Проект нравственно-патриотического воспитания "Первые Ступеньки к патриотизму"
проект (подготовительная группа)

Костылева Ксения Анатольевна

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_g.docx529.22 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

                                                 «Детство – это каждодневное открытие мира.

                                             Нужно, чтобы это открытие стало, прежде

                                                всего, познанием человека и отечества, чтобы

                                             в детский ум и сердце входила красота

                                             настоящего человека, величие и ни с чем,

                                             несравнимая красота Отечества»

                                                                         Сухомлинский В.А.

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.

Проект «Первые ступени патриотизма»

Тип проекта:  информационно  -  практико - ориентированный. 

Вид проекта:  межгрупповой

1. Актуальность проекта.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…  И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Поэтому воспитание любви к родным местам, к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Актуальность выбранного направления определяется в следующем:

-  Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.

- Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в детском саду и  семье.

2. Цель и задачи проекта.

Цель: гармоничное развитие каждого ребенка-дошкольника через приобщение к культуре своего края  и  России.

Задачи:

1. Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.

2. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств детей к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую и большую Родину.

3.   Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.

4.    Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям; толерантного отношения к представителям других национальностей.

5.   Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.

6.  Развитие у детей художественного вкуса и любви к прекрасному, развитию творческих способностей.

7. Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.

         

         3. Условия выполнения проекта.

      1.     Построение развивающей предметно-пространственной среды.

      2.  Обеспечение разнообразия материала и условий для проведения исследовательской деятельности детей.

      3.     Высокий уровень психологической, интеллектуальной, познавательной подготовки педагогов.

      4. Планирование непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности  в тесной взаимосвязи с другими направлениями образовательного процесса. 

   

         4. Педагогические принципы проекта.

  1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  2. Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
  3. Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность, основанный  на достоверных сведениях по истории и культуре родного края.
  4. Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
  5. Интеграция.  Принцип интеграции строится с учетом ознакомления с русской культурой, культурой народов Урала.
  6. Преемственность. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников продолжается в школе.
  7. Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций

5. Законодательно-нормативное обеспечение проекта.

  • Закон РФ «Об образовании».
  • В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечивать... воспитание патриотов России, граждан правового демократического и социального государства, уважающих права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.»
  • «Концепция патриотического воспитания граждан России»\ «Концепция дошкольного воспитания» определяет отношение «…к детству как самоценному времени жизни, первоначальному периоду формирования патриотизма, нравственности, духовности…»
  • Программа Министерства образования Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2012 годы» ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней – от дошкольного до высшего профессионального»

                 

          6. Участники проекта: дети средних, старших, подготовительных групп, родители воспитанников, воспитатели групп, музыкальный руководитель.

II. Структура проекта.

Содержание составлено по возрастным группам. Оно охватывает три возрастных периода развития детей: средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа).

Проектом определена последовательность решения комплекса поставленных задач. Структурирование материала осуществляется с постепенным его усложнением и углублением в течение всего периода обучения. Проект представлен по блокам.

         1 блок «Родной горд»
        2 блок «Мы живем на Урале»
        3 блок «Наша страна – Россия».

1 блок «Родной город»

Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.

Задачи:

  • Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам.
  •  Формировать интерес к своей родословной. 
  • Формировать представление об исторических корнях города, об основных промышленных предприятиях  города.
  •  Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города.
  •  Формировать представления детей о промышленных предприятиях родного города.
  • Воспитывать любовь и уважение к своему родному городу, людям, которые в нём живут.
  • Воспитывать у детей уважение к человеку труда, гордиться героями.

2 блок «Мы живём на Урале»

         

         Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города, социально-экономической значимости города; о народах, живущих в городе и культуре, которую они представляют.

Задачи: 

  • Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города.
  • Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.
  • Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.
  • Расширять представления о природных богатствах уральской земли, в особенности города, растительном и животном мире; полезных ископаемых.
  • Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению.
  • Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов Урала, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.
  • Воспитывать  интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.

3 блок «Наша страна – Россия»

 Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

   Задачи:

  • Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
  • Воспитывать у дошкольников любовь к родному краю как к своей малой Родине.
  • Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
  • Способствовать формированию у дошкольников чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

  1. Ожидаемый результат реализации проекта.

