Сообщение для педагогов на ГМО "Синтез искусств - ведущее направление развития в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста"
материал

Злобина Ксения Николаевна

Материал адресован музыкальным руководителям. В докладе подробно рассмотрены условия, а также формы, методы и приёмы работы с детьми для успешного ознакомления с различными видами искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sintez_iskusstv_doklad.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 25 «Солнышко» (МБДОУ д/с №25)

Российская Федерация, 456440 Челябинская область, г. Чебаркуль, ул. 9 Мая, 26,

тел/факс: 8(35168)5-54-80, e-mail: detskiisad-solnyshko@mail.ru, сайт: http://solnyshko25.ucoz.ru

   

Сообщение на тему:

«Синтез искусств – ведущее направление развития в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста».

Подготовил:

Музыкальный руководитель

Злобина К.Н.

для выступления на ГМО

Чебаркуль, 2017.

        

Синтез искусств – ведущее направление развития в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.

Искусство – один из основных механизмов познания человека и окружающей его действительности, формирования системы его ценностных установок. Для ребёнка восприятие искусства является одним из путей освоения мира. Наиболее благоприятным в этом отношении является период дошкольного детства, когда дети предрасположены к восприятию различных видов искусства. Это объясняется тем, что ведущей в психике ребёнка является эмоциональная сфера, а искусство эмоционально по своей природе.

В настоящее время наблюдается явное снижение культурного уровня современного общества именно поэтому приобщение детей к эталонным, классическим произведениям разных видов искусств очень актуально.

«Классический» в переводе означает «образцовый». Поэтому одной из главных целей педагогов – знакомить детей с высокими образцами классической музыки, литературы, живописи, театра, способствующими музыкальному, художественному и общекультурному развитию дошкольников. Полное достижение этой цели возможно только через синтез (с греч. соединение, сочетание) или по-другому интеграцию образцов разных видов искусства. Именно поэтому синтез искусств выделяют ведущим направлением развития в эстетическом воспитании детей.

Ознакомление дошкольников с классическим искусством в целом следует организовывать, придерживаясь всего двух условий:

1. Создание условий для насыщения жизни ребёнка искусством, введение его в мир музыки, живописи, литературы, танца, театра, т.е. важно обеспечить расширение «культурного пространства» ребёнка:

  • продуманные и тщательно подготовленные встречи с классическим искусством: посещение музеев изобразительного искусства и краеведения, детской художественной галереи, филармонии, лекций - концертов, историко-архитектурных ансамблей, различных выставок, связанных с воздействием на дошкольника различных видов искусства: архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, художественного слова, ландшафтного дизайна, флористики и др. Так же не следует забывать приобщать детей к самобытной региональной культуре и к постановкам музыкального театра. Ребёнок впитывает в себя разнообразные художественные впечатления, и это способствует обогащению его художественного и общекультурного развития. Хотелось бы отметить особую важность театральной педагогики. Музыкальный театр в силу своей специфики (синтез различных видов искусства, зрелищности, праздничности) способен оказать на дошкольника огромное влияние. Благодаря важнейшему выразительному средству – музыке – музыкальный театр может добиваться более высокой степени воздействия на зрителя, чем любые другие виды театрального искусства. Очень важно ввести детей в атмосферу музыкального театра, пробудить у них потребность в его посещении. Такие яркие культурные события оставляют в памяти заметный след, пробуждая стремление слушать «живую» музыку, интерес к познанию нового. Итогом встреч с классикой обязательно должно быть последующее обсуждение произошедшего в жизни детей культурного события, а также полученных детьми ярких впечатлений в различных видах художественного творчества.
  • дошкольники открывают для себя волшебную силу искусства и при достаточном богатстве впечатлений стремятся их выразить в собственном «творческом продукте» в разных видах деятельности. Поэтому каждый педагог ДОУ, также, как и специалист, должен обязательно создать «единое образовательное пространство» – мастерскую для достижения больших возможностей в развитии художественной культуры ребёнка, его творческих способностей. Под «мастерской» обычно понимают предметно – пространственную среду ДОУ:
  • музыкальный зал с различными детскими музыкальными инструментами,
  • театральная гостиная с костюмерной и гримёрной,
  • изобразительная студия с необходимыми материалами для творческой деятельности детей, игротека, где ни могут поиграть, обыграть полюбившийся сказочный или музыкальный образ,
  • музыкально – художественный салон (мини – музеи, небольшие экспозиции, выставки), в котором можно послушать классическую музыку и стихи, полюбоваться произведениями изобразительного искусства.

2. Работу по ознакомлению с искусством следует организовывать в два этапа: а) «предметные циклы» занятий искусством, различными художественными деятельностями; б) синтез, взаимодействие разных искусств, разных видов детского художественного творчества.

Для успешного решения программных задач по разделу «Художественно – эстетическое развитие» ЧИППКРО были разработаны методические рекомендации для работы с детьми во всех возрастных группах детского сада. Цель методической разработки — систематизировать работу по введению ребенка в мир прекрасного, формирование художественного вкуса и интереса к образцам отечественного и мирового искусства.

Задачи по ознакомлению дошкольников с разными видами изобразительным искусством:

1.         Содержательная задача — обучение детей умению понимать язык искусства в целом через вопросы:

-          о чём рассказал музыкант (художник, скульптор и т.д.);

-          что хотел выразить в своем произведении (эмоции – несформированный эмоциональный интеллект).

