Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по развитию познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие с утенком Тимом»
план-конспект занятия (младшая группа)

Кондрашина Марина Александровна

Цель: Формирование первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Формирование первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира.

Задачи: 

Образовательные:

1. Систематизация знаний детей о некоторых свойствах объектов окружающего мира (бумага, песок, вода, магнит);

2. Закрепление знаний детей о необходимости соблюдения мер предосторожности в процессе экспериментирования с предметами окружающего мира.

Развивающие:

1. Развитие познавательной активности, любознательности и самостоятельности детей в процессе экспериментирования;

2. Развитие умения детей приобретать знания посредством практических опытов и умения делать простейшие выводы, излагать свои мысли в понятной для окружающих форме;

Воспитывающие:

1.Воспитание самостоятельности у детей, закрепление правил поведения в семье.

Материал: игрушка утёнок Тим, домик, забор, пруд, ёмкости с водой, кувшинки из бумаги, баночка с горячей водой, лёд, подносы с мокрым и сухим песком, магниты, гвоздики, пуговицы.

Методы и приемы: проблемные ситуации, рассказ, загадки, игры-головоломки, развивающие игровые задания.

Ход ОД.

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в сказочное путешествие. Вы хотите совершить путешествие?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда приключения начинаются.

На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос.

Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора и он пошел открывать мир. Ребята, что-то я беспокоюсь за утёнка Тима, предлагаю вам ему помочь. Вы согласны?

Дети: Да. 

Опыт № 1

Воспитатель: Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов. Солнышко уже начало всходить и утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы. Как они называются?

Дети: Кувшинки.

Воспитатель: А где растут кувшинки?

Дети: Пруд, речка, озеро.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у вас тоже есть кувшинки, вырезанные из бумаги.  Но они закрытые, еще не распустились. Что же нам нужно сделать, чтобы цветы раскрыли свои лепестки?

Дети: Их надо положить в пруд, к остальным.

Воспитатель: Ребята, опустите, кувшинки в пруд, и мы понаблюдаем, что с ними произойдёт.

(Ребята опускают кувшинки в пруд, и наблюдают)

Воспитатель: Смотрите, смотрите, наши кувшинки тоже распускаются.

- А как вы думаете, почему это происходит?

Дети: Лепестки цветов распускаются, потому что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются

Воспитатель: Посмотрел утенок на кувшинки, полюбовался и отправился дальше познавать окружающий мир.

- Но тут вдруг подул ветер и на небе появились тучки

Пошел дождь. Утенок испугался и спрятался под кустом.   

Опыт № 2

Воспитатель: Я предлагаю тоже устроить нашему другу дождик.

 - Ребята, посмотрите, я беру баночку с горячей водой, накрываю ее крышкой с дырочками и еще мне надо положить лед сверху крышечки. Помогите мне, пожалуйста, положить лед на крышечку, только очень аккуратно, ведь мы с вами имеем дело с горячей водой!

- Давайте понаблюдаем, что же произойдёт. У нас в баночке пошел дождик.

- А как вы думаете, почему?

Дети: Лед начал таить и капать в баночку.

Воспитатель: Правильно, лед таит от теплого воздуха, и в отверстия в крышечки стекает талая вода.

- Прошло немного времени, и дождь закончился.

(На столах стоят ёмкости с сухим и мокрым песком отдельно.

Под деревом около утёнка половину сухого и половину мокрого)

Опыт № 3

 Воспитатель: Снова появилось солнце. Тиму стало скучно, он подумал, чем бы заняться и, вдруг, посмотрел вниз и увидел песок. Ему очень захотелось порисовать на песке с помощью трафаретов, которые он всегда носил с собой.  Утёнок взял трафарет и начал рисовать.

- Ребята, возьмите по трафарету и порисуйте вместе с Тимом.

(Дети рисуют трафаретами на сухом песке).

