консультация для родителей детей с ОВЗ "Играем и развиваем деток с ОВЗ дома"
консультация

Харитоненко Светлана Сергеевна

          Игра – естественное состояние ребенка, его способ знакомиться с миром и самим собой. Но когда в семье появляется особый ребенок, слишком чувствительный к любым воздействиям, неохотно вступающий в контакт с людьми, предпочитающий однообразные собственные занятия или с трудом понимающий правила обычных игр, родители нередко оказываются в замешательстве. Они хотят играть с ребенком и понимают, что игры и занятия ему нужны так же или еще больше, чем другим детям — но не знают, как их организовать. Порой попытки вовлечь ребенка в игру заканчиваются неудачей, и родители предпочитают не играть вовсе, чтобы не огорчаться самим и не расстраивать малыша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_i_razvivaem_detey_doma.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Играем и развиваем детей с ОВЗ дома»

Консультация для родителей

Для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, важным и приоритетным является коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная работа, которая направлена на восстановление психофизического и социального статуса ребенка, а также способствующая его социальной адаптации. Для обеспечения полноценной психолого- педагогической помощи ребенку с ОВЗ в условиях дома, родителям необходимо знать основные направления, методы и приемы взаимодействия со своим ребенком. Рассмотрим их подробнее.

Для ребенка с ОВЗ (вне зависимости от его диагноза) очень важно развивать свои телесные ощущения и двигательную активность. Для этого можно воспользоваться следующими нехитрыми приемами:  

  • Раскачивание ребенка (в гамаке, в покрывале, на качелях и т.д.) с проговариванием стихов, потешек и песенок;  
  • Качание на гимнастическом мяче (лежа на спине, на животе, с упором на ноги, на руки, сидя);  
  • Ходьба по различным поверхностям (по камушкам, по песку, по губкам, по каштанам, гороху, массажным коврикам и т.д.);  
  • Лазанье, перелезание через папу, маму, эмоционально-заразительные ласкательные игры (накрывшись простыней, с прикосновениями и т.д.);  
  • Развитие сенсорных ощущений руки (рисование на ладошке, отпечатками ладошки, ступни; лепка из соленого теста и пластилина);  
  • Катание на велосипеде;
  • Игры с мячом (бросание мяча вверх, от себя, катание мяча друг другу, ловля мяча, удар по мячу ногой, при этом используя разную силу удара по мячу.) «Ударь как слон», «Ударь как мышонок»);  
  • Пальчиковые игры;
  • Массаж рук до локтя и ног до колена с использованием контраста (Суджоку и резиновый колючий мячик, зубная щетка, макияжная кисть и т.д.).

На психофизическое развитие ребенка большое влияние оказывает общение с тем взрослым, к которому он эмоционально привязан, с которым ему нравится общаться. Именно в игре создаются необходимые условия для возникновения и развития таких отношений. Поэтому, нужно таким образом выстроить для детей контакты с окружающим миром, чтобы у них возникло стремление приобрести опыт, который обеспечит их будущий успех и пополнит копилку навыков и умений.

 Играя с ребенком, родитель должен проникнуться процессом наравне с ним, верить во все происходящее или хотя бы притворится. Принимайте любую импровизацию, не настаивайте на своих правилах игры. Следите за своей речью, ведь вы являетесь образцом для подражания. Помните, что малыши гораздо больше понимают, чем могут выразить словами. Следите за настроением своего ребенка. Задействуйте все органы чувств: пусть ребенок рассматривает, слушает, трогает.

Игра «Тень»

Цель: развитие двигательной координации, быстроты реакции, установление межличностных контактов.

Ход игры: один участник становится путником, остальные его тенью. Путник идёт через поле, а за ним на два шага сзади – его тень. Тень старается точь-в-точь скопировать движения путника. Желательно чтобы путник совершал движения: собирал грибы, срывал яблоки, перепрыгивал через лужи, смотрел вдаль из-под руки, балансировал по мостику и т. д. Задача ребенка максимально точно повторять движения ведущего.

Игра «Угадай и найди»

Цель: развитие внимания, восприятия памяти.

Ход игры: взрослый рассказывает ребенку о какой-либо игрушке, показывает ее изображение. Ребенок должен найти игрушку в комнате, и принести.

