«Роль дидактических игр и упражнений в формировании счётной деятельности детей старшего дошкольного возраста». (обобщение педагогического опыта)
консультация

Морозова Екатерина Александровна

   В современной жизни проблема обучения детей математике приобретает глобальное значение. Прежде всего, это объясняется бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные сферы знаний.

     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  предполагает пересмотр содержания, методов, форм и средств работы с детьми. Большое внимание в процессе  обучения детей дошкольного возраста элементам математики уделяется работе по формированию у них навыков счетной деятельности, так как эти навыки являются основой для дальнейшего обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt_morozova_novyy.docx35.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

«Роль дидактических игр и упражнений в формировании  счётной деятельности детей старшего дошкольного возраста».

 (обобщение педагогического опыта) 

   

                                               

Выполнила воспитатель

МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»

Морозова Е.А.

г. Покачи  2018 г.

 «Роль дидактических игр и упражнений в формировании  счётной деятельности детей старшего дошкольного возраста».

   В современной жизни проблема обучения детей математике приобретает глобальное значение. Прежде всего, это объясняется бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные сферы знаний.

     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  предполагает пересмотр содержания, методов, форм и средств работы с детьми. Большое внимание в процессе  обучения детей дошкольного возраста элементам математики уделяется работе по формированию у них навыков счетной деятельности, так как эти навыки являются основой для дальнейшего обучения в школе.

      На формирование опыта оказали влияние следующие факторы: изучение методической литературы; изучение опыта коллег; курсовая подготовка по теме «Обучение счету и математике детей дошкольного возраста».

      Анализ деятельности детей в дошкольном учреждении выявил следующие проблемы:

     - недостаточный уровень мотивационной готовности дошкольников к формированию счётной деятельности;

      -  недостаточное количество пособий с занимательным счётным материалом;

      -  отсутствие пособий для формирования навыков счёта в быту,  на прогулке и в период  режимных моментов.

Актуальность опыта вытекает из потребности совершенствования системы обучения, а именно поиска новых средств обучения, которые в наибольшей степени способствовали бы формированию у детей счётных навыков.

   Теоретико-методологическую основу опыта составляют:

   -  концепции математического развития детей дошкольного возраста;

 - теоретические аспекты исследований процесса формирования счетной деятельности и количественных представлений у детей раннего и дошкольного возраста.

 (Опыт работы по данной теме основан на принципах и подходах, которые отражены на экране. Убрать)

Проанализировав теоретические  аспекты формирования счётной деятельности детей дошкольного возраста,  мною была поставлена

цель работы с воспитанниками:

-  способствовать развитию счётных навыков  детей старшего дошкольного возраста   через дидактические игры и упражнения.

Исходя, из поставленной цели были определены следующие задачи:

- формировать понимание смысла арифметических действий, отношений, понятий  (сложение и  вычитание, больше-меньше, число и цифра);

    -    воспитывать интерес  к счётной деятельности;

- обогатить предметно-развивающую среду группового помещения дидактическими играми,  игровыми упражнениями и пособиями;

-  обеспечить эффективность взаимодействия с педагогами и родителями воспитанников в вопросах формирования счётных умений  и навыков через организацию  различных форм взаимодействия.

    Ведущая педагогическая идея  опыта заключается

    - в создании условий и предпосылок, обеспечивающих повышение уровня сформированности счётных умений и навыков дошкольника;

    - в педагогике сотрудничества, которая позволяет раскрыть потенциальные возможности каждого ребёнка,

- Своеобразие и новизна опыта отражены на экране.(ЭКРАН).

         Опыт разработан в русле основных принципов и подходов, (отражены на экране), среди которых я бы выделила принципы доступности, индивидуального подхода,  систематичности и последовательности.

         Копилку дидактических игр и упражнений я стала формировать по следующему алгоритму: Игры и упражнения для  

- овладения операцией счёта предметов,

- определения понятий  число и цифра,

- определения взаимосвязи между количественной и порядковой характеристикой числа,

- овладения приёмами отсчитывания и присчитывания.

Чтобы счет вошел в привычку, ребенок  должен был часто производить счётные операции.

Предметно- развивающая среда нашего детского сада оснащена большим арсеналом счётного материала. Поэтому в выборе средств больших затруднений не было. Основные средства обучения представлены на экране.

  - Счётные палочки Кюизенера

-  логические блоки Дьенеша,

- математические игры Воскобовича,

- материалы М.Монтессори

- ЛЕГО конструкторы,

- пособие «Учимся считать»

А многофункциональные пособия «Тренажёр для упражнений» и «Прозрачный экран» были изготовлены самостоятельно. Я планирую их использовать в следующем конкурсном испытании.

Но помимо этого необходимо было подобрать или разработать такие игры и упражнения, чтобы с одной стороны можно было  избежать монотонности, а с другой – необходимо было научить детей считать разными способами.

Тут на помощь пришли народные и авторские сказки - наши бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций.

Дидактические  игры и упражнения  с использованием сказочного сюжета знакомили детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. С помощью сказочных игр дети  учились   преобразовывать равенство в неравенство и наоборот – неравенство в равенство.

