Консультация на тему «Народное искусство в интеллектуально-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста»
консультация на тему

       В результате ознакомления с народным искусством у детей увеличивается запас эмоциональных переживаний, пополняется детский опыт эстетической оценки произведений народного искусства с точки зрения законов красоты и эстетического идеала. Разнообразие народного, художественного материала, интегрирование его в различных видах доступной детям художественно-творческой деятельности позволяет с успехом решать задачи эстетического развития детей дошкольного возраста.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад компенсирующего вида №40 «Ритм»

Консультация на тему

«Народное искусство в интеллектуально-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста».

г. о. Химки

 

       

       Народное искусство – это глубокий незамутнённый источник художественных образов, доступных пониманию детей дошкольного возраста. Красота родной природы, особенности быта русского народа предстают детям живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Будь то жостовский поднос, или деревянная посуда, сделанная в Хохломе, или нарядная дымковская игрушка – глаза детей, глядя на них, загораются живым любопытством и восторгом.

       Подчёркивая значение искусства, а народное искусство является его неотъемлемой частью, известный психолог Б. М. Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека – не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоничному развитию личности».

       А. Канцедигас в книге «Искусство и ремесло» пишет: «Духовное богатство, высокая содержательность, отсутствие второстепенных, малозначительных смысловых элементов, то есть сам характер информации, заключённый в произведениях народного искусства, обуславливает такие существенные качества принятой в нём художественной системы, как поэтичность, декоративность, неизменно подчёркиваемые исследователями изобразительного фольклора всех стран».

       Одной из ярко выраженных характерных черт народного искусства является его традиционность. Народное искусство имеет глубокие корни, уходящие в глубь веков. Традиции касаются и основных выразительных средств, технологии и т. п. Например, Хохлома традиционно имеет тёплую гамму, она нарядна. Народное искусство традиционно создаётся для человека. Так, богородская игрушка адресовалась ребёнку, чтобы его развлечь.

       Следующая существенная черта народного искусства – его гуманность, человечность. Русское народное искусство очень содержательно и направлено на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать её содержательней.

       Язык народного искусства (изобразительного, речевого, музыкального) не несёт эклектики, он лаконичен, в нём заключается совершенство композиции.

       Интегрирование разного содержания в воспитательно-образовательной работе с детьми на материале народного искусства соответствует характеру мышления детей дошкольного возраста: оно является наглядно-действенным, и вместе с тем и восприятие, лежащее в основе детского творчества, и мышление синкретичны. Интегрирование разных видов искусства, в том числе и народного, основывается на тяготении разных видов искусства к синтезу. Народное искусство синкретично по своему характеру.

       На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости от яркого колорита, богатства и разнообразия мотивов, и проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

       Известно, что восприятие ребёнка (зрительное, слуховое, осязательное, кинестезическое) обладает существенными индивидуальными различиями. Образы восприятий накапливаются и составляют сенсорный опыт ребёнка, который, как известно, не является неподвижным. Образы, ранее сформировавшиеся, вступают во взаимодействие с вновь воспринимаемыми. На этой основе формируются представления детей. Решая задачу формирования у детей эстетического отношения к человеку, природе, искусству, мы должны помнить, что лишь на основе эстетического восприятия могут быть сформированы эстетические представления детей. И народное искусство, с его яркой образностью, выразительностью, даёт для этого благодатную почву.

       Другим психическим процессом, имеющим важное значение для успешного осуществления художественно-творческой деятельности, является мышление. Вместе с тем художественно-творческая деятельность сама способствует развитию мышления. Характеризуя мышления ребёнка, психологи выделяют такие его стадии: наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление. Все эти стадии проявляются уже на этапе дошкольного детства. Однако вступление мышления в новую стадию не означает изживание его предыдущей стадии. Мышление предыдущей стадии сохраняется у ребёнка и помогает в развитии мышления новой стадии. Следовательно, развитие логического мышления тесно связано и опирается на наглядно-образное мышление, основу которого составляют образы-представления, усваиваемые ребёнком в различных видах художественно-творческой деятельности, в которой образность отражения предметов и явлений – главное достоинство. Народное искусство, в котором в музыкальной, художественно-речевой, декоративно-прикладной форме запечатлены наглядные образы окружающих предметов и явлений в доступном для детского познания виде способствует развитию наглядно-образного мышления ребёнка.

