Памятки для воспитателей
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
МЕТОД «ЧЕТЫРЕ УГЛА»
Назначение метода:
- метод «Четыре угла» реализуется в контексте всех принципов интерактивной педагогики, ведущими среди которой являются: свобода выбора, смыслотворчество, мыследеятельность;
- педагоги могут предложить этот метод учащимся как на занятии, так и во внеучебной работе. Как метод, он может использоваться для создания благоприятной атмосферы, установления коммуникации; актуализации знаний, отношения к ним, развития положительной познавательной мотивации; обобщения знаний и т.д.
Требования к реализации метода:
- Оптимальное количество участников – до 30 человек.
- Необходимое оборудование: аудитория с четырьмя углами, в которой можно свободно перемещаться участникам; четыре листа бумаги разного цвета (например, красный, жёлтый, синий, зелёный), которые с помощью скотча прикрепляются по одному в каждый угол аудитории так, чтобы их хорошо было видно всем участникам; система вопросов с вариантами ответов-выборов чего-либо, которую будет предлагать педагог участникам.
- Время реализации метода – до 10 минут.
Порядок реализации метода:
- Педагог показывает метод и предлагает участвовать в его реализации.
- Развешивает в четыре угла аудитории по листу цветной бумаги.
- Педагог знакомит участников с правилами реализации метода.
Каждому участнику предлагается ответить на вопросы и сделать тот или иной выбор. После этого необходимо пройти в тот угол (тот цвет), который соответствует сделанному выбору. Если из предлагаемых выборов-ответов ни один не устраивает, то предлагается пройти в центр аудитории. После того, как все участники сделали выбор и разошлись по четырём углам аудитории или собрались в центре аудитории, они организуют между собой коммуникацию: каждый объясняет другим в своей группе (своему углу) сделанный им выбор; обмен мнениями, аргументами в отношении выбора проводится очень оперативно (по каждому выбору – 1-2 мин).
Далее делается следующий выбор и вновь организуется коммуникация.
4. Педагог предлагает участникам систему вопросов и вариантов ответов-выборов.
Оптимальное количество вопросов – 7-10.
5. После каждого вопроса и названных четырёх вариантов ответов педагог стимулирует выбор участниками какого-либо варианта и организацию ими коммуникации.
6. Когда все вопросы исчерпаны и состоялась коммуникация по последнему вопросу, педагог организует рефлексию состоявшегося взаимодействия:
- вырази своё отношение к теме предложенных вопросов (проблеме);
- какие мысли у тебя возникли по ходу участия в игре и после игры и т.п.
!!! комментарий
- Система вопросов метода, реализуемого на занятии, может быть составлена в соответствии с содержанием отдельной темы урока, раздела или всего курса.
- Педагог к каждому из вопросов подбирает 4 (по количеству углов) варианта (выбора) ответов. Каждому варианту (выбору) соответствует определённый цвет. Когда педагог предлагает участникам ответить на вопрос, сделать выбор, то он обязательно каждый вариант выбора связывает с определённым цветом. Например: Ваше любимое время года? (красный цвет – лето; жёлтый цвет – осень; синий цвет – зима; зелёный цвет – весна).
- При каждом новом вопросе происходит перегруппировка участников. Если вариант ответа (выбора) на новый вопрос соответствует тому углу (цвету), в котором находится участник, то он остаётся на месте.
- После сделанного участниками выбора варианта ответа по вопросу возможна и иная модель их коммуникации – педагог предлагает 1-2 участникам из каждого угла и центра оперативно объяснить свой выбор.
- Возможна ситуация, когда в одном или двух углах (или в центре аудитории) оказывается только по одному участнику, тогда педагог может выслушать их объяснение сделанного выбора или организовать коммуникацию участников из разных углов.
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДА «ЧЕТЫРЕ УГЛА»
(ДЛЯ УЧАЩИХСЯ)
- Какое время года наиболее любимо вами?
- зелёный – весна;
- красный – лето;
- жёлтый – осень;
- синий – зима.
2. Какому дереву вы отдадите предпочтение?
- зелёный – берёза;
- красный – дуб;
- жёлтый – сосна;
- синий – липа.
3.Какое домашнее животное особенно любимо вами?
- зелёный – лошадь;
- красный – корова;
- жёлтый – собака;
- синий – кошка.
- Какой цветок вы бы выбрали для себя?
- зелёный –ромашка;
- красный – роза;
- жёлтый – хризантема;
- синий – гладиолус.
- Какое животное, занесённое в Красную книгу Беларуси, наиболее значимо для природы Беларуси?
- зелёный – зубр;
- красный – бурый медведь;
- жёлтый – чёрный аист;
- синий – выхухоль.
- Что является ведущим фактором загрязнения окружающей среды?
- зелёный – промышленность;
- красный – транспорт;
- жёлтый – атомные электростанции;
- синий – сельское хозяйство.
- Какая из форм охраняемых природных территорий является наиболее эффективной?
- зелёный – национальный парк;
- красный – заповедник;
- жёлтый – заказник;
- синий – памятник природы.
8. Как вы оцениваете свой уровень экологической культуры?
- зелёный – высокий;
- красный – средний;
- жёлтый – низкий;
- синий – очень низкий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/04/picture-502569-1420388380.jpg)
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ. Речь воспитателя.
Речь воспитателя, постоянно находящегося в поле зрения ребёнка, является важным источником, из которого дети черпают образец родного языка, культуры речи....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/27/picture-716480-1448604958.jpg)
Консультация - памятка для воспитателей «Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках»
Консультация - памятка для воспитателей...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/16/picture-694933-1565951972.jpg)
Памятка для воспитателей "Действия воспитателя при проведении утренней гимнастики и ООД по физической культуре"
Данный материал может быть полезен инструкторам по физической культуре при взаимодействии с воспитателями в ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/27/picture-758269-1709044657.jpg)
памятка для воспитателей успешное взаимодействие воспитателя и родителей В ДОО
Представлены электронные ресурсы...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/20/picture-839482-1479669688.jpg)
памятка для воспитателей и помощников воспитателей в адаптационный период
в памятке даётся описание правил поведения персонала ДОУ, приёмы и методы работы в адаптационный период, применение упражнений и игр во время прохождения этого периода...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/26/picture-846028-1511675730.jpg)
Памятка для воспитателей "Несколько советов воспитателю по оптимизации общения с детьми"
Общение воспитателя с детьми...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/25/picture-657490-1440508775.jpg)
Памятки для воспитателей. Правила поведения и общения воспитателя в ДОО.
Правила поведения и общения в дошкольной образовательной организации...