Конспект совместной деятельности с детьми 5-6 лет по познавательно-исследовательской деятельности "Лаборатория воздуха". ОО "Познавательное развитие".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Соймина Галина Юрьевна

Сформировать у детей представления  о воздухе и его свойствах посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности с детьми 5 – 6 лет по познавательно-исследовательской деятельности:  «Лаборатория воздуха». ОО «Познавательное развитие».

Воспитатель: Соймина Г.Ю.

Цель: Формирование знаний у детей о свойствах воздуха.

Задачи:  Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности детей через опыты и эксперименты.

Расширять знания детей о свойствах воздуха: невидимый, прозрачный, не имеет вкуса и запаха, воздух можно поймать в оболочку,  воздух      движется, воздух легче воды.

Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.

Развивать способности детей самостоятельно решать поставленную задачу.

Активизировать речевую деятельность детей с учётом индивидуальных особенностей развития. Обогатить словарь детей словами: лаборатория, опыты, эксперименты.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми и взрослыми

Оборудование: Пиктограммы, полиэтиленовые мешочки, стаканчики с водой, коктейльные трубочки, салфетки, веера, мыльные пузыри, коробочка с запахом апельсина.

Предварительная работа: Чтение детской энциклопедии «Что такое воздух», «Сказка о добром воздухе», просмотр презентации «Воздух вокруг нас».

Ход совместной деятельности.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

   Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем (воздух).

Воспитатель:  А почему вы так думаете? (Мы вдыхаем воздух носом, он проходит к нам в грудь, потом мы его выдыхаем. Мы воздух не видим, но без воздуха мы жить не можем).

Воспитатель: Правильно, сегодня мы будем говорить о воздухе.

Ребята, как вы думаете, что такое воздух? (воздух – это то, чем мы с вами дышим).

Воспитатель: Правильно, воздух – это то, чем мы с вами дышим.

Воздух необходим для жизни и человеку, и животным, и растениям.

Без воды и еды человек может прожить несколько дней, а без воздуха всего несколько минут. Сегодня нам предстоит узнать, что такое воздух, и какими свойствами он обладает.

Сейчас мы превратимся в ученых - исследователей и отправимся в лабораторию.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория? (Лаборатория – это место, где ученные проводят различные опыты и эксперименты).

Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: не мешать друг другу, работать аккуратно и внимательно слушать руководителя научной группы.

Давайте повторим правила работы в лаборатории. (Не мешать друг другу, работать аккуратно и внимательно слушать руководителя научной группы).

Воспитатель: Я буду руководителем научной группы, а вы, моими помощниками.

Приглашаю вас в нашу лабораторию «Почемучек», чтобы исследовать воздух.

Опыт 1 «Поймай воздух».

Воспитатель: Скажите ребята, вы видите воздух вокруг нас? (Нет, не видим).

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух? (Воздух невидимый, прозрачный).

Воспитатель: Ребята, а воздух можно поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? (Да, хотим).

Воспитатель: Посмотрите на карточку и скажите, что вам нужно взять. (Нам нужно взять пакет).

Воспитатель: Возьмите пакет. Что в нем? (В пакете ничего нет, он пустой).

Воспитатель: Давайте наберем в пакет воздух. Что случилось с пакетом? (Пакет стал толстый. Он полон воздуха и похож на подушку).

Воспитатель: А вы видите воздух? (Нет, воздух  невидимый)

Воспитатель: А вы видите свою руку? (Да, мы видим свою руку).

Воспитатель: Значит, какой воздух? (воздух прозрачный).

Воспитатель: Давайте  выпустим из пакета воздух. Пакет опять стал тоненьким, почему? (Нет воздуха, вышел).

Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, но воздух можно  поймать и поместить в оболочку.

Опыт 2 «Воздух внутри нас»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, воздух есть внутри нас? (Да есть).

Воспитатель: Посмотрите на карточку и скажите, что вам нужно взять. (Нам нужно взять стакан с водой и трубочку).

Воспитатель: Возьмите стаканы с трубочками и подуйте, что происходит? (Пузыри воздуха поднимаются наверх, воздух легче воды. Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузыри. Значит, внутри нас есть воздух).

Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Как вы думаете, человек может не дышать? (Нет, без воздуха человек умрет).

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Вывод: Воздух лёгкий. Он  легче воды. Человек не может жить без воздуха.

Воспитатель: Ребята давайте поиграем в игру «Пузырь».

Подвижная игра «Пузырь».

Вместе с детьми берем, друг друга за руки и образуем небольшой круг. Затем говорим:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся, большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

Одновременно постепенно расширяем круг и держимся за руки до тех пор, пока не скажу слова: "Лопнул пузырь!". Можно после слов "лопнул пузырь" можно двигаться к центру круга и произносить: «пш-ш-ш-ш-ш». Затем вновь надуваем пузырь, отходя назад, образуя большой круг. (3 раза)

Воспитатель: Ребята, а какие пузыри мы можем пускать? (Мыльные пузыри).