В моей электронной копилке также появились обучающие мультфильмы, клипы, физминутки, голосовые песенки и считалки. Самый любимый мультик наших детей «Козлёнок, который умел считать до 10».

Играя в такие дидактические игры как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети научились свободно оперировать числами в пределах 50-100 и сопровождать словами свои действия.

Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Число, как тебя зовут?», «Составь табличку», «Составь цифру», «Кто первый назовет», «Которой игрушки не стало?» и многие другие использовались  на занятиях и в свободное время с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Игра «Считай и не ошибись!» помогла детям в усвоении порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, превносило элемент занимательности, помогало детям прочно усвоить программный материал. Большинство игр было  связано с движением. Сами же  занятия проходили в форме походов, квест – игр, приключенческих прогулок. Включение этих подвижных элементов в образовательную деятельность стало мощным мотивационным моментом, создало позитивный настрой детей, снизило  их утомляемость.

В результате дети  стали внимательными, наблюдательными,  стали считать всё, что их окружает в помещении группы,  на улице.

     

Мною были разработаны:  

- образовательный проект «Всё хотим мы сосчитать!», где собраны материалы для счётного тренинга в быту, режимных моментах, прогулке;

- цифровой образовательный ресурс «Счетовозик для малышей»,    

- исследовательский проект «Весёлый счёт».  

- создана картотека занимательных игр по формированию счётных навыков у детей дошкольного возраста. Эти материалы позволят детям превратить счётную деятельность в увлекательное и интересное занятие.

В своей работе использую

- технологии проблемного обучения,

- элементы технологии ТРИЗ (игры «Хорошо – плохо», «Да-нет»),    

- мнемотехники -использование схем, символов, лежащих в основе искусственных ассоциаций, облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает мыслительную деятельность детей.

- информационно-коммукационные технологии,

- развивающие Монтессори-материалы.

 

Работа по обучению счёту реализуется в тесном взаимодействии с родителями в традиционных и нетрадиционных формах: такие как беседа, консультация, я   использую такие формы как семейный проект, мастер-классы, совместные развлечение с родителями,  совместное изготовление математических пособий (работа в мероприятиях окружного проекта «Математический знайка»).

Мониторинг формирования счётной деятельности осуществлялся на основе методики, разработанной кандидатами педагогических наук Н.С. Ежковой и О.И. Кокоревой. По его результатам можно судить о том, что у детей 5-6 лет наблюдается наибольшая положительная динамика по показателям «называние чисел «соседей» в пределах 20»,  «счет до 20 через 1 и обратно». У детей 6-7 лет  положительная динамика наблюдалась менее выраженной, так как у большинства из них данные показатели находился уже в зоне «актуального развития». 

По результатам диагностики можно сделать вывод:  систематическая работа по обучению навыкам счёта с  использованием при этом наглядных средств, дидактических игр позволяет не только включить детей в активный познавательный процесс, но и сделать изучаемый материал более доступным для понимания.

Дети стали активнее работать, внимательнее слушать объяснения,  увереннее делать самостоятельные выводы, а главное  - полученные ими навыки позволили проводить операции со счётом  с большим желанием и интересом.

Условия, обеспечивающие стабильные результаты работы представлены на экране.

Адресная направленность опыта заключается в том, что данный опыт может быть использован в практике воспитателей групп,  родителей в домашних условиях.

Трудности в реализации данного опыта состоят в том, что необходимо изготавливать много наглядного,  раздаточного материала,  подбирать необходимые дидактические игры и упражнения. Необходимо чтобы  педагог владел хорошими знаниями в области дидактических игр.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста»

«Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста» Педагогический совет «Реализация ООП МДОУ в соответствии с ФГОС ДО как средство повышения качества обр...

Семинар «Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста».

Ценность обучения вообще и математики в частности в настоящий период объясняется не только тем, что на математике мы развиваем математические знания, на развитии реч...

Консультация для родителей. «Роль дидактических игр и упражнений в математическом развитии детей младшего дошкольного возраста».

Консультация для родителей. «Роль дидактических игр и упражнений в математическом развитии детей младшего дошкольного возраста»....

Формирование психологической компетентности детей старшего дошкольного возраста. Обобщение опыта работы.

В процессе становления личности дети часто встречаются со сложными, стрессовыми ситуациями, которые ими или тяжело преодолеваются, или не преодолеваются из-за отсутствия психологических знаний. Такие ...

Сообщение из опыта работы на педагогическом совете ДОУ Тема "Роль и место LEGO-конструирования в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста"

В каждом ребёнке от природы заложена жажда изобретать и исследовать что-то новое. Для реализации этих потребностей как нельзя лучше подходит LEGO-конструирование, являющееся оптимальным средством позн...

«Роль дидактических игр и упражнений в формировании счётной деятельности детей старшего дошкольного возраста». (обобщение педагогического опыта)

В современной жизни проблема обучения детей математике приобретает глобальное значение. Прежде всего, это объясняется бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные сферы знаний...