Игра «Где звучит?»

Цель: развитие зрительного и слухового внимания, навыков ориентирования в пространстве.

Ход игры: показать игрушку ребенку. Двигать игрушкой, чтобы ребенок обратил на нее внимание, а потом игрушка отводится в сторону и снова тарахтит. Ребенок с закрытыми глазами должен указать направление, откуда идет звук. Игра повторяется 2-3 раза.                                                                                                                                          

Игра «Узнай предмет»

Цель: развитие восприятия и тактильной памяти.

Ход игры: ребенку предлагается определить на ощупь, какие вещи находятся в мешке. Вместо мешка можно приготовить коробку необходимого размера с боковой прорезью круглой формы. А если ее оклеить разными картинками, она станет настоящим украшением детского уголка.

Игра «Веселая птичка»

Цель: закрепить знания о расположении предметов в пространстве; понимание и употребление простых предлогов [в], [на], [под], [за].

Ход игры:

а) Две птички, у взрослого и ребенка, летают. Ребенок повторяет действия за Вами.

б) Вы говорите, куда улетела птица — вверх, вниз, а ребенок выполняет действие.

в) Действие наоборот: «А сейчас птичка будет летать, а ты скажешь, куда она полетела».

г) Предложите спрятать птичку за шкаф, в шкаф, посадить на стол, стул, под стул и т. д.

Игра «Прищепки»

Цель: развитие мелкой моторики  рук.

Ход игры: Прищепки в игре используются как тренажер для пальчиков. Вырезать из бумаги несколько силуэтов разной одежды (кофточка, юбка, носки, рубашка и др.). Попросить ребенка помочь Вам развесить белье на веревке с помощью прищепок. 

Развивающая игра «Поймай рыбку».

Цель: развивать ловкость и координацию движений. 

Для этой игры нужны "рыбки" (предметы с ручками) и удочка. Удочку можно смастерить самим - к палке привязать веревку с крючком. Длина веревки должна соответствовать росту ребенка, чтобы ему было удобно "ловить рыбку" с пола.

Ход игры: Разложить на полу небольшие предметы, у которых есть ручки. Например, небольшие кастрюльки, лейки, погремушки, пластмассовые кружки и так далее. Теперь можно предложить ребенку стать "рыбаком": "Смотри, какие странные рыбки к нам заплыли. Давай их поймаем, и у нас снова будет порядок".

Развивающая игра «Что внутри?»

Цель: Развитие мелкой моторики; учить определять название различных свойств материала, устанавливать отношения между материалом и его ощущением.

Материал: воздушные шарики с различными наполнителями (вода, песок, муку с водой,  различные крупы и др.) Шарики с каждым наполнителем должны быть парными.

Ход игры: ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

Очень важно не забывать поддерживать здоровый образ жизни при воспитании ребенка с ОВЗ (отдых, спорт, прогулки, полноценное питание, гибкое соблюдение режима дня). В семье необходимо сохранять доброжелательную обстановку, проявлять терпение заботу и мягкое руководство деятельностью ребенка. Забота и правильная организация деятельности в игровой форме оптимизирует развитие ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: «Организация режима дня дома»

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: «Организация режима дня дома»...

Консультация для родителей детей 2 младшей группы " Развиваем мелкую моторику рук, играя"

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Ответ на этот вопрос вы найдете в консультации...

Консультация для родителей детей 2 младшей группы " Развиваем мелкую моторику рук, играя"

Для чего нужно развивать мелкую моторику? Какие игры помогают развивать мелкую моторику? Ответы на эти вопросы найдут родители в консультации...

Консультация для родителей детей 2 младшей группы " Развиваем мелкую моторику рук, играя"

Значение мелкой моторики очень велико. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?...

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста «Развиваем мелкую моторику»

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста по ФЭМП «Математические игры дома.»

В предлагаемом материале рассказано как в интересной игровой форме, в домашней обстановке, закреплять знания, полученные ребёнком на занятиях по математике в детском саду....

Консультация для родителей детей подготовительной группы «РУКА РАЗВИВАЕТ МОЗГ»

Наши далекие предки вольно или не вольно заботились о развитии рук своих детей. Натуральное хозяйство требовало труда от всех членов семьи, включая самых маленьких. Почти всю домашнюю работы...