1. В  учреждении, как в образовательной системе:

  • создание системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию;
  • обогащение содержания нравственно - патриотического воспитания;
  • вовлечение в работу нравственно-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

2. В образе  выпускника:

  • в познавательной сфере: развитие интеллектуальных и  творческих способностей;
  • в историко – краеведческой: освоение доступных знаний об истории родного края, Отечества.
  • в социальной: способность к самореализации, формирование активной жизненной позиции; приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
  • в духовно-нравственной сфере: осознание дошкольниками ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
  1. Во взаимодействии с родителями:
  • избрание родителями нужных ориентиров для воспитания детей с приоритетом на традиции русской культуры;
  • активное сотрудничество, помощь.

  1. Этапы внедрения  проекта

          Работа по созданию и внедрению проекта предполагает выделение следующих этапов:

  • 1этап – подготовительный (2009-2010г.г.) Сбор информации.

Разработка проекта. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

  • 2 этап – практический (2010г-2013г.г.) Внедрение проекта.  Регулирование выполнения проекта. Реализация планов обеспечивающих выполнение программного материала. Текущий мониторинг выполнения задач.
  • 3 этап – заключительный (2013-2014г.г.) Презентация опыта. Итоговый анализ реализации проекта, итоговый мониторинг.

         Работа осуществляется на основе разработанного перспективного планирования, которое представлено в таблицах 1, 2,3.

             V. Механизм сопровождения проекта.

1. Планирование и подготовка

  • Изучение методической литературы.
  • План работы на год.
  • Комплектование творческой группы.
  • Обсуждение проектов  плана.
  • Утверждение плана.

2. Методическое сопровождение

  • Организация и проведение семинара по изучению проекта.
  • Пропаганда лучшего опыта работы педагогов, работающих в данном направлении.
  • Консультации.
  • Проведение семинарских занятий.
  • Проведение мастер-классов, круглых столов, открытых дверей.
  • Самообразование.

3. Мероприятия поддержки

  • Составление плана совместных проектов между специалистами ДОУ.
  • Разработка и проведение комплексных занятий, совместных праздников.
  • Взаимодействие с семьей.
  • Сотрудничество с библиотекой.
  • Сотрудничество с Центром культуры и досуга, краеведческим музеем.

5. Итоговый анализ

  • Изучение результатов диагностирования развития детей (текущий мониторинг).
  • Диагностирование развития детей (промежуточный мониторинг).
  • Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в рамках проекта.

VI. Методы решения задач патриотического воспитания всеми субъектами образовательного процесса.

с  педагогами

с  воспитанниками        

с  родителями

- анкетирование, блиц-опрос;

- работа в творческих группах;

- организация открытых педагогических форм;

- семинары, практикумы, консультации;

- создание предметно-развивающей среды и информационного банка

- тематические беседы, рассматривание иллюстративного материала;

- разбор проблемных ситуаций;

- экскурсии, целевые прогулки, походы;

- творческая продуктивная деятельность;

- игровая деятельность;

- праздники и развлечения

- анкетирование, блиц-опрос;

- участие в праздниках, развлечениях, играх;

- совместные творческие задания;

- встречи

- совместный поиск новой информации;

- совместные экскурсии, походы

VII.  Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей

      Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.

1. Познавательные занятия

  • Занятия, посвященные изучению государственных символов России (история возникновения г. Каменск - Уральска, Урала, их символика).
  • Занятия о происхождении города, географическом расположении, климате и т.д.
  • «Наш город» и т.д.

2. Традиции

*  Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, истории  Уральского округа. Для этого проводятся:

  • Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки»; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;
  • Экскурсии в городской краеведческий музей ;
  • Тематические досуги «Мой край задумчивый и нежный», «Моя семья», «Мой папа», «Зарница».

3. Целевые прогулки к памятникам боевой славы, по улицам, носящим имена героев Великой Отечественной войны.

4. Мини-проекты

      Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней. Задачи воспитания любви к родной земле ярко решаются при реализации мини-проекта «Земля, с днем рождения тебя!»

     Важным для гражданско-правового  воспитания ….

