Тема: «Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
материал

Гноевая Валентина Ивановна

Тема: «Народные игры,
как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_nar_igry.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №4 «Родничок»

Выступление на районном семинаре

«Игра как средство эколого-эстетического воспитания дошкольников».

Тема: «Народные игры,
как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Подготовила воспитатель

первой квалификационной категории:

Гноевая Валентина Ивановна

Акбулак 2019

(С-1) Современное общество нуждается в гармонично развитых личностях, людях, обладающих высокой нравственной и духовной культурой, соответственно, нравственное воспитание становится актуальным вопросом. Современный человек, а тем более ребенок, подвержен влиянию множества негативных факторов. Следовательно, очень важно уделять внимание духовно-нравственному воспитанию ребенка уже в дошкольном возрасте, во всех аспектах жизни, в том числе и воспитание детей через русское народное творчество. (С-2) Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению детей с нравственными нормами в процессе различной деятельности.

(С-3) Приобщение к народным традициям особенно значимо в дошкольные годы, поскольку духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре, помогает узнать свои истоки. К. Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях …». Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков - зеркало для потомков», и поэтому ратовал за народное воспитание. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры почти исчезли сегодня из детства. Видимо надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.

(С-4) Игры – удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Игры – уроки жизни, они учат ребенка общению с другими людьми. В народных играх – залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, находчивость, волю и стремление к победе.

(С-5) По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Все свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Огородник и воробей», «Волк и гуси», «Утка и селезень»). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, что требует от детей активной умственной деятельности. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия детей и поведение, их взаимоотношения, содействуют формированию воли. Они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Огородник и воробей», «огородник» может ловить «воробья» только за кругом. Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявлении чувства коллективизма, слаженности действий. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора.

(С-6) Народные игры помогают осуществить интегративный подход при организации образовательного процесса и решать задачи в разных образовательных областях:

- развивать мышление, воображение, активизировать умственную деятельность, воспитывать активность, сноровку, сообразительность; обучать умению конструировать игры на традиционной народной основе;

-  создавать определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству; формировать чувство причастности к истории Родины, знакомясь с народными праздниками и традициями; развивать нравственные качества, воспитывать патриотические чувства;

- развивать навыки свободного общения со сверстниками, инициативу, умение постоять за себя, нравственные чувства; учить преодолевать неудачи, переживать неуспех;

- развивать двигательную активность и физические качества;

- знакомить с различными видами фольклора — приговорками, считалками, перевертышами, загадками, хороводами, народными песнями и др.

(С-7) Различают игры.

•        Хороводные;

•        Словесные (интеллектуальные);

•        Игры с диалогом;

•        Игры-забавы;

•        Игры-соревнования;

•        Подвижные игры.

(С-8) Интеллектуальные игры

Эти игры мы применяем как часть занятия, разминку, заполняем ими промежуток между занятиями, в конце прогулки, перед приемом пищи. Очень любят эти игры и взрослые, поэтому эти игры очень кстати на праздниках, досугах, викторинах, развлечениях, родительских собраниях.

Цель: закрепить представления детей и взрослых о фольклоре; приучать к самостоятельному выполнению правил; развивать творческие способности; развивать речь детей.

(С-9) Игры с пением и танцами (хороводные)

Такие игры проводятся на праздниках, развлечениях, посиделках, досугах, концертах.

Цель: развитие умения выразительно и ритмично двигаться; знакомство с русскими народными плясками, хороводами; развитие игрового творчества.

(С-10) Подвижные русские народные игры

Такие игры проводятся на прогулках, на праздниках, развлечениях, досугах, занятиях физкультурой.

Цель: закреплять представления детей о фольклоре и русских народных играх; продолжать развивать двигательную активность детей, ловкость, быстроту, пространственную ориентировку; приучать к самостоятельному выполнению правил.

(С-11) Игры – состязания (спортивные)

Такие игры проводим (в основном, на улице) на занятиях по физкультуре, спортивных праздниках и досугах, развлечениях. В этих играх как нельзя лучше проявляется русская удаль, характер нашего народа, воля и стремление к победе.

Цель: развитие интереса к народным играм; развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

(С-12) Организацию работы с русскими народными играми можно выстроить следующим образом:

Понедельник: Проигрывание игры совместно с воспитателем с показом и уточнением основных движений, объяснение правил и проговаривание слов, распределение ролей воспитателем либо при помощи считалки, жеребьевки, сговорки.

Вторник: Организацию игры берет на себя педагог. Напоминание и уточнение правил, совместное проговаривание игровых слов, помощь в распределение ролей.

Среда: Игру организуют дети с поддержкой и помощью воспитателя. Педагог контролирует за соблюдением правил и правильным воспроизведением ими игровых слов. При необходимости подсказывает, не нарушая при этом темп игры. Дети самостоятельно распределяют роли.

Четверг: Дети самостоятельно организуют и проводят игру под частичным контролем педагога. Самостоятельное распределение ролей детьми.

Пятница: Дети самостоятельно и по собственной инициативе организуют и проводят игру без какого-либо вмешательства взрослого

(С-13) Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опасную работу между людьми. Позже, когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид.

Например: Таря-Маря в лес ходила, шишки ела, нам велела, а мы шишек не едим

Таре - Маре отдадим!

В старшем дошкольном возрасте можно использовать жеребьевки – угады. Например: один из играющих прячет за спиной в руке маленький предмет и говорит: кто угадает, тому водить.

Если игра требует разделение на команды, используют сговор, уговор, подбор. В таких играх вначале выбирают ведущих, затем определяется состав команд. Разделить всех игроков помогают сговорки. Дети делятся на пары отходят в сторону и сговариваются, между собой придумывая названия, смешные клички, чаще в форме рифмовок:

Медведя лохматого или козла рогатого

Из речки ерша или из леса ежа

Таракана усатого или тигрёнка полосатого.

(С-14) Для младшего возраста можно выбрать наиболее простые игры, которые привлекали своей напевностью, эмоциональностью. Это игры с песенным и стихотворным сопровождением, хороводы. «Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», «У медведя во бору». С детьми старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русской народной подвижной игрой, можно развивать интерес к истории родной страны, народной культуре, фольклору (познакомить с пословицами, поговорками, приметами), а также с календарными народными играми.

(С-15) На Новый год можно провести следующие игры - «Бабка Ежка», «Жмурки»; «Дедушка - рожок», «Слепой козел», «Звонарь»

Масленица: - «Горелки», «Гори, гори ясно», «Лапти», «Пятнашки с мячом», «Колечко», «Салки»,

Пасха – «Солнышко», «Береза», «Бой яйцами», «Катание яиц с горки», «Цепи кованые», «Вышибала».

(С-16) Педагогам детского сада необходимо использовать народные игры на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях. Использование народных игр в работе с детьми позволяет воспитателю донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям.

(С-17) Таким образом, народные игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад выступления на педагогическом совете на тему: "Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста".

Народные игры как часть традиционной  культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отраж...

Русская народная сказка как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста

В статье раскрыта роль русской народной сказки в системе общественного дошкольного воспитания для развития воображения, мышления, речевого творчества, воспитания добрых чувств у детей. Приведены приме...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Опыт работы на тему «НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Опыт работы на тему«НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

Консультация для коллег на тему: «Сохранение и развитие традиционных духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста»

Консультация для коллег на тему: «Сохранение и развитие традиционных духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста»...