2.         Изобразительно-выразительная задача — формировать мыслительную деятельность: умение сравнивать, анализировать, обобщать через вопросы:

3.         Эмоционально-личностная задача — формирование умений давать эстетическую оценку произведению:

-          какое отношение самого музыканта (художника) к своему замыслу;

-          что вам понравилось в музыкальном произведении (картине);

-          что вас в нем заинтересовало; какое оно передаёт настроение.

4.         Воспитательная задача — формирование у дошкольников устойчивого интереса к образцам отечественного и мирового искусства:

-          нравственно-эстетическое качество;

-          познавательный интерес;

-          эмоциональное отношение к содержанию произведения.

Решение этих задач предлагается осуществлять при помощи разнообразных форм, методов и приемов работы.

Формы работы с детьми.

Основными формами работы при синтезе различных видов искусств являются творческое задание, игра – путешествие, импровизация, изображение.

Одной из интересных форм является выполнение творческих заданий после прослушивания, беседы и анализа музыки. Можно передать настроение в творческом движении, игре на детских музыкальных инструментах. Самое главное делать всё это вместе с детьми. Договорившись между собой можно «озвучить, оживить» сказку при помощи движений, игры на музыкальных инструментах.

Другой интересной формой работы считается игра – путешествие по сказкам («Сказка о царе Салтане», «Садко» Н. А. Римского – Корсакова, «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро» П. Чайковского, «Золушка», «Петя и волк» С. Прокофьева и т. д.) Вспомнить сказку по фрагментам видеосюжета, книжным иллюстрациям, оживить её музыкальными звуками, танцами, собственными рассказами и т. д. Можно превратиться в снежные хлопья, цветы, капельки, передавая пластикой движения, придумать своё продолжение сказочной истории и рассказать об этом в музыкальных импровизациях.

В изобразительном творчестве дети могут передать не только настроение музыки, процесс развития музыкального образа цветовой палитрой рисунка, но и отразить две темы: печальную грустную (обиженную Золушку) и светлую (Золушка надеется на лучшее, мечтает о счастье). Отношение к персонажу можно выразить изображением причёски, одежды оформлением портретов героев лентами, цветами, бантами и т. д.

В музыкальном творчестве (импровизация на детских музыкальных инструментах) можно передать и стук каблучков, биение сердца, страх, радость и т. д.

Методы и приёмы используемых в работе по ознакомлению детей с разными видами изобразительного искусства.

Метод пояснения — уточнение представлений, подведение детей к самостоятельному объяснению.

Метод сравнения — повышение мыслительной активности, развитие мыслительных действий (анализ, синтез, умозаключение).

Метод акцентирование деталей — раскрытие выразительности одной из частей произведения, усиливает восприятие ребенка и помогает установить взаимосвязь между частью и целым.

Метод вызывания адекватных эмоций. Вызвать определенные чувства, эмоции, настроение, адекватное состоянию изобразительного образа (учитывать связь предстоящего восприятия с предшествующим опытом детей).

Метод тактильно-чувствительный. Вызывать у детей чувства переживания адекватного состоянию изображенного образа, почувствовать любовь к себе другого человека.

Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов. Работа эмоциональной памяти детей, способствовать оживлению ранее пережитых эмоций в процессе восприятия произведений.

Метод музыкального сопровождения. Воздействовать на зрительные и слуховые анализаторы. Установить связь между живописным музыкальным образом. Использование игровых приемов — сосредотачивает внимание, активизирует мыслительную деятельность, интерес детей, формирует положительное эмоциональное отношение к произведению. Прием «вхождения» в картину — учит переживать, сопереживать, будит детское воображение. При использовании перечисленных методов происходит органическое слияние и одномоментное воздействие на зрительные, слуховые, тактильные органы восприятия, что обеспечивает более глубокое погружение ребенка в мир цвета, звука, слова и осознание им мира культуры.

Выбор методов и приемов определяется задачами конкретного занятия и содержанием обучения.

Встречу с классическим искусством в жизни каждого ребёнка трудно переоценить. Именно детство – тот особый, неповторимый период, когда ребёнок обладает повышенной любознательностью, эмпатией, открыт навстречу всему новому и прекрасному. Ознакомление с высокохудожественными образцами подлинного искусства оказывает значительное воздействие не только на музыкальное, но и общепсихическое развитие ребёнка: мышление (прежде всего образное), речь, воображение. Классические музыка, хореография, литература, живопись, театр позволяют решать одну из важнейших задач художественного образования дошкольников – воспитание культурного слушателя и одну из важнейших задач педагогики – воспитание культурного человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Актуальность художественно – эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами народного декоративно – прикладного искусства."

Предлагаемая   мною  программа.  "Знакомство  детей  младшего дошкольного   возраста  с  хохломской  росписью" — одно из педагогических условий р...

Перспективное планирование по теме: «Роль декоративно-прикладного искусства в интеллектуально-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста». Старшая группа.

Данный материал разработан в помощь воспитателям детских садов. В планировании представлены мероприятия, которые позволят более подробно познакомить детей с декоративно-прикладным искусством....

Факультет повышения квалификации и переподготовки педагогов. Практико-значимая работа. На тему: «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Факультет повышения квалификации и переподготовки педагогов.  Практико-значимая работа.  На тему: «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕ...

Искусство и литература как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Большие возможности для эстетического воспитания заложены в искусстве и произведениях литературы. Знания, полученные детьми в процессе общения с искусством, способствуют их интеллектуальному, эмоциона...

«Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста»

Инновационные факторы на сегодняшнем этапе формирования общества касаются в первую очередь системы дошкольного образования, как начальной ступени раскрытия возможных умений и навыков ребёнка. Развитие...