5. Акции, «Неделя памяти», «Поздравь ветерана»

Важно донести до детей мысль о  героическом прошлом: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память погибших, окружают вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия как:

1. Ежегодный месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуются:

  • Конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества».
  • Занятия «Дети – герои», «Герои войны – наши земляки».
  • «Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время.

2. «Неделя памяти» включающая:

  • оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов войны.
  • Занятия, беседы.
  •  «День Победы» с приглашением ветеранов войны.
  • Экскурсия к «Стеле памяти» посвященной участникам Великой Отечественной Войны.

     Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.

VIII.  Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей.

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.

Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.

С их участием  возможно организовать:

  • Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья» и др.
  • Оформление групповых комнат, благоустройство территории ДОУ
  • Совместный проект «Детский сад – территория детства»
  • Утренники, праздники, конкурсы, турниры, экскурсии, соревнования.

Акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки», «Поздравь ветерана» и др.

IX.  Требования к уровню подготовки воспитанников.

      Также проводится большая работа по изучению уровня знаний, умений и навыков познавательного, социально-нравственного развития воспитанников. Диагностическое обследование (начало, конец учебного года). 

4 -5 лет:     Дети должны знать:

  • Знать имя, отчество родителей.
  • Знать где работают их родители.
  • Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.
  • Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.
  • Знать название своего города; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.
  • С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.
  • Уметь рассказывать о своем родном городе.
  • Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т.д.).
  • Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.

5–6 лет.

  • Знать свой домашний адрес, название города, области.
  • Иметь представление о символике города, области.
  • Знать название близлежащих улиц.
  • Иметь представление о жизни и быте народа населивших город, Урал.
  • Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.
  • Знать профессии своих родителей.
  • Знать правила поведения в природе.
  • Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
  • Различать некоторые рода войск.

6–7 лет.

  • Краткие сведения об истории города, округа.
  • Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
  • Знать герб, флаг России, Свердловской области и своего города.
  • Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
  • Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.
  • Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
  • Правила безопасности поведения в природе и на улице города.
  • Иметь элементарные представления об охране природы.

Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества

X.  Материально-техническое сопровождение

  • Дидактические и наглядные пособия;
  • современные средства ТСО;
  • методическая литература;
  • репродукции картин;
  • картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой город»;
  • «Моя семья»;
  • художественная литература;
  • грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;
  • карты, атлас Свердловской области; Урала.
  • Российская символика и символика Каменск - Уральска, глобус и т.д.

Таблица 1

Перспективное планирование в средней группе

Блок

Тема

Цель

Формы

Результат

Родной

город

Мой город

Познакомить детей с большим городом (улицами, жилыми домами, общественными зданиями, транспортом)

Беседа о городе, городском транспорте. Рассматривание фотоальбомов, книг о городе.

 

Конструирование «Наш город»

Моя улица

Знакомство с названиями улиц микрорайона. Расширить знания детей о транспорте города. Достопримечательности и памятники культуры.

Целевая экскурсия.

Беседа, рассматривание альбома «Малыш и улица».

Д\и «Ребенок и улица»

 

Коллективная работа - коллаж «Моя улица»

Дома на нашей улице

Учить создавать варианты знакомых сооружений из готовых геометрических форм и тематического конструктора.

Беседа  и рассматриванием фотоальбома «Наш поселок».

Д\и «У нас на улице»

Макет «Дома на нашей улице»

Мой детский сад

Знакомство с ближайшим окружением., с профессиями работников детского сада.

Экскурсия по детскому саду.

Д\и «Наш детский сад»

С/р «Детский сад»

Выставка рисунков «Детский сад»

Мой дом, моя семья

Знакомство с ближайшим окружением. Раскрытие понятия «Семья». Воспитание заботливого отношения  к  своим близким.

Рассматривание иллюстраций «Семья», семейного фотоальбома.

Д\и «Семья»

С/р «Дочки-матери»

«Дружная семейка»

Я, ты, он, она—вместе дружная семья.

Знакомство детей с понятием «большая семья», «родственники». Познакомить с некоторыми особенностями поведения  всех в семье.