Опыт 3. «Игра с мыльными пузырями».

(Дети берут мыльные пузыри).

Воспитатель:          Если дунуть посильней,

                                    Будет много пузырей

                            12345 ни за что их не поймать.

В каждом пузыре есть воздух. Мыльная пленка наполняется воздухом и

отрывается от петельки, легкие воздушные пузыри летают.

Воспитатель: Ребята, а как воздух попадает к нам внутрь? Чем мы вдыхаем воздух? (Воздух к нам попадает через нос).

Воспитатель: Давайте покажем, как мы дышим.

(Дыхательная гимнастика)

Воспитатель: Подышали, а теперь пойдём  в лабораторию.

Опыт 4. С бумажной салфеткой.

Воспитатель: Ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, мы видим воздух? (нет, не видим)

Воспитатель: Посмотрите на карточку и скажите, что вам нужно взять. (Нам нужно взять салфетку).

Воспитатель: Возьмите салфетки, сделайте  вдох носом и выдох на салфетку ртом. Что происходит с салфеткой? (салфетка шевелится).

Воспитатель: При выдохе, образуется движение воздуха, и салфетка приходит

в движение.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Вывод: Воздух может двигать предметы.

Опыт 5. С веером.

Воспитатель: Посмотрите на карточку и скажите, что вам нужно взять. (Нам нужно взять веер).

Воспитатель: Давайте устроим ветер с помощью веера. Возьмите веера, помашите на себя. Что вы чувствуете? (Ощущаем ветерок).

Воспитатель: Вы видите ветер? (Нет, мы ветра не видим).

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Вывод: Мы ветра не видим,  но ощущаем. Ветер - это движение воздуха.

Опыт 6. Воздух не имеет запаха.

(контейнер с запахом апельсина)

Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Нет, не имеет).

Воспитатель: А теперь закройте глаза (в-ль подносит к детям  контейнер с запахом апельсина). Чем пахнет? (Апельсинами).

Воспитатель: Так воздух имеет запах или нет? (Дети в замешательстве).

Воспитатель: Чем пахнет на кухне? (На кухне пахнет едой).

Воспитатель: Чем пахнет в хлебном магазине? (В хлебном магазине пахнет хлебом).

Воспитатель: Чем пахнет в больнице? (В больнице пахнет лекарствами).

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Воспитатель: Воздух имеет свойство переносить запахи.

Воспитатель: Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Какого цвета воздух? (Воздух бесцветный).

Воспитатель: Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какой вкус у воздуха? (Воздух безвкусный).

Воспитатель: Вдохните носом воздух. Какой у него запах? (У воздуха нет запаха).

Воспитатель: Какой вывод мы делаем?

Вывод: Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

Воспитатель: Молодцы ребята. Вам понравилось работать в лаборатории? (Да понравилось)

Воспитатель: А какие опыты понравились больше? (ответы детей).

Воспитатель: На этом наши исследования закончены, нам пора возвращаться в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности в I младшей группе с использованием познавательно-исследовательской технологии

Конспект совместной деятельности в I младшей группе.С использованием познавательно-исследовательской технологии Тема: « Транспорт» конспект направлен на:-Узнавать некоторые виды машин и их с...

Конспект совместной деятельности в I младшей группе с использованием познавательно-исследовательской технологии

Конспект совместной деятельности в I младшей группе.С использованием познавательно-исследовательской технологии Тема: « Транспорт» конспект направлен на:-Узнавать некоторые виды машин и их с...

КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей по проведению детского познавательно-исследовательского клуба «Хочу все знать», по теме: «Удивительное открытие в Простоквашино».

Представляю методическую разработку по курсу "Методические основы образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО" - конспект совместной деятельности педагога и детей по проведению дет...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области художественно - эстетическое развитие на тему: "Грибы"

Программное содержание:• Расширять знания детей о грибах (грибы бывают съедобные и несъедобные). Учить выделять сходства и отличия грибов.• Активизировать в речи названия грибов.• Учить...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области художественно - эстетическое развитие на тему: «Мы по городу идём»

Цели:- Расширять знания детей об архитектурных сооружениях своего города через изобразительное творчество.- Закреплять умение самостоятельно выбирать материалы и способы изображения, находить композиц...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области художественно –эстетическое развитие на тему: «Ракета летит в космос»

Уточнить знания детей из истории развития космонавтики: кто был первым космонавтом; название ракеты, на которой полетел первый человек в космос; понятия «космос», «ракета»; о планете Земля....

Конспект совместной деятельности с детьми в старшей группе по познавательно - исследовательскому развитию с использованием ЭОР на тему: "Как хлеб на стол пришёл."

Конспект совместной деятельности с детьми в старшей группе по познавательно - исследовательскому развитию с использованием ЭОР на тему: "Как хлеб на стол пришёл."Цели: Рассказать как на стол...