       Особо следует остановиться на развитии эмоционального отношения к художественной деятельности как важнейшем факторе развития творчества и художественных способностей детей. Известно, что эмоционально-положительное отношение необходимо для осуществления любой деятельности, тем более что оно важно для художественной деятельности, основывающейся на эмоциях, вызывающей самые разнообразные чувства. Эмоционально-положительному отношению ребёнка к деятельности способствует, как подчёркивают педагоги и психологи, удовлетворение потребности ребёнка. И одна из важнейших таких потребностей – потребность в деятельности. На наличие потребности ребёнка в активной деятельности указывали многие педагоги, называя ребёнка деятельностным существом. Представление детям возможности заниматься разнообразными художественными видами деятельности на основе народного искусства будет способствовать удовлетворению потребности ребёнка в деятельности, а следовательно, вызовет эмоционально-положительное отношение к этим видам деятельности.

       Осуществление изобразительной, художественно-речевой, музыкальной деятельности на материале народного искусства будет способствовать удовлетворению и такой потребности, как интеллектуальная, познавательная потребность, потребность в приобретении новых знаний о мире. Известно, что для детей дошкольного возраста потребность в познании весьма значима. И она удовлетворяется в любой художественной деятельности, так как дети познают свойства различных материалов, виды искусств, в том числе и народное, обладая большими потенциальными возможностями для развития интеллекта ребёнка. Ибо познание искусства строится на его восприятии, анализе, выделении основных характерных особенностей, сравнении, сопоставлении, выделении сходства и различий, уподоблении, обобщении. Дети знакомятся с особенностями народной музыки, различными видами народного декоративно-прикладного искусства, спецификой его образного строя, особенностями цветового решения каждого вида. Так, дымковская роспись отличается от филимоновской, а каким своеобразием характеризуется золотая хохлома!

       Занятия художественным творчеством на основе народного искусства способствуют удовлетворении потребности детей в самоутверждении. Если у ребёнка хорошо получается исполнение народной песни, танца, если он может рассказать народную сказку, потешку, вспомнить пословицу, создать узор по мотивам народной росписи, то он чувствует себя уверенно среди своих сверстников.

       В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создаёт эмоциональную благоприятную обстановку для детей. Они получают эмоционально-положительное подкрепление в виде успешности осуществляемой деятельности, испытывая от этого чувство умелости и связанного с ним удовольствия.

       В результате ознакомления с народным искусством у детей увеличивается запас эмоциональных переживаний, пополняется детский опыт эстетической оценки произведений народного искусства с точки зрения законов красоты и эстетического идеала. Разнообразие народного, художественного материала, интегрирование его в различных видах доступной детям художественно-творческой деятельности позволяет с успехом решать задачи эстетического развития детей дошкольного возраста.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль народного искусства в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. "Русские ремесла".

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Прививать любовь к своей культуре, бережно относиться к материальным и духовным ценностям своего народа.Программное содержание:Уточнять...

Доклад выступления на педагогическом совете на тему: "Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста".

Народные игры как часть традиционной  культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отраж...

Влияние народного декоративно-прикладного искусства на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

В начале нового тысячелетия в истории России наступает эпоха формирования нового человека, с высокими духовно-нравственными качествами, соответствующими исконно русской ментальности. Одной из ак...

Выступление на ММО для воспитателей младших и средних групп на тему: «Влияние декоративно-прикладного искусства на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Выступление на ММО для воспитателей младших и средних групп на тему: «Влияние декоративно-прикладного искусства на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»...

Выступление на конференции на тему "Народные подвижные игры как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

Народные подвижные игры -это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития....

Тема: «Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Тема: «Народные игры,как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»....