Рассматривание семейных альбомов, беседа «Наша дружная семья».

Д\и «назови правильно»

С\и «Большая семья», “Новоселье», «Дом»

Выставка рисунков «Моя

семья»

Добрые дела

дедушек и бабушек.

 Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Рассматривание картинок «Большая семья», «Добрые дела». Беседа, чтение.

Подарки бабушкам, дедушкам

Мой папа– лучше всех

Знакомство с мужскими профессиями. Воспитание любви к отцу.

Рассматривание иллюстраций о профессиях. Рассказ воспитателя, чтение стихов.

С\и «Мужская работа»

Спортивное соревнование «Вместе с папой»

Моя мама -лучше всех

Знакомство с женскими профессиями. Воспитание любви к матери.

Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя, чтение стихов.

С\и «Большая семья»

Развлечение «Вместе с мамой»

 Блок

Тема

Цель

Формы

Результат

Мы живем на Урале

Природа родного края

Знакомство с родны краем через фоторепортаж, альбом «природа родного края». Показать значение природы в жизни человека. Воспитывать эстетические чувства при виде прекрасного.

Рассматривание фотоальбомов, видеосюжетов, книг о родном крае. Беседа о живой и неживой природе.

Д\и «Мы и природа»

С\р «Путешествие на машине»

Альбом «Наши рисунки»

Растения и животные Урала

Познакомить с растительным и животным миром нашего края. Воспитывать интерес к природе.

Чтение книг о природе Урала. Рассматривание альбома «Экосистема Урала».

Целевая экскурсия в лес, к водоему.

Д\и «Мир природы»

Макет «Наш лес»

Народы Урала

Формировать первичные представления о многонациональности народов Урала. Воспитание уважения к людям разной национальности.

Обогащение словаря.

Рассматривание картинок с изображение костюмов народов Урала, предметами быта.

Чтение сказок, легенд народов Урала.

Д\и «Угадай чей костюм», «Выбери предметы», “Украшаем уральский костюм»

Раскраска «Костюмы народов Урала»

«Уральские посиделки»

Уральская роспись

Формировать первичные представления об уральской кистевой росписи. Развитие художественного восприятия произведений уральской росписи.

Рассматривание образцов уральской кистевой росписи по дереву, бересте, металлу.  

Свободное рисование с образца.

Д\и «Узнай роспись»

Выставка детского творчества

«Каков Дема, таково у него и дома»

Развивать представления детей о русской избе, ознакомление с предметами быта, одеждой взрослых и детей.  

Рассматривание книг, альбомов, иллюстраций избы. Чтение народных сказок.

Театрализация.

Экскурсия в школьный музей.

Выставка детского творчества «Лепим избу»

«Русский национальный костюм»

Блок

Тема

Цель

Формы

Результат

Наша страна -Россия

Наша Родина—Россия

Познакомить с «большой» родиной, под названием Россия. Обогатить впечатления. Воспитывать любовь к родине, интерес.

Рассматривание карты, глобуса. Чтение книг, стихотворений.

Рассматривание видеофильма «Наша родина—Россия»

Выставка поделок

Страна в которой мы живем.

Дать детям первоначальные представления о богатстве России. Воспитывать чувство гордости за свою страну, чувство коллективизма, взаимоподдержки.

 

Рассматривание атласа «Наша Родина».

Беседа «Богатства нашей Родины” Чтение С. Баруздин «Страна, где мы живем»

Д\и «Путешествие по стране»

Развлечение.

Таблица 2

Перспективное планирование  в старшей группе

 

Блок

Тема

Цель

Формы

Результат

Родной город

Город Каменск– Уральский

Познакомить детей с районами родного города Выделить особенность  строительства  города (было много поселков, а стал один город).

Объяснить название города.

Беседа с рассматриванием фото и репродукций городских достопримечательностей.

Д\и «Узнай, где я нахожусь», «Что лишнее?»

Изготовление макета «Наш город»

«Земли лоскуток драгоценный»

Познакомить с историей возникновения  нашего города, используя доступный детскому пониманию материал. Вызвать интерес к истории родного города, воспитывать чувства любви к малой родине.

