2. Изучение нормативной базы: Закон РФ «Об образовании», «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», «Семейный кодекс РФ», «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка» и др.

3. Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), разработка конспектов и сценариев мероприятий, составление перспективного плана, нахождение и установление эффективных связей со всеми участниками педагогического процесса.

4. Диагностика.

Реализация проекта

-беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве;

-рассматривание видов росписи;

-выполнение работ по изобразительной деятельности;

-подвижные и малоподвижные народные игры;

-выставки рисунков и поделок по мотивам народного творчества;

-работа с родителями;

-совместные работы с детьми;

-консультации для родителей;

-беседы;

-обогащение предметно-развивающей среды;

-создание презентации к открытому занятию  по народно-декоративному творчеству «Народные промыслы»;

-открытый показ НОД «Народные промыслы»

Заключительный (обобщающий)

-презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада;

-подведение итогов.

Содержание программы основывается на современных тенденциях личностно - ориентированного обучения и построена на следующих педагогических принципах:

1.Доступности и последовательности в обучении - «построение» учебного процесса от простого к сложному;

2.Природосообразности - учет возрастных и индивидуальных особенностей;

3.Наглядности - использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения;

4.Связь теории с практикой - сочетание необходимых теоретических знаний и практических умений;

5.Актуальности - приближенность содержания проекта к реальным условиям жизни и деятельности детей;

6.Межпредметности - связь программы с  областями деятельности (музыка, изо, рукоделие).

5

7. Культуросообразности - основывается на ценности региональной и национальной культур;

8. Прагматичности - практической полезности.

Основные формы работы с детьми:

 совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций; чтение и обсуждение художественной литературы; продуктивная деятельность под музыку; игры и упражнения под тексты стихотворений; наблюдение в природе; рассматривание и обсуждение привлекательных предметов; физкультминутки; оформление выставки, посещение

В своей работе использую следующие методы и приемы работы:

-дидактические игры;

-пальчиковые игры;

-игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук;

-игры и упражнения на формирование сенсорных эталонов;

-беседы;

-чтение познавательной литературы.

- мультимедиа.

Мастер – классы.

Виртуальные экскурсии.

Посещение музея и библиотеки.

Работа с родителями:

1. Консультация « Декоративно-прикладное творчество»

2. Консультация «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома»

3. Консультация «Приобщение детей и родителей к русскому народному творчеству»

5. Встреча с родителями « Виды народного декоративно–прикладного искусства»

6. Выставка работ «Тряпичная кукла» совместного творчества детей и родителей.

7.Конкурс среди групп детского сада «Мини – музей»

8.Экскурсия в краеведческий музей по теме «Русская изба».

9. Посещение библиотеки  Тема: Игровая программа «А знаете ли вы…»

Работа с педагогами:

Мастер – класс: «Кукла- колокольчик»

Памятка «Стили, элементы и колорит декоративно–прикладного искусства»

Презентация с элементами виртуальной экскурсии  « Разнообразие народного творчества Тюменской области»

Показ НОД «Народные промыслы»

6

Непосредственная образовательная деятельность

Ноябрь

1.Д/и «Из чего же, из чего же?»(дерево-Хохлома, глина - Дымка, фарфор-Гжель»  ткань – тряпичные куклы и т.д.)

2.Тема: «Дымковский индюк»(конструирование из бумаги, аппликация)

3.Тема: «Барыня» (рисование, аппликация)

Декабрь

Д/и «Собери посуду» («осколки разбитой» гжельской посуды, разрезные картинки) 

1.Тема: «Сине-голубое чудо» (роспись по мотивам гжельских мастеров)

2.Тема: продолжение «Сине-голубое чудо»

Январь

1.Тема: «Весёлые матрёшки» (ручной труд, аппликация)

2.Тема «Матрёшка» (тестопластика)

3.Тема«В какие куклы играли наши прабабушки» (изготовление куклы

Февраль

Д/и «Угадай какая роспись»

Учить узнавать роспись по элементам орнамента.