Какие красивые рисунки у вас получаются! Но, вдруг, подул ветерок, и все рисунки исчезли. Тим удивился, и снова начал рисовать. Опять подул ветер, и всё исчезло. Как же так! – удивился наш друг. Ребята, а вы сможете объяснить Тиму, почему пропадают его рисунки.

Дети: Песок сухой, поэтому рисунки сдувает ветер.

Воспитатель: Правильно. Но утёнку хочется, чтобы его рисунки надолго оставались видны на песке. Как же ему быть?

Дети: Ему нужно выйти из-под дерева, найти мокрый песок и рисовать там.

Воспитатель: Давайте и мы попробуем на мокром песке порисовать.

- Подул ветерок наши рисунки остались целы.

Тим: Здорово! – обрадовался Тим. – Ребята, а почему так происходит? На мокром песке рисунки остаются, а на сухом нет?

Дети: Потому что, когда песок мокрый, он может принимать любую форму.

Воспитатель: Правильно, ребята, мокрый песок может принимать любую форму. Какие вы у меня молодцы, все-все знаете.

Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.

Очистите салфетками руки, и мы продолжим наше путешествие.

 Физкультминутка:

Мы шагаем друг за другом;

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре –

Полетели, закружили...

(Имитация движений.)

Вот мы вышли на лесную поляну, на которой Тим встретил ёжика.

Опыт № 4

Воспитатель: Здравствуй, ёжик, куда ты направляешься, с этим интересным камнем? Поинтересовался Тим.

Ёжик: Этот интересный камень, как ты его называешь, поможет мне собрать гвоздики, которые я случайно рассыпал. А ведь мне осталось совсем чуть-чуть, чтобы достроить свой дом.

Тим: Ха-ха-ха! Да как же этот камень тебе поможет? – рассмеялся Тим.

Воспитатель: Ребята, а вы не догадываетесь, о каком волшебном камне идёт речь?

Дети: Это магнит.

Воспитатель: Как же ёжик сможет с помощью магнита собрать все гвоздики?

Дети: Магнит притягивает железные предметы.

Воспитатель: Давайте продемонстрируем, что у нас получится.

- Ребята, а почему не притягиваются другие предметы?

Дети: Они не металлические.

Воспитатель: Утенок очень устал за время своего путешествия, и решил вернуться домой на птичий двор. Ему так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир.  Давайте с ним попрощаемся, но прежде объясним ему, что нельзя одному уходить из дома без взрослых. Так как на улице нас может ждать много опасностей!

(Дети прощаются с Тимом).

-А теперь давайте вернёмся в детский сад.

Дети подходят к столу, на котором лежат бумажная кувшинка, ёмкость с сухим и мокрым песком, с водой и со льдом, магнит, металлические предметы.

Воспитатель: Ребята.

Почему распускаются кувшинки?

Почему образовались капельки воды?

Почему оставались следы на мокром песке?

Почему гвозди «прилипают» к магниту?

Рефлексия: Кому мы сегодня помогли? Какие трудности вы испытывали? Кому расскажите дома? Вы сегодня молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по познавательно-исследовательской деятельности. «Этот воздух-невидимка»

Конспект открытого занятия во II младшей группе по познавательно-исследовательской деятельности Воспитатель: Трофимовская Ирина НиколаевнаТема: «Этот воздух-невидимка».Интеграция образовател...

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Русские народные традиции» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие; художественно-эстети

Конспектобразовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Русские народные традиции»Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развит...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по образовательной области «Познавательное развитие» Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»

Разработанный мной конспект НОД с детьми подготовительной группы по ФЭМП "Гуси-лебеди" соответствует возрастным особенностям детей и включает современные образовательные технологии: здоровье...

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по развитию речи: «Путешествие на Северный полюс».

Данный конспект поможет уточнить и систематизировать знания детей о животных Северного полюса....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ДЕФЕКТОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»: ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НА

Месяц, неделяТема Цель   Примечание Сентябрь I период1Обследование детей:времена года, дни недели, обобщающие понятия, название животных и их детенышей и т.д.234Октябрь  1Осень. Деревья...