Чтение сказок «Старый город», «Сказание о реке Каменке», «Как мужики на Исети рыбу ловили».

Экскурсия в краеведческий музей, по городу.

Оформление стенда «История родного города».

Свободное рисование по впечатлениям детей.

Выставка детского творчества

«Удивительное рядом»

«Семейные обычаи на Руси»

Природа родного города

Формировать представления о климатических особенностях родного города и его окрестностях. Определить роль рек в жизни города, учить находить их на карте города.

Рассматривание иллюстраций с изображением памятников природы родного города и его окрестностей.

Экскурсии к реке Исеть и в лесной массив.

Д\и «Природа родного города»

Создание буклета «Памятники

природы»

Город

крылатого

металла

Формировать представления детей о промышленных предприятиях родного город, обусловленность их местонахождения, богатства природных недр. Познакомить с трудом металлургов.

Просмотр иллюстраций, буклетов, отражающих промышленную мощь Каменских заводов: СТЗ, УАЗ, КУМЗ, ОЦМ,

з. Пяткова К.

Чтение сказов о становлении и развитии металлургической промышленности.

Фоторепортаж  

«Наши заводы»

Путешествие по Ленинскому

поселку

Уточнить и закрепить знания детей о названии улиц, правилах поведения на улице. Воспитывать бережное отношение к окружающему.

Целевая прогулка, беседа.

Рассматривание книг, фото, открыток о Ленинском поселке (в прошлом и настоящем)

Д\и «Расскажи про свой город»

С\и «В поселке»

Выставка детских работ «Это улица моя»

«Я шагаю по городу»

Установить связь главных улиц города и их роль в жизни города. Научить различать основные социальные объекты, объекты культуры. Воспитывать любовь к малой родине.

Рассматривание иллюстраций, видеофильма «Наш родной город», газет и журналов. Рассказ «Чем знаменит наш город»

Д\и «Наш город»

С/р «Путешествие по городу»

 

Создание в группе мини-музея “Мой любимый город»

Блок

Тема

Цель

Формы

Результат

Мы живем на

Урале  

Богатства уральской земли

Познакомить детей с памятниками природы уральской земли.  Формировать представления о климатических особенностях нашей местности, зоне лесов и т.д. Воспитывать устойчивого интереса, эмоционально-эстетических чувств и гордости.

Рассматривание иллюстраций с изображением памятников природы родного края.

Д\и «Животный мир Урала», «Птицы уральских лесов», «Растения Урала».

Просмотр альбома «Природа родного края»

Изготовление н/и для малышей «Кто живет на Урале», “Что растет на Урале”

Народы живущие на Урале

Формировать представление о населении Урала Воспитание уважения к жителям, национальностям в своем регионе.

Привлечь детей к участию в коллективных играх

Урала

Рассматривание фотографий, предметов одежды, быта людей разных национальностей.

Знакомство с народными праздниками, народным календарем. Игры народов Урала.

 

Народный праздник

Писатели и поэты Урала

Развивать представления о жизни и творчестве замечательных людей Урала известных всему миру (Д.Н. Мамин-Сибиряк, П.П. Бажов, П.И. Чайковский).

Чтение сказок и сказов. Оформление выставки книг писателей Урала. Прослушивание музыкальных произведений Чайковского.

Рисование по впечатлениям.

Выставка рисунков.  Развлечение «Аленуш-кины сказки»

Творения народных мастеров

Формировать представления о декоративно-прикладном искусстве и народных промыслах уральских умельцев.  

Рассматривание образцов: роспись по дереву, сундучный промысел, добыча и огранка драгоценных камней, Каслинское литье, роспись по металлу.

Рассказ о народных умельцах.

Д\и «Уральские промыслы»

Выставка творческих работ из соленного теста

Уральская изба

Познакомить детей о народах Урала, особенностями их жизни, предметами быта. Знакомство с календарем народных праздников.

Посещение краеведческого музея. Рассматривание уральских костюмов. Рассматривание открыток «Города уральские»

П\и «Игры народов Урала»

Д\и «»Как жили люди на Руси»

 

Развлечение «Уральские посиделки»

Города Урала

Формировать представления о некоторых городах Урала, особенности их расположения и роли в жизнедеятельности Урала. Расширить представления о богатстве природных недр.