1.Тема: «Городецкие букеты» (рисование элементов)

2.Тема: «Чудо-Птицы»  (по мотивам городецкой росписи)

Март

1.Разучивание стихотворения Е.А. Николаевой «Золотая Хохлома».

2.Тема «Хохломская веточка» (гуашь; с использованием ватных палочек).

3. Тема «Хохломской самовар» роспись силуэта

Апрель

1.Тема «Лепка дымковского индюка» (тестопластика)

2.Тема «Кувшин» (тестопластика, по мотивам хохломских мастеров)

Май

1.Д/и «Найди отличия»

Цель: Учить находить сходство и отличия элементов орнамента.

2.Д/и «Назови правильно»

Цель: Закреплять знания о народных художественных промыслах.

Взаимодействие

Экскурсия в краеведческий музей по теме «Русская изба».

9. Посещение библиотеки  Тема : Игровая программа «А знаете ли вы…»

7

Ожидаемые результаты

-знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской игрушки, хохломской, гжельской, городецкой росписи.

-умение детей ориентироваться в различных видах росписи.

-умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.

-у родителей повысится общий культурный уровень.


Вывод

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. В нашем детском саду большое внимание уделяется приобщению детей к истокам народной культуры. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек, нет музеев. Но надо подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Чтобы каждый ребенок почувствовал гордость за то, что он гражданин России.



8


Список используемой литературы.

1. Величкина Г. А., Шпикалова Т. Я. Дымковская игрушка. -М: Мозаика -Синтез, 2004.

2. Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера, 2005.

3. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность. Москва. Академия, 1998.

4. Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве. Москва. Просвещение, 1998.

5. Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Москва. Просвещение, 2000.

6. Журнал "Дошкольное воспитание" №7/89.- М: Просвещение.

7. Журнал "Дошкольное воспитание" №9/2002.- М: Просвещение.

8. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. Москва. Педагогика, 1983.

9. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва. Просвещение, 1985.

10. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.

11. Комарова Т. С., Зырянова О. Ю. Красота. Радость. Творчество. ГОУ Начальная школа – детский сад №1607. 1999.

12. Куприна Л. С. Бударина Т. А., Маркеева О. А. и др. Знакомство детей с

русским народным творчеством.- СПб: Детство - пресс, 2004.

13. Соломенникова О. А. Радость творчества. Москва. Мозаика-синтез, 2005.

14. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб. Детство – Пресс, 2000.

15. Берстенева Елена, Догаева Наталия «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками» Легенды, сказки, фотографии, схемы изготовления, связанные с народной куклой.


9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие творческих способностей детей через знакомство с декоративной лепкой и декоративной росписью"

Консультация для родителей на тему: "Развитие творческих способностей детей через знакомство с декоративной лепкой и декоративной росписью"...

Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись) Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись)

В начале января в нашем детском саду по планированию прошла неделя под названием "В гостях у дымковской барышни".К этой тематической неделе были изготовлены дидактические игры,разработаны конспекты НО...

Декоративное рисование в детском саду. Особенности организации занятий по декоративному рисованию в ДОУ.

В данном материале изложена роль декоративного рисования в воспитании дошкольников, а так же особенности оранизации непосредственно образовательной деятельности дошкольников по дкоративному рисованию....

Декоративное рисование в детском саду. Особенности организации занятий по декоративному рисованию в ДОУ.

В данном материале изложена роль декоративного рисования в воспитании дошкольников, а так же особенности оранизации непосредственно образовательной деятельности дошкольников по дкоративному рисованию....

«Знакомим детей с народной декоративной росписью. Проблемы в обучении детей декоративному рисованию»

Рекомендации по обучению детей декоративному рисованию в старших группах детского сада....

Конспект занятия по декоративной аппликации в младшей группе «Декоративное блюдце»

Программное содержание:Продолжать учить детей наклеивать элементы узора в центре круглой формы и по краямЗакрепить понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа»Развивать чувство ритма, чередуя элементы...