Методическая разработка по теме: "Насекомые"
методическая разработка (старшая группа)

Папиева Мария Александровна

Расширять и закреплять знания детей о насекомых

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye_2018.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия в старшей группе детского сада

Тема: Насекомые

Основная образовательная область:

познавательное развитие

 Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. 

Цель:

Расширять и закреплять знания детей о насекомых.

Задачи:

расширять знания об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; совершенствовать умение использовать различные части речи точно по смыслу; развивать диалогическую и монологическую речь, зрительную и слуховую память; развивать словесно-логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы; вызвать желание относиться к насекомым бережно, наблюдать за их жизнью.

Оборудование:

 книги и журналы о насекомых; предметные картинки насекомых; диск с записью звуков насекомых; презентация «Насекомые»; коллекция игрушек насекомых; увеличительные стекла.

Ход занятия:

-Я прочитаю стихотворение, а вы скажете, о чем сегодня пойдет речь:

Песенку бодро кузнечик поет,

Трудятся пчелы, не зная покоя,

Словно забавный малыш-вертолет,

Ловко парит стрекоза над рекою.

Бабочка! Ах, до чего хороша –

Новый рисунок из красок знакомых!

Божья коровка ползет не спеша…

Как удивителен мир насекомых!

-Мы поближе познакомимся с насекомыми и их знакомыми. Я не случайно сказала «с насекомыми и их знакомыми». Недавно мы с вами узнали, что не все жучки –паучки и похожие на них создания называются насекомыми.

 -Насекомые – это самая разная и большая группа животных. Как отличить насекомое от других животных? Что же общего у всех насекомых?

 (У всех насекомых тельце разделено на голову, грудь, брюшко и покрыто жёсткими чешуйками, есть 6 ног, почти у всех есть крылья и усики).  

Рассматривают на примере большой резиновой мухи.

-Ну что же, кое-что о насекомых мы уяснили и можем отправляться на зеленый луг.

Речь с движением «Путешествие» (По Е. Серовой)

Я шагаю по лужайке —

Великан в трусах и майке,

Сверху ясно мне видна

Вся зеленая страна.

У тропинки под рябиной

Сеть раскинул паучок,

Нить прозрачной паутины

Намотал на кулачок.

Вот улитка — добрый гномик —

На себе таскает домик.

Вот квартирка для жука —

Дырка старого пенька.

Вот стоит высотный дом —

Муравьи хлопочут в нем.

Вот цветок ромашки —

В нем живут букашки.

А в поле у околицы —

Большой кузнечный цех.

Здесь так работа спорится —

В ушах звенит у всех.

-В этом стихотворении названо много разных животных, а какие насекомые там встретились?

(жук, муравьи, букашки, кузнечики).

-Давайте тихонько сядем, чтобы никого не раздавить и попробуем по звукам определить, кого мы встретили на лугу.

(последовательно слушаем звуки насекомых и смотрим презентацию.  Среди них слушаем 2 рассказа детей о кузнечиках и стрекозе, последние муравьи)

-Муравьи всегда живут большой семьей. Как называется их дом?

Речь с движением. « Песенка про меня и муравья»

Нес однажды муравей

Две дощечки для дверей,

Вдруг навстречу рыжий кот

Вышел грозно из ворот.

Закричал коту я: «Брысь!»

Гав-гав-гав! Поберегись!

И разбойничьи усы

Сразу спрятались в кусты.

В муравьиный дом теперь

Мне всегда открыта дверь.

Только жаль, что для меня

Дверь мала у муравья!

-Люди изучают насекомых с давних пор. Как вы думаете, почему?

-Где можно использовать? Насекомые полезны, потому что они опыляют растения. Пчёлы собирают нектар и делают мёд; муравьиная кислота используется в медицине; бабочки радуют нас своей красотой. Стрекозы уничтожают кровососущих комаров, мошек. Полезен тутовый шелкопряд, гусеницы которого дают натуральный шёлк. Божья коровка поедает тлю, которая вредит растениям.