Просмотр иллюстраций с изображением городов Урала, их достопримечательностями, особенностями географического расположения.  Чтение отрывков из произведений Ю.А. Буранова «Горные заводы Урала».

Д\р «По городам Урала»

Составление коллекции «Камни Урала»

«Люблю тебя - мой край родной»

Блок

Тема

Цель

Формы

Результат

Наша страна-Россия

Наша

Родина - Россия

Познакомить с картой страны, символикой. Познакомить с главным человеком страны –президентом. Воспитывать чувство уважения за родную страну.

Рассматривание иллюстраций Чтение стих. Н.Забилы «Наша Родина».

Рассматривание иллюстраций с изображением герба, флага России, прослушивание гимна. Д\и   «Узнай флаг, герб страны». С/игра-имитация

«К нам приехал Президент России»

Игра «Клуб путешественников»

Москва -столица  нашей

Родины

Дать представления о том, что Москва самый большой город в нашей стране, подвести к пониманию того, что такое главный город, столица. Вызвать интерес, чувство восхищения.

Рассматривание фотоальбома о достопримечательных местах столицы. Чтение рассказов и стихов о Москве.

Д\и «Путешествие по Красной площади», “Путешествие по Москве»

Н\и лото «Наша гордость -Москва»

Викторина «Прогулка по Москве»

Традиции россиян

Познакомить с традиционными   народными праздниками; прививать  интерес к праздникам.  Развивать положительное отношение и чувства симпатии к народам разных национальностей.

Просмотр видеофильма «Наша великая Родина».

Рассматривание народных костюмов и определение особенностей.

Разучивание потешек, закличек, народных игр, песен.

 «Семейные обычаи на Руси»

Золотые руки

мастеров

Воспитывать любовь и уважение к труду, интерес к народному искусству, эмоционально-оценочное отношение к художественному материалу.

Рассматривание книг, альбомов о расписных изделиях, народных игрушек. Беседа о народных промыслах с показом слайдов.

Д\и «Наши умельцы»

С\и «Мы—мастера»

Досуг «Город мастеров»

 

Красна изба

Дать представление о наших предках-славянах, о жилище древних славян. Вызвать интерес к истории славян

Рассматривание иллюстраций, чтение произведений, беседа.

Беседа о домовенке.  

Д\и «Что это? (предмет старины)».  

Д\и «Как жили на Руси»

Макет «Русская изба»

«Я люблю тебя

Россия!»

Закрепить знания о названии страны, символике. Воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за свою страну.

Рассматривание карты, глобуса.  Просмотр видеофильма «Моя Родина— Россия»

Д\и «Мы путешествуем по большой стране»

С\и «Кругосветное путешествие»

КВН

 «Русь, Россия, Родина моя»

Таблица 3

Перспективное планирование   в подготовительной группе

Блок

Тема

Цель

Форма

Результат

Родной

город

 

Каменская

слобода

Знакомство с историей города. Дать представления о роли родного города в экономическом и историческом развитии региона. Воспитывать у детей любви к родному городу.

Посещение краеведческого музея. Беседа, рассказ об истории возникновения Каменска-Уральского. Рассматривание книг, фотоальбомов. Чтение стихов о родном городе.

Д/и «Лото», «Из истории города»

С/р «Экскурсия по городу на автобусе»

Игра «Клуб путешественников»

Архитектура

города.

Памятники.

Закрепить знания детей о достопримечательностях. Дать представление « Каменск-Уральский—колокольная столица» Воспитывать уважительное отношение к памятным местам.

Рассматривание фотографий архитектурных памятников родного города.

Посещение школьного музея (шк№21);  встречи с тружениками тыла и  ветеранами ВОв.  

Д/ и «Узнай, где я нахожусь». Слушание музыкальных произведений «Колокольный звон»

Выставка рисунков.

Герб и флаг

родного города.

 

Формирование начал гражданственности у детей дошкольного возраста. Объяснить символику городского герба.

Рассматривание символики.

Д/ и «Найди свой герб, флаг»,

С\игра-имитация  «К нам приехал мэр города»

Игра-викторина «Символика города»

Знакомство со знаменитыми людьми города.

Расширить знания детей о промышленности города, формировать чувство гордости за нашими земляков.

Рассматривание книг, альбома «Промышленные предприятия города». Изготовление макета своего микрорайона.

С\р «Путешествие по городу»

Праздничный

концерт

 Город трудовой

Развивать представления о промышленных предприятиях города. Воспитывать чувство гордости за людей-тружеников.

Просмотр иллюстраций, альбомов, отображающие заводы Каменска. Составление рассказов о родителях, работающих на заводах.

Беседа с ветеранами труда.

Подарки ветеранам.

Улицы родного города

Дать представление и знание названий и расположения улиц города.

 

Рассматривание карты города, микрорайна; альбомов.

Последовательный рассказ в картинках.

С\р «Путешествие по городу»

Фоторепортаж «Наши экскурсии»

КВН «Мой город – малая Родина»

Блокбб   Блок

Тема

Цель

Формы

Результат

Мы

живем

на

Урале

Карта Свердловской

области

Формировать понятие Уральские горы, низменная равнина, речная сеть. Учить находить объекты на карте.

Рассматривание карты Урала. Составление схемы(группы, участка, двора и др.). Экскурсия к реке Исеть.

Д\и «Покажи реки, озера, горы на карте». Чтение сказок,  н-р «Сказание о реке Каменке»

Вечер загадок.

Растительный мир и животный мир

Урала

Расширить представления детей о природе  родного края. Формировать представления о том, что леса «зеленые легкие»  наших городов.  Формировать основы экологического мировоззрения

Беседы о растениях и животных родного края, рассматривание открыток, иллюстраций, альбомов.

Д\и “Экологические цепочки». «Какие растут деревья», «С какого дерева листок»,  «У кого какой домик», «Узнай по описанию», «Что было бы, если бы...», “Путаница». Решение экологических задачек, проблем.

Изготовление альбома «Природа моего края».

Памятники

природы

Формирование навыков заботливого отношения к объектам живой и неживой природы. Формировать способность получать удовольствие от общения с природой, побуждать детей восхищаться красотой родной природы.

Совместная экскурсия с родителями к реке Каменка, по тропе Карпинского. Рассматривание фото, книг «Музей под открытым небом». Рассматривание «Красной книги Урала».  Д/и «Следопыты», «Наши добрые дела в природе»

КВН «Что мы знаем об Урале»

Народы,

живущие на Урале

Воспитание толерантности, уважения к разным национальностям через изучение особенностей образа жизни, быта, обычаев народов Урала татар, башкир, марийцев.

Рассматривание иллюстраций, фотографий (жилище, одежда, культура, обряды, народные промыслы).

П\и «Палка-кидалка», «Охота на лося», «Круговорот»

Развлечение -”Уральская ярмарка»

История и культура края в мифах, легендах и сказах.

Развивать интерес к истории и культуре Урала через мифы, легенды, сказы народов Урала. Развитие нравственно-патриотических чувств.

Рассматривание иллюстраций, альбомов. Чтение хрестоматии «Об Урале»

Теневой театр «Из истории...»

Д\и «Шагни в сказку». Творческое рассказывание  

Выпуск книги рассказам «Мой край -Урал»

Мастера Урала

Познакомить детей со знаменитыми соотечественниками. Воспитывать интерес к произведениям уральских мастеров слова.

Знакомство детей с уральской росписью, произведениями устного народного творчества

Прослушивание сказок и сказов. Рассматривание иллюстрации к ним. Игры-драматизации по сказкам. Н/и «Ассорти сказок», «Угадай» Д/и «Найди ошибку», «Назови правильно». Рассмотрение предметов с уральской росписью. Знакомство с коллекцией уральских камней и минералов.

Конкурс «Творческая мастерская». Блиц-опрос.

«Наш край – Урал»

Блок

Тема

Цель

Формы

Результат

Наша страна-Россия  

Страна,

 в которой мы живем.

Дать детям знания о богатстве России. Воспитывать в детях чувство гордости за свою страну.