-Кто и как наносит вред? (Насекомые вредны, потому что гусеницы поедают листья и растения погибают, они уничтожают плоды; саранча губит посевы; некоторые насекомые переносят опаснейшие болезни).

-Как человек изучает насекомых? Наблюдает за их жизнью, фотографирует, составляет коллекции, описывает новые виды. У меня есть небольшая коллекция насекомых, которую собрал один мальчик. Давайте мы тоже станем учеными и исследуем еще одну мою коллекцию. Вооружайтесь увеличительными стеклами. У нас будет 2 группы ученых, я дам каждой группе несколько насекомых и их знакомых, чтобы вы разделили их на 2 группы. Каждое животное находится в кусочке искусственной смолы. Сама природа подсказала такой способ хранения сквозь смолу внутрь не поступает воздух и содержимое не портится. Люди давно стали находить кусочки янтаря- застывшей смолы, а в ней хорошо сохранившихся доисторических насекомых.

Все насекомые по-разному передвигаются. Поиграем с мячом.

Клоп  ползает, а кузнечик... (прыгает).

 Бабочка летает, а  сороконожка…(ползает).      

 Муравей ползает, а бабочка…(порхает).    

 Сороконожка ползает, а стрекоза... (летает).  

 Комар летает, а таракан… (ползает).                        

 Бабочка порхает, а муха… (летает).

 Шмель летает, а муравей…(ползает).          

 Кузнечик прыгает, а оса... (летает).

 Божья коровка летает, а клоп... (ползает).  

 Таракан ползает, а сверчок... (прыгает).    

-Сейчас я вам предложу сложное задание «Волшебный мешочек», только отгадывать мы будем не на ощупь, а по описанию.

  1. Тело этого животного покрыто тысячами волосков, состоит из головогруди и брюшка, есть 8 ног. Оно похоже на насекомого, но не является им.
  2. У этого животного есть клешни как у рака, жало на конце длинного хвоста, ноги настолько длинны, что иногда путаются при беге. И оно тоже не является насекомым.

Отгадывают и рассматривают животных.

-Попробуйте и вы составить загадки о насекомых. Выберите себе картинку.

Составляют загадки

-Мы сегодня столько узнали о насекомых и их знакомых, а теперь давайте сделаем для себя кого-нибудь на память. Будем использовать фольгу. Что с ней можно делать? Мять, сжимать, скатывать, разглаживать. Помните про 3 признака насекомых.

 Изготавливают поделки из фольги, опираясь на изображения и фигурки насекомых.

Рассматривание поделок, подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Конспект интегрированного занятия по теме: «Насекомые» с детьми 5 -7 лет с ОВЗ (дети с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени)

Интегрированное занятие для детей с задержкой психического развития и умстенной отсталостью (дети от 5 до 7 лет)...

Методическая разработка на тему "Насекомые" для детей старшей группы

Данный конспект может пригодиться воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Можно использовать этот материал в ходе реализации педагогических проектов о насекомых в детско...

Методическая разработка по теме "Насекомые"

Целью данной методической разработки является развитие у дошкольников знаний о насекомых, среде их обитания, способах передвижения и характерных особенностях, развитие внимания, творческих способносте...

Методическая разработка на тему "Насекомые"

Цель: закрепить знания детей о насекомых, их значении в природе, содействовать пониманию и правильному использованию в речи предлогов в, на, под, между.Задачи занятия: Расширить и ...

Методическая разработка на тему "Насекомые".

Форма занятия: подгрупповое занятиеВозраст : 5-6 лет (старшая группа)Продолжительность занятия 25минИнтеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развите, социально-коммуникативное р...

Методическая разработка по теме "Насекомые"

Слайд 1Методическая разработка по теме "Насекомые" учитель-логопед десткого сада № 196 Закруткина Виктория ВладимировнаСлайд 2Отгадай загадкиСлайд 3Отгадай загадкиСлайд 4Отгадай загадкиСлайд...