Рассматривание Физической картой России,  альбома «Россия –родина моя»

Д\и «Путешествие по стране»

П\и «Народные игры»,

с\р «Путешествие на северный полюс», «Путешествие по стране»

Конкурс пословиц о Родине.

Москва-столица

нашей

Родины

Дать детям понятие «столица». Познакомить с достопримечательностями столицы. Воспитывать в детях чувство  любви к столице нашей Родине.

Рассматривание открыток   с видами Москвы., просмотр видеофильма о достопримечательностях столицы, прослушивание стихотворений.

Выставка рисунков

Путешествие в прошлое. Богатырская Русь

Знакомить с историей государства. Находить сходные образы героев в народных эпосах и  в разных видах искусства. Воспитывать уважение к героям былин, защитникам народа. Обогащение и активизация словаря.

Рассказ о Народных героях: Салавате-богатыре, Илье Муромце, Алеше Попович, Святогоре. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря». Чтение былин и беседа. Слушание Римского-Косакова «Тридцать три богатыря».

С\и «Защитники»

Вечер «Пословиц и сказок»

Культура и

традиции

народа

Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях разных народов нашей страны. Знакомство с  народными праздниками. Воспитывать уважение,  толерантность.

Беседа, прослушивание фольклорных песен. Знакомство с народными костюмами.

Просмотр альбомов, слайдов. П/и «Народные игры»

Развлечения «Народные праздники»

Геральдика

Дать представления о назначении флагов, гербов, гимнов. Обогащение и активизация словаря. Познакомить с отличием в символике, назначением.

Рассматривание символики , особенностей.  Рассказ «История появления геральдики»

Оформление политического уголка.

Д\и «Российская геральдика», “Кто быстрее составит герб”,

“Что лишнее»

Коллективная работа «Герб нашей группы»

«Государственные символы России»

Я -гражданин

Дать представления о правах и обязанностях гражданина страны.

Формировать основы гражданской позиции, воспитания чувства личной ответственности, коммуника-

Бельности, уверенности.

Инд. работа по оформлению альбомов «Предвыборная программа в детских рисунках.

Игра-рассуждение «Если бы я придумывал законы».

Фотосессия кандидатов.

С\р «Выборы»

С\р игра «Поездка за границу»

 

Создание альбома «Наши права»

Литература

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – Издательство: УЦ перспектива 2008

2. Белоусова Л.Е. Навстречу Дню победы. – Издательство: Детство пресс,2008.

3. Вишневская В.Н.  Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси»: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». - М.:АРКТИ, 2004.

4. Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре России.- М.: АРКТИ; 2003.

5.  Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.

6.Ерохина Е.Л. Государственные символы России. – Издательство Ювента, 2005 г.

7. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.

8. Зеленова Н.Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников средняя группа.- Издательство Скрипторий, 2008.

9. Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. – Издательства Сфера, 2010 г.

10. Круглова Т.А. Россия – Родина моя. – Издательство: Ювента, 2007.

11. Комратова Н.Г. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет. – Издательство: ТЦ Сфера. 2007

12. Комратова Н.Г. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры. Для воспитанников 5-7 лет

Данный проект  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание проекта обеспе...

Проект Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры. Для воспитанников 5-7 лет

Данный проект  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание проекта обеспе...

Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры".

Целенаправленная разработка проекта по воспитанию нравственно- патриотических чувств  у детей в старшем и в подготовительном к школе возрасте....

Проект "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников".

 Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитани...

В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры". Руководители проекта:заведующий Афонина Р.М., воспитатель Чепелева Е.А.

Проблема «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. МихалковВ старшей и под...

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Воспитание гражданственности и патриотизма через ознакомление с историей родного города»

Чтобы расти патриотом своей Родины, нужно знать её историю. А начинается Родина с города, где человек родился – с его малой родины. Для формирования у детей и родителей основ гражданской культур...

Мастер-класс для педагогов по нравственно патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Патриотизм начинается с детства»

Тема патриотизма стоит сейчас как никогда остро. Начинать воспитание патриотических чувств нужно с дошкольного возраста. Любовь к своей семье, к дому, к родному краю, уважение традиций предков &ndash...